Психическое развитие ребенка в нетрадиционном рисовании

Влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка

Занятия изобразительной деятельностью – это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.

Н. П. Сакулина  говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения»,     т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются так​тильная чувствительность, цветоразличение.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.

Использованная литература:

  1. Чумакова С.П. Развитие творческих способностей младших школьников: Методические рекомендации С.П. Чумакова.- Могилев: МГХ им. А.А. Кулешова, 2005.-32 с.
  2. Шайдурова Н.В. Методика обучению рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст]/Н.В. Шайдурова- М.:ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
  3. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.

Источник

Анастасия Сметанюк
Мастер-класс «Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста»

Один из ведущих факторов развития ребенка — активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др., которое формирует систему восприятия. В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста:

1 этап – сенсорной и моторной стимуляции;

2 этап – сенсомоторной координации;

3 этап – психосенсомоторной координации.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного периода. Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, интегрированную (объединенную) на различных уровнях нервной системы, когда формируется образ. Порционное поступление информаций способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно- функциональное и психоэмоциональное развитие ребенка.

Структурно – функциональное развитие головного мозга непосредственно зависит от обучения изобразительной деятельности. В 3 – 4 года наиболее значимым в изо деятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В 4 – 5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация, отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5 — 6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями.

Все системы и психологические функции в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни ребенок может и должен не только различать размер и объем предмета, но и определять его структуру. Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) то же прежде всего основано на моторике. Прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства). Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.

Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие происходит благодаря созданию совершенной карты чувствительности в коре головного мозга, в которой каждая функция (моторная, сенсорная, перцептивная) получает свои специфические

представительства. В итоге в процессе образования многочисленных связей в моторной и сенсорной коре и интеграции систем получается картирование

перцептивной зоны коры. В этом плане очень важно применять на занятиях

по изотворчеству не только традиционные, но и особенно не традиционные техники и методики, соответствующие уровню психосоциоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций. Используя нетрадиционные способы рисования, мы развиваем одновременно и его интеллектуальные функции. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении психического развития детей.

Из визуальной области коры импульсы поступают в нижнетемпоральные области, где расположены центральные узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают в речевой центр, что соответственно активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок владеет техникой изодеятельности, тем лучше он будет говорить.

Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, что бы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести. Чтобы ребенок овладел линейным контуром круга, он должен тысячу раз проделать рукой и глазами это движение. Такую работу лучше всего проводить, используя различные нетрадиционные техники изображения.

Хотелось бы гак же познакомить Вас с термином Арттерапия.

Сам термин терапия означает область медицины, изучающей внутренние болезни. В данном случае понятие «терапия», а точнее «арттерапия» употребляется в несколько ином контексте: не клиническом, а

общепсихологическом социальном понимании терапии. Здесь имеется в виду

психологическое воздействие различными методами изодеятельности на развитие психических процессов детей – дошкольников.

Арттерапия самый древний в человеческой цивилизации методов

практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Арттерапия может быть использована для того, что бы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования. Рисунки, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре описывают формы функционирования душевных сил и их целей. Как выражение интрапсихических процессов, основывающееся главным образом на взаимодействии двух миров, сознания и подсознания, арттерапия описывает, прежде всего, процесс индивидуализации. Несмотря на то, что арттерапия не имеет возрастных ограничений, и множество разработок адресовано взрослым. Все так больше этот метод является «детским».

Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому арттерапия с детьми сегодня особенно актуальна. Арттерапия помогает развитию различных познавательных функций детской психики. Например: с

арттерапией прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения. Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают расти различные проблемы – беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие психологическая неготовность к обучению в школе. Поэтому главная задача арттерапии – помочь ребенку разбудить в нем волшебника.

Источник

«Нетрадиционные техники рисования в развитии психологических процессов у детей дошкольного возраста при формировании личности»

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка.  

Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.  

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.   Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

“Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, — утверждал В.А.Сухомлинский.

Работая в детском саду воспитателем мы наблюдаем как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников.  

Главное в нашей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

  Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. В этом нам и может помочь нетрадиционная техника рисования.

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Актуальность  выбранной  мной темы определена следующими проблемами:

  • 1.     Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют   необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
  • 2.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
  • 3.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
  • 4.    Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
  • Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.
  • Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
  • Я считаю, что необходимо основываться на целенаправленном педагогическом руководстве развития творческой активности детей в процессе рисования нетрадиционными техниками. Нужно исходить из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний.

Список литературы:

  1. Е.Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
  2. А.А.Фатеева»Рисуем без кисточки»
  3. О.Г.Жукова ,И.И.Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски»
  4. Мэрри Энн,Ф.Колль «Рисование красками»
  5. К.К.Утробина,Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
  6. А.М.Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
  7. Педагогический опыт,опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание»

Источник