Психофизическое развитие ребенка в школьные годы

В период младшего школьного возраста происходит второй этап становления человека в обществе – поступление в школу. В ней начинают свое обучение дети от 6 лет. Как правило, возрастные особенности не учитываются обучающим персоналом. Однако, некоторые психические процессы шестилетнего ребёнка, могут в значительной мере отличаться от особенностей семилетнего. Это касается познавательных и функциональных процессов психики.

В период среднего детства ребёнок развивается особенно быстро. Это касается, как физиологических особенностей (роста, веса, тембра голоса, изменений, связанных с половым созреванием), так и высших психический функций (памяти, мышления, речи и др.). Усложняется работа головного мозга, что позволяет ребенку осваивать новые навыки и умения. Процессы памяти и мышления становятся более эффективными.

В процессе обучения значительно возрастает количество нейронных связей и взаимодействий между ними в коре больших полушарий. Ко всему прочему, укрепляется сознание и самосознание (становление «Я»).

Физиологи утверждают, что детский возраст до 6-7 лет сопровождается различными изменениями, которые характеризуются перестройкой всего организма. Ведущий специалист по мышлению и речи, нейропедагогике Татьяна Алексеевна Аристова утверждает, что в 6 лет ещё отсутствует полноценное формирование борозд головного мозга, том числе лобных долей, а так же скачкообразно происходит развитие корковых полей, которые обеспечивают функционирование основных анализаторов. Вторая сигнальная система только начинает принимать господствующее положение, тем не менее, пока не готова полностью взять на себя весь контроль процессов.

При анализе уровня внимания шестилетних и семилетних детей, у первой группы наблюдается значительно более низкие показатели. Это значит, что у шестилетнего ребенка концентрация внимания имеет более низкий уровень. Оно менее устойчиво. Отсутствует быстрая переключаемость на раздражители, которые вызывают определенный интерес. Дети семи лет гораздо реже отвлекаются, что подтверждает более высокую сосредоточенность.

Осанка у детей шестилетнего возраста более гибкая и пластичная. Мышцы, позволяющие правильно держать положение спины, ещё слабые, и поэтому, велик риск развития нарушения осанки (сколиоз). Сколиоз и его разновидности не всегда корректируются ЛФК и консервативным лечением. Поэтому следует внимательно отнестись к специфике развития скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста.

Голосовые связки так же развиты слабо, по сравнению с детьми годом старше. Это может стать одной из причин отставания ребенка в развитии.

Помимо всего прочего, можно выделить и ряд психологических особенностей. В шесть лет ребенок, как правило, обладает начальным опытом: запасом сенсорных ощущения, а так же восприятием предметов и явлений окружающей действительности, которые формировались у него все это время. Благодаря этим функциям, психика начинает с большой интенсивностью активизировать такой серьезный процесс, как мышление.

Оно сформировано, но особенная активность этого психического процесса начинается именно в периоде 6-7 лет. Ребенок погружается в учебную деятельность. Свойства памяти и внимания максимально обострены, значительно увеличивается количество нейронных связей. Объединение всех вышеперечисленных процессов и функций психики ведет к успешному усвоению научных материалов и новых знаний.

По словам Зигмунда Фрейда, период младшего школьного возраста включает в себя ряд особенностей, связанных, прежде всего с психосексуальным развитием. Психоаналитик выделил особый латентный период, который характеризуется подготовкой к взрослению. Этот период отличается от остальных тех, что он совершенно несвязан с сексуальной активностью. Вся деятельность ребёнка опирается лишь на его основные потребности или интересы.

Известный немецкий психолог, работавший в области психологии развития, Эрик Эриксон рассматривал эту теорию совершенно с другой стороны. Он утверждал, что весь процесс развития личности основывается на функциях внутриличностного конфликта. Рассматриваемую нами стадию психического развития он назвал кризисом неполноценного трудолюбия.

На этой стадии школьник начинается осваивать нормы культуры, которые приняты в обществе. Социализация занимает господствующее положение.

Ребенок начинает придерживаться дисциплины, берет на себя ответственность за свои дела и поступки. Осваивает коммуникативные навыки, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям Эриксона именно в этот период у детей развивается такое сложное понятие, как оценка своих возможностей.

Шестилетки и семилетки начинают анализировать свои достижения, сопоставляя их с достижениями сверстников. На этом этапе возникает риск занижения самооценки. Переживания, связанные с сомнениями в собственных возможностях, могут быть настолько глубокими, что в дальнейшем развивается чувство неполноценности, которое может влиять на весь процесс учебной мотивации и усвоения знаний. Педагог, работающий в классе с учениками в этот промежуток времени, должен учитывать всевозможные трудности, связанные с данной проблемой, и успешно предотвращать их. Прежде всего, это зависит от создания необходимой для ребенка обстановки, а так же психологической поддержки.

Создавать комфортную атмосферу для адаптации к школе должны не только педагоги и штатные психологи, но и родители.

Прежде чем отдавать своего ребенка в школу учтите все нюансы психофизического развития ребенка. Тогда вы точно избежите проблем, связанных с адаптацией.

Источник

Особенности психофизического развития  детей 10-14 лет.

Структура личности подростка

В ней нет ничего устойчивого,

Окончательного и неподвижного

Все в ней – переход, все течет.

Л.С. Выготский

    В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Ключевыми моментами  являются:

  1. Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
  2. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
  3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
  4. Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

     Подростковый период это  период развития личности и  интеграции в общество.  

Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.  Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков  с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.

   Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают в учреждения торговли, обслуживания или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают  слесарями-ремонтниками низких разрядов,  швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.

Пример: Если я говорю о самооценке, хочу привести пример: Колмакова Оля- училась год на швею, успешно в нашей школе обучалась. Пишет мне в социальных сетях, что сидит дома, не стала учиться дальше, тк. Там ей не дали разряд какой-то, на который она рассчитывала, она говорит я была лучшая из всех. Т.е в школе она привыкла быть первой и там хочет занимать то же положение, она «обиделась» и не стала учиться дальше.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с  подростками

    Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

    В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Пример: Ахпашев Виктор обижает Настю Асочакову, дошло до разборок с родителями. Также знаки внимания уделяет Матрене. Он их грубо обижает, доводит до слез. Но сам признался опекуну Матрены: я давно в нее влюблен.

    Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. Нов литературе не пишется о том, что мешает развитию творчества. Одним из причин можно назвать телефон, планшет, компьютер.

Например: в прошлом году на любой праздник дети готовились активно, увлеченно. А  сейчас при подготовке к празднику «Золотая Осень» я заметила равнодушие, отсутствие творческого поиска. На перемене приходят и тихо сидят за партами(с телефоном).

   Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания  подростков:

— формирование у них нравственных личностных качеств;

– знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья – общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Правила планирования работы классного руководителя:

 Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.                                                                                                               

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы.Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

Источник

Специфика возрастного психофизического развития

учащихся  1 класса

      Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Учёба – это серьёзный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.

      Наиболее сложный период – начало школы, 1 класс. Приспособление к школе длится 1,5 месяца, а порой и дольше. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его психическому и физическому здоровью.

Зачастую педагоги предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая их возрастных, индивидуальных особенностей. А ведь именно мы должны знать и учитывать психофизиологические особенности школьников семилетнего возраста и донести наши знания до родителей для сохранения физического и психического здоровья, а также для благоприятной динамики работоспособности ребёнка.

Мы все изучали этот вопрос в институтах и педучилищах, но порой даже самая важная информация может со временем стереться из памяти. Давайте ещё раз вспомним, какими особенностями психофизического развития обладает ребёнок 6,5 – 7 лет, который пришёл к нам в 1 класс.

Начнём с физиологических особенностей первоклассника.

Надо отметить, что возраст первоклассника – это возраст  спокойного и равномерного физического развития. К 1 классу скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если до школы ребёнок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 лет – лишь на 2-3 см. При этом рост идёт в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.

Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребёнка расходует от 1000 до 3000 килокалорий в сутки. Именно в этом возрасте начинается отчётливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создаёт дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и  опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.Избыток жирных и сладких продуктов, недостаток в рационе овощей, фруктов, витаминов приводит к тому, что сегодня у 24% детей наблюдается избыточный вес.

Следует знать, что в этом возрасте начинаются важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной  мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

В 6-7 лет идёт интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Формируются все изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой – это важнейшие условия нормального физического развития ребёнка, его осанки, условий всей дальнейшей работоспособности.

Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст от 7 до 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.

Кроме того,  не закончено формирование и костей грудной клетки. Если ребёноксидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании, то это тоже может привести к нарушению осанки. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

Задачи учителя 1 класса:

  • следить за соразмерностью мебели;
  • следить за весом ранца;
  • наблюдать за осанкой детей;
  • наблюдать за двигательной активностью.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

 При выполнении графических заданий важно следить:

  • за правильным положением тетради;
  • за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть-чуть расслаблены);
  • важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
  • за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение.

Необходимо помнить:

  • не следует перегружать ребёнка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
  • желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
  • следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование – развитие мускульной памяти).

К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека.Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом: груша, слива, яблоко, абрикос, то некоторые дети вообще затрудняются найти или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты».

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

Увеличивающиеся лобные доли мозга играют большую роль в формировании высших и сложных функций психических функций человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

Торможение  – это основа сдерживания, самоконтроля. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакцийи становится более заметной, чем у дошкольников. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.

Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении.Однако склонность  к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников.Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.

Кроме физиологических особенностей первоклассника, необходимо помнить об особенностях его психического развития. При поступлении в школу у него меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивался дошкольник, уступает место учению — строго регламентированной общественно оцениваемой деятельности. Именно она и становится основным фактором психического развития первоклассника.Кроме того, перестройка его внешней жизни сопровождается перестройкой внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять ими – управлять восприятием, вниманием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.

Восприятие.

У учащихся 1 класса процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.

Восприятие первоклассников отличается слабой  дифференцированностью.Часто они путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. В 1-м классе восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе.У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать.Учащиеся же 2 – 3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме.

Внимание.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

В 1 классе только начинается развитие произвольного внимания. Организованная учебная деятельность требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Преобладающим видом внимания младших школьников остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей само собой, без всяких усилий с их стороны. Они не могут еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что в данном возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).

А вот развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного и уместного использования наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Первоклассники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ученик  не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

Внимание во многом определяется темпераментом. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

Однако, у детей всех темпераментов отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, характерная для 7 – 8-летних детей. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости процесса торможения.

Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в лучшем случае примерно 30 минут. Они не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя, то есть при пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, так как отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. В таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Часто мы замечаем, что уже через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если мы хотим чему-либо научить ребёнка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

Необходимо помнить: внимание поддерживается интересом.

Память.

У первоклассников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Они более склонны к механическому запоминанию. Для них характерно дословное заучивание и воспроизведение учебного материала без его преобразования, без попыток передать его содержание своими словами.Это объясняется, во-первых, тем, что механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, дети еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда ставят задачу запомнить (что запомнить дословно, а что — в самых общих чертах). И учитель не всегда помогает детям в этом, говоря, что воспроизвести материал надо правильно и полно. А правильно и полно, по мнению учеников, и означает дословно. В-третьих, первоклассники еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. К недостаткам памяти также относится неумение правильно организовать процесс запоминания.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Особенности мышления.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Ребенок 7 – 8-летнего возраста обычно мыслит конкретными категориями.

Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Однако первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность.

Надо отметить, что первоклассники очень эмоциональны:

  • всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
  • они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
  • их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Если мы хотим чему-либо научить ребёнка, нужно создавать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание учителя или удивление, что всё выполнено замечательно.

И особенно важно отметить, что в  первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.Первые неудачи ребёнка, помноженные на непонимание и нетерпение учителя, могут отбить у малыша желание  учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с нашей стороны должна быть поддержка и терпение. Недолжно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации. Ведь причины учебных неудач первоклассника зачастую могут быть не в уровне интеллектуального развития ине в поведении, а в возрастных особенностях, в резервах его организма и в состоянии здоровья.

Пожелания учителю 1 класса:

  • если вы хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;
  • помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
  1. Не понимаю, чего от меня хотят…
  2. Понимаю, но у меня не получается.
  3. Кое-что начинает получаться!
  4. Получается всё лучше и лучше!!!
  • пусть у Вас никогда не опускаются руки;
  • Вы должны верить в своего ученика!

Источник