Психическое развитие ребенка среднего школьного возраста

Психическое развитие ребенка среднего школьного возраста thumbnail

Библиографическое описание:


Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22162/ (дата обращения: 22.12.2020).

Если поступление в школу является «переломным» периодом в развитии личности ребенка, то не менее важным и также «переломным» в жизни растущего школьника является его переход в пятый класс.

Пятый класс недаром считается одним из самых трудных для обучения и воспитания. Пятиклассник чувствует себя, с одной стороны, гораздо увереннее и самостоятельнее, а с другой стороны — ещё во многом беспомощным и во многом предоставленным самому себе, своим ещё далеко не окрепшим силам. Это внутреннее противоречие в развитии подростка сказывается на всей его жизни и деятельности, создавая большое число довольно противоречивых стремлений и поступков.

Кроме того, школьник начинает занимать новое общественное положение, он уже не может и не хочет безоговорочно подчиняться авторитету старших, он стремится сам понять все то, что ему предлагают или требуют от него взрослые.

В связи с изменением его положения в школе, меняется и его внутренняя позиция перед лицом нахлынувших на него трудностей, связанных с усвоением учебных дисциплин. Перед ним встаёт задача всё более широких и глубоких обобщений, охватывающих всё большее количество предметов и явлений. Не сразу удаётся осмыслить значение таких обобщений, а потому не сразу приобретают они значимость для школьника.

Наряду с этим пятиклассник узнаёт сразу несколько предметов, что создаёт новые затруднения для него. Ему важно осмыслить те связи, которые существуют между преподаваемыми дисциплинами: часто, если не позаботилась об этом школа, он должен сам искать эти связи, точки соприкосновения одной науки с другой.

Но пятикласснику приходится разбираться не только в ценности знаний по тому или иному предмету, но и в том, какое положение ему надо занять в классе, а также в школе, семье и обществе. Стремление к самоутверждению становится для него необходимой задачей жизни.

Ещё Руссо в своё время писал, что для подростка необходим особый подход воспитателя, что прямое воздействие на подростка сплошь и рядом может вызвать не послушание, а противодействие с его стороны. Если воспитатель хочет понять ребенка, то он должен действовать так, как будто нет его прямого влияния. Он стоит за подростком, стоит как бы его тенью, всегда облегчая его трудное «становление»; не только не мешает этому «становлению», а всячески содействует ему, добиваясь того, чтобы решения принимались подростком как бы самостоятельно.

Этому помогает то, что у ребенка, хотя и хочет он всё решать самостоятельно, для этого не хватает не только опыта, но и разумения. Поэтому ему приходится обращаться за советом. Подросток будет советоваться не только с товарищами, но и со взрослыми, не посягающими на его самостоятельность, не навязывающих ему того, с чем он не согласен.

Конечно, в этом возрасте значение коллектива неизмеримо возрастает, но руководить им становится всё труднее, чем в предыдущих классах.

Очень важно для достижения успеха в работе с подростками добиться создания дружного и сплочённого педагогического коллектива.

Единство предъявляемых к подростку требований должно быты обеспечено и в семье, где на него возлагаются и такие обязанности, которые он выполняет самостоятельно, без напоминания и постоянных указок со стороны взрослых. Надо сказать, что в семьях, где начало этому не было положено с самого раннего детства, такие поручения не всегда легко принимаются подростком. Но и в этих случаях можно добиваться их выполнения, если только подросток почувствует, что ему полностью доверяют, что он является полноправным членом семейного коллектива.    Подростку не просто разобраться во всём окружающем. Вместе с этим потребность в этом у него достаточно велика. Причём ему иногда хочется разобраться во всём самому, без помощи со стороны, или при содействии товарищей.

На подростка в этом переходном возрасте «набрасываются» множество самых разных впечатлений, среди которых немаловажную роль играют те впечатления, которые связаны с его половым созреванием. Разобраться в этой массе нового трудно. Он начинает всматриваться в самого себя, начинает становиться отдельной личностью, могущей как бы посмотреть на себя со стороны, заняться собственными переживаниями. Он много нового находит в самом себе, он как бы «открывает» своё «я». Это «я» и заинтересовывает его и нередко беспокоит. Такое самоуглубление позволяет подростку легко отвлекаться от бросающихся сразу в глаза внешних признаков вещей и замечать то общее, что в них заключено. Словом, известное самоуглубленное может помочь подростку развить абстрактное мышление. Этому способствует и то обстоятельство, что учителя раскрывают перед ребёнком более глубокие связи и отношения, существующие между предметами и явлениями.

Вместе с тем необходимо подумать и о своём будущем, о своём «жизненном пути».

В связи с известным углублением подростка в свои переживания у него развивается самосознание. Это открывает весьма важный для развития личности подростка период самовоспитания.

Подросток часто хочет очень много, слишком много, а сил у него, настойчивости и опыта для достижения намеренного ещё явно недостаточно. Это может повлечь за собой ряд разочарований. Постепенно он привыкает к необходимости добиваться известной последовательности и актуальности в выполнении намечаемых им себе целей.

У детей подросткового возраста возникает очень много стремлений; эти стремления часто мешают, а иногда и противоречат друг другу. Хочется, чтобы было и то и другое; хочется, чтобы все желания и все порывы были осуществлены. Но так как это невозможно, то приходится выбирать, предпочитать, например успехи в футболе — успехам в занятиях в школе.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кризис одного года

Подросток, пытается делать только то, что хочется. Но это никак не получается, ибо и семья, и школа предъявляют к нему свои требования. И многие из этих требований, если не все, приходится выполнять. Да и сам он предъявляет требования к себе, иногда даже непомерные. Не всегда удаётся противопоставить свои желания этим требованиям. Приходится выбирать между желаниями и потребностями. Это может вызвать у подростка чувство неудовлетворенности, раздражения, а иногда и неполноценности. Порой эти требования вызывают у подростка так называемый негативизм (он производит действия, противоположные тем, которые от него требуют). Негативизм подростка — довольно частое явление. Он доставляет много неприятностей и учителям, и родителям, и самому подростку. Негативизм возникает как якобы «защитная реакция» против посягательства на самостоятельность подростка. Подросток не любит не только не обоснованных приказов, но и всякого покровительственного тона. «Ко всякому морализированию, навязыванию взглядов подросток переходного возраста относится резко отрицательно, в этом возрасте постоянно от него слышишь: «я сам знаю», «я не маленький…» [1].

Взрослые не всегда с этим считаются. По этому поводу Н. К. Крупская писала: «Часто бывает так: уравновешенный ребёнок и вдруг как с цепи сорвался: нагрубит, напортит и т. д». [2].

Не надо думать, что подростку нравится такая его черта, как негативизм, вспыльчивость. Сдержаться он часто бывает не в состоянии, хотя потом может и пожалеть о сделанном. Как бы ему хотелось, чтобы его не ставили в такое положение, не навязывали бы ему и не приказывали бы того, что унижало бы его и лишало самостоятельности!

Огромную роль в жизни подростков играет коллектив. Он не позволяет им замкнуться в самих себя, требует так или иначе, но необходимо требует постоянной работы над собой.

С переходом пятиклассников в шестой класс не кончаются трудности подросткового возраста.

В шестом классе вводятся новые предметы. К учащимся предъявляются более строгие требования. Преподаватели считают, что прошел самый трудный период жизни школьника и теперь можно относиться к нему менее терпимо.

Прежде всего, продолжается период полового созревания. У девочек пришло или приходят первые страхи перед менструациями. У мальчиков ещё только просыпается понимание того, что с ним происходит и что это происходящее означает. К этому прибавляется ещё отрицательное влияние старших школьников. Во избежание непониманий в период полового созревания необходимо проводить специальные беседы отдельно с девочками и отдельно с мальчиками о научном понимании этих вопросов и всех изменений, которые с ними происходят.

Изменяется для шестиклассника и значимость как усваиваемых им знаний, так и своих собственных познавательных интересов. Он всё больше и больше начинает понимать роль теории и теоритического обучения.

Способность к абстрактному мышлению получает своё дальнейшее развитие в седьмом классе. Этот класс уже не считается таким трудным, как пятый и шестой классы. Подросток в седьмом классе легче переносит трудности переходного возраста.

Развитие личности семиклассника проходит более спокойно. Условия, в которых он живет для уже достаточно привычны, в семье и в школе он определил своё место. Он уже умеет сдерживать себя, и учение в этом возрасте не является таким трудным делом.

Учащимся восьмого класса свойствен интерес к самовоспитанию. Восьмиклассники начинают задумываться над своим будущим, перед ними встают вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Трудности перехода от конкретного к абстрактному для него во многом уже позади. Подросток в восьмом классе может сравнительно легко сделать общие выводы, опираясь на конкретные факты, познавать законы природы и общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что средний школьный возраст является одним из самых сложных моментов в становлении личности ребенка. Все это ставит особые воспитательные задачи и выдвигает иные формы отношений с подростками.

Литература:

1.                  Добрынин Н. Ф. и др. Возрастная психология. — М.: Просвещение,1969. — 262 с.

2.                  Краковский А. П. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку, «Советская педагогика», 1963.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, класс, переходной возраст, абстрактное мышление, период полового созревания, подростковый возраст, предмет, связь, семья, сторона.

Источник

В возрастной психологии средний школьный возраст часто называют отроческим или подростковым. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 9-11 до 14-15 лет.

В среднем школьном возрасте продолжают развиваться все те же психические познавательные процессы что и в младшем среднем возрасте.

У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление. А.А. Реан отмечает, что «главной особенностью мышления подростка является объединение всех видов мыслительных операций в единую целостную структуру». Кроме того, в подростковом возрасте имеет место развитие абстрактного мышления. В этом возрасте дети начинают больше интересоваться философскими, религиозными, политическими проблемами.

В процессе развития памяти у детей среднего школьного возраста также наблюдаются некоторые характерные особенности. Во-первых, в условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить. Подросток старается запомнить логические связи между единицами воспринимаемой информации. Развивается способность к логической памяти, которая в большинстве случаев отодвигает на второй план другие виды памяти. Во-вторых, в подростковом возрасте меняются отношения между памятью и мышлением. А.А. Реан так устанавливает взаимосвязь между этими познавательными процессами: «Если в младшем школьном возрасте развитие мышления находится в прямой зависимости от развития памяти, то в среднем школьном возрасте мышление определяет особенности функционирования памяти».

Что касается внимания, средний школьный возраст в отличие от младшего школьного возраста характеризуется развитием не только непроизвольного, но и произвольного мышления. Ребенок в этом возрасте способен управлять своим вниманием с помощью волевых усилий. Однако способность в управлении, а также в распределении внимания развита в подростковом возрасте еще в недостаточной мере.

Воображение ребенка в среднем школьном возрасте также усиленно развивается, что свидетельствует о развитии у подростка творческих способностей. Многие дети в среднем школьном возрасте обнаруживают у себя талант в поэзии, рисовании и других видах творчества. Однако воображение ребенка в подростковом возрасте имеет менее продуктивный характер, чем воображение взрослого человека.

Приоритетными направлениями в развитии речи у детей среднего школьного возраста являются письменная и монологическая речь. Развитие письменной речи подростка характеризуется формированием и развитием умения писать изложения и сочинения на заданную или произвольную тему. В монологической речи ребенок среднего школьного возраста проявляет способность к самостоятельной подготовке к устному выступлению, рассуждать на предложенную учителем тему, а также аргументировано высказывать свои мысли по интересующей его теме.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

А.А. Реан говорит: «В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир».

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

В коммуникативной сфере развития личности подростка также наблюдаются изменения. В большей степени они проявляются во взаимоотношениях со взрослыми. Они имеют двойственный характер. С одной стороны, ребенок среднего школьного возраста стремится доказать взрослому свое принципиальное равенство прав со взрослым человеком, свою особую позицию в обществе. В своем общении со взрослым человеком ребенок среднего школьного возраста открыто протестует против «детских» методов контроля и воспитания. С другой же стороны, подросток чувствует потребность в поддержке, помощи и оценке его действий взрослым.

Учебная деятельность в среднем школьном возрасте остается актуальной для ребенка, но по своей психологической значимости уходит на второй план. Д.Б. Эльконин утверждает, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками. Эльконин также определяет следующие мотивы деятельности общения:

  • Желание быть в среде сверстников, заниматься какого-либо рода совместной деятельностью;
  • Желание занять определенное место в коллективе сверстников;
  • Стремление к признанию ценности собственной личности.

Д.И. Фельдштейн считает, что «самой значимой, с точки зрения психики, деятельностью для ребенка среднего школьного возраста является деятельность, в которой подросток может продемонстрировать свою личную ответственность, самостоятельность и, конечно, высокий результат. Это может быть учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная деятельность».

В поведении детей среднего школьного возраста наблюдаются следующие поведенческие реакции на реальную действительность:

  1. Реакция отказа (отказ от выполнения домашних обязанностей, от учебы, от выполнения общепринятых норм и правил);
  2. Реакция оппозиции, протеста;
  3. Реакция имитации (подражание любимому актеру, спортсмену и т.д.);
  4. Реакция компенсации (стремление компенсировать неудачи в одном виде деятельности успехами в другом);
  5. Реакция гиперкомпенсации (при недостатках, например, в физическом развитии стремление к высоким спортивным результатам);
  6. Реакция эмансипации (стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых);
  7. Реакция группирования (образование различных референтных групп);
  8. Хобби-реакция (увлечение коллекционированием, спортом, рисованием, различными видами самодеятельности и т.д.).

 Основными психическими новообразованиями в среднем школьном возрасте являются переход к формально-логическим мыслительным операциям, избирательный и целенаправленный характер восприятия, способность к логической памяти, теоретическое дискурсивное мышление.

– Курсовые работы на заказ

Психическое развитие ребенка среднего школьного возраста

Источник

Дайте ребенку созреть в детстве.

Ж.-Же. Руссо

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и психическое развитие. Акселерация и ее причины (П.В. Василик, Т.В. Карсаєвська, И.С. Кон, А.Есть. Личико и др.).

2. Социальная ситуация развития в подростковый период. Предпосылки перехода в подростковый возраст: самосознание, Я-концепция, самооценка, рефлексия, моральные принципы поведения. Развитие Я и обретение идентичности. Чувство взрослости. Самооценка и уровень притязаний. Ведущая деятельность.

3. Поведенческие проявления (реакция эмансипации, хобби-реакция, реакция группирования).

4. Эмоционально-волевое развитие. Стремление к самовоспитанию. Формирование систем потребностей, интересов и мотивов, их содержание и структура. Особенности социального поведения в среднем школьном возрасте. Проявления родительской власти в общении (Г. Кле). Морально-этические взгляды подростков.

5. Развитие сенсорных процессов. Формирование наблюдательности. Развитие внимания и памяти, логического мышления, языка и речи.

6. Характер подростков и психологические причины их инфантильности. “Трудный подросток” как дискуссионная проблема возрастной психологии. Развитие способностей и творческой активности подростков.

Анатомо-физиологические особенности.

Интенсивное увеличение длины и массы тела (после 12 лет у девочек снижаются темпы роста, а с 14 лет – темпы увеличения массы тела). Рост девушек и юношей происходит в основном вследствие удлинения конечностей. Рост грудной клетки отстает от увеличения массы тела. Вместе с тем индивидуальные различия довольно значительны: подростки часто выглядят неуклюже; как правило, стесняются собственной внешности. Продолжается окостенение скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердечно-сосудистой системы. Усиленная деятельность органов внутренней секреции приводит к некоторым расстройствам кровообращения: повышение кровяного давления, напряженности сердечной деятельности и, как следствие, к головным болям, слабости, быстрой утомляемости, временных нарушений в работе центральной нервной системы.

Традиционным предметом внимания в отношении подростков была акселерация (Е. Кох, 1935) как ускоренный рост и физическое развитие детей по сравнению с предыдущими поколениями. Эта проблема выделилась в XIX ст. (Робертс, 1876) и для многих ученых казалась исходной позицией в Объяснении психологии растущей личности. Сравнительные антропометрические исследования, проведенные в 30-х годах XIX и в начале XX ст., доказали, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран. Однако, как показали последующие события, изучение этого явления мало способствовало выделению приоритетных задач, решение которых помогло бы понять закономерности возрастного развития подростков. Кроме ускоренных процессов созревания, снижаются процессы старения, особенно в сфере интеллектуальной деятельности, вследствие чего расширяется возрастной диапазон зрелости, потенциал работоспособности. С 80-х годов XX века. отмечается замедление акселераційних явлений, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в конце XIX – начале XX века. Подростковый возраст – это:

1) переходный период от детства к взрослости, сущность которого заключается в потере статуса детского и стремлениях достичь статуса взрослого человека;

2) интенсивное время полового развития, который детерминирует особенности личностного роста;

3) период формирования нравственных понятий, принципов, представлений, убеждений, которыми личность начинает пользоваться в собственной жизни.

Центральное биологическое новообразование – половое созревание: 1) негативная фаза:

а) вытягивание тела и возможная диспропорциональность в размерах его частей;

б) нарушение координации движений;

в) затормаживается речь и реакции на раздражители;

г) высокий уровень утомляемости и низкий уровень работоспособности;

д) повышенная возбудимость нервной системы (двигательное беспокойство);

е) соматические изменения (например, ортостатические головокружения); ж) анемізація как обескровливание мозга;

с) высокая возможность искривления позвоночника (сколиоз) и тому подобное;

2) положительная фаза:

а) устанавливается баланс между нервными центрами и половыми железами;

б) развиваются вторичные половые признаки;

в) формируется половое влечение и оценка собственной внешности;

г) девушки опережают в развитии парней на 2-4 года;

д) отмечаются неадекватные реакции на критические замечания (например, анорексия (от греч. ап – отрицание orexis – аппетит) как отказ от пищи, прежде всего у девочек).

Особенности проявления полового созревания:

1) акселераты (ранньозрілі);

2) дети с оптимальным развитием (соответствуют средним показателям возрастного физического роста);

3) ретарданты(пізньозрілі), которые, как правило, через 2-3 года после кризиса 13 лет догоняют ровесников.

Половое созревание начинается и заканчивается раньше, Чем завершается обще органическое развитие подростка, и раньше, чем завершается собственно социально-культурное становление. Несоответствие психического и биологического развития, повышенная возбудимость центральной нервной системы могут вызвать аффективные состояния, болезненные реакции на замечания, хвастовство недостатками, рост немотивированных поступков, возможность проявления асоциального поведения, влечение и способность к героическим поступкам, то есть половое созревание влечет за собой ряд воспитательных проблем.

Акселераты кажутся окружающим более зрелыми, им не приходится бороться желаемый статус в группе. Они пользуются уважением сверстников и доверием взрослых, которые предоставляют им свободу действий, то есть имеют возможность быстрее и эффективнее решать собственные проблемы. Вместе с тем они комфортнее за ретардантов, которые воспринимаются как “меньшие” (физически и психически) и поэтому проявляют значительную социальную активность, чтобы привлечь к себе внимание.

Основные взгляды на сущность полового созревания:

1) концепция биологического содержания: справиться с особенностями полового созревания практически невозможно;

2) концепция социального содержания: трудности, связанные с половым созреванием, также объясняются взаимоотношениями детей со взрослыми (исследования индейских племен М. Мид (1901-1978); Г. Бенедикт(1887-1948)).

Источник

Читайте также:  Задачи развития и здоровья ребенка