Психическое развитие ребенка сущность психического развития

Психическое развитие ребенка сущность психического развития thumbnail

Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом. История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями – биологическим и социальным. Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеза.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, то есть биологических и социальных факторов.

Биологические факторы – совокупность природных факторов, которые влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.

После рождения ребенок попадает в среду людей – социум, который активно влияет на ее развитие.

Социальные факторы – совокупность факторов, произведенных общественным развитием человечества, детерминирующих поведение человека как общественного существа.

Эта концепция объясняет процесс развития человека, одновременно вказучы возможность опосредованного руководства им. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности – социальной наследственностью. Эти две детерминанты взаимосвязаны в процессе развития ребенка.

Основные концепции психического развития ребенка

Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основными свойствами развития, которые отличают его от всех изменений, являются:

а) необратимость – способность к накоплению изменений, “надстройки” новых изменений над предыдущими;

б) направленность – подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

в) закономерность – способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:

1) наследственность -свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

2) среда – общественные, материальные и духовные условия существования человека;

3) активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) – на социальные свойства личности; активность – на индивидуальные и социальные свойства.

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца на личность происходит по определенным законам, которые изучает детская психология. Эта проблема является одной из самых актуальных в современной психологии. Интерес к ней имеет не только теоретическую природу, в значительной степени он вызван и педагогической практикой, требует постоянного совершенствования обучения и воспитания.

Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли биологических и социальных факторов (наследственность, среда, обучение и воспитание) в становлении личности. В дискуссии по этим вопросам выкристаллизовались полярные взгляды представителей биологизаторского, социологизаторського направлений. Сторонники биологизатпорського направления (сельскохозяйственных Холл, Д. Сэлли, Ш. Бюзер, Д. Мэйли и др.) Исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Психическое развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук и тому подобное. Появление новых качеств они отрицают.

В рамках этой концепции выделилось несколько теорий. Сторонники биогенетической теории считают, что ребенок за короткий период своей жизни преодолевает все те этапы, что и человечество в своем развитии.

Представители психоаналитической теории решающую роль отводят биологическим влечениям. По их мнению, основой творчества, как и сновидения, есть биологические поезда, человек, стесняясь, скрывает от себя, вытесняет в “сферу бессознательного” (3 Фрейд). Творчество они рассматривают как сублимацию (преобразование) невыполнимых и нереализованных в раннем детстве сексуальных, иррациональных влечений, желаний. Поэтому нужно дать выход внутренним силам ребенка.

Согласно современным биологизаторского концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Издавна характерными для человека трусость, ложь, эгоизм, агрессивный инстинкт, другие пороки. Мутация генов, которые являются носителями нравственности, по словам представителей биологизаторской концепции, ведет к бесчувственности (этим они объясняют преступления и другие асоциальные проявления в поведении человека).

Биологизаторского концепция является односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой человек бессилен. Она открывает простор для обоснования естественного неравенства способностей людей разных рас и национальностей. Расисты, например, считают, что представители белой расы преобладают по наследству чернокожих людей, а поэтому должны господствовать над ними. Жизнь и педагогический опыт убедительно опровергают эти утверждения, поскольку каждый ребенок, к какой бы расе или национальности он ни принадлежал, может при соответствующих условиях достичь высокого уровня развития.

Источники социологизаторського направления начаты еще в средние века теории tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является “чистой доской”, однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем этого направления был французский философ Клод Анри Гельвеций (1715-1771), который считал, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных качеств обусловлена неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Эти утверждения были направлены против господствующих в то время концепций врожденной обусловленности психического развития, социального неравенства людей.

Одним из проявлений социологизаторськои концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX в. социогенетичного теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособление ее к социальной среде.

Общим для биологизаторского и социологизаторських теорий развития во взглядах на ребенка является то, что они выходят из механистической концепции развития и рассматривают ее как пассивный объект внешних воздействий, как игрушку (в одном случае в руках наследственности, в другом – социальной среды). Поэтому их невозможно взять за основу понимания закономерностей развития ребенка.

Читайте также:  Значение чтения детской литературы в развитии ребенка

На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ей психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяющая роль, среде – роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность. Однако эта теория не имеет обоснованных объяснений случаев, когда в одной семье вырастают дети с разными характерами, имея одинаковую наследственность (однояйцевые близнецы). Современная наука убедительно доказывает, что ни наследственность, ни среда, как их понимают сторонники конвергенции двух факторов, не определяют развитие ребенка.

Источник

Психическое развитие – последовательная, прогрессирующая (включающая в себя и элементы регресса) количественные и качественные изменения психических процессов, хар-ся:

1. Необратимостью (не исчезают даже если нет прикрепления)

2. Направленностью ( способность к накоплению изменений)

3. Закономерностью

Развитие реализуется в филогенезе и онтогенезе.

Отечественная психология изучает развитие личности с точки зрения 3 основных законов диалектики (науки о развитии):

1. Закон единства и борьбы противоположностей: определяет источник развития(противоречия).

Виды противоречий:

1. Противоречия между новыми потребностями и старыми формами их удовлетворения.

2. Между разумом и чувствами и др.

2.Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: определяет сод-е развития(как идёт развитие?)

3. Отрицание отрицания: определяет направление развития. Закон говорит о том, что развитие идёт по спирали, старые формы развития отрицаются и на смену им приходят новые.

Вопрос 3.

Личность- конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально-значимых черт и социальных отношений данного общества. Следовательно, личность – это любой человек, потому что все люди включены в общественные отношения. Главное в личности – не индивидуальная физическая природа, а ее социальное качество, проявляющееся в осуществляемой социальной деятельности. Следовательно, личностью человек не рождается, а становится в процессе социализации.

Социализация – это вхождение человека в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей. В процессе социализации формируются социально значимые качества личности, знания, навыки и умения человека. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, а с другой – комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности.

В процессе социализации индивида можно выделить две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза, социальная адаптация, означает приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества. Вторая фаза – это процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека.

Основным фактором социализации личности выступают элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек.

1. Семья. Именно в ней человек получает первичные навыки человеческого поведения и воспитания.

2. Совокупность социальных институтов: детские дошкольные учреждения, школа, общественные организации, социальные общности, в пределах которых индивид реализует определенные роли и приобретает желаемые социальные статусы.

3. Культурный уровень данного общества, совокупность социальных ценностей, норм, общечеловеческих знаний, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и социальные статусы.

 Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления, основа социального бытия человека – его трудовая деятельность и ее факторы: общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развития самостоятельности, инициативы, творчества.

Важной формой социализации личности является воспитание, которое осуществляется обществом, целой системой социальных институтов с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество осуществляет главную цель: формирование личности с положительными, социально значимыми качествами и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия. Понимая воспитание в более широком смысле, можно сказать, что социализация – это есть постоянный процесс воспитания человека с самого первого дня его жизни.

Однако большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс воздействия социальной среды на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. Социализация – это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

К воздействию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей, которая и выступает своеобразным ситом, через которое как бы просеиваются ее воздействия и влияния. В силу этого, именно сама индивидуальность личности, ее потребности и интересы, социальная направленность – выступают важнейшими факторами социализации личности.

Критерии развития личности:

Психическое и личностное развитие имеет определенные показатели. Его целью является психически здоровая личность.

Показатели психического и личностного развития.

Процесс психического и личностного развития характеризуется следующими основными интегральными показателями, как развитие сознания, развитие направленности личности, развитие психической структуры деятельности, развитие субъектности ребенка в различных сферах его жизнедеятельности, развитие духовности, произвольность в поведении и организации психических процессов.

Развитие сознания личности.

В процессе развития сознания как высшего уровня психического отражения и саморегуляции изменяются содержание, структура и механизмы идеального отображения ребенком действительности. Это проявляется в изменении характера умственной деятельности. Например, для дошкольников характерна перцепция (восприятие) целостных ситуаций и внешних свойствах предметов. Впоследствии они выясняют структуру предметов и явлений, выявляют взаимосвязи между ними, овладевают понятиями и системой понятий, что их отражают.

Читайте также:  Скачать книгу развитие личности ребенка от года до трех лет

Чем выше уровень развития сознания, мышления детей, тем большее количество и более сложные понятия они усваивают и используют. О развитии сознания свидетельствует сформированность высших мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), которые являются основой формирования и функционирования целостного интеллекта, выработка когнитивного стиля.

Развитие направленности личности.

Учитывая несформированность у детей различных потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, можно определить их ведущую направленность, которая определяет основные особенности поведения. У одних детей она выступает как учебная направленность (хорошо учиться, выполнять требования учителей ради оценки), в других – как познавательная (интерес к решению задач, получения новых знаний, избирательное отношение к учебным предметам, предоставление преимущества не оценке, а заинтересованности занятием ). Для многих детей важные контакты с людьми, они стремятся достичь новой позиции в группе, во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками.

Направленность не является постоянной качеством, навсегда определяя тип личности, она меняется. Например, у младших школьников постепенно повышается значение учебной деятельности, а примерно в 6 классе – взаимоотношений с ровесниками. В процессе дальнейшего развития у них формируется система ценностей, личностных смыслов, установок, интересов, мотивов, побуждающих к различным видам деятельности. Они усваивают новую систему норм, требований, ролей.

Вопрос 4.

Факторы психического развития:

Факторы – постоянно действующие обстоятельства, которые могут либо способствовать либо препятствовать, ускорять или замедлять психическое развитие.

1. Наследственность (гены)

2. Вражднность (приобрет.человеч.зародыш в период внутриутробного развития в момент родов и на 1 году жизни): только отриц.

3. Фактор окружающей среды (социум)

4. Воспитание

5. Активность самого человека.

Источник

Психическое развитие ребенка

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение —  как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется  осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

первая стадияПервый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

Читайте также:  Центр развитие ребенка после года

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

  • улыбка;
  • возгласы.

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

  • ревность;
  • удивление.

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

вторая стадияУсловно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

третья стадияНа третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

4 стадияС 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Все статьи по психическому развитию детей

Источник