Психодинамический подход к коррекции психического развития ребенка

Психодинамический подход к коррекции психического развития ребенка thumbnail

К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевую терапию, активную аналитическую терапию и др.

Основу данного направления составляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления в рассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

Понятие динамики применительно к личности предполагает что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознания клиентом собственных интерпсихических конфликтов.

Основные положения данного направления:

Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;

Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.

В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в психодинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта, как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:

Конфронтация – распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

Прояснение – помещение обнаруженных явлений в “резкий фокус” для отделения важных моментов от незначительных.

Интерпретация – определение основного смысла и/или причины события.

Прорабатывание – повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

В динамическом подходе в основном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализ сновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).

Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический, для Юнга – метод активного воображения, для Хорни – метод совместного анализа жизненного пути, для Салливана – метод интервью психиатрического.

7 . Поведенческий подход в психокорекции
Поведенческий подход – подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.
Поведение человека – направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния (“Что ты себя расстраиваешь?” или “Не надо себя раскручивать”).
Основные вопросы поведенческого подхода: “что в поведении есть”, “что мы в поведении изменить хотим” и “что для этого конкретно следует сделать”. В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.
Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его “способ употребления”.
Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения. Действие, поведение – вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано. Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.
Направления внутри поведенческой парадигмы
Поведенческий подход – это не бихевиоризм,бихевиоризм – только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход – поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.
Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме
Полностью в рамках поведенческой парадигмы – разработки когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.
Практически полностью в поведенческой парадигме – РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП

8 .Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К Роджерса, А. Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений. Практика игротерапии в рамках клиент-центрированного подхода отражает главные этапы исторического развития теоретических оснований ее использования. Можно обозначить три основных этапа развития клиент-центрированной терапии — от «недирективной» до терапии, центрированной на чувствах и переживаниях.

Первый этап — недирективной психотерапии (1940 — 1950) — этап формулирования К. Роджерсом основных принципов терапевтической работы. Главными принципами стали установление между терапевтом и клиентом отношений недирективного типа и предоставление клиенту возможности свободно и самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, изменяя свои взгляды и поведение. Терапевтические отношения недирективного типа строились как отношения, укрепляющие чувство безопасности и надежности, отношения, в которых терапевт,- взаимодействуя с клиентом в недирективной безоценочной манере, т.е. не навязывая своих оценок, советов, мнений выслушивает клиента, демонстрирует его принятие и тем самым создает благоприятные условия для его самостоятельного волевого решения.

9.Методы психолог-педагогической коррекции
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья,группа.
Классификация методов коррекции.
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются нами прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но для удобства изложения мы относим их к той или иной группе по принципу большей принадлежности.
Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы.
I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Коррекция страхов.
3. Метод игнорирования.
4. Метод культуры здорового смеха.
5. Действия при сильном возбуждении ребенка.
6. Коррекция рассеянности.
7. Коррекция застенчивости.
8. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
9. Метод профессора П. Г. Бельского.
10. Коррекция бродяжничества.
II. Самокоррекция.
II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.
1. Коррекция тиков.
2. Коррекция детской скороспелости.
3. Коррекция истерического характера.
4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
5. Коррекция нервного характера.
6. Прием борьбы с ненормальным чтением

.III. Метод коррекции через труд.
IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:
I. Внушение и самовнушение.
II. Гипноз.
III. Метод убеждения.
IV. Психоанализ.
Не все излагаемые методы и приемы, особенно педагогические, одинаково хорошо разработаны в настоящее время. Одни из них имеют достаточную литературу и оказываются весьма популярными в деле коррективного воспитания, другие нами предлагаются впервые, правда, после их многолетней проверки, наконец, третьи, которые хотя и называются нами приемами, еще находятся в зачаточном состоянии. Однако их характер и практическое значение позволяют предполагать, что с течением времени они также станут методами.



Источник

Обращение к анализу состояния проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии продиктована двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что зарубежная психология располагает значительным арсеналом хорошо отработанных методов, процедур и техник коррекционной работы, адаптированных к задачам практической психологии. Второе обстоятельство – отчетливо выступившая в последнее время тенденция прямого некритического заимствования коррекционных методов и техник, попытка их использования без соответствующего анализа теоретических истоков и оснований, во многом определяющих ограничения и возможности их внедрения.

Все подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии можно условно разделить на две большие группы:

психодинамический подход, реализующий представления о сознании, его структуре и динамике развития как фокусе приложения терапевтических усилий, и поведенческого, направленного на модификацию стимульно-реактивных связей, определяющих проявления активности индивидуума во внешней среде и его отношения с действительностью.

Психодинамический подход

С момента зарождения детского психоанализа были основаны две школы, различающиеся по теоретическим взглядам и техникам практического приложения: школа Клейн и классическая, или фрейдовская, школа. Между этими школами существовали расхождения в понимании механизма трансфера – центрального процесса, определяющего успех терапии.

Поскольку прямое использование в детском психоанализе метода вербальных свободных ассоциаций наталкивалось на значительные трудности, представители психоанализа стали искать пути их преодоления. Возможности их преодоления выступили в практике психоанализа в виде регулярных контактов с родителями, в особом характере взаимодействия аналитика с ребенком и наблюдении за игрой ребенка. Это привело к введению в психоаналитическую практику трех принципиально новых специфических для детского возраста положений: 1) о необходимости установления связи аналитик – родители; 2) о спецификации связи аналитик – ребенок; 3) о необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.

Аналитик – родители, ребенок, игра как символическая деятельность

Требование установления тесного терапевтического альянса терапевта с родителями ребенка представляется особенно важным и имеющим значительный эвристический материал. Осознание аналитиками необходимости такого союза с родителями в профилактике и преодолении отклонений в развитии личности ребенка привело к созданию перспективной практики работы психолога с родителями в различных ее формах – от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.

Помимо установления связи с родителями важную роль в коррекционном процессе играет связь терапевта с самим ребенком. Если первоначально в качестве условия установления такой связи А. Фрейд видела позитивно-эмоциональное отношение ребенка к терапевту, то по мере развития детской аналитической техники такими средствами установления терапевтической аналитической связи становятся кооперация и игра.

Работа психоаналитического направления по созданию эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития в 30-е годы нашего века привела к их обобщению в двух формах психодинамического подхода – игротерапии и арттерапии.

Источник

Материал из Ярославский педагогический университет

Термин «психодинамика» был введён в 1918 году Р. Вудвортсем. Он возник под влиянием ставших в это время очень популярными работ Зигмунда Фрейда. З. Фрейд считал, что детские переживания человека могут оказывать существенное влияние на поведение взрослого человека. Эти детские переживания возникают чаще всего потому, что ребенок, испытывая любовь к родителю противоположного пола, ревнует его к родителю одного пола. Поэтому, к родителю одного с ним пола ребенок может одновременно испытывать и любовь и ненависть. Во взрослом возрасте человек, как правило, забывает свои детские болезненные переживания (травмирующие переживания вытесняются из сознания), поэтому часто он не может понять причины своих болезненных состояний или неадекватных поступков в некоторых ситуациях. Устранение бессознательных влияний, согласно теории З. Фрейда, способствует их осознание. Метод, который позволяет взрослому человеку осознать свои детские переживания З. Фрейд назвал психоанализом. В процессе пси-хоанализа, пациент, анализируя свободные ассоциации, факты описок, оговорок, сновидения, под руководством психотерапевта находит болезненный очаг переживаний, рассказывает о них вслух, вновь переживая те чувства, которые он когда-то испытывал. После рассказа пациент, как правило, успокаивается и переоценивает значимость тех событий, которые вызвали болезненный очаг в детстве. Переосмысление позволяет сформировать новую систему установок и выработать новое, более адекватное отношение к окружающим событиям.

Последователи З.Фрейда не во всём следовали за своим учителем. На-пример, многие отвергали его идею конфликта переживаний между любовью и ненавистью к родителю одного с ним пола. Отрицали возможность сексуальных чувств у ребенка к родителю противоположного пола. При этом, мало кто сомневался в самой идеи влияния бессознательных мотивов и переживаний на поведение и эмоциональную сферу человека, и возможности наличия психотравмирующих переживаний у ребенка.

Однако, метод психоанализа, созданный для работы со взрослыми, плохо подходил для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так как ребенок не состоянии рассказать о своих переживаниях. Поэтому в рамках психодинамического подхода разрабатывались новые методы, позволяющие избавить ребенка от психотравмирующих переживаний, преобразовать их в символическую, безопасную для ребенка форму. Такими методами стали игротерапия и арттерапия (проигрывание травмирующей ситуации в игре и с использованием средств искусства: театра, рисунка, танца, музыки, книги и др.). Приемы использования символических форм деятельности (ролевые игры, сказки, драматические постановки и т.п.) направлены на выход негативных чувств (страхов, агрессии), проработку подавляемых мыслей и переживаний, нахождение путей решения личностной проблемы. В дальнейшем эти методы вышли за рамки психодинамического подхода, став самостоятельными технологиями коррекции [8, с.34].

В начало пособия >>>

ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

ВВЕДЕНИЕ

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ?

2. КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОМОГАЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ?

3. ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБЫЧНО ВЕДЕТСЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ?

4. КАКИЕ ПОКАЗАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

5. КАКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

6. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС И ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ?

7. ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

8. НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ?

9. КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ?

10. В ЧЕМ СУТЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ?

11. В ЧЕМ СУТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

12. В ЧЕМ СУТЬ КОГНИТИВНЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

13. В ЧЕМ СУТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

14. КАКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ?

15. КАКИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

16. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

V. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источник