Психическое развитие ребенка в многодетной семье

Поговорим о многодетных семьях. Сразу оговорюсь, что семьи с большим достатком сюда включать не будем, потому что, как правило, в таких семьях детьми занимаются няньки, воспитатели, учители, прислуга, повара и так далее. Далее я не буду брать европейские семьи и американские. Как правило, в таких странах с воспитанием дела обстоят тоже проще. Хотя формально эти семьи считаются многодетными. Речь пойдет о российской многодетной семье, где не три, а более детей. Когда женщина целенаправленно рожает погодок. У нее пятеро и более детей, она может делать попытки брать детей из детдома. Вот такая неуёмная потребность в том, чтобы бесконечно рожать. Посмотрим мотивы этого поведения.

На самом деле такая семья носит легкий оттенок неблагополучности. Более того, как-то с подозрением и осуждением окружающие относятся к такой семье, крутят палец у виска, типа «зачем столько наплодила». Этот комплекс у детей и у матери присутствует на протяжении всей жизни. Этот привкус неполноценности присутствует у них постоянно. Более того, они оформили пособия, получают какие-то льготы от государства, но дух неблагополучности с ними повсюду. Нельзя сказать, что это семья алкоголиков, нет. Но есть ощущение детского дома, поймите правильно. В глазках у этих детей какая-то грусть, нехватка любви, заботы, они как будто голодные. В большой семье дети едят много, есть такая неуемность, они посредством еды пытаются восполнить недостаток любви.

Папа в такой семье, чаще всего, занимает «теневую» роль. Это такой безвольный «таракан». У него мама в свое время была властной женщиной, теперь у него жена властная женщина.

Мама в многодетных семьях достаточно властная женщина, несмотря на свой мягкий характер, стержень там есть, это, главным образом, ее инициатива размножиться в таких количествах.

Дети, особенно старшие, когда вырастают, зачастую не хотят вообще иметь детей. Или заводят их поздно. Потому что они имеют какую-то претензию к родителям, что те украли у них детство.

«Всю свою жизнь я была какой-то поварихой, нянькой, намывала эти полы и жизнь моя, детство мое было сопряжено с каким-то трудом, с какими-то криками и сейчас я этого не хочу».

Или же обратно, если это младшая половина детей, создают себе тоже тот же шум, гам, много детей, кошки, собаки и так далее.

Какие такие мотивы побуждают женщину рожать в большом количестве? Причем зачастую это религиозные люди. На идее спасения, на идее запрета предохранения она постоянно рожает. Есть еще более глубокие и интересные мотивы. К многодетной семье часто относятся с жалостью. Без конца ей хотят что-то подарить, кто-то пытается чем-то помогать. Еще один из мотивов, это страх смерти.

«Я теперь размножилась и мне не страшно умереть. Я могу спокойно жить дальше».

Также, это способ выжить и способ себя защитить. Это позиция, что Вам всё и все должны. Есть ощущение, что государство и родственники Вам что-то задолжали. Особенно у хозяйки семьи есть такое ощущение.

Далее, в советское время рожали для того, чтобы давали квадратные метры. Это сохранилось и по сей день.

Еще один самый главный мотив – это Вы сами себе напрямую запрещаете радость. Нельзя радоваться, это очень эгоистично. А вот через детей я могу себе позволить порадоваться. То есть, через какие-то поездки и покупки детям Вы начинаете радоваться вместе с ними. Если Вы будете жить для себя и родите одного, это будет как-то слишком жирно. Также это способ успокоить свою тревогу.

«Если у меня один ребенок, то я боюсь, что с ним что-то случится. А когда я размножилась, то мне все равно. Я как бы сняла эту опасность. Нас много, что с ними может случиться?».

Это гарантия того, что ничего не случится. Вы трудитесь, Вы не лентяйка.

Власть. Согласитесь, когда у Вас есть армия людей, которая Вас слушает, то это Вам дает ощущение вседозволенности. Очень часто дети, выросшие в многодетной семье, вспоминают, что их очень жестоко била мать. Так жестоко, что ломала стулья об их спины. Это со слов моихклиентов.Далее, поскольку мама имела психологические особенности, порой она заставляла детей натираться снегом, прикладывать какие-то капустные листья, пить мочу, по каким-то убеждениям Порфирии Ивановой. То есть каждый раз у неё возникали какие-то новые убеждения. Хиппи, веганство, женщины с определенными психологическими особенностями и взглядами.

Страх расслабиться. Человек не может сесть и успокоиться. Не может позволить себе радость. Вся их жизнь находится в бесконечном бегстве, труде. Эти трудности она создает сама себе. Жизнь превращается в служение другим.

#многодетнаясемья #семейнаяпсихология #мотивырожать #психология

Источник

метки: Ребенок, Многодетный, Исследование, Социальный, Проблема, Психологический, Особенность, Личность

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6

1.1 Теоретический анализ основных исследований психологических особенностей детей из многодетных семей. 6

1.2 Проявление психологических особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности. 15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.. 27

2.1. Содержание основных этапов эмпирического исследования. 27

2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования. 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.35

2.3 Учёт психологических особенностей детей из многодетных семей в деятельности учителя. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.49

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.

В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.

На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.

7 стр., 3224 слов

Работа социального педагога с многодетной семьей

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» РЕФЕРАТ на тему «Работа социального педагога с многодетной семьей» студентки 3 курса 4 группы Лойко Марины Иосифовны Гродно 2010 г. Содержание Введение—————————————————————————————-3 1. Многодетная семья …

Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами — у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.

В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе психологических особенностей детей из многодетной семьи; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики в условиях многодетной семьи.

Методологической основой исследования является — учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей и педагогов в условиях многодетной семьи; в выяснении взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе многодетной семьи и влияние ее на учебную деятельность детей.

Объектом исследования определили психологические особенности детей в многодетной семье.

Предметом исследования — процесс учебной деятельности и формирование у детей в многодетных семьях самостоятельности, настойчивости и самооценки.

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

Содержание Введение…………………………………………………………….. 4-6 Глава 1 Теоритические аспекты проблемы………………………. 7-20 1.1 Социальный портрет отца-одиночки…………………………. 7-10 1.2 Социальные проблемы отцов-одиночек……………………… 10-15 1.3 Нормативно-правовая база в области социальной защиты неполной семьи…………………………………………………………… 16-20 Глава 2 Роль отца в системе социального воспитания детей в семье …

Гипотеза — в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.

Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений и “родители – ребенок”, эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье – “ребенок — ребенок”.

Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные отношения. Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи.

Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – выявить психологические особенности детей из многодетных семей, и учесть эти особенности в работе педагога.

Задачи исследования:

1. Теоретически проанализировать основные исследования психологических особенностей детей из многодетных семей.

2. Определить, в чем проявляются психологические особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности.

3. Провести эмпирические исследования психологических особенностей детей из многодетных семей

4. На основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов и учителей.

Методы исследования:

1. Анализ психолого — педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, семья является ведущим социальным институтом, чье воздействие на психику человека является несомненным. Сегодня все чаще можно увидеть неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенную агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Особенно важна поддержка семьи для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что каждый период развития ребенка характеризуется определенной ведущей деятельностью и именно через становление этой деятельности реализуется возрастной потенциал развития ребенка. Именно поэтому значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте является важным. Семья, согласно анализу теоретических данных, может оказывать существенное влияние на формирование этого вида деятельности.

4 стр., 1636 слов

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ “МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” юридический факультет Реферат по дисциплине “Педагогика и психология высшей школы” на тему “Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения” Выполнил: студент 1 курса магистратуры …

В данной работе мы рассматривали особенности влияния многодетной семьи на формирование учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность – это вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Учебная деятельность, представляющая собой основную форму включения в общественное бытие людей в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

Учебная деятельность в своих истоках закладывается внутри семьи, в процессе выполнения бытовых действий, во взаимодействии с членами семьи. Чем больше внимания оказывает семья ребенку, тем успешнее происходит становление ученика как субъекта учебной деятельности. Если семья несет в себе негативный педагогический потенциал, о развитие учебной деятельности существенно затрудняется, о чем свидетельствует феномен педагогической запущенности.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему взаимосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.

Результаты экспериментального исследования показали, что становление учебной деятельности в большой степени зависит от типа семьи, в которой воспитывается ребенок.

Было выявлено, что на развитие компонентов учебной деятельности оказывает влияние число детей в семье. Дети из многодетной семьи испытывают больше трудностей в учебе, чем дети из обычных семей.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей ).

2. Эффективность «домашнего воспитания» заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.

4. Деятельность педагога в начальном звене школы оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем совершенствования социально-педагогической направленности деятельности педагогического коллектива.

В ходе исследовательской работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. — 1984. -№ 6. — С. 71-78.2.

2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М.: Просвещение, 1987.

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. — М., 1996.

6. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1989.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.

9. Бурбо Л. Отношения родитель — ребенок. — Киев, 2002.

10. Брайн Ш. Тесты для детей. — Тюмень, 1996.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

12. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. — М.: Аркти, 2003.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

14. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.

15. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959.

16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: «Наукова думка», 1989.

17. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984

18. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов).

Библ. развивающего обучения. Вып. 12. — Томск: Пеленг, 1993.

19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2002.

20. Вердербер Р. Психология общения. — СПб., 2003.

21. Вроно Е. Пойми своего ребенка. — М., 2002.

22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

23. Венгер А. Л.К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

25. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? — М.: Профиздат, 1992.

26. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: МГОПУ, 1995.

27. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

28. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340

29. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М.: Просвещение, 1990.

30. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. — Киев: Рад. школа, 1990.

31. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

32. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

33. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

34. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.

35. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.

36. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1998.

37. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.

38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997.

39. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

40. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

41. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

42. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

43. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. — 1992. — № 12. — С. 59-61, 69.

44. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981.

45. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.

46. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

47. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

48. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

49. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.

50. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.

52. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 1991.

53. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви).

— М.: Педагогика, 1986.

54. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев: Випол, 1993. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 13.

55. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение. 1991.

56. Хоментскаус Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1990.

57. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников. // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. — Абакан: АГПИ, 1991. — С. 120-126.

58. Чупров Л. Ф., Трещев А. М. Учет педагогического потенциала семьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. — М.: АПН СССР, 1988. — С. 73-77.

59. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.

60. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. //Вопросы психологии. – 2004. — N 2 — С.119-127.

61. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М.: Санкт-Петербург: Фолиум, 1996.

62. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1. Самооценка детей из многодетных семей

Фамилия

Оценка учителя

Выбор оценки ученикомКол-во детей в семье

Самооценка

1. Ахромцев С.433Заниженная
2. Белова Н.453Завышенная
3.Дубинянская А.544Заниженная
4. Железняк А.343Завышенная
5. Коваленко А.454Завышенная
6. Коваленко В.454Завышенная
7. Коваль Ю.453Завышенная
8. Маковей И.454Завышенная
9. Пейков Г455Завышенная
10. Сары С.454Завышенная

Таблица 2. Самооценка детей из обычных семей

ФамилияОценка учителяВыбор оценки ученикомКол-во детей в семьеСамооценка
1.Водомирский А.441Адекватная
2. Вуйков М.442Адекватная
3.Голубева Т.552Адекватная
4. Дорошенко Д.552Адекватная
5. Зайцева А.432Заниженная
6. Коробаев М.541Заниженная
7.Ларчук Т.451Завышенная
8. Лупан Е.442Адекватная
9. Маковей П.542Заниженная
10.Мельник А.542Заниженная

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Матрица уровня самостоятельности детей из обычных семей

ФамилияИграТрудНравственная саморегуляция
1.Водомирский А.IIIIIII
2. Вуйков М.IIIIIIIII
3.Голубева Т.IIIIIII
4. Дорошенко Д.IIIIII
5. Зайцева А.IIIIIII
6. Коробаев М.IIIIII
7.Ларчук Т.IIIIII
8. Лупан Е.IIIIIIII
9. Маковей П.IIII
10.Мельник А.IIIII

Матрица уровня самостоятельности детей из многодетных семей

Фамилия

Игра

Труд

Нравственная

саморегуляция

1. Ахромцев С.IIIIII
2. Белова Н.IIIIIIII
3.Дубинянская А.IIIIIIIII
4. Железняк А.IIIIII
5. Коваленко А.IIIIIII
6. Коваленко В.IIIII
7. Коваль Ю.IIIIII
8. Маковей И.IIIIIII
9. Пейков ГIIIII
10. Сары С.IIII

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рис.1 Диаграмма сравнения результатов в группах детей из различных семей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Таблица 3.

Показатели настойчивости по методике «Чистописание» детей из многодетных семей

Ф.И.О.Кол.-во знаков
1. Ахромцев С.607
2. Белова Н.41
3.Дубинянская А.209
4. Железняк А.63
5. Коваленко А.150
6. Коваленко В.47
7. Коваль Ю.238
8. Маковей И.160
9. Пейков Г180
10. Сары С.548

Таблица 4.

Показатели настойчивости по методике «Чистописание» детей из обычных семей

Ф.И.О.Кол.-во знаков
1.Водомирский А.702
2. Вуйков М.43
3.Голубева Т.407
4. Дорошенко Д.65
5. Зайцева А.152
6. Коробаев М.93
7.Ларчук Т.398
8. Лупан Е.190
9. Маковей П.210
10.Мельник А.678

Источник