Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте презентация
1. ЛЕКЦИЯ №10
Психическое развитие младшего
школьника
2. Вопросы лекции
Общая характеристика периода
Психосоциальное развитие
младшего школьника
Развитие мотивационной и
эмоциональной сферы
Психологическая готовность к
школьному обучению
3. Кризис 7 лет в младшем школьном возрасте
Возрастной период:
6-10 и 9-11 лет
Этот период длиться
от 1 до 4 класса
4. Характеристики кризиса 7 лет:
1.
2.
3.
4.
Ребенок начинает осознавать свое место в
системе человеческих отношений (переоценка
ценностей)
Усложняется эмоционально-мотивационная
сфера ( оптимизм-пессимизм)
Ребенок начинает обобщать свои переживания
(образуются устойчивые аффективные
комлексы)
Ребенок уже способен сознательно управлять
своим поведением (формируется смысловая
ориентировочная основа поступка )
5. Характеристика периода
ССР
Представлена формулой
Ребенок- учитель
Ребенок -родитель
Ребенок- сверстник
Учитель в этом возрасте становиться авторитетом(
функция оценщика), но также важно общение со
сверстниками (формируется стиль реагирования в
ситуации фрустрации).
Основное противоречие
Ребенок«должен», что часто не соответствует «хочу». Такая
ситуация создает условия для развития амбивалентных
переживаний у ребенка: с одной стороны ему приятно
чувствовать себя взрослее, ответственнее, чем прежде, с другой,
нарастает страх оказаться плохим учеником, не соответствовать
предъявляемым к нему требованиям.
6. Ведущий вид деятельности
Учебная деятельность-эта
деятельность непосредственно
направлена на усвоение
знаний, умений и в
последствии
навыков.
7. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
Мотивация учения- система побуждений, которая заставляет
ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.
Учебная задача- система заданий, при выполнении которых
ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
Учебные действия- те действия с помощью которых
усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые
ученик делает на уроке (специфические для каждого
учебного предмета и общие);
Действия контроля – те действия, с помощью которых
контролируется ход усвоения учебной задачи;
Действие оценки – те действия, с помощью которых учитель
оценивает успешность усвоения учебной задачи.
8. Психосоциальное развитие младшего школьника
9. Социальные эмоции
1. Чувство ответственности (способность
понимать ситуацию и соответствовать социальным
стереотипам в условиях учебной деятельности)
2. Самолюбие (стремление не только к
самоутверждению, но и соперничеству с другими)
3. Чувство доверия к людям, которое
трансформируется в способность к
сопереживанию.
Сопереживание «успешного» ребенка к
неуспешному создает атмосферу солидарности.
10. ИТОГ психосоциального развития:
1 Навык социального
взаимодействия с группой;
2 Умение заводить друзей;
3 Эмоциональная децентрация способность отстраниться от
собственных переживаний,
способность к восприятию эмоций,
эмоционального состояния
другого человека.
11. АФФЕКТИВНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
• Непосредственность и
неустойчивость эмоциональных
реакций;
• Быстрая их смена;
• Интерес лишь к событиям
настоящего времени;
• Недостаточная оценка
будущего.
12. Гендерная характеристика
половая гомогенизация, что
является отражением
определенного этапа в
психосексуальном развитии
ребенка: мальчики дружат с
мальчиками, девочки – с
девочками.
половая сегрегация-показная
враждебность между разнополыми
группами
13. В.С. Мухина выделила следующие типы поведения детей в ситуации фрустрации:
1. Активно включаемый, адекватно
лояльный
2. Активно включаемый,
неадекватно лояльный
3. Ребенок сдает свои позиции без
сопротивления
4. Активно включаемый, адекватно
нелояльный
5. Активно включаемый, адекватно
нелояльный, игнорирующий,
фиксированный
14. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы
15. Социальные мотивы:
1. Ведущий социальным мотивом в 7 лет
является статусный – позиционный мотив
«быть учеником».Очень важную роль в
формировании этого мотиваиграет
внешняя атрибутика – учебные
принадлежности, форма, ранец.
2. Мотив хорошей отметки. В этом
возрасте, отметка, с точки зрения В.С.
Мухиной, превращается в знак,
оценивающий личность в целом .
3. Мотив утверждения в коллективе
класса, стремление к превосходству и
признанию сверстниками.
16. Познавательные мотивы:
1. Мотивация содержанием стремление к познанию новых
фактов, сути явлений;
2.Мотивация процессом процесс
совершения действия,
возможность творить. Эта
мотивация является ведущей в
структуре познавательных
мотивов.
17.
Внешние мотивы – учиться за
хорошие отметки, за
материальное вознаграждение,
т.е. главное не получение знаний,
какая-то награда.
18. Развитие базовых психических феноменов
Образ тела
ВКЗ
Самооценка и рефлексия
В самооценке выделяют 2 компонента:
1 Когнитивный (комплекс убеждений о себе),
2 Эмоциональный (эмоциональное отношениек комплексу убеждений).
19. Проблема готовности и адаптации к школе
20. Психологическая готовность к школьному обучению
ПГ-сложное образование
предполагающее высокий уровень
развития мотивационной,
интеллектуальной сферы и сферы
произвольности. Развитие их
взаимосвязано и опирается на
ЗБР.
21. Структура ПГ к обучению
Личностная готовность к школьному обучению :
комплекс новообразований, формирующих
устойчивую мотивацию к обучению:
– стремление к новому социальному положению
(выполнение интересных заданий)
– Формирование внутренней позиции
– отношение к учителю
– развитие отношений с другими детьми
– развитие сферы произвольности
Интелектуальная готовность- комплекс когнитивных
изменений, способствующих эффективному
усвоению получаемых знаний.
22. Традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости:
– интеллектуальный,
– эмоциональный,
– социальный.
23. Главные моменты, влияющие на социально-психологическую адаптацию:
– адаптация к новому режиму дня_ продолжительность
урока, перемены, число уроков, режим питания,
домашняя самоподготовка.
– адаптация к классному коллективу – проблемы
приобретения социального статуса и взаимоотношений
со сверстниками;
– трудности адаптации в области установления
отношений с учителем;
– трудности адаптации, обусловленные изменениями
ситуации в домашней обстановке – изменение
отношений родителей к ребенку, повышение их
требовательности к дисциплине, апелляция к чувству
ответственности.
24. УРОВНИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА:
Высокий уровень адаптации – ребенок положительно
относится к школе, адекватно воспринимает требованиям
учителя, проявляет интерес к самостоятельной учебной
работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе
благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации – отношение к школе
положительное и переживаний по поводу ее посещения не
возникает. Однако требуется больший контроль со стороны
взрослых к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает
школьный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен
только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со
многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации – ребенок отрицательно или
безразлично относится к школе, нередки жалобы на
нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются
нарушения дисциплины, учебный материал усваивает
фрагментарно, нет интереса к выполнению домашних
заданий, близких друзей в классе нет.
25. Спасибо за внимание
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация на тему “Психологические особенности младшего школьного возраста”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет
2 слайд
Описание слайда:
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
3 слайд
Описание слайда:
Основные психологические новообразования младшего школьника 1. «внутренняя позиция» – новый уровень самосознания 2. словесно-логическое мышление 3. рефлексия (интеллектуальная , личностная) 5. внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) 4. произвольность психических процессов, поведения, деятельности
4 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст сензитивный (благоприятный) для: формирования познавательного отношения к миру навыков учебной деятельности организованности и саморегуляции формирования этических и моральных норм критичности мышления
5 слайд
Описание слайда:
КРИЗИС 7 ЛЕТ новый возрастной период изменение социальной ситуации развития Появление «внутренней позиции» рождение социального «Я» статус «ученик» переоценка ценностей перестройка потребностей и побуждений
6 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЕ становится доминирующей функцией Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления)
7 слайд
Описание слайда:
РЕФЛЕКСИЯ зарождаются два аспекта рефлексии Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанию содержания своих действий, своей интеллектуальной деятельности (способствует развитию теоретического мышления) Личностная рефлексия – способность к осознанию своих поступков и отношений, образа собственного «Я»
8 слайд
Описание слайда:
Внимание преобладает непроизвольное внимание внимание активизируется, но еще не стабильно развитие внимания: от концентрации в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания формируется произвольное внимание (благодаря волевым усилиям и высокой мотивации) педагогу необходимо использовать особенности непроизвольного внимания и развивать произвольное
9 слайд
Описание слайда:
ВОСПРИЯТИЕ характеризуется непроизвольностью слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства) нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени процесс узнавания, различения, становится деятельностью наблюдения становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом
10 слайд
Описание слайда:
ПАМЯТЬ Развивается произвольность памяти Развивается осмысленность памяти (опирается на приемы логической обработки материала) Педагогу необходимо донести идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и его определенной организации
11 слайд
Описание слайда:
РЕЧЬ Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи Контекстная речь (связная, осмысленная)– показатель уровня развития ребенка.
12 слайд
Описание слайда:
Воображение Воображение в своем развитии проходит две стадии: первая – воссоздающее (репродуктивное) вторая – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии
13 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ ВОЛИ В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка – игры – совершается без обязательных волевых усилий ЧАСТО учебные действия, непосредственно потребностями ребенка не являются и требуют применения волевых усилий Произвольность действий, формируется в процессе обучения, становится новообразованием совершенствуется волевой акт (за счет постановки более сложных целей), формируются волевые качества личности
14 слайд
Описание слайда:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – волевая черта характера Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно младшие школьники подражают другим, поэтому окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения
15 слайд
Описание слайда:
Волевые черты личности младшего школьника Выдержка. Проявляется сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму и распорядку Импульсивность – отрицательная черта. К III классу она встречается у детей все реже Настойчивость. Развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях
16 слайд
Описание слайда:
Развитие личности В учебной деятельности формируются: ответственность рефлексия способствует самостоятельному установлению границ своих возможностей внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата) произвольность, самоконтроль – ребенок овладевает своим поведением Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные
17 слайд
Описание слайда:
Мотивационная сфера Мотивационная сфера – ядро личности мотив получения высоких отметок, среди социальных мотивов учения, занимает главное место Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей
18 слайд
Описание слайда:
Мотивы учения познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу
19 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка У неуспевающих и крайне слабых учеников самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается к 4 классу
20 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий
21 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. рефлексия создает новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия.
22 слайд
Описание слайда:
Эмоциональная сфера младшего школьника чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат учебной деятельности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены ученики, для которых характерна эмоциональная стабильность, склонны сохранять положительные отношения к учебе у слабоуспевающих с высоким уровнем тревожности, повышенной чувствительностью и моторно-расторможенных, несдержанных, в большинстве случаев наблюдается отрицательное отношение к учителю и школьным занятиям
23 слайд
Описание слайда:
Страхи ребенка в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения в подростковом – превалируют социальные страхи младший школьный возраст – это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи
24 слайд
Описание слайда:
ВОЗРАСТНАЯ НОРМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В целом общее настроение младшего школьника: ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ БОДРОЕ ВЕСЕЛОЕ
25 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Младший школьный возраст – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению)
26 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать . Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду. Стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других, затем на авторитет. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
Описание слайда:
СКОВОРОДА
37 слайд
38 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-020022
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник