Психического развития ребенка 3 лет
Психическое развитие ребенка третьего года жизни.
На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.
Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: «Говори спокойно, не кричи», — внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз — проявите твердость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил эти чувства мой сын:
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Мама говорит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.
Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д.
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, — поверхностен и он будет.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети — зеркало взрослых.
Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.
Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Источник
Что должен уметь ребенок в 3 года? Каковы нормы психического развития детей 3 лет?
В том случае, если родители постоянно и систематически занимаются со своим малышом так, как и должно с ним заниматься, он в психическом отношении обнаруживает к трем годам жизни значительный прогресс.
И психическое развитие его соответствует возрастной норме:
♦ ребенок с удовольствием общается с мамой и папой, а также с другими взрослыми – знакомыми и незнакомыми; с интересом общается с детьми, хорошо с ними играет; возраст детей, с какими играет малыш, не имеет для него значения;
♦ в своем поведении ребенок стремится быть похожим на маму и папу; родители для него по-прежнему – эталон;
♦ маму и папу, других домашних и даже многих дальних родственников и знакомых (с какими общается часто) ребенок легко узнает по голосу;
♦ ребенок умеет различать основные цвета и помнит, как цвета называются;
♦ малыш любит слушать музыку, легко запоминает мелодию, какая ему нравится; если он слышит свою любимую мелодию, то может начать ее подпевать; однако, с музыкальным слухом у него еще не все в порядке, и то, что исполняет малыш, может разительно отличаться от его любимой мелодии;
♦ ребенок имеет основания похвалиться весьма значительным запасом слов; у иных детей этого возраста запас составляет более трехсот слов; малыш уже составляет простейшие фразы, вполне ясно обозначает свои желания, выражает свои мысли;
♦ интересуется практически всем, что видит; задает очень много вопросов, и настойчиво требует ответов на них; иногда выспрашивает значение незнакомых слов;
♦ может разделять предметы по группам, основываясь на каких-то определяющих признаках; к примеру, ряд предметов «тарелка, рубашка, чашка, шапка, ложка, носочки» он легко разделит на две группы: «тарелка, чашка, ложка» и «рубашка, шапка, носочки»; также ребенок этого возраста способен определить признак, объединяющий какие-либо предметы: «стакан, градусник, лампочка, зеркало» — все эти предметы стеклянные, «игла, нож, вязальная спица, шило» – все эти предметы острые и т.д.;
♦ время от времени ребенок фантазирует; он рассказывает небылицы, какие будто бы с ним происходили; не следует принимать его фантазии за обман; возможно, ребенку скучно, возможно, он в чем-то нуждается; в чем – это становится ясно, если проанализировать его фантазии;
♦ играя, ребенок разговаривает с куклами, с другими игрушками; он проговаривает ответы кукол и других игрушек; он склонен относиться к неодушевленным предметам как к одушевленным – заботиться о них, жалеть их, сердиться на них, наказывать их и т. п.;
♦ малыш быстро перенимает игры, какие показывают ему мама и папа или другие взрослые; игры ребенка становятся все сложнее; быстро освоив предложенные ему правила игры, ребенок может пойти дальше и еще более усложнить игру, добавив в нее новые правила; в этом следует видеть проявляющуюся способность к творчеству; любит игры в компании таких же малышей – это показывает, что он уже с раннего возраста готов к игре в команде;
♦ ребенок с интересом рассматривает картинки в детских журналах и книжках; может рассказывать сам себе или кукле то, что видит на картинках; водя по картинке пальцем, может составлять по ней целый рассказ – как правило, он рассказывает то, что рассказывала ему мама; с не уменьшающимся удовольствием малыш рассматривает картинки в старых, хорошо изученных им книжках; у него есть любимые книжки, какие он перелистывает чаще других;
♦ большое удовольствие малыш получает от рисования; ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс рисования; поэтому в том, что рисует малыш, не следует искать какого-то смысла; рисунки его можно назвать не иначе, как каракулями; однако, с течением времени среди каракулей все чаще появляются фигуры, в которых можно угадать круги, треугольники, прямоугольники и пр.; различая цвета, ребенок, однако, не пользуется этим навыком; взяв из коробки какой-нибудь один карандаш, он может «изрисовать» им половину альбома;
♦ ребенок с большим удовольствием занимается лепкой; как и в рисовании, в лепке его интересует не конечный результат, а само действие; ребенку нравится, как мнется пластичный материал в его пальцах, как материал слушается его пальцев, как сами по себе возникают неожиданные формы;
♦ очень интересуется своим отражением в зеркале; стоя перед зеркалом, может строить себе рожицы; не только девочки, но и мальчики примеряют перед зеркалом вещи, принадлежащие маме или папе; это можно рассматривать как одно из проявлений стремления скорее стать взрослыми.
Мы обрисовали в общих чертах психический «профиль» ребенка в возрасте трех лет. Развитие большинства детей соответствует этому «профилю». Если мама видит, что ее малыш какого-то из описанных навыков не освоил, она должна активизировать свои усилия и навыку ребенка обучить.
Рекомендуем посмотреть:
Поведение четырех-пятилетнего ребенка в обществе людей
Простые правила введения прикорма
Ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Развиваем кругозор ребенка
Как определить: Нормально ли развивается ребенок?
Полезные советы для будущих мам
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.
В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.
Возраст с 3 до 4 лет – один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.
Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние).
В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта).
Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».
В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.
Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие.
Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет.
К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».
В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.
На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
К 4 годам дети могут воспринимать:
до 7 и более цветов,
до 5 и более форм предметов,
способны различать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве.
различать эмоциональные состояния.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
группировка предметов одного цвета, формы, размера;
сравнение по цвету, форме, размеру, весу;
по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)
выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
координация движений рук и зрения;
формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:
о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.
Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.
Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.
Источник