Психическое развитие во втором году ребенка
Психологическое развитие младенца от рождения до года
Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.
Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.
Эмоциональные особенности ребенка второго года
В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.
Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.
Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.
После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.
Влияние прямой походки на развитие малыша
На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.
Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира. Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию. В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.
Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект. С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль. С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.
Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.
Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития. Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность. Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.
Совершенствование предметной деятельности
Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.
На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.
- Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
- Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
- Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.
У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку. При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку. Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.
Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.
Автономная и активная речь малыша
Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь. Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения. Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.
Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.
В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы. Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно. Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.
За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.
О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни
Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет
Источник
Позади первый год жизни малыша.
Многих родителей интересует, как будет развиваться ребенок теперь, в возрасте 1-2 года.
Что должен уметь малыш к 2 годам?
Как понять, соответствует ли норме его развитие?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Особенности формирования нервной системы
- Что должен уметь ребенок
- Познавательные процессы
- Становление речи
- Двигательное развитие
- Эмоциональная сфера
- Игра
- Навыки самообслуживания
- Что влияет на развитие психики
- Как провести диагностику
- Помощь родителей в развитии ребенка
Особенности формирования нервной системы в 1-2 года
До того, как малышу исполнится годик, его психика развивается очень быстрыми темпами.
В период от 1 до 2 лет ребенок все еще продолжает активно меняться, хоть и не так бурно, как в период младенчества. Он так же осваивает очень много новых навыков.
Наибольшее развитие психики сейчас связано с формированием речи и манипуляциями с игровыми предметами.
Годовалый ребенок учится воспринимать и анализировать получаемую информацию — из игр, общения, наблюдения и т.д.
Манипуляции с предметами позволяют малышу понять, как “работает” игрушка, что с ней можно делать и т.д. Для них сейчас — настоящее открытие, что маленький стаканчик полностью прячется в большой стакан, а из 2 половинок можно составить целую картинку.
Через общение со взрослыми ребенок не только развивает речь, но и удовлетворяет свое любопытство, узнает новое об окружающих предметах и явлениях, а также учится распознавать эмоции и мимику.
Малышам очень нравится во всем подражать родителям. Это проявляется в том, что они “причесываются” перед зеркалом, как мама, “говорят” по телефону, как папа.
С другой стороны, примерно после 1,5 лет, ребенок стремится начать все делать и решать сам, как настоящий взрослый. Например, ему важно настоять на том, во сколько и где он хочет лечь спать.
Если же родители не примут его желание всерьез, их ждет бурный протест или даже истерика. Важно помнить, что это — не испорченный характер. Это — нормальный период в развитии психики карапуза, формирование его волевых качеств.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
Годовалый малыш активно и с большим удовольствием познает окружающий мир. А значит, у него появляются новые навыки.
Ребенок развивает свои познавательные процессы, речь, эмоции. Он учится играть, активно двигаться и осваивает бытовые навыки.
Родителям важно помнить, что дети развиваются индивидуально, в своем темпе, и это нормально.
Вот какие изменения ждут малыша в период с 1 до 2 лет.
Познавательные процессы
К ним относятся: внимание, память, мышление и восприятие. Эти познавательные процессы тесно связаны между собой.
Восприятие
- Малыши 1-2 лет активно изучают пространство вокруг себя. Им хочется все потрогать, попробовать, услышать, увидеть, узнать.
- К концу этого периода дети понимают, что такое форма, величина, цвет. Они различают простейшие плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник), величины (большой-маленький, низкий-высокий и т.д.), основные цвета (4-8 шт).
- В этом возрасте ребята учатся сортировать предметы по определенному признаку (например, по цвету).
- Восприятие речи обогащает активный и пассивный запас речи ребенка. Чем больше родители будут с ним разговаривать, тем быстрее разовьется речь крохи.
Память
- В возрасте 1-2 лет малыш не ставит себе цель что-то запомнить. Запоминание происходит спонтанно, вне его воли.
- Он запоминает то, что интересно, что произвело на него сильное впечатление. Таким образом развиваются речь, ориентация в пространстве, бытовые навыки и т.д.
- Родителям стоит помнить, что ребенку проще запоминать что-либо в игре и при многократном повторении.
Внимание
- Внимание малыша пока еще очень неустойчиво. Он может концентрироваться на чем-то только 2-3 минуты.
- После этого кроха переключается на новый предмет, который его заинтересовал в данный момент.
- Дольше всего ребенок может удерживать внимание в игре.
- В этом возрасте малышам сложно быстро переключиться с одного дела на другое (например, прекратить играть и начать собираться на прогулку).
Мышление
- Годовалый ребенок хорошо осознает себя и окружающих. Он узнает себя в зеркале, знает свое имя, понимает свое место среди сверстников и семьи.
- В его игре сейчас преобладают манипуляции с предметами. Так ребенок познает их свойства. При этом важно научить ребенка, как еще можно играть с игрушкой. Так он научится играм-подражаниям.
- В этом возрасте хорошо развивается целенаправленная деятельность. Например, малыш учится правильно пользоваться ложкой, строить башню из кубиков и т.д.
- Ближе к 2 годам дети стараются группировать предметы по цветам или форме.
- В 2 года малыш знает цифры и может показать на пальцах свой возраст.
Становление речи
- Самый значительный прорыв в развитии малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью.
До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.
- После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках.
- Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова.
- Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
- Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
- Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
- К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
- Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.
Двигательное развитие
Двигательная активность и моторика тоже тесно связаны с психическим развитием крохи. Чем выше физическое развитие малыша, тем лучше развита его психика в целом.
- В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
- Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
- В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
- Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
- При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
- Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
- Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.
Эмоциональная сфера
- Дети второго года жизни любознательны, активны и обычно в приподнятом настроении.
- В этом возрасте они очень восприимчивы к чужим эмоциям. Например, ребята начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой.
- Малыши этого возраста очень любят танцевать под музыку, петь песенки.
- Им очень важно быть рядом со значимыми родственниками, они с трудом переносят долгую разлуку.
- Ближе к 2 годам заметны такие различия. Мальчики более неусидчивы и самостоятельны, а девочки — скорее спокойны и уравновешенны, для них важнее одобрение взрослых.
- Малыши пока еще не интересуются сверстниками. Они предпочитают играть в одиночестве.
- Дети до 2 лет еще не умеют думать о чувствах других людей, они эгоцентричны.
- Карапузам очень сложно сделать выбор, если им предложить несколько интересных занятий или предметов сразу. Они не умеют контролировать свои желания.
- Им сложно справляться со своими эмоциями (например, любопытством, гневом, восторгом). Они сильно огорчаются, бурно радуются и т.д.
- Дети этого возраста очень любят слышать похвалу от родителей.
- Для них сейчас очень важна самостоятельность. Они стремятся делать и решать все сами, как взрослые.
- Поэтому ближе к 2 годам они стремятся нарушить дозволенные границы, правила и запреты.
- При этом, малыши в этот период — настоящие “консерваторы”. Для них очень важна стабильность. Например, соблюдение всех знакомых ритуалов, режима и т.д.
Игра
- Детям игра необходима для познания мира. Через предметно-манипулятивные игры они изучают свойства предметов и причинно-следственные связи.
- Годовалому малышу интересно самому разобрать, сломать игрушку, чтобы “понять” ее внутреннее устройство и назначение.
- При этом, чтобы ребенок начал играть с игрушкой, ему надо показать, как именно это делать. Он будет повторять “шаблон” действий родителей.
- Ближе к 2 годам начинает развиваться воображение. Малыш начинает сам придумывать варианты манипуляций с игрушками.
Навыки самообслуживания
В возрасте от 1 до 2 лет карапузы с удовольствием осваивают навыки самообслуживания. Им очень нравится подражать взрослым.
- Примерно после 1,5 лет малыши уже умеют самостоятельно мыть руки, причесываться, умывать лицо.
- В этот же период дети учатся в одиночку и аккуратно есть ложкой.
- К 2 годам дети начинают ходить на горшок.
- Также в 2 года ребята умеют надевать и снимать простые вещи (шапка, носки, штаны и т.д.)
- Малышам нравится оказывать помощь взрослым. Например, маленькие помощники с удовольствием выложат продукты из пакета, принесут белье из стиральной машинки или выбросят фантик в мусорку.
Что влияет на развитие психики?
Чтобы психика ребенка гармонично развивалась, важно создать для этого подходящие условия.
В возрасте 1-2 года для развития психики очень важны общение со взрослыми и манипуляции с предметами.
- Окружающее пространство должно быть богато разнообразными стимулами. Например, яркими интересными предметами, достаточным пространством для игр.
- Малышам очень важно частое общение с взрослыми, положительные эмоции, улыбки.
- В семье должна быть, по возможности, спокойная атмосфера.
- Родителям нужно быть внимательными к потребностям ребенка. Например, дать ему интересующий предмет, показать, что это такое, рассказать о нем и т.д.
- Стоит чаще бывать на прогулках, изучать новые места, играть в подвижные игры.
- Рекомендуется сократить просмотр телевизора и компьютерных игр.
- Важно рассказывать ребенку о происходящих событиях, явлениях. А также пояснять, какие чувства испытывают люди в тот или иной момент.
Как провести диагностику психического развития ребенка?
Основные показатели нормального развития психики малыша — это активное общение со взрослым и игровые манипуляции с предметами.
Чтобы понять, соответствует ли норме психика ребенка, надо обратить внимание на такие моменты:
- понимает ли малыш речь взрослого;
- берет ли он на себя инициативу в общении, зовет ли родителей поиграть вместе;
- улыбается ли карапуз во время общения, использует ли возгласы, жесты, мимику;
- стремится ли повторить слова, слоги за взрослым;
- исследует ли он окружающие предметы, тянется ли к новому;
- старается ли подражать взрослым — например, одевать и раздевать куклу;
- пытается ли малыш добиться результата в игре (например, достроить пирамидку);
- просит ли при необходимости помощь у взрослых;
- радуется ли ребенок, когда его хвалят.
Важно помнить, что дети растут в своем темпе, и показатели развития могут немного отклоняться от средних значений.
Но все же следует обязательно проконсультироваться с врачом или дефектологом, если у ребенка есть тревожные симптомы. Возможно, малышу потребуются занятия для коррекции его психического развития.
Вот что должно насторожить родителей, примерно в 1,5 года:
- ребенок все еще не ходит самостоятельно;
- он часто падает, плохо держит равновесие;
- не может схватить мелкие игрушки;
- малыш не следит взглядом за предметами;
- не играет в подвижные игры;
- не знает назначение простейших бытовых приборов (например, таких, как чашка, телефон);
- кроха не интересуется новыми предметами;
- не стремится играть;
- он не устанавливает причинно-следственные связи;
- ребенок не реагирует на свое имя;
- избегает общения;
- не различает эмоции окружающих;
- малыш не понимает речь, обращенную к нему;
- не отвечает на простые вопросы;
- не произносит простейшие слова.
Помощь родителей в нервно-психическом развитии ребенка
Чтобы развить малыша, или скорректировать его психическое развитие, родители могут сделать следующее.
- Нужно давать ребенку возможность самостоятельно делать что-то новое, принимать свои решения.
- Очень важно радоваться вместе с малышом его новым, пусть даже небольшим, успехам.
- Полезно обсуждать с крохой произошедшее событие, рассуждать о причинах, эмоциях. При этом стоит рассказывать ему о своих чувствах и пояснять, какие чувства испытывает он.
- Родителям необходимо как можно чаще общаться с малышом, интересоваться его мнением.
- Следует помнить, что ребенку нужно пробовать что-то самому, ошибаться. Это обогащает его практический опыт.
- Стоит каждый день знакомить ребенка с новыми словами, предметами, явлениями. А также объяснять новые вещи на знакомых понятных примерах.
- Крайне важно не перегружать нервную систему ребенка.
- Родителям нужно следить за своей дикцией, говорить плавно, четко и правильно.
- Следует как можно чаще читать вслух малышу, петь песни, играть с ним в потешки.
- Ребенку очень полезно развивать мелкую моторику — играть с песком, пуговицами, шнуровкой , лепкой и т.д.
- Также немаловажно улучшать и крупную моторику — лазить по лестницам, бросать мячик, играть в подвижные игры и т.д
- Обязательно нужно давать ребенку полноценный отдых — качественный ночной и дневной сон, спокойные игры перед сном, длительные прогулки на улице..
- С детьми этого возраста будет полезно играть на узнавание и подражание.
- Коррекционные и развивающие занятия не должны быть слишком долгими. Рекомендуется заниматься по 5-10 минут ежедневно.
Период жизни ребенка от 1 года до 2 лет — это время активного психического развития и освоения новых навыков. Чтобы помочь малышу правильно развиваться, стоит создать подходящие условия для этого и ежедневно с ним заниматься.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Комментариев пока нет
Источник