Психофизические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Психофизические особенности развития ребенка дошкольного возраста thumbnail
Лекции.Орг

Психофизические особенности развития ребенка дошкольного возраста
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Период развития ребенка от 4 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается психофизическое развитие и совершенствование умственных способностей ребенка.

В период развития ребенка от 4-х до 6-х лет продолжается его интенсивное физическое развитие. Рост ребенка увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс осуществляется неравномерно. У детей старшего дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее и растут быстрее, чем туловище. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается очень много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший его рост, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей, поэтому под влиянием большой нагрузки они могут легко деформироваться. Вот почему необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался. Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, как нарушение осанки и появление плоскостопия.

При нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли.

Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно – сосудистой системы.

При нормальном развитии с 4-х до 6 лет вес ребенка увеличивается в среднем на 8-10 кг и этот процесс происходит так же неравномерно, как и рост.

Количественные и качественные изменения в организме дошкольника протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при ускоренном росте замедляется созревание и, наоборот, при усиленном созревании функций в организме замедляется рост.

Достаточно объективно о развитии ребенка можно судить по состоянию паспортного и биологических возрастов.

Биологический возраст считается соответствующей паспортному, если рост ребенка не ниже среднего и каждый год увеличивается не менее, чем на 4 см.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малыша сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

По развитию основных движений (ходьбы, бега и т.д.), быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движений, физических качеств, можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним значительно свободней, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кислородом. C возрастом у детей увеличивается масса сердца сила его сокращений, а, следовательно, и объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. У 3-4-летних детей пульс равен 100-110 уд./мин, а к 6 годам снижается до 80 уд./мин. Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения и игры надо не только разнообразить, но и чередовать.

Физические упражнения во время занятий и в народных подвижных играх прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате этого улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к 6 годам строение легочной ткани еще не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно. Неглубокое дыхание приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а потребность организма в кислороде большая.

При выполнении гимнастических упражнений в народных подвижных играх ребенок должен дышать легко. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание на вдохе, обращать внимание на выдох, который должен быть резким и акцентированным.

Обмен веществ у детей проходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2-2,5 раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессом их распада и сгорания, поскольку развивающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей). В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост тела (примерно на 15%), чем на работу мышц.

При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запасов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием.

К 6 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система еще недостаточно устойчива: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ребенок страдает от обилия слов, мелодий, шума, поэтому его необходимо оградить от длительных и непосильных нагрузок, приводящих к быстрому утомлению нервной системы.

В познавательной сфере одним из основных достижений является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой периоды, растительного и животного мира.

Богатство и разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Все интенсивнее развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. Ребенок уже пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

У детей старшего дошкольного возраста улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они достаточно хорошо имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Необходимо отметить, что в возрасте 4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга общения. Его общение становится внеситуативным, взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Следует особо подчеркнуть, что главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность с другими действиями, другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является совершение действий с игрушками и предметами-заместителями. Однако в этом возрасте продолжительность игры еще небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста уже появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнятся не ради них самих, а ради смысла игры. В игре происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Необходимо отметить, что основные достижения дошкольного возраста связанны прежде всего с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием восприятия, памяти, внимания, образного мышления и воображения, речи, изобразительной деятельности; конструирования по замыслу, планирования, познавательной мотивации, эгоцентричности собственной позиции; формированием потребности в уважении со стороны взрослых, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности в играх со сверстниками. Все это обусловливает дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацию. [9]

В исследованиях было доказано, что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и выстраивают свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, причем одни роли становятся для них привлекательнее, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. [8]

Необходимо отметить, что главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. В тоже время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности ребенка. В игре взрослый, его общественные функции, отношение к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник осваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Следует обратить внимание на то, что в дошкольном возрасте взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других людей.

Необходимо отметить, что взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. У дошкольников появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятся лидеры. В играх появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что обусловливает развитие образа Я ребенка.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В дошкольном возрасте главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознавания своего места в системе общественных отношений.

Таким образом, в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психофизического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг различных видов деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, причем именно в игре формируется как психическая сторона, так и мотивационно–целевая.

Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2941 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -7 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности».

Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.

В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях. Дети активно усваивают навыки самообслуживания. Ограничение активности малыша в этот период, стремление взрослых обуть, одеть, застегнуть и накормить его могут привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.

Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.

Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. При чём боль может быть настолько интенсивна, что иногда дети кричат не в силах её перенести. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.

На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы.

В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям.

Развитие движений у детей 5 – 7 лет

Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.

Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.

В этом возрасте нужно обратить особое внимание прыжкам и спрыгиванию на твёрдую поверхность. Так как амортизационные свойства позвоночника и стопы несовершенны, то возможно травмирование организма. физиологичным для ребёнка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду (песок, поролон, сухой бассейн с шарами и др.) либо подпрыгивание или перепрыгивание.

Также внимание следует уделить области носа, так как окостенение опорных костей носовой перегородки не окончено, и любые, даже самые лёгкие ушибы в области носа могут привести к травме и кровотечению особенно во время игр с мячом.

Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обуславливает нередкие подвывихи из-за резкого рывка ребёнка за руку. Также в этом возрасте нежелательны висы и упражнения по преодолению тяжести своего тела на вытянутых руках.

Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.

У детей семи летнего возраста наблюдается незначительное увеличение массы тела и силы мускулатуры; окончание формирования изгибов шейно-грудного отдела позвоночника и свода стопы; интенсивное окостенение мелкий костей кисти и пальцев рук; высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц, связок; совершенствование координации, устранение «лишних» движений; выработка характерной осанки; качественное изменение двигательной деятельности.

В этом возрасте следует особое внимание уделить выработке правильной осанке. Формирование осознанного самоконтроля ребёнка за положением своего тела. При его отсутствии велика вероятность деформации позвоночника.

Следует обратить внимание на состояние ротовой полости. В этом возрасте происходит постепенная замена временных зубов постоянными. Очень важно следить за формированием правильного прикуса.

У детей формируется способность к самоконтролю и правильной оценке процесса и результата собственных движений. Выполнение движений становиться осмысленным и планируемым. Велик интерес детей к соревновательным компонентам совместных действий.

Для развития и совершенствования двигательных возможностей детей мы в группах используем здоровье сберегающие технологии, которые включают в себя:

  1. Динамические паузы,
  2. Пальчиковую гимнастику,
  3. Релаксацию,
  4. Игры малой подвижности,
  5. Сказкотерапию,
  6. Сухой аквариум.
  1. Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. И выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, проверка осанки,  физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

  1. Пальчиковая гимнастика

Проводится индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям.

Проводится в любое удобное время.

Функции пальчиковой гимнастики:

  1. стимулирует развитие речи.
  2. развивает умение подражать взрослому
  3. помогает концентрировать внимание и правильно его распределять
  4. речь становится более яркой, ритмичной, чёткой
  5. развивается память
  6. развивается воображение и фантазия.
  7. пальцы и кисти рук приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладеть навыками письма.

      Все упражнения делятся на 3 группы:

  1. Упражнения для кистей рук.
  2. упражнения для пальцев условно статические
  3. упражнения для пальцев динамические.  
  1. Релаксация- это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В старшем дошкольном возрасте релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.

  1. Игры малой подвижности.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.      Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место занимают малоподвижные игры. Они проводятся с целью развития речи детей, пополнения активного словаря, а также  развития коммуникативных навыков.

  1. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Используя различные методы, сказкотерапия позволяет выполнить определённые цели и решить неодходимые задачи. Она используется:

  1. Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом,
  2. Как инструмент для передачи моральных правил и норм,
  3. Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач,
  4. Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
  1. «Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике.

Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом – футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Шарики  удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Играть с шариками можно как за столом, так на ковре

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье – когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.

С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.

Развитие логики у дошкольника – одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

Источник