Психическое развитие ребенка в перинатальный период
Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать – ребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.
Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка – удовольствие/неудовольствие – изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие
с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции – и внутриутробной, и внешней – он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой – достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.
жениями на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель – на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели – изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем – через гормоны матери в крови.
Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения
к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),
с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития – симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития – актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития – составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.
29. Кризис новорожденности
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент
в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-
Источник
Перинатальная психология или психология родительства.
Есть такое понятие, еще пока малоизвестное многим родителям, как перинатальная психология.
Что такое перинатальная психология?
Перинатальная психология — это наука о психической жизни, не рождённого ребенка или только что родившегося (не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель).
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. В этой области работают специально обученные перинатальные психологи в тесном сотрудничестве с врачами.
Каково направление перинатальных психологов?
Это:
– Подготовка к родительству обоих супругов;
– Подготовка к беременности и материнству;
– Юное и возрастное материнство;
– Нежелательная беременность;
– Психологическая работа с бесплодием и суррогатным материнством;
– Перинатальные потери;
– Сопровождение в родах и послеродовой период;
– Психологическое консультирование пациентов при применении ЭКО и др.
Психологи утверждают, что все мы родом из детства, и я как перинатальный психолог, могу сказать, что корень многих «взрослых» проблем нужно искать ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ РОДОВ.
Начнем с того, что ребенка желать должны оба родителя. Супруги должны договариваться в планировании беременности. Обоюдное согласие зачать ребенка служит первым толчком формирования у него здоровой психики. Ученые всего мира давно уже доказали, что, находясь в утробе матери, младенец уже умеет чувствовать. И, конечно же, ему передаются эмоции матери. И тогда появляется вопрос, если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Зарождение позитивного или негативного восприятия мира, отношения к окружающим начинается именно в период внутриутробного развития. Восприятие окружающего мира посредством общения через маму и переживание малышом периода родов, а также информация, которую он получает в начале своей жизни, откладывается на подсознательном уровне и оказывает мощное влияние на всю последующую жизнь ребенка. И чем естественнее будет относиться будущая мама к своей беременности, тем здоровее будет ребенок.
Беременность и роды непременно влекут за собой перемены в отношении женщины к себе и к окружающим. При зачатии два организма матери и ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить жизнедеятельность вдвоем. Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма женщины, что может повлиять на состояние её здоровья, на развитие ребенка, привести к повышению тревожности, к появлению страхов, депрессивных переживаний. Происходит изменение и социального статуса супругов, которые становятся матерью и отцом. Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения. Супружество – это не только, когда все хорошо, а когда пара объединяется друг с другом в любых сложностях.
В разные периоды жизни желание иметь ребенка определяется разными мотивами. Все зависит от семьи, от ее развития. Существует различные способы развития семьи. В любой семье могут возникать кризисы. А кризис – это нормальная и естественная ступень развития любой семейной системы. Бывает, что рождается ребенок в период кризиса в семье, и возможно, зачастую это попытка разрешить семейные проблемы. Но, из-за такой попытки разрешить проблему с помощью беременности и родов, родители ставят новорожденного в неблагоприятные условия развития. И бывает наоборот, что из-за семейных кризисов беременность не наступает.
А если забеременеть не получается и по медицинским показателям оба супруга здоровы, как быть?
В этот момент на помощь и приходят перинатальные психологи, которые помогают найти причины бесплодия. Эти причины могут быть разными и всё очень индивидуально. Одной из причин, являются страхи.
Существует группа страхов, которая препятствует появлению беременности:
– страхи / проблемы социального статуса будущих родителей;
– страх изменения привычного образа жизни;
– страх изменения отношений, когда появится ребенок;
– страх быть плохой матерью;
– страх сопротивляться семейной истории (обязательно надо родить, а я пока не хочу, но…);
– косметические страхи;
– экзистенциальные страхи (невозможность предугадать родится ли ребенок здоровым);
– страх родов.
С этими видами страхов перинатальные психологи работают с помощью разных методов психотерапии. Это и гештальт – терапия, это арт-терапия, сказко – терапия и др.
Конечно же, беременность это не то состояние, которое надо лечить. Однако, беременность, являясь кризисом адаптации, может актуализировать психологические проблемы и провоцировать психические (чаще невротические) расстройства.
Можно утверждать, что состояние беременности это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности – время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Наблюдая за беременными женщинами, можно заметить, что беременность часто переживается ими как болезнь. По многочисленным жалобам на соматические симптомы молодые мамы обращаются к врачам. Бывают случаи, что некоторых мамочек госпитализируют по акушерским показаниям в отделение патологии беременности для того, чтобы снизить невротическую тревожность.
Поэтому важной задачей психотерапии во время беременности является адаптация, в частности адаптация к новому образу своего тела. Иногда беременность – это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование, которое нельзя не заметить. Принятие своей телесности является важным процессом в формировании материнской сферы – это становление женской зрелости, которая является развитием материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком. Принять свое тело во время беременности – это важный аспект женщины.
Но, чрезмерный контроль своего тела или ребенка внутри во время беременности, считается одной из причин ТОКСИКОЗА.
(Причина токсикоза может быть как физическая – это заболевания ЖКТ и др., так и психологическая – все индивидуально).
Ведь малыш в состоянии уже внутриутробно почувствовать является ли он желанным для родителей, и способен воспринимать мамино настроение и общение с окружающими её людьми. Он должен еще в животе получить эмоциональный опыт.
Для этого перинатальные психологи применяют различные психотерапевтические техники.
Это может быть индивидуальная психотерапия для беременной мамы и отдельно для «беременного» папы, могут быть арт – техники, рисунки себя как мамы в «новом мире», рисунки будущего ребенка, это может быть и прослушивание спокойной музыки, чтение сказок, занятие специальными дыхательными телесными техниками, плавание, посещение курсов «Я мама», а также курсов по грудному вскармливанию и др.
Все это может помочь сформировать положительное отношение к ребенку еще во внутриутробном периоде, а также может помочь научиться переживать различные эмоции к ребенку.
Какой бы вариант помощи как будущим родителям вы бы не выбрали, прислушивайтесь к себе, к своему телу, к своим желаниям, возможно, будет тяжело и страшно, но пройти этот путь совместно – с кем-то, значительно облегчит его вам.
Работа перинатальных психологов очень ответственна и обширна. Даже если беременность только запланированная – это уже шаг вперед, и женщине нужно время, чтобы осознать и принять этот шаг.
А еще важно осознать, КОМУ РОЖАТЬ РЕБЕНКА (для кого) и ДЛЯ ЧЕГО? И если есть потребность стать родителями, то без разницы как появится ребенок.
Источник
(ðV+Ô(t*Qx¦W4TôT¬¯X¡xDqHñ©^ÉHÄQZ¥T£tTéÒ´2UÙF9T9Cy³ròåG,ÅâCáQ(û(g(cTªOeS¹ÔuÔFêYê8
C3¦ÐRi¥´oh´)J´JJÊq)¡Ñèéô2úaúuú;U-UOU¾ê&Õ6Õ+ª¯Õæ¨y¨ñÕJÔÚÕFÔÞ©3Ô}ÔÓÔ·©w©ßÓ@iikäjìÑ8«ñtmËî9çÜÖ5Í4#4WhîÓÐÖÒÖòÓÊÒªÒ:£õT®í¡ª½Cûö¤UÇMG ³Cç¤Îc
ÃΨdô1¦t5uýu%ºõºº3zÆzQz
zíz÷ô ú,ý$ýú½úS:!·
ñ,ÃÃ]ý¯b6u=2V30Î7n5¾kB6q7YfÒ`rÍcÊ2M3ÝmzÙ6³7K1«12ÍÌæ»Í-ÐNBLÓÃleZÒ-–»,YXÅ[m³ê·úhmonÝh}ÇbhShÓcó«-׶ÆöÚòß¹«çvÏ}ngnÇ·ÛcwÓjb¿Á¾×þ£È¡ÍaÒÑÀ1ѱÖñÆ
cmfwB;y9v:æôÖÙÁYì|Øù¦KKË£yÆóøóç¹ê¹rë]¥n·D·½nRw]w{û}Gǧ©gªçAÏg^Ö^”¯¯×lgöJö)oÄÛÏ»Ä{ÐâåSísßWÏ7Ù·ÕwÊÏÞo
ß)´ÿ6ÿZÜæ©@ÇÀ}A¤ AÕAÍEÁ=!pH`Èö»ó
ççw
ÐÐí¡÷ÂÃ
} ¯ aQÑ¿º`ɯ”½”Ë”ïDDI¢z££¢£_ÇxÇÇHcbWÆ^ÓÄuÇcã£ãâ§ú,ܹp¡8áú”ãEy.,ÖX¾øøÅ%%GÑ1-ï9¡ÎôÒ¥µK§¸lî.îooïÊ/çO$¹&’=JvMÞT§ú§Ö¥¾NMÛö)=&½=qTH¦ û2µ3ó2³Ì³³¤Ëí6%
5eCÙ²»Å4ÙÏÔÄD²^2ãSó&7:÷Hr0o`¹ÙòMË’ò}ó¿^ZÁ]Ñ[ [°¶`t¥çÊúUЪ¥«zWë¯.Z=¾Æo͵µik(´.,/|¹.f]OVÑ¢±õ~ë[EÅ76¸l¨ÛÚ(Ø8¸iMKx%KK+Jßoæn¾øÍW_}Ú´e°Ì¡lÏVÌVáÖëÛÜ·(W.Ï/Û²½scGÉ;ì¼PaWQ·°K²KZÙ]ePµµê}uJõHWM{fí¦Ú×»y»¯ìñØÓV§UWZ÷n¯`ïÍz¿úΣ}}9û6F7öÍúº¹I£©´éÃ~á~é}ÍÍÍ--ep«¤uò`ÂÁËßxÓÝÆl«o§·$øíõÃA{°´}gø]mµ£¤êÞ9ÕÒ%íë>x´·Ç¥§ã{Ëï÷Ó=Vsåx٠¢Næ>uêééäÓc½Kzï=s/¼oðlÐÙóç|Ïé÷ì?yÞõü±Î^d]ìºäp©sÀ~ ãû:;º/;]î7|âûÓW½¯»píÒÈüáëQ×oÞH¸!½É»ùèVúç·snÏÜYs}·äÒ½û÷~4ý±]ê =>ê=:ð`Á;cܱ’?eÿô~¼è!ùaÅÎDó#ÛGÇ&}’/?^øxüIÖ§Å?+ÿûÌäÙw¿xü20;5þôüÓ¯_¨¿ØÿÒîeïtØôýW¯f^¼Qsà-ëmÿ»w3¹ï±ï+?~èùôñî§O~÷óû
endstream
endobj
241 0 obj[/ICCBased 306 0 R]
endobj
307 0 obj >stream
xßN0Æïy
R/
´0fB,fdñfº¸E¯¡=ndü³t÷j^øH¾eë¦Ù¦$§=ßùúkùQW’l
ÒLa!ú|ÿ@fÆCô0ßÞ/ØvÍ|Faíº ]
íBð*ªê~£È¡ñDKÔ*D+)kqÛ¶v;°+±Äïû¸Øu-¥°·R&U6W&²ZfU©êNecï¶YU`ÕÀ=ÀÈì´ÚÈõ>ªAgñä D£l”Çö|²§E¢â”ºUϲsò03µÂ$¶?LÕÝôèAiøóWpõfÁ»¤VàäMбDB¬¾È%±o¹7Ç£®Oïx (ÿAÅÙªÞ|÷W8ÃC¥lsÆåûsúÆ^ugAj
ÛOáo«ÈX¨/¡Scn¡Ta»T~2 è¨
endstream
endobj
3 0 obj>
endobj
239 0 obj> 1> 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233>]>>
endobj
288 0 obj >stream
xºuPMÐ/¼X°àî,î Ü5¸.îÁ}qÅ]wwÃÁ àòåyßúnÝo:sª¦kºÓÕÓÓ}ª__7¸ y ” `þï¼þàI¹Ùy È @æßÔ) û³¹£©À¼çßÂ+@FúþÈoÿ½¨(ÈÈ(¨hoÞ ¾yþÐ00ÞþGÿF,¬·oñþ#ÂÿCÈ((h¨h88ØØØÿÏôÚÀCC0Ü!!àñð^ ?ÿáCFB@ üBAü @üÇù¿XÈ $7¨¸ÿ>HHÿ6óæ
&&ú?k !ðPøo¸Q?«Ò8~ã!Jø)AO_׫ÆË°eê?;ça”IìûnÒÈÜ$#©îTø¡ÏÂݲ AJ_ËCï 2ât7(ÿýÀCDrã#V5qN #@ùöO”K0!ýùO ^u¢-ÓDÉ7õú¤_WoÿBÄC¶T׮ߴþW_õbÐEȶ]!U§h3úÀVTÛTaåËû²(]-ÊÍÃÇÇ
?¯g?MaÊÁO¢Åâs/M,ã«¥’HHL.Úâ
KMÿ(½ö#ÉtHb6./Pª”fÛ/H>:öÁbuoÕ[MÂCn¡=´[LcWßíkó³#cÁø©Kû]â·i”ßÒ´ªB0.£ÙGãCS¾[AÜæ7µF!Ké²Þº£ÄgÑýùÚB|¯lõÇDý^¤8{êÌZ~m}2ý}õ¥, ßQN¼_jXA!ü ¥sK¸Ôxlá½ÚóÀ+à¦÷j~¯ý^àVãçH¨ìÿÚF3~ÙÄcÈêF®ðlÊÁÍo/콯BåqS1mZlo °;O ZñÅêØ`æÜüÂêçj®6Å4xÔ+@Yö® û&!éPTþdsíQDùÆ_$!uøáA|°2¿ÚêQwu¼°I$v3kN4Áè»8=ÄS±/N¨I¸ÅE£0ER´íêèfWsÍ>yVA}}ÙçùÝßI®¿ç¤Ä]]y»n³ØξòwU}û[8.]ueåç*þÒJìEL Ådñ/iÉ}
ç¬NiåÞÂF¦iß
¤ÁQqÔ÷¥¨iàÑ»ÿ8Í
9cþÃ$ü¯ñÂ+ÕÜ÷p¿sðïôÀ?ÚsQ,;?Õ¯`¬> TÙTùöÆy6#bH¿d÷ó^vQ·ÿYW»½S¢2½Ö¯5¨Í
æU³¡ÿÐÞhwlF9»È¾¯ýÓ%PZN¡ ,”Ñ¿”vY°´]7©å9ï·QÄle²·?lé;Òm1ù$Û;©á7N©QÕ¼p¡Êç¤J?#QÂÎQþ7ÞpôO{¨#p?̲½Ãí9]ó§à0¨Ã§äó¬ék?AÇøÓìÅ÷
ЪyÄ}yDÜÿXéz§ªÅ¯uIoÚ.´Á±½ß?z`;q³´ÿÐÌâßð½9W¾ï#øÓdÜbuO±bLI6rR{ÆØï¼yÀ9AyYñ]Û{g¸ñy’ Ïñ¦²§ÅÄc í4ðØYëÍ~`äGý¬GµÇ5eO¡Ov~”9L1à.ÅüôLxc}Z{l]µ”z
þzz¦Ù^ÀÚ3?dàæo¼èAöaAZzxÀy»b=|È«ÿç
íÃÞlôcåïáé5ìÈçn6z#ØhöõÐï-fͪ%*%’§*”Q5ì9¸4ú QsS!F2
¯ËG;Ry0×·±”BÇ.ñl¦]ã°ñ3ÖÜ3è,1¶þON¹_?ÎN5ßÑ_oÃÔûù¾¨}Ôd2èÝ«
_¨3
ä3·à²BñýCIªór{!ùYIÎåË}D·r°«¶/dïu=ZªpýHÒgÂé©ÄÙß:Lìμûhd}W=_d13ú’¨%còÐM¿Å$âíðóú!c ãxiiÌú =Yg/¼1äâ£å¶äVÈs±ðÖm’Úµ§|,mO,ØØÖ0Èø+çzr¨0l2à
*7>~©£2b³Ý©ÔVY4x9Ñ~ÝMÝ¿¹aKf_büҒ?`¶o;çjQ;ùµ´1øñ¦¨4Ñ«F=¾Ïÿ~·lÈDõNܳ6ë8ÇÕ
@ð{%#ÁªWJe ÓAA}l´QçAhÓëoìëat£3ÙßW@°g{çê GXÌØDø¾6/$>ôãwäv6ý[õçù_eÅ@Læ¯ÕX¥a®ñcÙ? XÍEäwqZKSð®îIo§Ô~¹22ª!F`#/#éhiIEê¤
^EÐôq÷üÍùïoenYØ÷ãQfHØQ=¸å±iò4o89ÜÉÑíbÚ°!ï½ñgñldhq;ÓÞ÷ì*c£W¯Þ*g¸&;,V
òýmá=2n]_”,lÁºAYDi0à¼ÆÑä¢öìø8N¶~Ó.ã£Ø½g¶¸c_Ì+°F©t|J¤¬/R
ªR@ôÆý@{SÅDÄàJækqÐã-˱;i±¦ÅMà|InE~=æZ(gò®ØôÝ¿ÄcöÔÂàIÇ6ÂÅÉö2ée”¤ã³Å$ýíN®ÂÈ-ö[jÖØø®5VñÈÜ*u}[Pª AãüãÒâ|OÈ nÇ?þ~p,N_QxÝpÐ2uèT)+ÔWÿGGÈçÜEoÞ½à.:é2 âM#÷
JKö¡÷=öíûìgwo¬øÉժӲưqÅ
ç V¢Ü¸ta®g®Î §UÜà%w=Uï÷7ma’¶5ü²ÎFáÕ6b|mh/åBðàR¬¸ï¢øÔc÷tç@Q¼è{Ãn±*?6túWÉ@5Ãû>¹ÿN¨2ßX¯õæ
YÅgX³´bÒjÓ«{6vi9äŶS6£H9rgK2{
^¹h,BºM*NX;¤Ñð/ËàÆ*-Gþê.¶bÃÇÍ B¨QÔÐqÒÛ:f¬Ì7f.? «°TâúIc {jâî®ó_ág¬ßjÚ×)åëÑñÕæÜ9Øúhã±!L,-7ô;ýA?V|!JAþ¼ÙvIûüõ.½;¯ ‘eoß»ÒB&Óue³Hµ! y%ûüÙýz»@Ãܺã+@0nZ}¸È¤Ô#ôóÓTÛÛ{ôéÎÉ1ÑûÜ&ymk-àÐàx¬Áü§ Nñ&Ü, ÅÐi5>Î0ö°HÉ;çs©ñÓïwç¸å¹ Ïp¹Ça)³ÚeÓõW~ýò&?NÉÿªÒ/’ªÓ åÌÚkføVgû7noæ®Ù^o²M(ãÃ^G}DÎE}”¿PµØô°Äõhbýõ3$6>Ý!µ6ûóGQêäÅkTÇx]B >
YIËm÷@ä”ÊD#tÓ¿§WÅôl§1ÉKï>÷¦
ûäÀî`&%Eù@4|ÛÔûÅ?sMQ_5|;ÝzçgáÊßð#-#4é±àO}
+gÖ±;è²óã¢-¨Ãëf*ß®Xo,iÓ¤mxÈøøàiÁ( «+úü
w EØÂímÊòîüv:Rií[«Ïr4gHLô¢iûàVFHÕßp±#Äúè$ó?1Ùãñh³FZïê¤IGt`é¾ÊëõRÚ”8=+?4f.E$NýÙHZÄ1ýý鬨¨i
ªdÖÈãqüì q/°^¨qï¢ÆÃ;ååM;¾ôa~ûyWü0û$Ñ(9,èóÇW¶üb_óÞíÁ5ñL´j_rÄkÜ`ç¼ûÎfÅ#K>ö ¶
3¸¹ÿc¹ÒHOwá2ûq2|-öb{¹ù®î 0ÔzëÞ~2|%$»:`^2è¸2É §Â&×S¡£T~ãëÛ»rNÝ6Av×7zxFÖj ß°^ï!wqõA¹ ¯»`ãxØöÍ»F=@ÁA@âÒmäÚÃKc¬:ª’ÿG+«wåÈý’Ð¥Ýnr-´8Óãâ¾c¬_îÁÏòâ`Úe
ÎÜèÆÑý¢¶TÞþ#ç4¶ÿÝä;¤(²qêÔÁgÌ4úp
Êûļmµ|’Yç¶$üXQ c±A èæβkïþwè_ÙFö²µ5´/·”ÊâÛlò4aݦïN+´=G¡d ~üéïÅï&ªßoW¹Fôº¬
î?»%¡EH_¤
íZå?!ßÉÝ£=|G%Í«Øþ¾{¸*Q.¾
ÂmZ%4qËìY¿pêÕó6æYÈ=¿ôh5é_¦ã@¹Ï]iâc£HЦ#o!JZ¢ÊªìîM÷DxÔÀÀUyr ¯
Источник
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч, peri вокруг, около + лат. natus рождение; син. окодородовой период) — период, начинающийся от 28 недель беременности, включающий период родов и первые 7 суток жизни новорожденного.
Продолжительность П. п. различна и зависит от целого ряда факторов, определяющих наступление родов (см. Перенашивание беременности, Преждевременные роды). Напр., у ребенка, рожденного в 28 нед. беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. обмечается при перенашивании беременности.
П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
В П. п. происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П. К. Анохина (1966) у плода к 28-й неделе происходит объединение в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания и др.) разрозненных локальных реакций (см. Плод).
Вероятность серьезных неврологических и соматических нарушений в П. п. значительно большая, чем в другие периоды жизни. В период от 28 до 40-й недели беременности происходит дальнейшая подготовка плода к родам и к постнатальной жизни. Функциональные системы плода к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения его жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиол, родов наблюдается выраженная активация гипофизарнонадпочечниковой системы матери и эндокринных желез плода, что проявляется в повышении концентрации суммарных кортикостероидов и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.
Роды (см.) оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биол, надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода (см.) и новорождённого (см.). При родах через естественные родовые пути наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, наблюдается одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в периферическое русло эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. Быстрая реакция эндокринной системы и крови после кесарева сечения компенсирует еще не развивающуюся адаптацию ц. н. с. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), не наблюдается своевременного включения системы дыхания; становление его происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно становится адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационнокомпенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствуют более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 7 сут. жизни. У недоношенных детей (см.) процессы адаптации протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей низкого веса (массы) при рождении (1000—1500 г) период адаптации удлиняется до 3—4 нед.
Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода начиная с 28 нед. беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 7 дней жизни (см. Антенатальная патология, Перинатальная патология).
Библиография: Баграмян Э. Р. Эндокринные системы адаптации плода и новорожденного, Акуш, и гинек., № 9, с. 9, 1979; Клинические аспекты процессов адаптации у новорожденных, под ред. Е. Ч. Новиковой и Г. П. Поляковой, М., 1974; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бо-дяжиной, с. 9, 100, М., 1966; Perinatal medicine, ed. by E. Kerpel-Fronius a. о., Budapest, 1978.
И. П. Елизарова.
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание
Рекомендуемые статьи
Источник