Психофизическое развитие ребенка 3 лет
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует, отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому. Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3 – 4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний ребенок может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3 – 4 лет чрезвычайно велико. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами – заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Источник
2-3-х летний ребёнок — это уже сформировавшаяся маленькая личность.
2-3-х летний ребёнок — это уже сформировавшаяся маленькая личность. Он имеет свои привычки, требовательно поизносит «хочу» или «не хочу», узнаёт себя в зеркале, на фото и видеосъёмке. Иногда он становится упрямым, иногда — обидчивым. Часто это случается из-за того, что его оскорбили, обидели, несправедливо наказали.
Кризис 3-го года жизни
Этот период взросления у детей считается кризисным. Но процессы физиологического становления продолжаются: укрепляется нервная система, увеличивается выносливость организма.
Кроха взрослеет, он даже может иногда сдержаться и не заплакать, когда очень больно. Малыш становится усидчивее и терпеливее, учится дольше концентрировать внимание на одном занятии.
Появляется ещё одна черта: вдумчивость — теперь ребёнку труднее переключить внимание. Иногда, занимаясь своей игрой, он не сразу понимает обращённый к нему вопрос, а во время плача или капризов вам становится всё труднее переключать внимание малыша, отвлекая на яркую игрушку или птичку за окошком.
Двигательное развитие
У 2-х летнего крохи появляется больше умений в управлении своим телом и согласованности в действиях. Очень приятным событием для мам является то, что уровень развития тонкой моторики у детей 2-х лет уже позволяет им самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, держать в ручке карандаш, аккуратно орудовать ложкой за столом и даже застёгивать пуговицы.
Словарный запас
В этом возрасте он уже довольно внушителен: до 1300 слов. Разговаривая, ребёнок использует все части речи, хотя ещё и не всегда правильно. В таких случаях нужно тактично поправить его, сделав замечание. Характерным отличием речи двухлетнего малыша является «болтовня без умолку» — он проговаривает каждое своё действие, любую игровую ситуацию, делая это постоянно и с удовольствием.
Игра как основной развивающий вид деятельности
В этот период дети начинают активно играть в ролевые игры. Они примеряют на себя различные роли, изображая маму, папу или продавщицу в магазине, копируя их жесты, речь, мимику. Освоение ролевых игр является важным показателем перехода на новый уровень психического и умственного развития ребёнка.
Важнейшие мыслительные операции:
- умение выделять основные свойства предметов: цвет, размер, форму;
- умение назвать форму, размер и цвет предмета, а также его расположение (близко, далеко);
- умение проводить простейший сравнительный анализ: по цвету, размеру, форме, весу, времени (завтра, вчера, поздно, потом, сразу);
- умение координировать движения рук и глаз;
- умение формировать числовые представления: один, больше, меньше, мало, много.
Общение со взрослыми
Конечно же, это как раз тот возраст, когда малыш очень многое узнаёт об окружающем мире из пояснений взрослых.
А именно:
- явления природы: идёт дождик, снег, светит солнце, холодно, жарко, на небе облака, гремит гром;
- ребёнок с помощью взрослых познаёт растительный мир: различает и называет дерево, цветок, траву, листья;
- ребёнок имеет представления о животном мире: знает по именам всех домашних животных, имеет о них первичные представления, диких животных знает по картинкам и телепрограммам;
- различает и называет простые бытовые действия: мыть посуду, стирать, пылесосить и т. д.
Память и способность к выполнению действий
Ребёнок до 3-х лет в состоянии запомнить и выполнить 4–5 действий подряд. Например — подойти к столу, взять предмет, принести его и отдать вам. Малыш может отвечать на вопросы, повторить подряд несколько цифр, строить предложения из 6-7-ми слов.
В три годика ребёнок может нарисовать крестик, кружочек, человечка (правда, пока трудноузнаваемого). Здесь следует сказать, что успехи в рисовании напрямую зависят от обучения. Вряд ли у ребёнка получится с первого раза нарисовать какой-либо предмет, если до этого он не держал в руке карандаш.
На заметку родителям
Чтобы обеспечить вашему малышу благополучное психофизическое развитие, нужно принять на вооружение следующие моменты в воспитании:
- предоставляйте ребёнку больше свободы в действиях. Если он вполне может справиться самостоятельно, не опекайте и лишний раз не контролируйте его;
- к его самостоятельным действиям относитесь серьёзно, поощряйте;
- никаких негативных высказываний в адрес ребёнка допускать нельзя. Пусть пока неумело, постепенно, но он должен сам стремиться выполнить то или иное действие;
- давайте время на становление каждого навыка или умения, не торопите кроху;
- доверяйте, поощряйте, выражайте уверенность, что всё-всё получится;
- хвалите как можно чаще;
- пусть малыш чувствует вашу заинтересованность в том, чтобы у него всё получилось. Не проявляйте безразличия. Если усилия малыша увенчались успехом, выскажите ему свою искреннюю радость;
- если ребёнок не может справиться с поставленной задачей и просит вас помочь — помогайте, при этом не стараясь сделать всё за него, а добиваясь, чтобы основную часть задачи он выполнил сам;
- стремитесь формировать установку на преодоление трудностей, чтобы все усилия ребёнка приводили к заданной конечной цели;
- нельзя допускать таких ситуаций, где малыш заранее будет играть роль неудачника. Не ставьте перед ним неразрешимых задач;
- не занижайте и не завышайте способности ребёнка;
- старайтесь хвалить только тогда, когда малыш заслужил похвалу. Поощрение должно быть адекватно результату действия;
- формируйте интерес к занятиям, показам, играм, из которых малыш может почерпнуть образцы правильного поведения;
- активизируйте творческие возможности ребёнка, побуждая его к различным видам художественной деятельности;
- формируйте особый интерес к миру человеческих взаимоотношений, к разным видам деятельности человека;
- если у малыша в разгаре игра, а вам необходимо переключить его на другой вид деятельности, делайте это плавно, объясняя и помогая.
Источник
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение комбинированного вида № 25
«Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3х лет»
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем. Что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому; и правильному и не правильному. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования; Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния; Внимание, мышление, память – непроизвольны. Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы “Что это?”. Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает “нет” на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Возрастные особенности психического развития детей 2 – 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник
Возраст 3–4 лет для ребенка – непростой период. Во первых, в разгаре кризис 3 лет – осознание себя как личности, стремление утвердить свою самостоятельность в глазах близких. Во вторых – это время, когда большинство малышей получают первый опыт социализации – приходят в детский коллектив. Если родители будут знать о возрастных особенностях развития психики, мышления, физических возможностях детей в возрасте 3 – 4 лет, они смогут помочь малышу пройти этот этап наиболее безболезненно, а себя оградят от множества конфликтов со своим чадом, которые чреваты неверным психологическим дистанцированием.
Откуда взялся капризуля?
Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.
Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.
Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.
Совет
Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.
Психология: меряем на свой аршин
Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.
В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.
В этом возрасте малышей характеризуют:
- эмоциональность;
- отзывчивость;
- сопереживание другим;
- стремление прийти на помощь;
- дружелюбие;
- чувство стыда за плохой поступок;
- высокая потребность в общении со сверстниками.
По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от тех, кто младше всего на год.
- Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
- Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
- Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
- Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.
Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:
- привлекает внимание взрослых криками и плачем;
- пытается мстить обидчикам;
- стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
- пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
- демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
- начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».
Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.
Физическое развитие: на год старше
Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.
В 3-4 года ребенок уже может:
- бросать мячик через голову;
- хватать катящийся мячик;
- бить по движущемуся мячу ногой;
- спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
- бегать, огибая препятствия;
- стоять и прыгать на одной ноге;
- удерживать равновесие на качелях;
- ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
- пританцовывать в такт музыке.
Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:
- он ест вилкой и ложкой;
- во время еды не пачкает одежду;
- может сам аккуратно ходить в туалет;
- моет руки с мылом;
- чистит зубки;
- умывается;
- может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
- обувает обувь с липучками.
Совет
В возрасте до 4 лет обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться:
- ходить по бревну, дощечке;
- переступать через препятствие;
- лазать по веревочной лестнице;
- качаться на качелях;
- работать кистью, карандашом;
- обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
- вырезать простые детали из бумаги;
- застегивать пуговицы;
- шнуровать.
Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.
Говорим, думаем, понимаем, мыслим
Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.
Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.
Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:
- словарный запас может превышать 2000 слов;
- в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
- предложения становятся распространенными;
- появляются сложные речевые конструкции;
- игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.
Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.
Ребенок на четвертом году жизни уже знает:
- обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
- временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);
- времена года и явления природы, которые им соответствуют;
- названия домашних и диких животных, разницу между ними;
- названия птиц, рыб, насекомых;
- деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия;
- разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;
- многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы;
- разницу между живым и неживым;
- разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе.
Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.
Дошкольник этого возраста уже может:
- складывать картинку, состоящую из 4 частей;
- находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;
- находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;
- находить сходства и различия между предметами;
- выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;
- находить пары предметов;
- находить предмет по описанию;
- собирать матрешку из 6 единиц;
- опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;
- выполнять действия, которые показал взрослый;
- считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;
- назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги;
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- находить пару предмету с указанной характеристикой;
- запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).
Главное – игра
Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.
Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.
Совет
Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение.
В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:
- полить цветок;
- протереть пыль на полочке;
- поставить ботинки на место;
- накрыть на стол;
- поставить коту миску с едой;
- что-то принести или подать.
Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.
Советы родителям
Такова характеристика общих возрастных особенностей малышей 3 – 4 лет. Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность.
Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами.
- Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем.
- Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный.
- Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее.
- Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет.
- Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например: можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо.
- Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться.
- Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.
С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.
Источник