Психическое развитие ребенка в три с половиной года
К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.
Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.
Новое в физическом развитии
В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.
У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.
Обиходный опыт трехлеток
В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:
- замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
- уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
- использовать носовой платок или салфетку;
- мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
- вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
- своевременно пользоваться туалетом.
Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.
Нюансы психики трехлетних детей
Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.
Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:
- сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
- помощь, если ему под силу это осуществить;
- отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
- сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
- понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
- переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.
Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.
Активный детский лексикон
Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.
В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.
Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.
Программой развития детей 3,5 лет предусмотрено большое количество самостоятельных умений – от одевания и правил гигиены до использования карандашей и ножниц. Знания малышей тоже расширяют границы: названия домашних и диких животных, растений, материалов, явлений природы, частей суток и времен года и многое другое. Им необходимо уметь выполнять задания, не отвлекаясь, узнавать свойства и признаки, сходство и различие предметов. Дети должны знать основные цвета и геометрические фигуры, разбираться в понятиях много – мало, сравнивать реалии по размеру, форме, цветам. Родителям придется приобрести энциклопедии, чтобы ответить на все вопросы своего ребенка.
[mrp postnumb=4]
Источник
С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.
В арсенале крохи отмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.
Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.
Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.
Особенности физиологического развития малыша
Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений —способность делать сразу несколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.
Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.
Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.
Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:
- ездить на трехколесном велосипеде и самокате;
- бегать и прыгать с преодолением препятствий;
- спускаться и подниматься по лестнице бегом;
- забираться на лестницы, турники, способен некоторое время продержаться на перекладине;
- точно попадать по мячу, следуя правилам игры, и многое другое.
Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.
Основные навыки крохи в три с половиной года
В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.
Понимая, что теперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.
Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.
Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни
На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.
Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности нет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.
Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап — переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.
Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание — это самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.
Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ — отвлекать внимание.
Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.
Особенности развития речевых и социальных навыков
Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.
На четвертом году жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.
Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.
Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.
Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей
Развитие детей на четвертом году позволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.
Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:
- врача;
- воспитателя;
- родителей;
- водителя автобуса;
- продавца в магазине и т.д.
В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.
Как развивать творческие стороны малыша?
Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.
Каким должно быть развитие творческих способностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.
Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года — это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.
Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.
Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в танцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.
Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.
Чем занять малыша на прогулках?
Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:
- самокатом;
- велосипедом;
- роликами;
- формочками;
- лейкой;
- мячом и пр.
Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.
Общеразвивающие занятия с ребенком
Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.
Считалки и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».
Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.
Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.
С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.
Источник
К 4 годам дети начинают исследовать мир со все большим рвением, для этого им нужна поддержка взрослых. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 3,5 года.
Узнайте, что должен уметь ребенок в 3,5 года.
Физическое развитие ребенка в три с половиной года
Мальчики в возрасте 3,5 года хорошо развиты физически, активно участвуют в подвижных и шумных играх. Девочки лучше разговаривают, отдают предпочтение спокойным играм и выбирают времяпрепровождение в небольших группах.
Оценивая способности ребенка, нужно опираться на стандартный список общих навыков.
В 3,5 года ребенок должен уметь:
- бегать, изменяя направление движения, не сбавляя при этом скорости;
- бегать в разном темпе;
- огибать препятствия во время бега, не падать, перепрыгивать через небольшие помехи;
- прыгать на месте на одной и на двух ногах;
- прыгать вперед, назад;
- лазать по детским турникам, недолго висеть на перекладине на руках, спрыгивать с невысоких турников, опускаясь на согнутые ноги;
- кататься на велосипеде, на самокате;
- ходить по узким бордюрам, поверхностям с небольшим уклоном, сохраняя при этом равновесие;
- ходить задом наперед;
- на протяжении 20 секунд удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
- подниматься по лестнице без помощи старших;
- спускаться по лестнице, чередуя при этом ноги и изредка используя приставной шаг;
- запрыгивать на невысокие бордюры, ступени;
- лечь на спину, поднять ноги и удерживать их в таком положении около 10-15 секунд;
- ходить на носочках, на внешней и на внутренней стороне стопы;
- играть с мячом, уметь ловить его и одной, и двумя руками, подкидывать над собой;
- кидать мяч в стену и ловить после того, как он отскочит.
Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни
Дети на третьем году жизни стремятся к познанию всего, что их окружает, и с удовольствием изучают то, что предлагают им родители. В кризисные моменты, когда ребенок устраивает безосновательные истерики, следует спокойно разговаривать с ним, мягко добиваясь понимания с его стороны и преодоления психологического дискомфорта.
За 3,5 года жизни ребенок уже хорошо научился улавливать любые изменения в домашней атмосфере и поведении окружающих людей, поэтому стоит чаще говорить о любви к нему, его значимости. С проявлением нежности со стороны родителей дети становятся более уравновешенными.
Ребенок в этом возрасте уже умеет концентрировать внимание на одном задании на протяжении 20 минут. Лучше всего чередовать разные виды деятельности, чтобы интерес к заданиям и играм не пропадал.
Родителям стоит уделить внимание усовершенствованию речи и социальных навыков детей. Психологически они уже развиты достаточно, чтобы понимать, что такое дружба и на чем она строится, как разрешать появившиеся конфликты. Посредством недолгих бесед на темы о чувствах других людей нужно научить ребенка не только оценивать ситуацию со своей позиции, но и смотреть на происходящее с разных сторон.
Особенности развития речевых и социальных навыков в 3,5 года
Вариант упражнения для развития ребенка 3, 5 лет.
В 3,5 года ребенок уже может:
- считать до 10 и обратно;
- ориентироваться в таких понятиях, как «много», «мало», «высокий», «длинный» и т.п.;
- знать названия основных цветов и оттенков;
- находить различия между двумя картинками и объяснять, в чем заключается несоответствие;
- сравнивать похожие предметы;
- находить в группе предметов лишний, обосновывая свое решение;
- запоминать последовательности слов и фраз;
- внятно объяснить, чем отличается город от деревни, дерево от куста и т.д.;
- ориентироваться в видах растений, рассказывать об особенностях наиболее распространенных кустарников, цветов, деревьев в родном регионе;
- описывать природные явления;
- объяснить, ощупывая предмет, из чего он сделан, какую форму имеет;
- рассказать, чем отличается день от ночи, осень от зимы и т.д.
Основное внимание нужно уделить речевому развитию ребенка. Уже в 4 года можно начать разучивание букв и слогов.
Основные направления деятельности родителей для развития ребенка 3,5 лет
Для комплексного развития в 3,5-4 года необходимо во время одного занятия совмещать сразу несколько видов обучения. Так, в течение утренней разминки можно не только выполнять физические упражнения, но и считать количество сделанных прыжков, называть используемые предметы.
Физическое
В 3,5 года нужно гулять с ребенком не менее 1,5 часа в день. Для полноценного развития предпочтительно, чтобы он общался с ровесниками. В этом инициативу могут проявить родители: собрать детей в компанию, познакомить их, предложить увлекательные игры.
Неотъемлемой частью дня для ребенка в этом возрасте является утренняя разминка. В течение нее нужно делать легкие упражнения на все группы мышц:
- для развития рук и плеч подходят махи, игры с мячом, упражнения на перекладине;
- для мышц спины нужно делать наклоны, гимнастические упражнения на фитболе;
- для укрепления ног — бег с чередованием темпа, приставные шаги, прыжки на месте и в длину;
- для улучшения координации необходимо научиться ходить по прямой линии, стоять и прыгать на одной ноге.
Для утренней разминки будет достаточно 20 минут.
Речевое
В возрасте 3,5 года дети уже используют в речи грамматически сложные конструкции и делают это правильно. Сложности возникают в произношении звуков. Для исправления недостатков в произношении применяется артикуляционная гимнастика.
Всем детям в период от 3,5 до 4 лет следует посетить логопеда, чтобы получить профессиональную оценку речевых навыков и понять, над чем нужно работать. На ранних этапах исправить проблемы легче всего.
Речевое развитие считается нормальным, если к 4 годам ребенок перестает произносить лепетные слова, правильно употребляет формы времен и падежей. Если раньше дети могли говорить о себе не в первом лице, то к возрасту 3,5 года эта особенность исчезает. Дети учатся запоминать четверостишия и пересказывать небольшие истории.
Занятие речью с ребенком очень необходимо.
Чтобы способствовать развитию речи ребенка, родителям следует:
- обсуждать с ним происходящее, по вечерам вспоминать то, что случилось за день;
- читать небольшие рассказы, книги, обсуждать сюжет, интересоваться мнением ребенка о прочитанном и предлагать пересказывать отдельные части;
- делать артикуляционную гимнастику, просить повторять за взрослым звуки, разминать мышцы лица;
- показывать ребенку фотографии и картинки, обсуждая изображенное на них и интересуясь, какие события могли предшествовать тому, что он видит;
- предлагать ребенку самостоятельно сочинять рассказы, вначале можно опираться на карточки и иллюстрации, придумывать сюжеты об окружающих вещах.
Познавательное
Расширение кругозора детей быстрее всего проходит в процессе игры. Рекомендуется определить, какой тип восприятия информации подходит для вашего ребенка (звуковой, тактильный, зрительный), и в подготовке игр и упражнений опираться на это.
Детям, которым легче усваивать информацию с помощью слуха, подойдут занятия в форме беседы, составление рассказов, обсуждение событий. Для визуалов следует составить занятие с использованием большого количества картинок, иллюстраций или видеоматериалов.
Для кинестетиков нужно создать условия, в которых можно получать информацию о предмете через прикосновения. Хорошо, если получается объединять различные формы упражнений и предлагать ребенку все виды задач, делая упор на те, которые наиболее полезны для него.
В данном возрасте нужно совершенствовать:
- умение находить похожие и отличительные признаки нескольких предметов;
- умение пересказывать сюжет рассказа, увиденного мультфильма, детского спектакля;
- сочинение историй с опорой на очередность картинок;
- умение сортировать предметы, обобщать их в группы по сходным признакам;
- умение различать цвета и их оттенки;
- знания того, как выглядят фигуры;
- умение считать до 10;
- правильное использование понятий «низкий», «высокий», «много», «мало», «большой», «маленький», «съедобный», несъедобный».
Для развития кругозора детей необходимо ежедневно пополнять их базу знаний о мире.
Родителям следует делиться с ребенком информацией о:
- диких животных, местах, в которых они обитают, их внешних особенностях, поведении и взаимодействии с природой, издаваемых звуках, приносимой пользе;
- насекомых, обитателях морей и рек, птицах и о том, что помогает жить в воде или летать, что они едят;
- мире растений, цветах, грибах, деревьях и о том, из чего они состоят (листья, стебли, корни и т.д.);
- природных материалах, способах их применения (что делают из стекла, пластика, камней, древесины), каковы они на ощупь;
- явлениях природы, временах года, правилах поведения во время дождя, урагана, грозы, на солнцепеке;
- важных датах и о том, почему эти события вошли в историю, какое значение они имеют для людей;
- семейных традициях и их значении;
- строении человеческого организма, функциях основных органов (сердца, легких, желудка, мозга);
- профессиях родителей и родственников, достоинствах их работы;
- способах передвижения (самолетах, машинах, поездах, кораблях), строении различных видов транспорта и сферах их использования.
Необходимо, чтобы дети познавали что-то новое.
Музыкальное
Танцевать под заданный темп, чувствует ритм музыки, старается различать музыкальные жанры — это то, что должен уметь ребенок в 3 5 лет. Приходит понимание того, что под разные мелодии двигаются с разной скоростью.
В процессе изучения музыкальных жанров нужно не только слушать композиции и искать их характерные признаки, но и показывать ребенку, какие из знакомых ему движений подходят к танцу под выбранную мелодию. Можно разучивать детские танцы: «Я в садочке была», «Березка», «Танец маленьких утят» и др.
Тематическое занятие нужно совместить со знакомством с видами профессий, связанных с музыкой. Ребенок должен узнать, кто такие певцы, музыканты, композиторы, дирижеры и танцоры. Если концерт симфонического оркестра может показаться детям утомительным, то посещение танцевального мероприятия, где можно увидеть, как красиво двигаются люди под разную музыку, станет для ребенка хорошим времяпрепровождением.
Сенсорное
Все большее значение в жизни детей приобретает способность фантазировать, создавать из подручных материалов предметы для новых игр. В этом процессе важную роль играет сенсорика. Получая информацию через слух, осязание и зрение, ребенок может включать в свою деятельность различные игровые материалы.