Психическое развитие ребенка в гештальтпсихологии

Психическое развитие ребенка в гештальтпсихологии thumbnail

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные принципы построения гештальт-теории;
  • • понятия, сформированные в рамах гештальт-теории;
  • • законы восприятия, сформулированные в рамах гештальт-теории;
  • • логику развития мышления ребенка с позиции гештальт-теории;

уметь

• анализировать различные феномены, описанные в рамках гештальт-теории;

владеть

• навыками анализа практического применения гештальт-теории с позиции современного научного знания.

Общая характеристика гештальтпсихологии развития

Гештальтпсихология – одно из наиболее известных направлений в исследовании детского развития. Возникновение гештальтпсихологии было обусловлено сложностями в объяснении ряда феноменов и в решении проблем, которые встали перед ассоциативными психологами. Первоначально гештальтпсихологи стремились исправить, уточнить ассоциативную психологию, что в итоге привело к возникновению принципиально иного подхода к пониманию детского развития. Наиболее яркими представителями гештальт-психологии были М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, Г. Фолькельт. Подход гештальтпсихологов не только объяснил целый ряд психологических фактов, но и позволил поставить перед психологией новые задачи (исследование законов структурообразования, определение качественного своеобразия психики ребенка, анализ продуктивного мышления и т.д.) и сделать детскую психологию экспериментальной наукой.

В отличие от ассоциативных психологов, утверждавших, что психика ребенка носит дискретный, разложимый на элементы, характер, гештальтпсихологи считали, что психику ребенку можно понять на основе принципа структурности (или гештальта). Согласно этому принципу всякое явление или объект представляют собой не совокупность различных фрагментов, а целостную структуру. В качестве простого примера структуры они рассматривали музыкальную мелодию. Всем известно, что мелодия записывается с помощью нот. Можно было бы сказать, что эти ноты и есть мелодия. Однако гештальтпсихологи подчеркивали, что мелодия – не совокупность нот, а их структура. Действительно, одна и та же мелодия может быть записана разными нотами (в разных тональностях), но при этом она будет восприниматься, несмотря на различия, как та же самая. Более того, мелодия может быть воспроизведена на разных инструментах. Звуки, которые будут издавать эти инструменты, также будут отличаться по своему характеру, но мелодия все равно будет узнаваема. Гештальтпсихологи говорили, что узнавание мелодии основано на том, что за различными способами ее воспроизведения (пение, свист, использование различных музыкальных инструментов) лежит одна и та же структура.

Принципиальная задача, которую ставили гештальтпсихологи, заключалась в том, чтобы доказать, что ребенок с самого начала воспринимает мир структурно. Они обратили внимание на то, что шепот матери уже на седьмой день жизни ребенка успокаивает его, а шепот чужого человека практически не действует на него. Этот факт доказывает, что уже в начальный период жизни для ребенка характерно реагирование не на отдельные элементы, как утверждали ассоциативные психологи, а на целостное переживание.

На основе структурного подхода гештальтпсихологи объясняли различные действия детей. Успешное поведение детей, перенесенное в другие ситуации, они объясняли аналогично тому, как одна и та же мелодия транспонируется в различных тональностях, т.е. как сохранение структурных отношений. Так, например, Г. Фолькельт писал: “…общую основу следует искать в тех общих, но не изолировннных в отношении всей структуры, моментах, которые присущи этим различным комплексным свойствам, а опять-таки только в тех частичных контурах, которые сами по себе уже являются чем-то целым. Способность к перенесению комплексных моментов является необходимым условием не только для… транспозиций, но и вообще для всех видов продуктивного обучения”.

Для анализа особенностей детского развития гештальт-психологи ввели понятие “феноменальное поле”. Феноменальное поле есть то психическое пространство, в котором существует человек. Например, для ассоциативных психологов таким пространством был поток ощущений. Поток ощущений однозначно определялся окружающей ребенка обстановкой. Таким образом, его внутренний мир можно было фактически описать через внешнее окружение или ситуацию. Гештальтпсихологи отмечали, что внешнее окружение не описывает то психическое пространство, в котором оказывается ребенок. А если так, то на основе внешних воздействий нельзя понять и детское поведение. Иными словами, с помощью понятия “феноменальное поле” гештальтпсихологи стремились раскрыть то, что определяет внешнее поведение ребенка. Приведем несколько примеров. Рассмотрим восприятие чернильного пятна. Одно и то же чернильное пятно для одного человека будет казаться просто кляксой, а другой увидит в нем бабочку или загадочное животное. Ответы людей на вопрос: “Что ты видишь?” будут зависеть не от самого чернильного пятна, а от того, какая психическая реальность возникает в сознании человека, когда он смотрит на пятно. Говоря иначе, различие в восприятии одной и той же кляксы будет определяться особенностями того, каким оказалось феноменальное поле человека.

Общая линия развития заключается в том, что первоначально феноменальное поле, в котором оказывается ребенок, структурировано достаточно примитивно. Один из факторов, обусловливающих этот процесс, – созревание нервной системы. Чем более зрелой оказывается нервная система у ребенка, тем более сложные структуры могут образовываться в его феноменальном поле.

Важную роль в этом процессе гештальтпсихологи отводили слову. В возрасте двух лет ребенок начинает понимать, что каждая вещь имеет свое имя. Это расширяет возможности ребенка в изменении ситуации. Слово для ребенка, в отличие от взрослого, обладает магической силой. Его произнесение как бы заставляет вещь появляться в феноменальном поле. Связь слова и вещи можно увидеть в случае, когда ребенку предлагается переименовать предмет. Если ребенка спросить: “Можно ли чернильницу назвать коровой?”, то ребенок ответит отрицательно. Свой ответ ребенок будет мотивировать тем, что в чернильнице хранят чернила, а корова дает молоко. Иначе говоря, ребенок не понимает условности обозначения предмета, и связь между словом и вещью оказывается очень прочной. Тем не менее наличие такой связи позволяет ребенку создавать новые структуры. Например, ребенок, играющий в прятки, говорит: “Ку-ку”. Наблюдая за закипающим чайником, он заявляет: “Обожжешься”. С помощью разных слов ребенок обозначает разные ситуации – игру в прятки и нагревание чайника. Затем ребенок видит, как садится солнце, и произносит: “Обожжешься ку-ку”. Фактически ребенок объединил две разные ситуации в одну, создав тем самым более сложную структуру, что расширяет возможности действия ребенка в различных ситуациях. Ребенок начинает видеть не только сам объект (солнце), но и те условия, в которых он оказывается (солнце садится).

Читайте также:  Ребенок с проблемами развития как объект и субъект воспитания

Всякое новое поведение ребенка обусловливается возникновением повой структуры. Развитие в гештальтпсихологии интерпретировалось как процесс возникновения новых структур в феноменальном поле. Гештальтпсихологи определили ряд областей человеческого развития, связанных с возникновением новых структур. Прежде всего отмечалась значимость моторного развития. К области моторного развития были отнесены перемещения ребенка и движения, связанные с положением его тела. Они полагали, что сначала возникают простейшие формы движения. В дальнейшем движения совершенствуются и, по мере созревания, преобразуются в более сложные: такие как ходьба, речь, письмо.

Подчеркивалось, что возможности действия ребенка определяются развитием его Я. Первоначально, когда детское Я еще не развито, поведение ребенка определяется ситуацией, в которой он оказывается: ребенок полезависим (зависим от тех объектов, которые находятся вокруг него). Например, если двухлетний ребенок идет по дороге и видит лежащую на дороге игрушку, он забывает обо всем остальном и начинает заниматься интересным предметом. Со временем Я ребенка развивается, что связано в первую очередь с появлением целей или планов. Например, ребенку может нравиться играть со своими друзьями. В этом случае он будет стремиться оказаться в ситуации, в которой это возможно. Хотя он находится дома, его мысли будут связаны игрой с друзьями. Ребенок может заявить, что хочет пойти на улицу или в гости к кому-либо из друзей, может отказаться от того, что ему предложит взрослый. В этом смысле важно быть аккуратным в своих обещаниях ребенку. Ведь теперь он начинает жить не только в воспринимаемой ситуации (где его легко “переключить” с одного объекта на другой), но и в ситуации ожидаемой. Другими словами, его ситуация включает прошлое, настоящее и будущее. При этом у него складывается намерение действовать в соответствии с ожидаемым обещанием. Если обещание не выполняется, то неоправданные ожидания приводят ребенка к конфликту.

Источник

Гештальтпсихология возникла в начале 1920-х гг. в Германии и связана с деятельностью таких ученых, как Макс Вертгеймер (1880— 1943 гг.), Курт Коффка (1886—1941 гг.) и Вольфганг Келлер (1887— 1967 гг.), Курт Левин (1890—1947 гг.).

Свое название данное психологическое направление получило от немецкого слова gestalt — форма, структура. Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержания психики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры — гештальты, в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Опровергая прежние представления о том, что развитие психики основывается на формировании новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы в представления и понятия, гештальтпсихология доказывала идею о том, что познание связано с процессом преобразования целостных гештальтов. Процесс развития психики рассматривается как рост и дифференциация гештальтов. Восприятие является ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики ребенка. Само развитие, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса — созревание и обучение. Подчеркивая их независимость, Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения.

В русле гештальтпсихологии Левиным была создана теория психологического поля. Основные положения этой теории таковы: личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый предмет несет определенный заряд психологического «притяжения» либо «отталкивания», воздействие предметного поля на человека вызывает в нем потребности двух типов — биологические и социальные. Биологические потребности являются врожденными, а социальные (квазипотребности) формируются в процессе обучения и воспитания детей. Экспериментально исследуя механизмы реализации потребностей, Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение обусловлены разрядкой или напряжением потребностей. «В многочисленных экспериментах Левина было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его возможностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые дети совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения»[1].

Законы восприятия, открытые данными учеными, сегодня считаются классическими при изучении познавательной сферы человека, в частности его восприятия, например: закон близости элементов; симметричность, сходство и т. д. Изучение механизмов выделения фигуры из фона позволили активно изучать творческое мышление, феномены «инсайта» (внутреннего озарения), намеренного создания иллюзий. При создании наглядных пособий, презентаций в процесс обучении детей педагогика активно использует открытые гештальтпсихологами закономерности.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в “начале 20-х годов в Германии. В рамках гештальтпсихологии прежде всего изучались познавательные процессы, а также структура и динамика развития личности (К.Левин). Предмет психологии – сознание. Основная идея – в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Следовательно, развитие психики связано не с формированием новых ассоциативных связей, соединяющих отдельные элементы между собой, а с динамикой, с изменением гештальтов. Адаптация есть процесс изменения, реорганизации и переструктурирования гештальтов. Мышление, как процесс переструктурирования. Важно понятие проблемной ситуации.

Читайте также:  Развития 4 месячного ребенка девочек

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Данные, полученные в этих исследованиях, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ре бенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависят его поведение и понимание ситуации. Процесс психического развития – это рост и дифференциация гештальтов. Так как определяет и на правляет этот процесс формированияи трансформации гештальтов восприятие окружающего мира, именно восприятие служит ведущей психической функцией психического развития в целом.

Макс Вертгеймер.Изучал зрительное восприятие, в ходе чего был открыт фи-феномен. В качестве основного принципа формирования психики выдвинул принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, что стало основным постулатом гештальтпсихологии. Первичными данными психологии служат целостные структуры (гештальты), не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру по закону прегнантности – стремления к простым и чётким, «хорошим» формам, к простым и устойчивым состояниям. Также Вертгеймер пришёл к выводу об изоморфизме (соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами. Т.е. внешним, физическим гештальтам соответствуют нейрофизиологические, а им – психические образы. Открыто явление переструктурирования или реорганизации гештальтов, а творчество понималось как создание различных новых гештальтов. По сути, в реорганизации уже имеющихся гештальтов и создании новых и заключается психическое развитие.

Курт Коффка.Ведущей психической функцией считал восприятие. В развитии выделяются два основных процесса – созревание и обучение, которые могут отставать или опережать друг друга, но чаще всего идут параллельно, создавая иллюзию взаимозависимости. Изучал процесс восприятия у детей. Основные свойства восприятия формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Смутные образы (общий гештальт) становяться дифференцированными (детали образа). Так появляются константность и правильность восприятия, а также его осмысленность. Главная структура образа, это цвет. Закон трансдукции (дети воспринимают не сами цвета, а их отношения).Когда ребенок к 2.годам начинает понимать значение слова, он может изменять ситуацию -новый тип мышления – творческий. Проблемная ситуация ведет к мышлению.

Вольфганг Келер.– переход от схватывания общей ситуации к её дифференциации происходит не только в развитии восприятия, но и в интеллектуальном развитии. Решение задач происходит благодаря спонтанному схватыванию отношений – инсайту. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанными с их новыми функциями, ведёт к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. При определённых условиях обучение может способствовать развитию мышления, если оно связано не с организацией поисковой активности по типу проб и ошибок, а с созданием условий, способствующих инсайту. Так создаеться проблемное обучение, которое должно опережать развитие, которое опираеться на созревание.

Курт Левин.Образ мира формируеться сразу как целостность, через инсайт. Ребенок видит психологическую картину мира, а не сам мир. Поведение ребенка полезависимо. Теория психологического поля: личность живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый из которых имеет определённый заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, однако существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нём потребности – своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение. Потребности бывают двух видов – биологические (врожденны) и социальные или квазипотребности (формируются в процессе обучения и воспитания). Обучение учитывает организацию процесса, временные перспективы (акцент на будущее).

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 17; Нарушение авторских прав

Источник

Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений.

Гештальт психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гелштальт психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гештальт-терапии.

Слово гештальт означает “форма”, “структура”, “целостная конфигурация”, т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Условия возникновения гештальтпсихологии:

  1. Реакция на Вундтовский элементаризм, т.е. в основе психического лежат элементы.
  2. Введение понятия “гештальт”- как качества формы или структуры. Это понятие ввел Х.Эренфельс (1890) в статье “О качестве формы”. Он исследовал особенности восприятия мелодий. В любой мелодии на ряду с шестью элементами есть седьмой элемент- это и есть гештальт (структура). При сохранении гештальта мелодия узнаваема, при изменении гештальта мелодия неузнаваема.
  3. Исследования в рамках Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития. Эта школа ввела понятие -комплексное чувство или комплексное переживание, т.е. некое общее, целостное, определяющее формы активности.
Читайте также:  Влияние воспитателя на развитие личности ребенка

Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали:

  1. К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения;
  2. К. Гольдштейн – сторонник холизма в патопсихологии;
  3. Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

История гештальт-психологии начинается с выхода работы М.Вертгеймера(1880-1943, немецкий ученый, экспериментально исследовал восприятие и мышление) “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912), в которой отрицалось наличие в акте восприятия отдельных элементов.

В эксперименте испытуемым предъявлялись поочередно два стимула (один – вертикальный или наклонная полоска(А), другой- горизонтальная(В).

Испытуемый должен был давать отчет при своем восприятии. При значительном временном интервале (200 млсек) эти две полоски воспринимались, как отдельные стимулы; при быстром следовании (интервал 30 млсек) человек видел угол, т.е. эти два стимула группируются. Вертгеймер описал явление “чистого движения”, когда испытуемый, отчетливо видя движение, не воспринимает перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

В результате вывод: восприятие человека в определенных условиях образует целостные образы. Вертгеймер объяснял этот факт: в том случае, если на человека воздействует раздражитель А, то возникает зона возбуждения; если быстро предъявлять следующий стимул В , то возникает зона В, а между ними возникает замыкание, т.е. возбуждение передается от А к В, и в восприятии возникает образ движения. Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальтпсихологии.

После этого в 20-х гг. в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер (1880 -1943), К. Коффка (1886 -1941), В. Келер (1887 – 1967), К. Левин (1890 – 1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келер в книге “Физические структуры в покое и стационарном состоянии” (1920) проводит мысль – физический мир и психический подчинены принципу гештальта. Предположил существование электромагнитных полей в мозгу, которые возникают под влиянием стимула Принцип изоморфизма, т.е. единства мира – физического, физиологического и психического. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах.

Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915). Д. Катц показал роль гештальтфакторов в поле осязания и цветового зрения. В. Келер в экспериментах на курах пытался проверить, что является первичным -восприятие целого или элементов. В результате: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Структура – первичный примитивный акт. В 1917г. распространил принцип структурности на объяснение мышления. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

В 1921г. К. Коффка попытался приложить общий принцип структурности к фактам психического развития в онто – и филогенезе. Развитие состоит в усложнении примитивных форм поведения, образованию более сложных структур и установлению соотношений между ними. Также занимался вопросами общей психологии – “Принципы гештальтпсихологии”.

М. Вертгеймер занимался проблемами мышления и творчества Он приходит к выводу, что мышление заключается в осознании структурных особенностей и требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Переход на новую точку зрения – инсайт (озарение), отказ от сложившихся в прошлом опыте шаблонов, схем.

Исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь поступок, мышление, память, является намерение -потребность.

Потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Левин называет их квазипотребностями. Они создают в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левиным психологическим полем (общая система, в пространстве которой функционирует человек в его психических качествах и свойствах). Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта.

Основные идеи гештальтпсихологии:

  1. Введение структурного принципа и целостного подхода в противоположность схематизму анатомической теории в трактовке психических процессов.
  2. Новое понимание предмета и метода психологии: важно изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (в данный момент).
  3. Эксперименты на восприятии, которые показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое, в зависимости от факторов: близости элементов друг к другу, сходства элементов, замкнутости, продолжения, симметричности и др. Целостный образ – это структура, образующаяся по специальным законам:
  • Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон Фи1ура замкнута, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон он служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура.
  • Закон прегнантности – тенденция к внутренней упорядоченности, ведущей к “хорошей” фигуре, к упрощению восприятия.
  • Закон восприятия – закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое.

Источник