Психическое развитие ребенка социокультурный подход
У.
Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл, Р.
МакКолл обращают внимание на необходимость
тщательного исследования особенностей
повседневного поведения детей в реальных
условиях их жизни, начиная с ближайшего
семейного окружения включая социальный,
исторический контекст.
Как
экологически значимые переменные в
анализ вовлекаются все виды жизненного
пространства ребенка (дом, семья, класс,
транспорт, магазины, парки и т.д.);
социальные роли и функции (дочь, сестра,
ученица); характеристики поведенческой
активности (длительность, напряженность
и др.).
Широкую
известность приобрела модель экологических
систем У. Бронфенбреннера. Развитие
ребенка рассматривается им как
динамический процесс, когда, с одной
стороны, многоуровневая жизненная среда
воздействует на растущего индивидуума
и, с другой стороны, сам он активно
переструктурирует ее. Бронфенбреннер
выделяет четыре уровня жизненной среды
ребенка.
Микроуровень
жизненной среды включает взаимодействие
индивида с его ближайшим окружением
(семьей, детским садом), характерные
занятия и социальные роли.
Мезоуровень,
или мезосистема, образуется, когда
формальные или неформальные связи
возникают между двумя или более
микросистемами (например, между семьей
и школой, семьей и группой сверстников).
Экзоуровень
охватывает широкую социальную среду,
непосредственно не связанную с опытом
индивида, но косвенно влияющую на него
(характер занятости родителей,
экономическая ситуация в стране, роль
средств массовой информации). И наконец,
макроуровень, или макросистема, образует
культурный и исторический контекст
ценностей, традиций, законов
(правительственных программ), который,
по мнению Бронфенбреннера, оказывает
весьма существенное воздействие на все
нижележащие уровни.
Привлекающая
все большее внимание исследователей
идея развития человека на протяжении
жизни (жизненный путь) не может быть
изучена в контролируемых условиях
лаборатории. Требуется учитывать не
только предсказуемые возрастные
изменения, но и уникальные для каждой
возрастной когорты, для каждого поколения
широкие культурные и исторические
факторы.
Так,
П. Балтес выделяет три типа факторов:
нормативные возрастные, нормативные
исторические и ненормативные факторы.
Нормативные возрастные факторы — это
происходящие в предсказуемом возрасте
изменения: биологические (прорезывание
зубов, половое созревание, менопауза и
т.д.) и социальные (поступление в школу,
призыв на военную службу, выход на пенсию
и др.).
Нормативные
исторические факторы — это такие
исторические события глобального
масштаба, которые воздействуют так или
иначе на всю возрастную когорту (война,
смена политических и экономических
режимов, эпидемии).
Ненормативные
факторы представлены теми личными
событиями, которые не связаны с
определенным временем жизни, но способны
иногда резко изменить ее (болезнь,
травма, встреча с особенным человеком,
развод и т.п.). Ситуация на самом деле
еще более сложная, поскольку влияние
выделенных факторов опосредуется целым
рядом других, таких, как пол, возраст,
раса, социальная принадлежность. Речь
идет о сложном смешанном влиянии этих
факторов на жизненный путь человека, в
изучении которого сделаны только первые
шаги.
17.Концепция
психического развития ребенка А. Валлона.
Проблема движущих сил психического
развития ребенка в классическом
психоанализе (З.Фрейд). Структура
личности. Стадии психосексуального
развития ребенка.
Одно
из ключевых противоречий психического
развития состоит в том, как соотносятся
душа и тело, биологическое, органическое,
телесное и психическое, как происходит
переход от органического к психическому?
По мысли А.Валлона, психика не может
быть сведена к органике и в то же время
не может быть объяснена без нее. Для
того, чтобы объяснить, каким образом
органическое становится психическим,
А.Валлон рассматривает четыре понятия:
“эмоция”, “моторика”, “подражание”,
“социум”.
Подобно
либидо у З.Фрейда, эмоции у А.Валлона в
генезисе психической жизни появляются
раньше всего остального. Ребенок способен
к психической жизни только благодаря
эмоциям. Именно эмоции объединяют
ребенка с его социальным окружением,
через эмоции ребенок обретает опору
для своей биологии, в эмоции осуществляется
симбиоз органического и психического,
происходит как бы “переливание”
одного в другое. В концепции А.Валлона
понятие “эмоция” тесно связано с
понятием “движение”. У маленького,
еще не говорящего ребенка движения тела
уже могут свидетельствовать о психической
жизни. По мнению А.Валлона, среди разных
форм или функций движения одна прямо
касается выражения эмоций – это
тоническая или постуральная функция.
Другая функция движения – кинетическая,
или клоническая, направленная на внешний
мир. Благодаря ей осуществляются
локомоции, схватывание, манипуляции.
Другой большой переход в онтогенезе
психики – это переход от действия к
мысли. По мнению А.Валлона, он возможен
благодаря подражанию. А.Валлон
подчеркивает, что социум абсолютно
необходим для маленького ребенка,
неспособного ничего сделать самостоятельно.
Реакции ребенка постоянно должны быть
дополнены, поняты, проинтерпретированы
взрослым человеком. Поэтому, считает
А.Валлон, человеческий ребенок есть
существо социальное генетически,
биологически. Социальная природа
человека не насаждается путем внешних
влияний, социальное уже включено в
биологию как абсолютная необходимость.
Фрейд
пересмотрел свою концептуальную модель
психической жизни и ввел в анатомию
личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Ид. Слово “ид” происходит от латинского
“оно” и, по Фрейду, означает исключительно
примитивные, инстинктивные и врожденные
аспекты личности. Ид полностью
функционирует в бессознательном и тесно
связано с первичными потребностями
(еда, сон, дефекация ), которые наполняют
наше поведение энергией. Согласно
Фрейду, ид — нечто темное, биологическое,
хаотичное, не знающее законов, не
подчиняющееся правилам. Ид сохраняет
свое центральное значение для индивидуума
на протяжении всей его жизни. Эго (от
лат. “ego” — “Я”) — это компонент
психического аппарата, ответственный
за принятие решений. Эго стремится
выразить и удовлетворить желания ид в
соответствии с ограничениями, налагаемыми
внешним миром. Эго получает свою структуру
и функцию от ид, эволюционирует из него
и заимствует часть энергии ид для своих
нужд, чтобы отвечать требованиям
социальной реальности. Таким образом,
эго помогает обеспечить безопасность
и самосохранение организма. Для того,
чтобы человек эффективно функционировал
в обществе, он должен иметь систему
ценностей, норм и этики, разумно
совместимых с теми, что приняты в его
окружении. Все это приобретается в
процессе “социализации”; на языке
структурной модели психоанализа —
посредством формирования суперэго (от
лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
Суперэго последний компонент развивающейся
личности. С точки зрения Фрейда, организм
не рождается с суперэго. Скорее, дети
должны обретать его, благодаря
взаимодействию с родителями, учителями
и другими “формирующими” фигурами.
Будучи морально-этической силой, суперэго
является следствием продолжительной
зависимости ребенка от родителей. Оно
начинает проявляться, когда ребенок
начинает различать “правильно” и
“неправильно” (примерно в возрасте от
3 до 5 лет).
Фрейд
разделил суперэго на две подсистемы:
совесть и эго-идеал. Совесть приобретается
посредством родительских наказаний.
Она связана с такими поступками, которые
родители называют “непослушным
поведением” и за которые ребенок
получает выговор. Совесть включает в
себя способность к критической самооценке,
наличие моральных запретов и возникновение
чувства вины. Поощрительный аспект
суперэго — это эго-идеал. Он формируется
из того, что значимые люди одобряют или
высоко ценят. И, если цель достигнута,
вызывает чувство самоуважения и гордости.
Суперэго
считается полностью сформированным,
когда родительский контроль сменяется
самоконтролем. Суперэго, пытаясь
полностью затормозить любые общественно
осуждаемые импульсы со стороны ид,
пытается направлять человека к абсолютному
совершенству в мыслях, словах и поступках.
То есть, оно пытается убедить эго в
преимуществе идеалистических целей
над реалистичными.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Наиболее демонстративно эти изменения прослеживаются в так называемом экологическом подходе к пониманию человеческого развития. У. Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл, Р. МакКолл обращают внимание на необходимость тщательного исследования особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях их жизни, начиная с ближайшего семейного окружения и включая социальный, исторический контекст. Как экологически значимые переменные в анализ вовлекаются все виды жизненного пространства ребенка (дом, семья, класс, транспорт, магазины, парки и т.д.); социальные роли и функции (дочь, сестра, ученица); характеристики поведенческой активности (длительность, напряженность и др.). Широкую известность приобрела модель экологических систем У. Бронфенбреннера. Развитие ребенка рассматривается им как динамический процесс, когда, с одной стороны, многоуровневая жизненная среда воздействует на растущего индивидуума и, с другой стороны, сам он активно переструктурирует ее. Бронфенбреннер выделяет четыре уровня жизненной среды ребенка. Микроуровень жизненной среды включает взаимодействие индивида с его ближайшим окружением (семьей, детским садом), характерные занятия и социальные роли. Мезоуровень, или мезосистема, образуется, когда формальные или неформальные связи возникают между двумя или более микросистемами (например, между семьей и школой, семьей и группой сверстников). Экзоуровень охватывает широкую социальную среду, непосредственно не связанную с опытом индивида, но косвенно влияющую на него (характер занятости родителей, экономическая ситуация в стране, роль средств массовой информации). И, наконец, макроуровень, или макросистема, образует культурный и исторический контекст ценностей, традиций, законов (правительственных программ), который, по мнению Бронфенбреннера, оказывает весьма существенное воздействие на все нижележащие уровни. Привлекающая все большее внимание исследователей идея развития человека на протяжении жизни (жизненный путь) не может быть изучена в контролируемых условиях лаборатории. Требуется учитывать не только предсказуемые возрастные изменения, но и уникальные для каждой возрастной когорты, для каждого поколения широкие культурные и исторические факторы. Так, П. Балтес выделяет три типа факторов: нормативные возрастные, нормативные исторические и ненормативные факторы. Нормативные возрастные факторы — это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание, менопауза и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию и др.). Нормативные исторические факторы — это такие исторические события глобального масштаба, которые воздействуют так или иначе на всю возрастную когорту (война, смена политических и экономических режимов, эпидемии). Ненормативные факторы представлены теми личными событиями, которые не связаны с определенным временем жизни, но способны иногда резко изменить ее (болезнь, травма, встреча с особенным человеком, развод и т.п.). Ситуация на самом деле еще более сложная, поскольку влияние выделенных факторов опосредуется целым рядом других, таких, как пол, возраст, раса, социальная принадлежность. Речь идет о сложном смешанном влиянии этих факторов на жизненный путь человека, в изучении которого сделаны только первые шаги. Итак, мы проследили эволюцию поведенческого подхода в психологии развития на примере теорий классического бихевиоризма Д. Уотсона, теории оперантного научения Б. Скиннера, социально-когнитивной теории А. Бандуры и модели экологических систем У. Бронфенбреннера, сосредоточив основное внимание на проблеме факторов, определяющих психическое развитие человека.
Источник
В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.
Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.
Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.
В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Елена Владимировна Болотина
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.
Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.
Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.
Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом, общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.
Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).
Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения.Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.
Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодо-творными,если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи,спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф. М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.
Источник