Психического развития ребенка 2 с возрастом

Психического развития ребенка 2 с возрастом thumbnail

Время летит, и вот малышу уже исполнилось 2 года.

Как дальше будет проходить его развитие? 

Что ждет родителей в этот период? 

Как помочь малышу в развитии психики? 

Ответы можно найти в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психических процессов
    • Что умеет ребенок в 2-3 года?
  • Интеллектуальная сфера
  • Речевая сфера
  • Эмоционально-волевая сфера
  • Игровая деятельность
  • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психических процессов у детей в 2-3 года

В период с 2 до 3 лет активно развивается мышление, появляется воображение.

Подросший малыш уже хорошо пользуется речью.

Познавательные процессы (память, внимание, восприятие) в столь раннем возрасте пока непроизвольны. Например, именно поэтому ребенку сложно переключить свое внимание от своей игры и начать быстро куда-то собираться.

Также он не может специально сосредоточиться и запомнить что-либо. Запоминание произойдет, если объект действительно заинтересовал малыша.

В 2 года нервная система становится более устойчивой, чем раньше. У ребенка лучше получается справляться со своими эмоциями. Перепады настроения случаются все реже.

Можно заметить, что малыш становится настойчивым и целеустремленным,а в каких-то случаях — терпеливым.

У него появляется сознание “Я сам”, он начинает гордиться своими успехами.

Взрослый все еще остается ключевой фигурой для малыша. С помощью него он узнает о названиях вещей, их назначении и т.д.

Хоть двухлетний ребенок и стремится к самостоятельности, ему все еще иногда необходима помощь взрослого, а также защита и сочувствие. Очень часто в этом возрасте дети начинают ревновать родителей к другим детям или взрослым.

В 2 года ребенок продолжает развиваться в предметно-игровой деятельности. Ему уже не интересно просто стучать игрушками и бросать их. Подросшему малышу хочется разложить предмет на составные части, чтобы “разобраться” в нем. 

Ближе к 3 годам дети уже стремятся создать что-то новое (например, “построить” корабль из подушек, занавесок и швабры). Для этого они учатся создавать и удерживать в воображении свою цель. А в процессе достижения  они представляют нужный конечный результат. 

Ребенку теперь нравится общаться не только с близкими взрослыми, но и с ровесниками.

Что умеет ребенок в 2-3 года?

  • бегать, прыгать с продвижением вперед;
  • ползать, перелезать через препятствия;
  • играть с мячом;
  • самостоятельно есть;
  • сопровождать речью свои игровые действия;
  • при многократном повторении — повторять строки и фразы из сказок, стихотворений;
  • хорошо различать основные цвета, рисовать карандашами и фломастерами;
  • радоваться своему рисунку, рассказывать, что на нем изображено;
  • лепить из пластилина;
  • строить с помощью взрослого разнообразные постройки из строительных кубиков, играть с постройкой;
  • выполнять музыкальные движения — притопывать, хлопать;
  • заботиться о комнатных растениях, домашних животных;
  • называть и различать предметы мебели, посуды, игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животных;
  • знать имена членов семьи, воспитателей;
  • делиться с окружающими информацией и своими ощущениями.

Интеллектуальная сфера

Интеллектуальная сфера ребенка в 2-3 года

Ребенок «схватывает на лету» то, что ему интересно

Двухлетний малыш активно изучает окружающий мир. Его интересует самая разнообразная информация, ему хочется освоить новые умения. Причем ребенок буквально “схватывает на лету” то, что ему интересно.

Развитие психических процессов ( в частности, воображения и памяти) играет большую роль в освоении новых навыков. Например, в лепке, конструировании, сюжетной игре.

Также в этом возрасте развивается самосознание. Оно проявляется не только в назывании себя по имени и узнавании себя в зеркале. К 3 годам малыш говорит о себе в первом лице и стремится подчеркнуть свою значимость и самостоятельность.

Внимание

Ребенок может сосредоточиться на предмете только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Затем его внимание отвлекается на новый предмет. 

Детей может привлечь только, что им действительно интересно.

Ребята в 2-3 года могут долгое время оставаться внимательными в процессе игры. Например, они рассматривают картинки 6-8 секунд, а в одну и ту же игру могут играть все 15-30 минут. 

Память

После 2 лет ребята уже могут запоминать значимые события в их жизни. 

Например, они могут вспомнить поездку в гости или поход в цирк, которые были неделю или месяц назад. 

Память в этом возрасте остается зрительно-эмоциональной. Она зависит от интереса и мотивации.

Мышление

В 2 года основной вид мышления — наглядно-действенное. Это значит, что детям нужно иметь перед собой наглядный предмет, чтобы совершать мыслительные действия с ним. 

Ближе к 3 годам появляется наглядно-образное мышление. Этому способствует развитие воображения. Они начинают играть в такие игрушки, которые по своим свойствам могут заменить нужный предмет. Например, коробок спичек может “послужить” машинкой. 

В ходе игры ребенок ставит перед собой цель, намечает план действий и играет в воображаемой ситуации.

Восприятие

В 2-3 года восприятие все еще непроизвольное. 

Ребенок может обратить внимание  не на основной признак предмета, а на какой-то отдельный, незначительный. Например, двухлетнего ребенка вполне может увлечь не сам самокат, а яркая картинка на нем.

Малыш уже умеет различать и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Этому умению способствуют игры с матрешками, вкладышами, пирамидками, сортерами.

Основной способ познания мира в 2-3 года — разбирать игрушки и предметы на составные части.

Воображение

Воображение начинает зарождаться примерно в 2 года. 

К 3 годам оно совершенствуется настолько, что малыш без труда может изобразить, как топает в лесу медведь, как скачет зайка и т.д. Это происходит оттого, что он уже умеет управлять образами в своей голове и изменять их в зависимости от ситуации..

От сформированности воображения зависит, насколько хорошо развито будет наглядно-образное мышление.

Речевая сфера

Двухгодовалый малыш хорошо понимает речь окружающих и учится понятно выражать свои мысли.

Он начинает активно общаться со сверстниками — на прогулках или в группе детского сада.

К 3 годам дети настолько хорошо говорят, что используют практически все части речи в своих фразах. 

В их словаре — около 1000-1200 слов.

При этом стоит понимать, что некоторое отклонение от нормы — это еще не задержка речевого развития. Но лучше обратиться к специалисту за диагностикой и консультацией.

Эмоционально-волевая сфера

В 2 года малышу все еще сложно дается управление своими эмоциями. Он проявляет их бурно и непосредственно. Ближе к 3 годам настроение становится более стабильным, но все же ребенку бывает очень непросто совладать с сильными чувствами. 

Чтобы успокоиться, ему необходима помощь взрослого. При этом внимание малыша можно легко переключить с одного на другое, чтобы отвлечь от раздражающего фактора.

Ребенок 2-3 лет легко”заражается” чужими эмоциями. 

Иногда можно заметить, что он причиняет кому-то боль. Например, таскает кота за хвост. Это происходит не по злому умыслу. Ребенок пока не понимает, что могут чувствовать окружающие. В 2 года он еще эгоцентричен.

Читайте также:  Виды деятельности и их роль в развитии ребенка

У малышей 2-3 лет из-за появившегося воображения могут возникнуть страхи. Дети часто боятся животных, темноты, автомобилей и т.д.

Эмоции ребенка тесно связаны с его физическими ощущениями. К примеру, он легко начинает капризничать из-за колючей кофты.

В целом, малыши 2-3 лет находятся в преобладающе приподнятом настроении.

Дети этого возраста открыты и искренни. Они не умеют скрывать свои чувства и говорить неправду.

Игровая деятельность

Игра в 2-3 года — это способ познать мир. 

Сейчас им нравится подражать взрослым, а также исследовать и изучать окружающее пространство. 

К 3 годам появляется цель в играх.

К этому же возрасту малыши начинают играть игрушками-заменителями (не коробка, а машина; не тарелка, а руль и т.д.)

Какие игры и игрушки подойдут для детей 2-3 лет?

Ребенку сейчас важно развивать речь и моторику, тренировать координацию и обучаться самообслуживанию. Все это легче осваивать в процессе игры. 

Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки.

  • Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д. Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых. 

Мальчиков и девочек могут пока не интересовать игрушки, предназначенные для их пола, и это нормально. К примеру, мальчику сейчас может быть интересно изображать мамины заботы по хозяйству, поэтому ему больше понравится набор посуды, чем вертолет или танк. 

  • Обучающие игрушки: шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы. Сначала нужно показать малышу, как играть. Ему не должно быть слишком сложно. Игрушка должна быть такая, чтобы он справлялся сам или с небольшой помощью.
  • Развивающие игры и материалы: кубики, пластилин, краски, карандаши, мозаика, пазлы.
  • Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, бубен, пианино и т.д.
  • Инвентарь для подвижных игр: мяч, скакалка, спортивный уголок, кегли. 
  • Детский транспорт: самокат, беговел, велосипед.
  • Обучающие планшеты.

Не стоит давать ребенку все игрушки сразу. Лучше на какое-то время убрать часть из них. А потом, например, через неделю, можно поменять “старые” игрушки на “новые”. “Новые” предметы увлекут малыша надолго.

Коммуникативная сфера

Общение со сверстниками в 2-3 года

Начало общения со сверстниками

В 2-3 года ребята начинают общаться со сверстниками. 

Но они пока не понимают, какие чувства испытывают другие дети. Зачастую, они  относятся к ним, как к движущимся “предметам”. Поэтому могут толкнуть, наступить, отнять игрушку и т.д. 

Взрослым важно следить, чтобы желание занять хорошее место или получить интересную игрушку не наносило вред окружающим детям и не приводило к дракам, укусам и т.д.

Именно в этом возрасте закладывается модель отношений со сверстниками.

Ребенку важно с самого начала научиться миролюбию и доброжелательному общению.

Трудности возраста

2-3 года — довольно непростой период как для родителей, так и для ребенка.

В это время дети отвергают помощь взрослых и стремятся все сделать сами. При этом они очень злятся и раздражаются, если у них что-то не получается. Близится так называемый “Кризис 3 лет”, когда ребенку очень важно отстоять свою самостоятельность, свои желания, чтобы заявить о себе как об отдельном от мамы человеке. 

Дети становятся упрямыми и капризными, и по малейшему поводу могут начать истерику. Некоторые даже проявляют агрессию..

Любому двухгодовалому малышу хочется самостоятельности: ему нужно, чтобы с ним считались, как со взрослым. Зачастую он выдвигает свои “требования” родителям и упорно настаивает на их выполнении. Если же взрослый не примет их во внимание, то, скорее всего, его ждет истерика со стороны ребенка. 

Поэтому родителям сейчас нужно сохранять спокойствие и находить компромиссы. К примеру, если двухлетнему малышу нужно спуститься именно на грузовом лифте, а не на пассажирском, а родители как раз в это время торопятся, придется договариваться. Например, сейчас ехать на пассажирском, а на обратном пути дождаться именно того лифта, который “необходим” малышу.

При этом двухлетние дети — очень активные, любознательные и неусидчивые. Им хочется все потрогать, до всего добраться. А это, зачастую, опасно и требует запретов со стороны родителей. Что, в свою очередь, опять-таки, провоцирует “бунт” ребенка.

Очень важно помнить, что капризы и истерики в 2-3 года — это не испорченность и не плохой характер. Ребенок не умеет “делать назло” в этом возрасте. Таким способом он развивает свои волевые качества.

Благоприятное развитие: советы для родителей

  • Необходимо следить за распорядком дня ребенка и избегать его переутомления. Стоит провести коррекцию режима в соответствии с нормами для двухлетнего возраста.
  • Для развития речи малыша важно сопровождать свои действия речевыми комментариями, говорить четко и правильно, простым языком. 
  • Инструкции взрослых должны быть короткими и предельно ясными. Пространные разъяснения могут запутать ребенка.
  • Стоит как можно больше читать и беседовать с малышом, а также многократно повторять прочитанные сказки и стихотворения.
  • Надо поощрять самообслуживание в ребенке, и лишь при необходимости оказывать минимальную помощь. 
  • Как бы ни хотелось, не надо закачивать действие за малыша, не надо перехватывать инициативу. Стоит лишь подсказать ему, как проще сделать, или облегчить задачу вообще.
  • Не нужно ругать ребенка, если, исследуя, он сломал игрушку.
  • Важно одобрять его собственные задумки и начинания.
  • Стоит предоставлять малышу условия для изобразительной деятельности — давать почаще краски, карандаши, бумагу.
  • Ребенку 2-3 лет нужны подвижные игры на улице.
  • Взрослому нужно быть внимательным к интересам ребенка.
  • Важно радоваться вместе с малышом его новым достижениям.
  • Если нужно успокоить и отвлечь ребенка, поможет ритмическая стимуляция: можно обнять его, погладить, похлопать по спине, попрыгать вместе, держась за руки и т.д.
  • Необходимо спокойно реагировать на упрямство и капризы двухлетки. Не нужно кричать и наказывать. Стоит искать вместе с ним компромиссы. Малышу будет проще примириться с отказом, если родители объяснят ему причину.
  • Взрослым необходимо быть последовательными — выполнять свои же правила и договоренности, следовать установленному распорядку.
  • Нужно не заставлять ребенка сделать что-то, а постараться увлечь его процессом.
  • Взрослому стоит почаще ставить себя на место своего чада.
  • Ребенку важно понимать различие между словами “нельзя и “не стоит”, “надо” и “не обязательно”.
  • По возможности нужно акцентировать внимание на хорошем поведении малыша, поощрять его за помощь.
  • Любому ребенку необходим телесный контакт с близким взрослым. Поэтому надо почаще позволять ему обниматься, прижиматься к родителям.
  • Важно внушать малышу веру в свои силы, подбадривать и поддерживать его.

В 2-3 года психика ребенка продолжает совершенствоваться. Развиваются его интеллектуальные способности, усложняются умения и навыки. Малыш становится более общительным, любознательным и целеустремленным. В то же время он стремится к “взрослости” и самостоятельности, что зачастую ведет к конфликтам с родителями. Важно находить верные пути взаимодействия с ребенком и поддерживать его на этом этапе взросления.

Читайте также:  Что купить ребенку 5 лет для развития речи

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Психическое развитие в 1-2 года

Позади первый год жизни малыша. 

Многих родителей интересует, как будет развиваться ребенок теперь, в возрасте 1-2 года.

Что должен уметь малыш к 2 годам? 

Как понять, соответствует ли норме его развитие? 

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Содержание:

  • Особенности формирования нервной системы
  • Что должен уметь ребенок
    • Познавательные процессы
    • Становление речи
    • Двигательное развитие
    • Эмоциональная сфера
    • Игра
    • Навыки самообслуживания
  • Что влияет на развитие психики
  • Как провести диагностику
  • Помощь родителей в развитии ребенка

Особенности формирования нервной системы в 1-2 года

До того, как малышу исполнится годик, его психика развивается очень быстрыми темпами. 

В период от 1 до 2 лет ребенок все еще  продолжает активно меняться, хоть и не так бурно, как в период младенчества. Он так же осваивает очень много новых навыков. 

Наибольшее развитие психики сейчас связано с формированием речи и манипуляциями с игровыми предметами.

Годовалый ребенок учится воспринимать и анализировать получаемую информацию — из игр, общения, наблюдения и т.д.

Манипуляции с предметами позволяют малышу понять, как “работает” игрушка, что с ней можно делать и т.д. Для них сейчас — настоящее открытие, что маленький стаканчик полностью  прячется в большой стакан, а из 2 половинок можно составить целую картинку.

Через общение со взрослыми ребенок не только развивает речь, но и удовлетворяет свое любопытство, узнает новое об окружающих предметах и явлениях, а также учится распознавать эмоции и мимику.

Малышам очень нравится во всем подражать родителям. Это проявляется в том, что они “причесываются” перед зеркалом, как мама, “говорят” по телефону, как папа. 

С другой стороны, примерно после 1,5 лет, ребенок стремится начать все делать и решать сам, как настоящий взрослый. Например, ему важно настоять на том, во сколько и где он хочет лечь спать. 

Если же родители не примут его желание всерьез, их ждет бурный протест или даже истерика. Важно помнить, что это — не испорченный характер. Это — нормальный период в развитии психики карапуза, формирование его волевых качеств.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Годовалый малыш активно и с большим удовольствием познает окружающий мир. А значит, у него появляются новые навыки. 

Ребенок развивает свои познавательные процессы, речь, эмоции. Он учится играть, активно двигаться и осваивает бытовые навыки.

Родителям важно помнить, что дети развиваются индивидуально, в своем темпе, и это нормально.

Вот какие изменения ждут малыша в период с 1 до 2 лет.

Познавательные процессы

К ним относятся: внимание, память, мышление и восприятие. Эти познавательные процессы тесно связаны между собой.

Восприятие

  • Малыши 1-2 лет активно изучают пространство вокруг себя. Им хочется все потрогать, попробовать, услышать, увидеть, узнать.
  • К концу этого периода дети понимают, что такое форма, величина, цвет. Они различают простейшие плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник), величины (большой-маленький, низкий-высокий и т.д.), основные цвета (4-8 шт).
  • В этом возрасте ребята учатся сортировать предметы по определенному признаку (например, по цвету).
  • Восприятие речи обогащает активный и пассивный запас речи ребенка. Чем больше родители будут с ним разговаривать, тем быстрее разовьется речь крохи.

Память

  • В возрасте 1-2 лет малыш не ставит себе цель что-то запомнить. Запоминание происходит спонтанно, вне его воли. 
  • Он запоминает то, что интересно, что произвело на него сильное впечатление.  Таким образом развиваются речь, ориентация в пространстве, бытовые навыки и т.д.
  • Родителям стоит помнить, что ребенку проще запоминать что-либо в игре и при многократном повторении.

Внимание

  • Внимание малыша пока еще очень неустойчиво. Он может концентрироваться на чем-то только 2-3 минуты.
  • После этого кроха переключается на новый предмет, который его заинтересовал в данный момент.
  • Дольше всего ребенок  может удерживать внимание в игре. 
  • В этом возрасте малышам сложно быстро переключиться с одного дела на другое (например, прекратить играть и начать собираться на прогулку).

Мышление

  • Годовалый ребенок хорошо осознает себя и окружающих. Он узнает себя в зеркале, знает свое имя, понимает свое место среди сверстников и семьи.
  • В его игре сейчас преобладают манипуляции с предметами. Так ребенок познает их свойства. При этом важно научить ребенка, как еще можно играть с игрушкой. Так он научится играм-подражаниям. 
  • В этом возрасте хорошо развивается целенаправленная деятельность. Например, малыш учится правильно пользоваться ложкой, строить башню из кубиков и т.д.
  • Ближе к 2 годам дети стараются  группировать предметы по цветам или форме.
  • В 2 года малыш знает цифры и может показать на пальцах свой возраст.

Становление речи

  • Самый значительный прорыв в развитии  малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью. 

До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам  он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.

  • После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках. 
  • Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова. 
  • Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
  • Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
  • Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
  • К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
  • Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.

Двигательное развитие

Двигательная активность и моторика тоже тесно связаны с психическим развитием крохи. Чем выше физическое развитие малыша, тем лучше развита его психика в целом.

  • В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
  • Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
  • В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
  • Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
  • При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
  • Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
  • Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.

Эмоциональная сфера

  • Дети второго года жизни любознательны, активны и обычно в приподнятом настроении.
  • В этом возрасте они очень восприимчивы к чужим эмоциям. Например, ребята начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой.
  • Малыши этого возраста очень любят танцевать под музыку, петь песенки.
  • Им очень важно быть рядом со значимыми родственниками, они с трудом переносят долгую разлуку.
  • Ближе к 2 годам заметны такие различия. Мальчики более неусидчивы и самостоятельны, а девочки — скорее спокойны и уравновешенны, для них важнее одобрение взрослых.
  • Малыши пока еще не интересуются сверстниками. Они предпочитают играть в одиночестве.
  • Дети до 2 лет еще не умеют думать о чувствах других людей, они эгоцентричны.
  • Карапузам очень сложно сделать выбор, если им предложить несколько интересных занятий или предметов сразу. Они не умеют контролировать свои желания. 
  • Им сложно справляться со своими эмоциями (например, любопытством, гневом, восторгом). Они сильно огорчаются, бурно радуются и т.д.
  • Дети этого возраста очень любят слышать похвалу от родителей.
  • Для них сейчас очень важна самостоятельность. Они стремятся делать и решать все сами, как взрослые. 
  • Поэтому ближе к 2 годам они стремятся нарушить дозволенные границы, правила и запреты.
  • При этом, малыши в этот период — настоящие “консерваторы”. Для них очень важна стабильность. Например, соблюдение всех знакомых ритуалов, режима и т.д.
Читайте также:  Начальные формы развития личности ребенка раннего возраста

Игра

Игра ребенка в 1-2 года

Игровая деятельность в этом возрасте

  • Детям игра необходима для познания мира. Через предметно-манипулятивные игры они изучают  свойства предметов и причинно-следственные связи. 
  • Годовалому малышу интересно самому разобрать, сломать игрушку, чтобы “понять” ее внутреннее устройство и назначение.
  • При этом, чтобы ребенок  начал играть с игрушкой, ему надо показать, как именно это делать. Он будет повторять “шаблон” действий родителей.
  • Ближе к 2 годам начинает развиваться воображение. Малыш начинает сам  придумывать варианты манипуляций с игрушками.

Навыки самообслуживания

В возрасте от 1 до 2 лет карапузы с удовольствием осваивают навыки самообслуживания. Им очень нравится подражать взрослым.

  • Примерно после 1,5 лет малыши уже умеют самостоятельно мыть руки, причесываться, умывать лицо.
  • В этот же период дети учатся в одиночку и аккуратно есть ложкой.
  • К 2 годам дети начинают ходить на горшок.
  • Также в 2 года ребята умеют надевать и снимать простые вещи (шапка, носки, штаны и т.д.)
  • Малышам нравится оказывать помощь взрослым. Например, маленькие помощники  с удовольствием выложат продукты из пакета, принесут белье из стиральной машинки или  выбросят фантик в мусорку.

Что влияет на развитие психики?

Чтобы психика ребенка гармонично развивалась, важно создать для этого подходящие условия. 

В возрасте 1-2 года для развития психики очень важны общение со взрослыми и манипуляции с предметами.

  • Окружающее пространство должно быть богато разнообразными стимулами. Например, яркими интересными предметами, достаточным пространством для игр.
  • Малышам очень важно частое общение с взрослыми, положительные эмоции, улыбки.
  • В семье должна быть, по возможности, спокойная атмосфера.
  • Родителям нужно быть внимательными к потребностям ребенка. Например, дать ему интересующий предмет, показать, что это такое, рассказать о нем и т.д.
  • Стоит чаще бывать на прогулках, изучать новые места, играть в подвижные игры.
  • Рекомендуется сократить просмотр телевизора и компьютерных игр.
  • Важно рассказывать ребенку о происходящих событиях, явлениях. А также пояснять, какие чувства испытывают люди в тот или иной момент.

Как провести диагностику психического развития ребенка?

Основные показатели нормального развития психики малыша — это активное общение со взрослым и игровые манипуляции с предметами.

Чтобы понять, соответствует ли норме психика ребенка, надо обратить внимание на такие моменты:

  • понимает ли малыш речь взрослого;
  • берет ли он на себя инициативу в общении, зовет ли родителей поиграть вместе;
  • улыбается ли карапуз во время общения, использует ли  возгласы, жесты, мимику;
  • стремится ли повторить слова, слоги за взрослым; 
  • исследует ли он окружающие предметы, тянется ли к новому;
  • старается ли подражать взрослым — например, одевать и раздевать куклу;
  • пытается ли малыш добиться результата в игре (например, достроить пирамидку); 
  • просит ли при необходимости помощь у взрослых;
  • радуется ли ребенок, когда его хвалят.

Важно помнить, что дети растут в своем темпе, и показатели развития могут немного отклоняться от средних значений.  

Но все же следует обязательно проконсультироваться с врачом или дефектологом, если у ребенка есть тревожные симптомы. Возможно, малышу потребуются занятия для коррекции его психического развития. 

Вот что должно насторожить родителей, примерно в 1,5 года:

  • ребенок все еще не ходит самостоятельно;
  • он часто падает, плохо держит равновесие;
  • не может схватить мелкие игрушки;
  • малыш не следит взглядом за предметами;
  • не играет в подвижные игры;
  • не знает назначение простейших бытовых приборов (например, таких, как чашка, телефон);
  • кроха не интересуется новыми предметами;
  • не стремится играть;
  • он не устанавливает причинно-следственные связи;
  • ребенок не реагирует на свое имя;
  • избегает общения;
  • не различает эмоции окружающих;
  • малыш не понимает речь, обращенную к нему;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не произносит простейшие слова.

Помощь родителей в нервно-психическом развитии ребенка

Чтобы развить малыша, или скорректировать его психическое развитие, родители могут сделать следующее.

  • Нужно давать ребенку возможность самостоятельно делать что-то новое, принимать свои решения. 
  • Очень важно радоваться вместе с малышом его новым, пусть даже небольшим, успехам.
  • Полезно обсуждать с крохой произошедшее событие, рассуждать о причинах, эмоциях. При этом стоит рассказывать ему о своих чувствах и пояснять, какие чувства испытывает он.
  • Родителям необходимо как можно чаще общаться с малышом, интересоваться его мнением.
  • Следует помнить, что ребенку нужно пробовать что-то самому, ошибаться. Это обогащает его практический опыт.
  • Стоит каждый день знакомить ребенка с новыми словами, предметами, явлениями. А также объяснять новые вещи на знакомых понятных примерах.
  • Крайне важно не перегружать нервную систему ребенка.
  • Родителям нужно следить за своей дикцией, говорить плавно, четко и правильно.
  • Следует как можно чаще читать вслух малышу, петь песни, играть с ним в потешки.
  • Ребенку очень полезно развивать мелкую моторику — играть с песком, пуговицами, шнуровкой , лепкой и т.д.
  • Также немаловажно улучшать и  крупную моторику — лазить по лестницам, бросать мячик, играть в подвижные игры  и т.д
  • Обязательно нужно давать ребенку полноценный отдых — качественный ночной и дневной сон, спокойные игры перед сном, длительные прогулки на улице..
  • С детьми этого возраста будет полезно играть на узнавание и подражание.
  • Коррекционные и развивающие занятия не должны быть слишком долгими. Рекомендуется заниматься по 5-10 минут ежедневно.

Период жизни ребенка от 1 года до 2 лет — это время активного психического развития и освоения новых навыков. Чтобы помочь малышу правильно развиваться, стоит создать подходящие условия для этого и ежедневно с ним заниматься.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Источник