Психическое развитие ребенка в норме и патологии таблица

Психическое развитие ребенка в норме и патологии таблица thumbnail

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.

возраст

ведущая деятельность

причины кризиса

признаки кризиса

новообразования

Новорож

денность (от 0 до 2 месяцев.)

Ест, спит.

Процесс рождения: физиологические- отделение от матери, попадание в другие условия, психологические- ребенок перестает ощущать ежеминутное присутствие матери, появляется чувство тревоги, незащищенности.

Потеря в весе (в первые 10 дней)

Активизируются ориентировочные реакции, крик- как проявление негативных эмоций, улыбка- первая социальная потребность, комплекс оживления при появлении знакомых людей. Возникновение индивидуальной психической жизни.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года.)

Основную часть времени ребенок спит. Основная деятельность – эмоциональное общение со взрослыми. Деятельность носит манипулятивный характер.

Нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.

Данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.

Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, а так же- хватание, ходьба и первое слово.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.

Читайте также:  Развитие внимания ребенка с дцп

Негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

ДОШКОЛЬ

НОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ)

Ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.

Напоминает кризис 1 года: начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.

Проявляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими, якобы не искренняя, применяет к окружающим нормы, к себе требует уважения.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Происходит половая идентификация.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

Игровая, познавательная (в виде учебной).

Становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество». К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)

Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

Многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)

Учебная, интимно-личностная, общественно полезная (просоциальная), самоопределение, ролевое экспериментирование.

Личностное развитие молодого человека характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников. Так как подростки не уверенны в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.

Склонны к эгоцентризму: им кажется, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы.

Склонность к депрессиям.

Развитие теоретического рефлексивного мышления, становление основ мировоззрения, интеллектуальное развитие.

Приобретение взрослой логики мышления. Интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Развитие воображения.

РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20–40 ЛЕТ)

Профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения), область досуга. В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них.

Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.

Происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Формирование личностной идентичности, устойчивое самосознание, наличие дифференцированной самооценки, потребность в самовоспитании, формирование мировоззрения. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений.

СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)

Профессиональная сфера, межличностные отношения. Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками.

Людям по мере взросления становится все сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. Начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.

В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно».

Переосмысление жизненных ценностей, обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.

ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (60 ЛЕТ И СТАРШЕ)

Социальные и межличностные отношения в обществе.

Читайте также:  Нарушения в речевом развитии ребенка это

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презинтация “Сравнительная характеристика психических функций детей младшего школьного возраста с отклонением в развитии и норме”

Учитель- дефектолог Петрова Л.Ф.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Учитель- дефектолог Петрова Л.Ф.

Описание слайда:

Учитель- дефектолог Петрова Л.Ф.

2 слайд

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и

Описание слайда:

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

3 слайд

АКТУАЛЬНОСТЬ Для успешности обучения и воспитания детей с ОВЗ необходима прав

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ Для успешности обучения и воспитания детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

4 слайд

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Диагностическая работа	Коррекц

Описание слайда:

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Диагностическая работа Коррекционно-развивающая работа Консультативная работа Информационно-просветительская работа Обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования, и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях школы. Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ в условиях ОУ; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренными ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся. По вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

5 слайд

ЧТО ДЕЛАТЬ? Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка

Описание слайда:

ЧТО ДЕЛАТЬ? Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог. Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит. Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей школьника существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу. Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

6 слайд

ВНИМАНИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть часами. Внимание у/о ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания у/о характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту, внимание быстро истощается и характеризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Воображение у детей с у/о отличается неточностью, фрагментарностью. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в новых знаниях. При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу Характерная особенность внимания этих детей — слабость произвольного внимания и отвлекаемость. Причина отвлекаемости— воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность и неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей.

7 слайд

ПАМЯТЬ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок с

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Шестилетний –семилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Учащийся уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. У/о дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у у/о формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.              Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Для таких детей характерна более низкая продуктивность памяти, причем она более выражена в долговременной памяти, а также более монотонная динамика нарастания количества воспроизведенных единиц в слуховой кратковременной памяти. Для заикающихся характерна некоторая диффузная недостаточность краткосрочной памяти, проявляющаяся как качественно, так и количественно. Особенности памяти заикающихся связаны с вниманием и мышлением (способами обработки информации). Они сближаются по своим проявлениям с организацией памяти больных неврозами и могут быть обусловлены некоторыми личностными характеристиками.

Читайте также:  Развитие наблюдательности логического мышления ребенка

8 слайд

МЫШЛЕНИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Примерно в возрасте 6 – 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления – словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. Мышление у/о детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У таких детей затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления и в поведении. У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуются стимулирующие задания. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей с ЗПР не развито. У таких детей снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.

9 слайд

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребе

Описание слайда:

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Ребенок не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичность сходства (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основным недостатком восприятия у/о детей является нарушение обобщенности. Отмечается так­же замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.Для представлений у/о характерны фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Их восприятием необходимо руководить. Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Затруднен процесс анализирующего восприятия. При изучении восприятия детей с ОНР удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения. Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. В предпочтении ребенком с ОНР одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову.

10 слайд

ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребено

Описание слайда:

ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.   Такие дети ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. У у/о детей понятие длительности времени формируется к 5-6 году обучения. Не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды. Дети не могут отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду со сложностями вербального выражения пространственно-временных отношений, обнаружены сложности в понимании этих отношений. Дети с ЗПР не понимают логико-грамматические конструкции, выражающие пространственно-временные отношения. Уровень сформированности пространственно-временных представлений у детей с ЗПР не соответствует возрастной норме. Дети с ОНР испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима – лето», «день – ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна – осень», «вечер – утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают – птицы улетают», «листья опадают – листья прорастают», «день прибывает – день убывает», «солнце всходит – солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.