Психоаналитическое направление развития личности ребенка по з фрейду
Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.
В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.
Содержание
- Психоанализ З. Фрейда
- Аналитическая психология К. Юнга
- Индивидуальная психология А. Адлера
Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.
Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.
З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.
З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотивации.
Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.
Аналитическая психология К. Юнга
Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».
К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.
Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами. Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.
В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» такжебыли внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.
По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.
Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.
Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).
Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.
Источник
Перечень всех учебных материалов
Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология
7.2. Психоаналитическое направление. Теория З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоаналитического подхода к исследованию личности.
З. Фрейд выдвинул положение о том, что только 1/7 часть всей психической активности человека осознаётся и подвергается контролю со стороны сознания, а 6/7 – абсолютно бессознательны . Он предложил модель т.н. «психоаналитического айсберга», которая наглядно показывает степень осознаваемости психических явлений (рис. 31).
Рис. 31. Топографическая модель психики и модель структуры личности
Данная идея была высказана З. Фрейдом на основе учёта опыта многолетней работы с больными неврозами и применения гипноза для их лечения. Совместно с Иосифом Брейером он предположил, что причинами невроза являются подавленные воспоминания: они задерживаются в бессознательной области и оттуда воздействуют на поведение человека. Примером может служить типичный страх высоты. Пережитое человеком когда-то падение с высоты может вытесниться в бессознательную область (т.е. быть «забыто») и храниться там, оказывая влияние на его поведение. Человек в таком случае, не отдавая себе в этом отчёта, начинает избегать мест, связанных с высотой: опасается выходить на балкон 9 этажа, стремится приобрести квартиру на 1 или 2 этаже и т.д. В его личности могут появиться такие черты, как тревожность, подозрительность и др. Лечение же с помощью гипноза приводит к тому, что человек переживает вытесненные воспоминания вновь и, тем самым, от них избавляется.
Впоследствии З. Фрейд подробно разработал свою теорию личности. Согласно данной теории, в психической жизни можно выделить три уровня:
1) уровень сознания состоит из ощущений, переживаний и т.п., которые человек осознаёт в определённый момент времени. Например, сейчас ваше сознание вмещает в себя смысловое содержание данного текста, а также, возможно, смутное ощущение надвигающегося голода, лёгкое раздражение или интерес. З. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, чувства, образы восприятия и представления памяти) входит в сферу сознания. Причём определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень пред- сознательного или бессознательного – по мере того, как внимание человека перемещается на другие объекты;
2) область предсознателъного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание – или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить всё, что делали прошлым вечером, все города, в которых вам довелось жить и т.д. По выражению З. Фрейда, предсознательное «наводит мосты» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического;
3) бессознательное – самая глубокая и значимая область человеческой психики. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что когда-то были подавлены или вытеснены человеком в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаёте. Содержащиеся в бессознательном переживания, в отличие от предсозна- тельных, полностью недоступны для осознания, но они могут выражаться в замаскированной или символической форме – например, в снах, фантазиях, игре или работе. Согласно З. Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Причём эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают «пробиваться» в сознание или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление человека.
Для того чтобы объяснить, как бессознательное может влиять на поведение человека, З. Фрейд применил по отношению к личности закон сохранения энергии, переведя этот общий принцип природы на язык психологических терминов. В своих рассуждениях он исходил из следующей логики: люди являются сложными энергетическими системами → их поведение активируется единой энергией → энергия обеспечивается состоянием возбуждения, возникающим вследствие актуализации биологических потребностей (в бессознательном) → энергия подчиняется указанному закону (т.е. может переходить из одного состояния в другое, но при этом количество её остаётся тем же самым) → она активизирует поведение человека, заставляет его действовать определённым образом, чтобы уменьшить психическое напряжение.
Согласно теории З. Фрейда, любая активность человека определяется врождёнными инстинктами. Автор признавал существование двух основных групп инстинктов:
1) инстинкты жизни (под общим названием «Эрос», от греч. eros – любовь, страсть) – созидательные силы, служащие целям поддержания жизненно важных процессов и обеспечения размножения, продолжения вида. Наиболее существенными для развития личности З. Фрейд считал именно сексуальные инстинкты. Их энергия получила название либидо (от лат. libido – половое влечение, хотеть, желать);
2) инстинкты смерти (под общим названием «Танатос», от греч. thanatos – смерть) – силы, лежащие в основе всех деструктивных проявлений: жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Важно подчеркнуть, что вся активность человека обусловлена данными инстинктами. Они свойственны человеку с рождения, но, поскольку их удовлетворение наталкивается на запреты со стороны окружающего мира (социума), образы их истинных объектов (с помощью которых они получили бы «прямое» удовлетворение) вытесняются в бессознательное, а активность человека смещается на другие объекты. Например, преподаватель запугал вас мерами наказания, которые последуют, если вы не выполните какую-то работу, после чего вы, придя домой, хлопнули дверью, пнули любимую собаку и поругались с близкими. Согласно описываемой теории, во-первых, ваше поведение управлялось инстинктом смерти, во-вторых, вы сместили свою активность на другие объекты.
По мнению З. Фрейда, в структуру личности входят три составляющие:
1) Ид или Оно (от лат. id – то, оно) представляет собой исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека. Ид является исходной, первобытной структурой психики. Ид – нечто тёмное, хаотичное, не подчиняющееся правилам. Ид живёт в соответствии с принципом удовольствия, т.е. требует немедленной разрядки психической энергии, невзирая на других и на последствия, проявляя себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере. Если разрядки не происходит (т.е. удовлетворение сексуальных и агрессивных инстинктов сдерживается), то создаётся напряжение в личностном функционировании;
2) Эго или Я (от лат. ego – я) представляет собой компонент психики, ответственный за принятие решений, область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для конкретного общества способом). Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будут найдены возможность достичь разрядки подходящим способом и (или) соответствующие условия во внешней среде. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Эго вносит в поведение человека меру разумности, направляет его в нужное русло. Эго выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта;
3) Супер-эго или Сверх-я (от лат. super – сверх) представляет собой интериоризированную версию общественных норм и стандартов поведения, морально-этический компонент психики. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Но человек не рождается с Супер-эго. Оно формируется в процессе социализации – начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (в возрасте 3-5 лет). Дети обретают Супер-эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами». З. Фрейд выделил в Супер-эго два аспекта: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за «непослушное поведение» ребёнка. Она лежит в основе способности к критической самооценке, обусловливает наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребёнка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал является поощрительным аспектом Супер-эго. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят. Он ведёт человека к установлению для себя высоких стандартов. Он обусловливает возникновение самоуважения и чувства гордости в тех случаях, когда человек достигает поставленных целей. Супер-эго заканчивает своё формирование, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не соответствует принципу реальности: Супер-эго пытается полностью затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.
Согласно З. Фрейду, Эго находится в постоянном конфликте, т.к. требования Ид и Супер-эго несовместимы. Поэтому Эго регулярно вынуждено использовать механизмы психологической защиты: вытеснение, проекцию, замещение и т.д. Запуск этих механизмов осуществляется тогда, когда нарастающее чувство тревоги предупреждает Эго о надвигающейся угрозе. Самым эффективным механизмом З. Фрейд считал сублимацию (от лат. sublimo – возношу, возвышаю), при которой удовлетворение инстинктов не сдерживается, а осуществляется социально приемлемым способом. Например, изменив направление энергии либидо, человек начинает писать стихи, строить дома, заниматься спортом; изменив объект и способ удовлетворения инстинкта смерти, человек становится первоклассным хирургом и т.п. Благодаря данному механизму человек не только удовлетворяет свои инстинкты, но и приносит пользу обществу. Однако, согласно З. Фрейду, используемым чаще других механизмом психологической защиты является вытеснение, т.к. оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги . А это, как уже отмечалось, приводит человека к болезни – неврозу.
З. Фрейд разработал метод психоанализа, который предполагает исследование, интерпретацию, истолкование сновидений человека, его свободно возникающих ассоциаций на определённые слова, его оговорок и т.д. с целью выявления содержания его бессознательного. Это осуществляется путём проведения регулярных бесед с человеком в течение длительного времени (до нескольких лет), в процессе которых до его сознания доводятся истинные (некогда вытесненные) причины его психологических проблем, расстройства его личности. После их осознания психоаналитик «эмоционально переучивает» человека – на основе нового понимания прошлого опыта помогает ему по- новому перестроить свои чувства и поведение.
В теории личности, созданной З. Фрейдом, с одной стороны, содержится предположение о сложности, многоплановости человеческого поведения, а с другой – постулируется его подчинённость биологическим факторам. Причём З. Фрейд был до конца последователен в своем биологизаторском подходе к объяснению личности. Например, он считал вопрос о цели жизни человека бессмысленным, т.к. в животном мире этот вопрос никогда не возникает. Само общество, по его мнению, возникло лишь в силу необходимости ограничения и подавления разрушительных и сексуальных инстинктов человека, потому что он не может справиться с ними в одиночку. За такой подход к личности З. Фрейда часто критиковали в научных кругах.
Критике подвергся и «пансексуализм» теории З. Фрейда, и положение о том, что осознанию поддаётся лишь небольшая часть психических явлений. Однако необходимо подчеркнуть, что эта критика не означает полного отрицания бессознательного.
Заслуга З. Фрейда заключается в том, что он первый стал говорить о бессознательном не как о чём-то абстрактном, а как о реальности, которую можно продемонстрировать и проверить. Позже учёными были обнаружены факты, свидетельствующие о том, что ряд психических феноменов действительно не осознаётся человеком. В частности, о наличии уровня бессознательного свидетельствуют опыты А.М. Свядоща. Он предъявлял испытуемым подпороговые слуховые раздражители. При этом электроэнцефалограмма показывала, что люди «слышат» (сигналы в соответствующие центры мозга поступают), а сами испытуемые утверждали обратное. Данные опыты представляют собой пример физиологического доказательства существования неосознаваемых процессов.
Уже в начале 20 в. учение З. Фрейда стали реформировать, что привело к появлению нового направления – неопсихоанализа. В данном параграфе рассмотрены теории трёх представителей этого направления – К.Г. Юнга, А. Адлера и К. Хорни.
Источник