Психическое развитие ребенка в преддошкольном возрасте

Психическое развитие ребенка в преддошкольном возрасте thumbnail

В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.

Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.

У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.

Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:

1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.

2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.

3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.

4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.

5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.

6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.

Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.

В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:

1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.

2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.

3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).

4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.

Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).

За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.

Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.

Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.

Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.

В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)

Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».

Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Ведущая деятельность – Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.

Факторы предметно-манипулятивной д-ти:

 Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.

 Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.

Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.

(Новообразование)Речь. Три этапа:

1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.

2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.

3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.

Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.

В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.

Кризис 3 лет.

Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.

В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.

Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)

Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.

Источник

На чтение 10 мин.

Преддошкольный возраст имеет огромное значение для каждого родителя. Именно на этой стадии можно выявить скрытые патологии и узнать об особенностях развития малыша в окружающем мире. Стоит подробнее поговорить о физическом и психологическом созревании крохи.

Возрастные стадии

Весь период роста ребенка педиатры подразделяют на несколько основных стадий:

  • новорожденный – с самого рождения и до 1 месяца;
  • ясельный или младенческий – с 1 месяца до 1 года;
  • преддошкольный – с 1 года до 3 лет;
  • дошкольный – с 3 до 7 лет;
  • школьный – с 7 до 12 лет;
  • пубертатный – с 12 до 17 лет.

Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

Именно преддошкольный возраст является самым интересным. В этот период карапуз познает окружающий мир и делает для себя новые открытия.

Физиологическое развитие

Важной особенностью преддошкольного, дошкольного возраста является физиологическое развитие. После 1 года малыш заметно становится крепче. Его мышечная ткань укрепляется, начинает формироваться соединительный каркас мышц. Движения малыша становятся более четкими и быстрыми.

Более совершенной стала и иммунная система. Ребенок меньше болеет. В этом возрасте продолжают расти и развиваться важные системы организма: костная, сердечно-сосудистая, мочевыводящая, кроветворная, нервная и эндокринная.

Психологическое развитие

Для детей преддошкольного возраста этот период является временем исследований. В год он начинает ходить и до полутора лет изучает окружающий мир: пытается открыть дверки шкафчиков, изучить на вкус все предметы в доме. Он становится чрезмерно активным, что приводит к появлению синяков и ссадин.

У детей от полутора до двух лет начинает формироваться характер. Кроха уже уверенно может продемонстрировать свою позицию. Наблюдая за играми на детской площадке, родитель способен определить, скромный его ребенок или боевой, жадный или щедрый, присутствуют ли в нем лидерские качества.

Завершающий этап периода преддошкольного возраста начинается в 2 и заканчивается в 3 года. В этот момент уже легко определить предпочтения малыша: у него появляются любимые мультики, игры и игрушки. С каждым месяцем родителю становится легче определить потребности крохи.

Развитие речи

На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста у ребенка начинает активно развиваться речь. Этот процесс подразделяется на несколько основных стадий.

  • К первому году жизни маленький человечек начинает воспроизводить не связанные между собой слова. Родитель пока еще не понимает этого милого лепета, но с точностью может определить, когда его ребенок злится, а когда находится в хорошем расположении духа.
  • Приблизительно с года до полутора лет его речь становится указательной. Он начинает произносить фразы, указывая на знакомый для него предмет или обращаясь к близкому человеку.
  • На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста, а именно с 1 до 7 лет, он продолжает учиться говорить — сначала слова, затем короткие фразы и предложения.

Не стоит огорчаться, если малышу 2-3 года, а он до сих пор не говорит. Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном порядке, стоит только набраться терпения.

Для того чтобы улучшить речевые навыки малыша, требуется как можно больше общаться с ним, читать книжки, рассказывать сказки и стихи. Педиатрам удалось выявить, что большинство молчунов — воспитанники семей трудоголиков. Родители, для которых самыми важными аспектами являются достижение прибыли и карьерный рост, поручают ребенка посторонним людям, оставляют его развлекаться в одиночестве с гаджетами и игрушками.

Пора на горшок

Развитие детей преддошкольного возраста подразумевает приобретение новых навыков. Как только малыш научился ходить, можно начинать постепенно обходиться без подгузников.

Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

Опытными педиатрами было разработано несколько советов по приучению ребенка к горшку:

  • Стоит присматриваться к поведению ребенка и распознавать, как он начинает себя вести перед тем, когда хочет сходить на горшок. Затем требуется начинать высаживать при каждом позыве.
  • Следует надевать подгузник только во время сна и на прогулке. Если ребенок написает в штаны дома, ему будет неприятно ходить. Соответственно, он сам будет пытаться сходить на горшок.
  • Маленькие дети не отличаются усидчивостью. Рекомендуется приобрести для них музыкальный горшок, который сможет привлечь их внимание.
  • Обязательно стоит хвалить ребенка после того, как он сходил на горшок правильно. Таким образом, он начнет стремиться радовать родителей чаще.

Все дети развиваются по-разному. Кто-то самостоятельно начинает использовать горшок по назначению в 9 месяцев, а кто-то приобретает эти навыки только к 1,5-2 годам. Не стоит ругать ребенка, если он отличается от своих сверстников.

Сон

Важной частью дневного режима в преддошкольном и дошкольном возрасте является сон.

Годовалые и полугодовалые малыши в норме должны спать три раза в сутки:

  • ночью — 6-8 часов;
  • в первый дневной сон — 2-2,5 часа;
  • во второй дневной сон — 1-1,5 часа.

Двухгодовалые и трехгодовалые дети спят реже. Абсолютной нормой является сон, продолжительность которого составляет 6-8 часов ночью и 2-3 часа днем. Допускается отклонение от нормы в пределах 25-30 минут.

Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

Если кроха просыпается и укладывается спать в одно время, он всегда будет в хорошем расположении духа. Существует несколько уловок, помогающих заставить малыша заснуть:

  • Требуется выключить в спальне телевизор и убрать все игрушки. Ничто не должно отвлекать кроху.
  • Рекомендуется перед дневным сном погулять в течение 1,5-2 часов. Если на улице плохая погода, то можно заменить прогулку активными играми дома.
  • Следует занавесить в комнате окна и выключить освещение. Яркий свет оказывает раздражающий эффект на нервную систему.
  • Самый эффективный метод уложить малыша спать — обнять его и рассказать сказку. Если ребенок засыпает один, то можно включить ему классические композиции, которые не только расслабляют, но и формируют у него хороший вкус.
  • Сначала малышу будет достаточно сложно заснуть тогда, когда этого требует родитель. Затем его организм самопроизвольно будет готовиться ко сну к нужному времени.

    Кормление

    Преддошкольный и дошкольный возраст – это время, когда маленький человечек приобретает навыки, которыми ему предстоит пользоваться на протяжении всей жизни. Кушать малыш должен 4-5 раз в день с интервалами 3-4 часа.

    В основу рациона годовалого малыша входит готовое детское питание. Постепенно его можно переводить на более «взрослую» твердую пищу. Ежедневно ребенок в возрасте от 1 до 3 лет должен употреблять:

    • кашу;
    • блюдо из овощей (суп, пюре, суп-пюре);
    • фруктовое пюре;
    • мясное и рыбное пюре;
    • кисломолочный продукт (творог, йогурт, нежирный кефир).

    Дети в преддошкольном возрасте от 1 до 2 лет дополнительно питаются смесью или грудным молоком.

    Нельзя кормить ребенка жареными и жирными блюдами, стоит ограничить употребление сладкого и соленого.

    Как научить есть ложкой самостоятельно?

    Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

    Как только кроха достиг возраста 1,5 года, можно начинать постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи. Стоит заметить, что это очень долгий процесс. Практически у всех родителей возникают проблемы с обучением. Педиатры дают несколько советов по этому поводу:

    • Дети преддошкольного и школьного возраста перенимают привычки взрослых людей. Рекомендуется брать малыша с собой за обеденный стол. Он будет видеть, каким образом питаются родители, и начнет пытаться им подражать.
    • Следует дать малышу ложку, чтобы он изучил этот предмет.
    • Как только малыш познакомился с ложкой, можно перейти к основному этапу – обучению самостоятельному кормлению. Следует положить в емкость небольшое количество густой пищи, зачерпнуть ее ложкой и дать в ручку малышу. Как только он начнет подносить ее ко рту, следует поддерживать его ручку за локоть. Сначала кроха будет делать неуклюжие движения, но постепенно он научится кушать самостоятельно.

    Стоит учесть, что во время обучения ребенок может испачкать одежду, волосы и окружающие предметы. Предварительно стоит надеть на него чепчик, слюнявчик и постелить на стол одноразовую салфетку.

    Правильный режим дня для детей

    Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

    Педиатрами был разработан правильный режим дня для детей преддошкольного возраста, придерживаясь которого, малыш всегда будет чувствовать себя хорошо.

    Режим дня для ребенка 1 — 2 летРежим дня для ребенка 2 -3 лет
    21:30 — 7: 30сон21:30 — 7:30сон
    8:00смесь или грудное молоко8:00завтрак
    8:30 — 10:30прогулка8:30 -12:30прогулка
    11: 00завтрак12:30обед
    11:30 — 13:00дневной сон13:00 — 16:00дневной сон
    13:30обед16:30полдник
    14:00 — 16:00прогулка17:00 — 19:00прогулка
    16:30полдник19:30ужин
    17:00 — 18:00дневной сон20:00 — 21:00развивающие игры с ребенком
    18:30ужин21:00 — 21:30водные процедуры
    19:00 — 20:00активные игры с малышом
    20:00 — 21:00гигиенические процедуры
    21:30смесь или грудное молоко

    Педиатры уверяют, что отклонение от привычного режима дня на 20-30 минут не критично для малыша. Если на улице мороз или дождь, то прогулку можно заменить просмотром мультфильма или игрой с родителем, но не стоит забывать о ежедневном проветривании помещения. Свежий воздух необходим любому живому организму.

    Бытовые навыки

    Дети преддошкольного и дошкольного возраста уже не являются беспомощными. В этот момент они начинают:

    • чистить зубы;
    • умывать лицо и руки;
    • надевать и снимать одежду;
    • уносить посуду за собой после еды;
    • надевать обувь.

    Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

    Многие мамы запрещают малышам тренироваться в бытовых навыках, так как боятся, что дома будет беспорядок. Да и сделать привычные вещи за малыша самой получится быстрее. Педагоги и психологи считают такое поведение ошибочным. Совсем скоро малыш пойдет в детский сад, где ему очень пригодится умение самообслуживания.

    Купание и закаливание

    Купание малыша является неотъемлемой частью режима дня. Следует проводить эту процедуру перед сном. Если малыш плохо спит, то в ванночку можно добавить череду или ромашку – эта трава оказывает успокаивающие действие.

    Возраст преддошкольный: особенности развития, режим дня, советы и рекомендации

    Купая малыша, стоит придерживаться нескольких основных правил:

    • Температура воды должна быть в пределах от 36 до 37,5 градусов. Для ее измерения требуется приобрести специальный водный термометр.
    • Общая продолжительность процедуры не должна превышать 20 минут.
    • Нельзя мыть ребенка при повышенной температуре тела. Воздержаться от принятия ванны стоит и в дни проведения прививок.
    • После процедуры рекомендуется обработать кожу смягчающим маслом или кремом.

    Педиатры рекомендуют в возрасте от 1,5 до 3 лет вводить в дневной режим процедуру закаливания. Она необходима для укрепления иммунитета малыша, нервной и дыхательной системы и для улучшения его самочувствия. Процедура подразделяется на нескольких основных этапов:

    • требуется налить в емкость воду температурой 35 градусов;
    • в ней необходимо тщательно смочить пеленку или полотенце;
    • теперь следует аккуратно обтереть ребенку ручки, ножки, грудь и спинку.

    Пять дней требуется придерживаться одного температурного режима. Постепенно можно снижать температуру на 1 градус — до тех пор, пока отметка на термометре не достигнет показателя 24 градуса.

    Тревожные признаки

    Особенности преддошкольного возраста индивидуальны для каждого малыша. Один ребенок может начать говорить в 1,5 года, а другой эти навыки приобретает только к 2,5 годам. Один малыш активно употребляет пищу сам, а другой ждет, когда к его рту преподнесет ложку родитель. Не стоит торопить малыша, рано или поздно он освоит необходимые навыки. Но существуют некоторые особенности поведения, при выявлении которых родитель должен насторожиться:

    • Ребенок в течение длительного времени совершает однотипные движения ручками или ножками, при этом не отзывается на замечания родителя.
    • Он внезапно начинается набрасываться на людей, драться или кусаться.
    • Малыш внезапно просыпается во сне и кричит, при этом он не голоден и у него чистый подгузник.
    • Он не отзывается на просьбы родителей и не понимает их.

    При выявлении любых аномальных признаков требуется незамедлительно обратиться к врачу для проведения диагностического обследования. Решить подобные проблемы помогут педиатр, невролог, психолог.

    Заключение

    Ребенок и родитель — это два неразлучных звена. Чем крепче между ними связь, тем счастливее и умнее будет малыш. Основной проблемой преддошкольного, дошкольного и школьного возраста может стать нехватка любви – требуется окружить ребенка заботой и вниманием. Только родительская любовь поможет ему вырасти полноценным человеком. Не стоит перекладывать его воспитание на других, ссылаясь на постоянную занятость. Любите свою кроху, общайтесь с ним и занимайтесь.

    Источник