Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кризис 1 года

Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кризис 1 года thumbnail

Новорожденность  — это начало младенческого возраста.Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Ребенок в момент родов отделяется от матери физичес­ки, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.

Новорожденный беспомощен. Он не может самостоя­тельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кор­мят, купают, одевают). Такая беспомощность, полная зави­симость от взрослых составляет специфику социальной ситуации развития младенца.

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные усло­вия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требу­ющая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям.

Помогают ребенку в этом наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Это прежде всего система пищевых рефлексов. При при­косновении к углам губ или языку появляются сосательные движения — «пищевое сосредоточение»; рефлексы, обеспе­чивающие работу основных систем организма, — дыхания, кровообращения; защитные рефлексы (отдергивание, заж­муривание, сужение зрачка); ориентировочные рефлексы (поворот головы); сосательный рефлекс (сосет вложенный в

рот предмет); рефлекс отталкивания (при прикосновении); хватательный рефлекс (схватывание руки взрослого) и др.

Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свой­ственных человеку форм поведения.

Формируются потребности: 

· в получении впечатлений;

· в движении;

· в общении со взрослым.

Для индивидуальной психической жизни новорожденно­го характерны два момента: преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. В первый месяц жизни все раздражения, все окружающее он переживает только как субъективные состояния.

В психической жизни ребенка возникает слуховое и зри­тельное сосредоточение (задержка взора на предмете). Раз­витие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений (на основе нервной системы и головного мозга). Вес мозга новорожденного составляет 1/4 части веса мозга взрослого, хотя количество нервных кле­ток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Органи­затором впечатлений является взрослый. Новорожденный начинает реагировать на сложные комплексные целые, ок­рашенные эмоционально.

В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного пережи­вания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вски­дывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления».

«Комплекс оживления» — это специфический акт пове­дения младенца в отношении взрослого. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый переходный период — этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Ведущей деятельностью, как и в младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослым.

Центральные новообразования новорожденное — ин­дивидуальная психическая жизнь: индивидуальность суще­ствования, вплетенное в социальное окружение ребенка; эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психи­ческой, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей (Л.С. Выготский); потребность во впе­чатлениях (Л.И. Божович); потребность в общении со взрос­лыми (B.C. Мухина).

Младенчество. Младенчество — особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мне­нию Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и пове­дение младенца реализуются в сотрудничестве со взрослыми.

Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребен­ка со взрослым, которое проходит следующие стадии:

Центральные новообразования— потребность в обще­нии со взрослыми, а также потребность во впечатлениях.

Кризис 1 года. Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве.

Ходьба — основное новообразование младенческого воз­раста, знаменующее собой разрыв старой ситуации разви­тия.

Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:

  • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением — сим­волизирующую функцию речи);
  • увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противо­поставления себя другим

В младенческом возра­сте «…автономной речью, практическими действиями, не­гативизмом, капризами ребенок отделяется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра). Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятель­ность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.

Ранний возраст. Кризис 3 лет.Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего дет­ства: ребенок становится более самостоятельным в позна­нии окружающей действительности и начинает исполь­зовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывно­го единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребе­нок — предмет — взрослый.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: ов­ладение телом, речью, развитие предметной деятель­ности.

Источник

Ранний возраст от 0 до 1 года

Читайте также:  Характеристика развития ребенка в раннем возрасте

Кризис новорожденности

(0 – 2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

 Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

– обильные вокализации во время общения с матерью;

– реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Младенческий возраст

(2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования:

  1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
  2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь:

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие что должен уметь видео комаровский

Он осваивает:

– назначение предмета;

– способы действий с предметами;

– технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитие.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста.

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:

 1) малыш ищет близости с любым человеком;

2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;

3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

 Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Кризис 1 года.

Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.

Новообразование кризиса – автономная речь.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

Источник

Первый период в жизни человека —
новорожденность (от рож­дения до
1-2 месяцев)-
переход от биологического
к социальному типу разви­тия
. Резкое
изменение условий жизни: холод (при
отсутствии системы термо­регуляции),
яркая освещенность, воздушная среда,
требующая иного типа дыхания, действие
силы притяжения, смена типа питания.
Новорожденный совершенно бес­помощен,
он полностью зависит от взрослого
человека. По Выготскому,новорожденность— это проме­жуточный период между
внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически. О переходном,
смешанном характере развития новорожденного
сви­детельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского
организма, хотя должен самостоятельно
его «добывать» — сосать;недостаточная
дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне,
однако сон его носит бес­покойный,
прерывистый и поверхностный характер;
короткие пери­оды сна чередуются с
островками бодрствования; большую часть
времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок
находится в этой внутриут­робной позе
во время сна и бодрствования;двигательные
особенности— многие рефлексы
новорожден­ного атавистические,
исчезающие через несколько месяцев..

Выготский говорит о «рудиментарном
состоянии психичес­кой жизни
новорожденного»-
недиффе­ренцированные,
нерасчлененные переживания (сплав
аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок
не отделяет себя, своих переживаний от
окружающего мира, не отличает людей от
физических объектов, воспринимает
ситуацию в целом, выделяя скорее
чувственный тон происходящего, чем
объективные элементы окружающего мира.
Центральным новообразованием данного
периода является ста­новление
индивидуальной психической жизни
новорожденного.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка омск гимназия 19

Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у
них значи­тельно ниже точность
детализации пространства, движения
глаз новорожденного имеют фиксированное
фокусное расстояние, только объекты,
находящиеся на расстоянии приблизительно
21 см от его глаз, будут восприниматься
в фокусе, удаленные объекты имеют весьма
неясные очертания, слабо развита функция
управле­ния конвергенцией глаз.

Слуховая системаразвита достаточно
хорошо. Новорожденные способны реагировать
на широкий диапазон зву­ков. Однако
они предпочитают голоса в женском
диапазоне голо­сам мужским. Новорожденные
особенно чувствительны к звукам речи,
человеческому голосу: они предпочитает
песню, исполненную женским голосом, той
же мелодии, сыгранной на музыкальном
инст­рументе.

Тактильные ощущенияхорошо развиты.
Они реагируют на холод, тепло, прикосновение,
боль.

Органы вкуса и обоняниятакже
функционируют с самого рож­дения.
Новорожденные демонстрируют различные
реакции на кис­лое (лицевая реакция
— «возмущение») и сладкое (выражают
удо­вольствие).

Младенческий возраст— период
жизни ребенка от 1-2 месяцев до года.
Первая улыбка как реакция на лицо
взрослого че­ловека является показателем
того, чтосоциальная ситуация
психи­ческого развития ребенка
уже
сложилась. Это социальная ситуация
связанности, неразрывного единства
ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как
назвал ее Выготский. Жизнь ребенка
полностью зависит от ухаживающего за
ним взрослого человека, она как бы
вплетена в его жизнь и деятельность,
они живут общей жизнью. Ведущая потребность
младенчества — по­требность в другом
человеке, в общении, ведущая деятельность
— эмоционально-непосредственное
общение.

В 7-8 месяцев начинает проявляться
избирательность эмоциональных реакций,
выражающаяся в том, что возникает страх
расставания и боязнь незнакомых людей
( «тревожное предчувствие разлуки»):
грусть или острый испуг на исчезновения
мамы (или другого близкого человека) и
робость, настороженность, сильное
беспокойство при появлении незнакомых
людей. Появление данных реакций, по
мнению психологов, важная веха в
эмоциональном и социальном развитии,
свидетельствующая о процессе возникновения
эмоциональной привязанности к ма­тери
и другим близким людям; она также говорит
о растущей ког­нитивной способности
младенца различать знакомых и незнако­мых
взрослых.

В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети
начинают дей­ствовать «понарошку»,
особенно если старшие им подают пример:
они могут изобразить знакомые им действия
(как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое
развитие
. Этапы развития голосовой
активности мла­денцев:

2—3 месяца — возникновение первых
спонтанных вокализа­ций: гуление,
когда ребенок как бы играет с гласными
звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье
(соединение согласных звуков, подобно
кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев —
появление эмоциональных возгласов,
вскри­ков — коротких, эмоционально
насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8
месяцев — исчезновение вокализаций в
моменты рече­вого общения со взрослыми;
7—8 месяцев — появляется лепет:
звукосочетания, комбина­ция гласных
и согласных звуков («дай-дай-дай»,
«та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев —
возникает усложненный лепет —
звукосоче­тания родного языка,
имитирующие речь; 9—12 месяцев —
спонтанные вокализации сокращаются;
10—12 месяцев — появление первых слов.
Первые слова, как правило, основаны на
звукоподражании («бах» или «га-га-га»)
или представляют собой особые
звукосочетания, понятные только мате­ри
и ребенку и употребляемые в определенной
ситуации, например «ка» — картинка,
«гуг» — медведь.

К концу первого года жизни развитие
механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать
взор на одни и те же предметы) дети
начинают понимать значение указывающего
жеста и могут посмотреть в указанном
направлении, если кто-то использует
его, вскоре после этого они начинают
сами применять такой жест, когда возникает
необходи­мость направить чье-либо
внимание в нужную сторону.

При­близительно к 5 месяцам возникает
акт хватания, когда у младенца
развивается навык зрительного управления
движениями рук, когда и дотягивание и
схватывание осуществляются под конт­ролем
зрения. Появление акта хватания имеет
чрезвычайное зна­чение для психического
развития ребенка: формируется и
совершенствуется первая функциональная
си­стема — зрительно-двигательная;
складывается предметное восприятие;
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
всем остальным, что является видоспецифичным
для чело­века и создает условия для
удержания и использования орудий;
расширяются возможности манипулирования
с предметами; формируется познавательная
потребность. Акт хватания продолжает
развиваться и совершенствоваться в
течение первого года жизни.

Основными новообразованиями младенчестваявляются потреб­ность в общении,
эмоциональное отношение к людям; акт
хватания как основа человеческих
действий с предметами; ходьба и появле­ние
первого слова. Именно они с необходимостью
вызывают постро­ение новой ситуации
развития — ситуации совместной
деятельно­сти со взрослым человеком.

Кризис одного года– резкое возрастание
независимости ребенка от взрослых,
происходит всплеск самостоятельности.
Ребенок овладевает ходьбой, что рас­ширяет
его пространство, круг предметов, с
которыми он сталкива­ется. Это расширяет
сферу его ориентировочно-исследовательской
деятельности, способствует овладению
большим кругом предмет­ных действий.
Стремление к самостоятельности почти
всегда встре­чает отпор со стороны
взрослых, поскольку многие действия
ребен­ка могут причинить вред ему
самому или окружающим. Отсюда —
аффективные реакции ребенка, иногда
очень бурные и яркие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник