Психическое развитие ребенка в три года
Психическое развитие ребенка третьего года жизни.
На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.
Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.
Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: «Говори спокойно, не кричи», — внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз — проявите твердость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил эти чувства мой сын:
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Мама говорит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.
Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д.
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, — поверхностен и он будет.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети — зеркало взрослых.
Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.
Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Источник
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
Что должен уметь ребенок в 3 года? Каковы нормы психического развития детей 3 лет?
В том случае, если родители постоянно и систематически занимаются со своим малышом так, как и должно с ним заниматься, он в психическом отношении обнаруживает к трем годам жизни значительный прогресс.
И психическое развитие его соответствует возрастной норме:
♦ ребенок с удовольствием общается с мамой и папой, а также с другими взрослыми – знакомыми и незнакомыми; с интересом общается с детьми, хорошо с ними играет; возраст детей, с какими играет малыш, не имеет для него значения;
♦ в своем поведении ребенок стремится быть похожим на маму и папу; родители для него по-прежнему – эталон;
♦ маму и папу, других домашних и даже многих дальних родственников и знакомых (с какими общается часто) ребенок легко узнает по голосу;
♦ ребенок умеет различать основные цвета и помнит, как цвета называются;
♦ малыш любит слушать музыку, легко запоминает мелодию, какая ему нравится; если он слышит свою любимую мелодию, то может начать ее подпевать; однако, с музыкальным слухом у него еще не все в порядке, и то, что исполняет малыш, может разительно отличаться от его любимой мелодии;
♦ ребенок имеет основания похвалиться весьма значительным запасом слов; у иных детей этого возраста запас составляет более трехсот слов; малыш уже составляет простейшие фразы, вполне ясно обозначает свои желания, выражает свои мысли;
♦ интересуется практически всем, что видит; задает очень много вопросов, и настойчиво требует ответов на них; иногда выспрашивает значение незнакомых слов;
♦ может разделять предметы по группам, основываясь на каких-то определяющих признаках; к примеру, ряд предметов «тарелка, рубашка, чашка, шапка, ложка, носочки» он легко разделит на две группы: «тарелка, чашка, ложка» и «рубашка, шапка, носочки»; также ребенок этого возраста способен определить признак, объединяющий какие-либо предметы: «стакан, градусник, лампочка, зеркало» — все эти предметы стеклянные, «игла, нож, вязальная спица, шило» – все эти предметы острые и т.д.;
♦ время от времени ребенок фантазирует; он рассказывает небылицы, какие будто бы с ним происходили; не следует принимать его фантазии за обман; возможно, ребенку скучно, возможно, он в чем-то нуждается; в чем – это становится ясно, если проанализировать его фантазии;
♦ играя, ребенок разговаривает с куклами, с другими игрушками; он проговаривает ответы кукол и других игрушек; он склонен относиться к неодушевленным предметам как к одушевленным – заботиться о них, жалеть их, сердиться на них, наказывать их и т. п.;
♦ малыш быстро перенимает игры, какие показывают ему мама и папа или другие взрослые; игры ребенка становятся все сложнее; быстро освоив предложенные ему правила игры, ребенок может пойти дальше и еще более усложнить игру, добавив в нее новые правила; в этом следует видеть проявляющуюся способность к творчеству; любит игры в компании таких же малышей – это показывает, что он уже с раннего возраста готов к игре в команде;
♦ ребенок с интересом рассматривает картинки в детских журналах и книжках; может рассказывать сам себе или кукле то, что видит на картинках; водя по картинке пальцем, может составлять по ней целый рассказ – как правило, он рассказывает то, что рассказывала ему мама; с не уменьшающимся удовольствием малыш рассматривает картинки в старых, хорошо изученных им книжках; у него есть любимые книжки, какие он перелистывает чаще других;
♦ большое удовольствие малыш получает от рисования; ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс рисования; поэтому в том, что рисует малыш, не следует искать какого-то смысла; рисунки его можно назвать не иначе, как каракулями; однако, с течением времени среди каракулей все чаще появляются фигуры, в которых можно угадать круги, треугольники, прямоугольники и пр.; различая цвета, ребенок, однако, не пользуется этим навыком; взяв из коробки какой-нибудь один карандаш, он может «изрисовать» им половину альбома;
♦ ребенок с большим удовольствием занимается лепкой; как и в рисовании, в лепке его интересует не конечный результат, а само действие; ребенку нравится, как мнется пластичный материал в его пальцах, как материал слушается его пальцев, как сами по себе возникают неожиданные формы;
♦ очень интересуется своим отражением в зеркале; стоя перед зеркалом, может строить себе рожицы; не только девочки, но и мальчики примеряют перед зеркалом вещи, принадлежащие маме или папе; это можно рассматривать как одно из проявлений стремления скорее стать взрослыми.
Мы обрисовали в общих чертах психический «профиль» ребенка в возрасте трех лет. Развитие большинства детей соответствует этому «профилю». Если мама видит, что ее малыш какого-то из описанных навыков не освоил, она должна активизировать свои усилия и навыку ребенка обучить.
Рекомендуем посмотреть:
Полезные советы для будущих мам
Как определить: Нормально ли развивается ребенок?
Простые правила введения прикорма
Поведение четырех-пятилетнего ребенка в обществе людей
Ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Развиваем кругозор ребенка
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Дети в три года переходят на новый этап развития. Их поведение уже отличается от поведения малышей в 1-2 года. В статье рассмотрим нормы речевого, психического, умственного, физического и других аспектов развития ребенка и поговорим об особенностях ухода и режима дня.
Что должны знать родители?
В этом возрасте физическое и умственное развитие малыша имеет свои особенности. Психология маленького человечка очень сложная. Улучшается мелкая и крупная моторика. Карапуз более уверенно ходит, прыгает, бегает, преодолевает преграды. На этом этапе многие дети учатся или уже умеют кататься на трехколесном велосипеде. Кроме этого, происходят следующие изменения:
- К возрасту трех лет малыш меньше спит, а в периоды бодрствования он быстро усваивает новые знания и с удовольствием познает окружающий мир.
- Повышается усидчивость маленького непоседы. Сейчас он может посвятить одному занятию уже около 20 мину, в отличие от детей более младшего возраста.
- К этому этапу заметно улучшается мелкая моторика. Малыш с удовольствием пробует застегивать пуговицы на одежде или завязывать шнурки. Конечно, сейчас у него еще не все получается.
- Ребенок берет в руки ложку, кушает самостоятельно, пробует рисовать карандашами и фломастерами.
- Словарный запас трехлетних мальчиков и девочек уже довольно большой. В него входит около 700-800 слов, в зависимости от особенностей индивидуального развития. Многие слова сейчас похожи на обычный лепет. Многие родители говорят о том, что их малыши попросту не замолкают ни на минуту.
Игровая деятельность занимает все основное время. Карапузы особенно любят ролевые игры. Это очень полезно для них, ведь в процессе такой деятельности хорошо развивается воображение и абстрактное мышление.
На нашем сайте у вас есть возможность прочитать статью на тему скачков роста у детей.
Основные умения малыша
Если говорить о каких-то четких рамках по поводу умений детей в трехлетнем возрасте, то их попросту нет. Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами. Если, например, в 3-4 года соседский мальчик уже активно играет с мячом, а ваш сын категорически отказывается от этого занятия, не стоит переживать по этому поводу.
Итак, что умеют дети на данном этапе:
- Собирает небольшие пирамиды.
- Ставит цифры на календарь.
- Называет основные цвета, чёрный, белый, красный.
- Знает несколько геометрических фигур, например, треугольник, квадрат, круг.
- Кратко рассказывать о себе и своих родителях.
- Считает до трех с помощью пальцев.
- Катается на трехколесном велосипеде, карусели, качелях.
- Активно играет с другими малышами, делится игрушками, проявляет интерес к чужим игрушкам.
- Одновременно выполняет несколько действий, например, танцует и хлопает в ладоши.
- Когда прощается, машет ручкой.
- Себя называет «Я».
- Прокладывает маршрут между двумя предметами.
- Знает части тела и умеет их показывать.
- Помнит свое имя, возраст и фамилию.
- Старается петь песенки и учить короткие стишки.
- Играет 10-15 минут, не отвлекаясь.
В этом возрасте малыш задает различные вопросы, может довольно долго слушать сказку, произносит приблизительно 600-700 слов и знает их значение.
Карапуз бегает, прыгает, ловко преодолевает препятствия.
Понятие кризиса трехлетнего возраста
У многих детей после трех лет и нескольких месяцев возникает так называемый кризис. Здесь речь не идет о какой-то задержке развития, не имеется в виду и отставание. Кризисом психологи называют скорее своеобразный переломный период, который наблюдается на различных жизненных этапах у большинства детей. При этом родители начинают паниковать, ведь они попросту не понимают, что произошло с их чадом и почему так поменялось поведение сына или дочки. Дети раннего возраста переживают несколько критических этапов развития. Кризис трехлетнего возраста, как свидетельствуют отзывы родителей, является самым тяжелым для мамы и папы. При этом маленький непоседа становится непослушном, впадает в истерики, часто скандалит, плачет и капризничает без видимых на то причин.
Распознать критический период родители могут по таким проявлениям:
- На любые предложения карапуз выявляет недовольство и перечит.
- Малыш становится упрямым, стоит на своем, даже если понимает, что он делает неправильно.
- Кроха отказывается выполнять любые задания, которые дают ему взрослые. Он не хочет складывать игрушки, называть цвета или фигуры, иными словами, выявляет протест против всего, что ему предлагают.
- В этом возрасте у карапуза появляется непреодолимое желание сделать все самому, он наотрез отказывается от помощи папы и мамы.
- Сын или дочка обесценивает все вокруг себя. Многие дети начинают бросать и ломать игрушки, даже если раньше очень бережно к ним относились.
- Если в семье есть дети старшего или младшего возраста, трехлетний малыш может проявлять ревность и даже агрессию.
Изменения в поведении ребенка объясняются осознанием того, что он уже взрослый и может повлиять на поведение родителей.
Карапуз считает, что он уже большой и требуют уважительного отношения к себе. Отсюда появляется отрицание каких-либо действий, малыш начинает кричать, спорить, впадать в истерику.
Мнение эксперта
Ксения Дунаева
Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.
Спросить у Ксении
Важно понимать, что такое поведение маленького непоседы для него не менее тяжелое, чем для его родителей. Дело в том, что кроха сам не может понять, что с ним происходит, а управлять собственными эмоциями он еще не может.
Особенности развития детей трех лет
Мальчики и девочки этого возраста развиваются приблизительно одинаково. В среднем их рост составляет 96-98 см, а вес 13-15 кг. В зависимости от индивидуальных особенностей роста организма, эти показатели могут немного отличаться от нормы, что не является патологией. Давайте рассмотрим виды развития трехлетних малышей более подробно.
Что умеет ребенок с физической стороны
Физическое развитие малыша на этом жизненном этапе имеет очень важное значение. Сейчас активно развивается ловкость, выносливость, крупная и мелкая моторика и пространственная координация движений. Тренировать физические умения можно как в домашних условиях, так и в спортзале, бассейне. Итак, что умеет маленький непоседа:
- Делает гимнастику под музыку.
- Преодолевает препятствия.
- Ходит по дощечке, наклоненной вниз.
- Прыгает на двух ногах.
- Идет ровно по ниточке, разложенной на полу.
- Ловко спрыгивает с небольших возвышенностей на землю.
- Играет с мячиком, пинает его ногой, бросает руками.
- Умеет играть в различные игры с простыми правилами, например, кто первый сядет на стульчик или принеси предмет.
- Находит закономерности между предметами.
- Дети в трехлетнем возрасте с удовольствием танцуют и выполняют зарядку.
Маленький непоседа будет вполне хорошо плавать, если записать его в бассейн. С удовольствием малыши катаются с горки, залазят на лесенку, учатся кататься на трехколесном велосипеде.
Если не получается занять свое чадо одним из видов спорта, не стоит отчаиваться. Достаточно играть с малюткой в подвижные игры и чаще гулять на свежем воздухе.
Сенсорика
Сенсорное развитие подразумевает задействование таких чувств, как зрение, обоняние, слух, осязание и других. Сейчас очень важно играть с крохой в развивающие игры, которые помогают научиться распознавать предметы на вкус и запах. При этом можно использовать такие виды деятельности:
- Определение на вкус разных продуктов – кислых, соленых, сладких.
- С завязанными глазами сын или дочка должны понять, какую фигуру им предлагают родители, например, квадрат, шар, треугольник.
- По звукам ребенок может постараться угадать животное.
- Заниматься можно с помощью специальных игрушек в виде сенсорных коробочек.
- Можно использовать упражнения, в которых кроха должен определить продукт по запаху.
Такие веселые и увлекательные игры помогут не только с удовольствием провести время и наладить доверительные отношения между родителями и их детьми, но и поспособствуют развитию сенсорики.
Преимуществом таких занятий является то, что проводить их можно как дома, так и на улице во время прогулки.
Развитие мелкой моторики
Существуют различные методики, помогающие тренировать мелкую моторику и развитие речи у детей различного возраста. Это очень важно, ведь в головном мозге зоны, которые отвечают за речевой аспект и движение пальцев, располагаются довольно близко. Родители могут сами составить план по тренировке пальчиков своего чада.
При этом можно использовать простые и веселые занятия:
- Проводить гимнастику для пальчиков. Это можно сделать с помощью пальчиковых игр или включить мультик с инструкцией.
- Очень полезными будут игры с сыпучими ингредиентами. Такие игрушки можно купить в магазине, например, модными сейчас считаются различные слаймы, кинетический песок и другое. А можно просто дать своему чаду несколько мисочек и обычную крупу. Подойдет гречка, рис, манка и другие.
- Отлично развивает мелкую моторику застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
- Развивать пальчики можно, нанизывая бусины на леску.
- Хорошо зарекомендовали себя такие занятия, как складывание мозаики, рисование, лепка из пластилина.
В трехлетнем возрасте дети с удовольствием играют с водой. Им нравится рыбалка с помощью удочки или ловля рыбы сачком.
Музыкальный слух
Музыкальное развитие карапуза на этом жизненном этапе имеет важное значение. Именно в этом возрасте многие малыши проявляют свои первые творческие способности. Если родители замечают, что их чадо тянется к музыке, очень важно правильно развивать кроху в данном направлении.
Для этого используется такая деятельность:
- Пение.
- Освоение различных музыкальных инструментов, например, фортепиано.
- Сравнение музыки разных направлений.
- Если кроха занимается со специалистом, педагогом может использоваться программа для развития фонематического слуха.
- Можно попробовать дать маленькому непоседе угадать звучание различных музыкальных инструментов.
- Полезными будут танцы.
Не стоит бросать занятия, если у вашего малыша что-то не получается. Музыкальное, художественно-эстетическое и другие виды развития даются многим детям не так уж и просто. Главное в этом деле – настойчивость и терпеливость.
Психологическое и нервно-психическое развитие
Как показывает практика, задержка психоречевого развития у малышей трех лет наблюдается довольно часто. Интересоваться психофизическим развитием следует с самого раннего возраста. Родители должны внимательно наблюдать за поведением своего чада. Если им кажется, что психомоторное развитие идет не так, как нужно, следует показать ребенка неврологу, психологу и другим специалистам.
Каковы же особенности психики детей в три года? Рассмотрим их:
- Малыш активно общается с родителями, вступает в диалог с другими людьми. Иногда при контакте с посторонним человекам малыш может испытывать стеснение и страх.
- Маленький непоседа старается во всем подражать маме и папе.
- С удовольствием слушает музыку, запоминает мотив и старается напевать его.
- Вступает в контакт с другими детьми в детском саду или на площадке.
- Интересуется всеми окружающими событиями, задает много вопросов, главные из которых: зачем, почему, как?
- Может проявлять фантазию, рассказывать небылицы.
- Рассматривает книги с картинками, смотрит мультфильмы, музыкальные клипы.
- С большим желанием рисует, лепит, складывает башню из кубиков.
Если родители заметили, что их карапуз стал пассивным, проявляет апатию и нежелание общаться, нельзя оставлять эти признаки без внимания. Крайне важно своевременно показать малютку специалисту.
Коммуникативное и речевое
Диагностика речевого и социально-коммуникативного развития у малышей трехлетнего возраста имеет важное значение. Эта характеристика может указывать на различные психические нарушения личности. Важно понимать, что каких-то четких рамок здесь нет.
Родители должны ориентироваться на приблизительные критерии. Итак, что умеет ребенок:
- Учит несложные стихи и песни, ра?