Психическое развитие в раннем возрасте предметная деятельность ребенка

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

К числу важных новообразований
раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.

Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность
ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца.

Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

В формировании самостоятельной предметной деятельности
ребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой (1978), можно выделить три этапа.

Первый этап — это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7-9 месяцам в ориентировочные действия.

К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические
(второй этап). Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание, грызение) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) — это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами — мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает.

Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия.

Она проходит несколько этапов.

Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы». На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его. На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Например, в исследованиях Е. И. Кисленко детям двух лет предлагалось выполнить следующие действия с носовым платком: использовать его по прямому назначению, в качестве полотенца, салфетки или тряпки для вытирания стола. Дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению: 95 % детей не допускали возможности использовать его в другом качестве.

Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом. Если младенец действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «Что такое? » сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?».

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действиясостоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.  Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдёт нужную деталь. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами,
основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата.

Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами, на которые нужно воздействовать, и то, как происходит это воздействие, зависит от устройства орудия.  Копать песок совочком или набирать кашу ложкой нужно совсем не так, как рукой. Поэтому овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия.

Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно. Поэтому он постоянно обращается к взрослому за помощью или приглашает к совместной игре. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы.

Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Если на втором году жизни, подражая старшим, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину их действий, например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор, не обращая на это внимание, то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата: теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы он стал чистым.

Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

1слайд

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

2слайд – Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

3слайд – Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические манипуляторные действия с предметами, которые первоначально осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). 

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой.

К концу первого года появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Например, подражая взрослому, ребенок пытается собрать пирамидку, матрешку, построить башенку из кубиков и пр. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для него уже не изолированно, а в определенных соотношениях с другими объектами. Действия такого типа называются соотносящими. Экспериментируя с предметами, по-разному воздействуя ими друг на друга, ребенок выявляет связи между ними. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к действиям нового качества — собственно предметным, специфически-человеческим действиям на основе выработанных в культуре способов употребления предметов. Прежде всего это — орудийные действия.

4слайд – В конце первого года жизни и на протяжении всего раннего возраста ребенок все чаще сталкивается с предметами, связанными с деятельностью взрослых и требующими особого обращения с ними в соответствии с определенными, общественно заданными правилами. К ним относятся, например, действия с предметами обихода: ложкой, расческой, зубной щеткой и пр. Такие действия и называются орудийными, т.е. предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Ими дети пользуются и в ходе игры: совочком насыпают в ведерко песок, лопаткой копают его, забивают молоточком или камешком колышки в землю или в отверстия дощечки, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелом или кисточкой. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

5слайд – Переход к новому типу деятельности становится возможным благодаря приобретенным ранее навыкам манипулирования предметами и общению со взрослым, который показывает ребенку образцы действий с ними. Немаловажное значение имеет и овладение ходьбой, которая раздвигает границы его жизненного пространства, помогает ему стать свободнее и самостоятельнее. Умение ходить не только расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, но и меняет характер его контактов с предметным миром: теперь он может не только рассматривать то, что его окружает, но и практически действовать с большим количеством ранее недоступных ему предметов.

6слайд – Являясь ведущей деятельностью дошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности.

Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действенного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии со взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

        В изобразительной деятельности дети проходят нелегкий путь начиная с изображения каракуль, которые могут представлять собой все, что угодно. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.

7слайд – Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

8слайд – Д.Б. Эльконин следующим образом описывает природу и процесс усвоения ребенком раннего возраста предметного действия.

• Предметные действия формируются только в совместной деятельности с взрослым. Смысловым центром ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, является взрослый и совместная деятельность с ним.

• Освоение предметного действия предполагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия.

• В первую очередь ребенок осваивает функцию предмета-орудия, т.е. цель и смысл действия, с которыми он знакомится через взрослого, в совместной с ним деятельности.

• Операционально-технический состав предметного действия формируется на основе образца, задаваемого взрослым. Соответствие действий ребенка этому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия.

• Овладение предметным действием осуществляется путем построения образа действия с предметом-орудием, который складывается в результате разнообразных проб и в совместной деятельности со взрослым.

• Образ действия включает в себя понимание функции предмета, цели действия и учет соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели.

• Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Такое представление о развитии орудийных действий раскрывает их психологическую и общественную природу, зависимость от культуры того общества, в котором растет ребенок.

9слайд – Предметное действие есть элемент человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.

Таким образом, предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

10 слайд

ИГРУШКИ: от года до трех.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Возраст от 1до 3 является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи: ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши… Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу. Овладеть этими навыками ребенку помогают игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналогии реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочки, кукольная утварь, посуда, одежда, расчески…

Наглядно-действенное мышление.

Малыш с самого раннего возраста познает окружающий мир в основном руками, то есть наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления необходимы игрушки, предусматривающие использование нескольких однородных предметов разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. Это традиционные народные игрушки, то есть сами подсказывающие способ игры. К ним относятся:

  • Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • Вкладыши разной формы и размера;
  • Матрёшки 3-4 местные;
  • «коробки форм», то есть игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • Крупные пазлы и мозаики;
  • Кубики крупные, пластмассовые и деревянные;
  • Шнурок и бусины для нанизывания;
  • Народные игрушки с подвижными частями;
  • Желобок и шарик для скатывания.

Играя, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие предметов, и складываются представления об их свойствах.

Познавательная активность.

        Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для этого требуются игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, а так же элемент сюрприза. Это могут быть:

  • Коробочки с секретом;
  • Детские музыкальные центры;
  • Механические игрушки;
  • Клавишные игрушки;
  • Игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки…

Развитие целеустремлённости.

        Целеустремлённость и настойчивость ребёнка 3-го года жизни проявляются в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят такие игрушки:

  • Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта; собачки, елочки, снеговика…
  • Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки…)
  • Составные игрушки – машинки, домики…
  • Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • Бусы для нанизывания;
  • Шнуровки и застёжки.

Социально-личностное развитие.

        Социально-личностное развитие в возрасте от 1 до 3 происходит главным образом через развитие речи как основного средства общения, а также через и процессуальную (предметную) игру, подготавливающую появление ролевой игры. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении с взрослым, которое предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, развивающие речь, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • Картинки с изображение животных и людей;
  • Сюжетные картинки с изображением действий;
  • Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • Элементарные виды детского домино и лото;
  • Последовательности картинок, изображающих сюжеты сказок;
  • Наборы фигур, изображающих персонажи известных сказок;
  • Звукозапись (медленная и отчетливая) детских народных сказок;
  • Игрушечный телефон.

Что касается предметной игры, то она осуществляется с реалистичными игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, а для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: наборы мебели, «продуктов питания» (наборы овощей, фруктов), «предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки, мыло…), игрушечные животные маленьких и средних размеров с выразительной внешностью.

Так же для игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона…

Источник