Психоанализ о проблеме психического развития ребенка а адлер

Психоанализ о проблеме психического развития ребенка а адлер thumbnail

Большое влияние на развитие детской психологии в рамках психоаналитической концепции оказал Альфред Адлер.

В 1902 г. Адлер был одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления З. Фрейда. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда и, спустя некоторое время, он официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название “Ассоциация индивидуальной психологии”.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики детей. Его теория, изложенная в книгах “О нервном характере” (1912), “Теория и практика индивидуальной психологии” (1920), “Человекознание” (1927), “Смысл жизни” (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и представляющее целостную систему развития личности.

Главная идея Адлера состояла в том, что он отрицал положения З. Фрейда о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, а чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих психологов, оба они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам,
А. Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время А. Адлер считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности ребенка имеет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Чувство общности, или общественный интерес, служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врож-денным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общ-ности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью.
У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общ-ности определяет и систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – служат источниками энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства позитивны, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения А. Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом, благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Специальным механизмом, помогающим развитию этих чувств, является компенсация.

Адлер выделял четыре основных вида компенсации – неполную, полную сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности позволило Адлеру создать одну из первых типологий развития личности детей.

Так, при развитом чувстве общности, дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер-шенствование. Дети, которые смогли не только компенсировать свой недостаток, но и превзойти других в определенной деятельности, стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, т.е. сверхкомпенсация детей при развитом чувстве общности не противопоставляет их другим, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверх-компенсации превосходства при социальном жизненном стиле для А. Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, победивший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые создают отклонения в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, из-меняет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто при-водит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как и позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочув-ствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останав-ливает личностный рост, формирует также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Читайте также:  Занятия с психологом по развитию внимания с ребенком

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. Эти люди становятся все большими тиранами и агрессорами, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому превращаются в подозрительных, жестоких, мстительных, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, ближайшего окружения. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком.

Хотя не все теоретические положения, главным образом связанные с типологией личности детей, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях по детской психологии, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в эту науку.

Источник

Базовые условия психического развития ребенка

Теперь попытаемся, опираясь на основные тексты Адлера, реконструировать его психологию развития в смысле соответствующей академической психологии. Это важно хотя бы для понимания того вклада, который Адлер внес в академическую психологию развития.

Процесс рождения представляет собой, согласно Адлеру, мощную стрессовую ситуацию для ребенка. Отсюда следует его враждебное отношение к миру, а также общее напряжение и повышение всех его природных способностей, которые вызывают агрессивный инстинкт. Поэтому Адлер считает, что черты агрессора надо искать во временных лишениях и ощущениях неудовольствия первых лет жизни. Таким образом, Адлер склоняется в данном случае к фрустрационной теории агрессии. Руководствуясь логикой Адлера, можно предположить, что он считал агрессивный инстинкт одним из (если не основным) двигателей развития ребенка. Из него впоследствии должно будет родиться стремление к власти. Правда, иногда Адлер утверждает, что жизненная сила телеологична, выражая некоторое внутреннее стремление индивида к росту и развитию. Но эти две силы можно и отождествить.

Сразу после рождения ребенка дают о себе знать неполноценные органы. Прежде всего именно эти органы берут на себя, согласно Адлеру, основные трудности в процессе выживания (см.: Адлер А., 1997). Сразу после отторжения от материнского организма для таких неполноценных органов и систем органов наступает настоящая борьба с окружающим миром. Тут мы встречаем и повышенный уровень заболеваемости, и повышенную угрозу смерти. Но одновременно это «представляет и повышенную возможность компенсации», усиливает приспособляемость и сопротивляемость обычными и необычными способами, а также «обеспечивает образование новых и более высоких форм и функций» (там же, с. 45). Поэтому Адлер считает, что «неполноценные органы представляют собой неисчерпаемый пробный материал и, обрабатывая, выбраковывая, улучшая его, организм старается прийти в согласие с постоянно меняющимися жизненными условиями» (там же, с. 45—46).

Итак, с одной стороны, при органической неполноценности появляется болезненная готовность организма к соответствующего рода органическим заболеваниям и формированию психической неполноценности. Но с другой стороны, в таких ситуациях активируется защитная функция определенного выравнивания неполноценности посредством процессов компенсации. Неполноценный орган требует к себе особенного интереса и постоянного внимания. Наличие такого органа требует значительной тренировки принадлежащих ему нервных стволов, а также психической надстройки, которая благодаря этому компенсаторно становится сильнее. Правда, так случается, если в наличии соответствующие возможности и условия для такой компенсации.

Адлер считает, что неполноценность определенного органа прямо влияет на психику ребенка, что проявляется в его поступках, мыслях, сновидениях, способностях, а позже в выборе профессии. Так, мы можем обнаружить в психической надстройке «определенные, принадлежащие органу связи с внешним миром» (там же, с. 49). Например, изначально неполноценному органу зрения «соответствует усиленная визуальная психика», неполноценному пищеварительному аппарату будет соответствовать «большая психическая работа во всем, что связано с питанием», т.е. будут резко выражены гурманство, страсть к приобретению, а в качестве денежного эквивалента — бережливость или жадность (там же). И эти качества являются необходимыми защитными мероприятиями против ощущения неполноценности. Адлер говорит, что компенсирующая защитная надстройка будет разворачивать «все защитные механизмы», будет фиксировать и усиливать полезные черты характера для того, чтобы снизить неуверенность ребенка (см. там же). Причем компенсация, по мнению Адлера, происходит как на психическом, так и на органическом уровнях.

Причина «сверхкомпенсации органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации» (там же, с. 46). Но это происходит при благоприятных внешних социальных условиях. Если же внешнее окружение не благоприятствует развертыванию процессов компенсации, то легко формируются комплекс неполноценности и его невротические компенсации. Хотя основу органической неполноценности составляют неполноценность органов и измененные формы неполноценных органов, Адлер считает, что обычно имеет значение не только неполноценность одного органа, а неполноценность нескольких органов. Таким образом, имеет место определенная конфигурация неполноценных органов.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка что это

Ощущение неполноценности органов становится постоянным стимулом развития психики индивида, поскольку неполноценный орган должен формировать свою психическую надстройку, компенсирующую его неполноценность. Наличие неполноценных органов «рефлекторно» воздействует на психику ребенка, понижает его самооценку и повышает его уровень «психической неуверенности» (там же, с. 42). А это приводит к развертыванию его борьбы за самоутверждение, т.е. определяет характер и особенности психического развития ребенка. Когда же в условиях компенсации «количественно и качественно активируется деятельность неполноценного органа и задействуются способы защиты и собственные защиты данного органа и защиты всего организма, то предрасположенный ребенок извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения своей собственной значимости» (там же). Однако направление компенсации возможно и в сторону социального развития и самоутверждения. Для этого находятся и соответствующие средства, среди которых Адлер выделяет в первую очередь социальный интерес. Но среди этих средств он также отмечает невротические и психотические, которые развиваются в ситуации недостаточного развития социального интереса или чувства общности.

Таким образом, Адлер вначале говорит, прежде всего, о конституциональной, т.е. органической неполноценности, которая будет формировать соответствующую этой конституциональной неполноценности психику посредством защитной компенсации. Причем этот защитный процесс может быть как позитивным, развивающим, так и негативным, замедляющим и искажающим развитие. Во всяком случае такой ребенок усерднее, чем ребенок здоровый, будет стараться «избежать многих несчастий своей детской жизни» (там же, с. 50). Структура и конфигурация неполноценных органов задают, согласно Адлеру, исходные, органически детерминированные конфигурации психики ребенка, а также характер и особенности се развития. Другими словами, особенности психики ребенка уже заданы характером неполноценности его органов. Но дальнейшая спецификация психических процессов развития ребенка определяется характером взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ

В. Штерн попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды.

Метафора:

Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет: пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наследственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные условия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соответствии с планом развития, а среда создает условия для реализации этого плана.

Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца.

Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты.

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

У З. Фрейда можно выделить две концепции: двухфакторная теория и стадии психосексуального развития.

Структурная теория личности (двухфакторная) – конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

В модели личности три компонента: «Оно»; «Я»; «Сверх-Я».

· Оно – носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», иррациональный и бессознательный, подчиняется принципу удовольствия.

· Я – следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.

· Сверх-Я – это критик, цензор и носитель моральных норм.

Требования к «Я» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы, в результате возникает внутренний конфликт, который решается с помощью защитных механизмов: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

З.Фрейд – все стадии психического развития человека связаны с сексуальным развитием.

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) – основной источник удовольствия связан с кормлением. Две фазы: 1) сосание (ранняя); 2) кусание (поздняя). Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка.

2. Анальная стадия(от 1 до 3 лет). Две фазы: либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставлют ребенка мысленно представлять себе зжапреты. Начниает формироваться «Сверх-Я».

3. Фаллическая стадия (3-5 лет).Главаня эрогенная зона – гениталии. Родители противоположного пола первые, кто привлекает внимание ребенка в качестве объектов любви. Полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я»

4. Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. «Я» контролирует «Оно». Энергия либидо переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.

5. Генитальная стадия (12-18 лет). Все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. Здесь «Я» борется против агрессивных импульсов «Оно».

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации. Другие механизмы порождают патологические характеры.

Главное достоинство концепции – главную роль в развитии человека играют не предметы, а другой человек.

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейдаи создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Читайте также:  Развитие двигательной активности ребенка в младшем возрасте

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития.

1. Младенчество (орально – сенсорная): базальное доверие / базальное недоверие. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2. Раннее детство (мышечно-анальная): автономия / стыд и сомнение. Охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности.

3. Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом.

4. Школьный возраст (латентная): трудолюбие / неполноценность. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности, и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство трудолюбия.

5. Юность (кризис подросткового возраста): эго-идентичность / ролевое смешение. Идентификация Я означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 – 64 года. Основная проблема этой стадии – это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти.

Отличия теории Э. Эриксона от теории З. Фрейда:

1. Восемь стадий Э. Эриксона не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения до глубокой старости;

2. В отличие от пансексуальной теории З. Фрейда развитие человека по Э. Эриксону складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития социального «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками;

Карен Хорни вошла в историю как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социокультурные факторы, определяющие развтия ребенка.

Основные положения:

1. Отвергла идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психоогического развития является зависть к пенису.

2. Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Поддерживала идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживания для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

4. Главные потребности – безопасности и удовлетворённость. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды. Безопасность – стремление быть любимым, желанным и защищенным.

Юнг – развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель – достижение высшей точки самости, целостности и полного единства всех психических структур.

Адлер – человеку от рождения присуще чувство общности, которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций.

Хорни – основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, коренной тревоги и порождаемое им стремление к безопасности.

А. Фрейд – придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник