Психофизическое развитие ребенка в доу

Юлия Князева
Развитие психофизических качеств дошкольников

Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости,не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.

Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).

Сила – психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.

Выносливость – это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности, но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения,особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.

Читайте также:  Что должен делать ребенок в 6 месяцев физическое развитие девочка

Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например,игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. ; общеразвивающимиупражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т. д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитиетребует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

– помоги, но не навреди;

– заинтересуй, но не настаивай;

– каждый ребенок индивидуален.

Источник

Психофизическое развитие детей в детском саду

Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Ведь, чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье. (Слайд 1)

Поэтому важно грамотно организовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразных аспектов, среди которых, несомненно, есть и направления деятельности детского психолога: (Слайд 2)

  • психологическая поддержка работы по физическому воспитанию (присутствие на занятиях инструктора по физичекому образованию (ФИЗО), с целью определения (по соответствующим методикам) поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т. п.), так как ни один процесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферы деятельности); составление рекомендаций педагогам, с учетом индивидуальных особенностей детей).
  • просветительская работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей (Слайд 3) (здесь также важна роль детского психолога – его задачи не только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и через наглядную агитацию, консультации, беседы, анкетирования, практикумы знакомить с основами физической культуры и здоровым образом жизни, «подогревать» интерес к физическому воспитанию детей).
  • подбор адекватных средств и методов обучения (анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста), который должен проводится с непременным участием психолога.

Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только у инструкторов по ФИЗО и воспитателей, но и у психологов.

В целом, рассматривая вопросы оказания положительного влияния детского психолога на развитие у дошкольников физической культуры, следует выделить следующие виды работ: (Слайд 4)

  • подвижные игры (с бегом, прыжками, ходьбой, ползанием и лазанием, бросанием, ловлей и метанием, на ориентировку в пространстве) (Слайд 5)
  • метод самомассажа (снятие напряжения, расслабление мышц) (Слайд 6)
  • пальчиковые игры             (Слайд 7)
  • арт-терапия                        (Слайд 8)                       развитие мелкой моторики, упражнения для кистей рук
  • песочная терапия или крупо-терапия      (Слайд 9)
  • водотерапия (закаливание, развитие мелкой моторики рук, упражнения для кистей рук, снятие нервного напряжения, повышенного тонуса мышц, расслабление) (Слайд 10)
  • психогимнастика (упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины и гибкости позвоночника, мышц брюшного пояса и ног) (Слайд 11)
  • релаксация (снятие нервного напряжения, повышенного тонуса мышц, расслабление) (Слайд 12)

Таким образом происходит сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же формирование и развитие навыков саморегуляции (успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяют «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках темперамента, психики дошкольника); воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Поэтому можно сделать вывод о том, что физическое воспитание детей дошкольного возраста содержит множество аспектов, которые требуют вмешательства психолога. (Слайд 13)

Читайте также:  Рост и физическое развитие ребенка до года

Источник

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -7 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности».

Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.

В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях. Дети активно усваивают навыки самообслуживания. Ограничение активности малыша в этот период, стремление взрослых обуть, одеть, застегнуть и накормить его могут привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.

Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.

Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. При чём боль может быть настолько интенсивна, что иногда дети кричат не в силах её перенести. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.

На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы.

В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям.

Развитие движений у детей 5 – 7 лет

Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.

Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.

В этом возрасте нужно обратить особое внимание прыжкам и спрыгиванию на твёрдую поверхность. Так как амортизационные свойства позвоночника и стопы несовершенны, то возможно травмирование организма. физиологичным для ребёнка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду (песок, поролон, сухой бассейн с шарами и др.) либо подпрыгивание или перепрыгивание.

Также внимание следует уделить области носа, так как окостенение опорных костей носовой перегородки не окончено, и любые, даже самые лёгкие ушибы в области носа могут привести к травме и кровотечению особенно во время игр с мячом.

Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обуславливает нередкие подвывихи из-за резкого рывка ребёнка за руку. Также в этом возрасте нежелательны висы и упражнения по преодолению тяжести своего тела на вытянутых руках.

Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.

У детей семи летнего возраста наблюдается незначительное увеличение массы тела и силы мускулатуры; окончание формирования изгибов шейно-грудного отдела позвоночника и свода стопы; интенсивное окостенение мелкий костей кисти и пальцев рук; высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц, связок; совершенствование координации, устранение «лишних» движений; выработка характерной осанки; качественное изменение двигательной деятельности.

В этом возрасте следует особое внимание уделить выработке правильной осанке. Формирование осознанного самоконтроля ребёнка за положением своего тела. При его отсутствии велика вероятность деформации позвоночника.

Следует обратить внимание на состояние ротовой полости. В этом возрасте происходит постепенная замена временных зубов постоянными. Очень важно следить за формированием правильного прикуса.

У детей формируется способность к самоконтролю и правильной оценке процесса и результата собственных движений. Выполнение движений становиться осмысленным и планируемым. Велик интерес детей к соревновательным компонентам совместных действий.

Читайте также:  Пиаже развитие интеллекта у ребенка

Для развития и совершенствования двигательных возможностей детей мы в группах используем здоровье сберегающие технологии, которые включают в себя:

  1. Динамические паузы,
  2. Пальчиковую гимнастику,
  3. Релаксацию,
  4. Игры малой подвижности,
  5. Сказкотерапию,
  6. Сухой аквариум.
  1. Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. И выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, проверка осанки,  физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

  1. Пальчиковая гимнастика

Проводится индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям.

Проводится в любое удобное время.

Функции пальчиковой гимнастики:

  1. стимулирует развитие речи.
  2. развивает умение подражать взрослому
  3. помогает концентрировать внимание и правильно его распределять
  4. речь становится более яркой, ритмичной, чёткой
  5. развивается память
  6. развивается воображение и фантазия.
  7. пальцы и кисти рук приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладеть навыками письма.

      Все упражнения делятся на 3 группы:

  1. Упражнения для кистей рук.
  2. упражнения для пальцев условно статические
  3. упражнения для пальцев динамические.  
  1. Релаксация- это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В старшем дошкольном возрасте релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.

  1. Игры малой подвижности.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.      Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место занимают малоподвижные игры. Они проводятся с целью развития речи детей, пополнения активного словаря, а также  развития коммуникативных навыков.

  1. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Используя различные методы, сказкотерапия позволяет выполнить определённые цели и решить неодходимые задачи. Она используется:

  1. Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом,
  2. Как инструмент для передачи моральных правил и норм,
  3. Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач,
  4. Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
  1. «Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике.

Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом – футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Шарики  удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Играть с шариками можно как за столом, так на ковре

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье – когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.

С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.

Развитие логики у дошкольника – одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

Источник