Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно двигательного аппарата

Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно двигательного аппарата thumbnail

Особенности психического развития детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата.

Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

наблюдается у 5-7 % детей.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как

врожденный, так и приобретенный характер.

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и

повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим является двигательный дефект(задержка формирования, нарушение или утрата двигательных функций).

Проработав 4 года в группе, которую посещали детки с подобными нарушениями, я не могла не отметить особенности их психического развития.

К счастью, у нас не было ребят с тяжёлой и средней степенью нарушений .

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная

деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, их движения недостаточно ловкие, замедленные.

Снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).

У детей наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов, отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушение плавного прослеживания, снижением остроты зрения.

Довольно часто имеет место нарушение слуха, что, в свою очередь, ведёт к нарушению звукопроизношения.

Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия («спереди», «сзади», «между», «вверху», «внизу») усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную

удаленность: понятия «далеко», «близко», «дальше, чем» заменяются у них

определениями «там» и «тут». Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения («под», «над», «около»).

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в

пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности.

У всех детей в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и

личности. У одних детей расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости.

Характерной для этих детей является склонность к конфликтам с окружающими. Они требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий. В противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами, отказом от еды, от устного общения с определенными лицами. Во многом в таком поведении виноваты родители, чрезмерно опекающие больного ребёнка и воспитывающие у него завышенную самооценку, как это было с мальчиком в нашей группе. Причём, мама признавала неправильность своего подхода к воспитанию, но не желала ничего менять.

Хочется отметить, что именно от педагога зависит, сможет ли такой ребёнок усвоить программный материал. Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. Главное при этом не стараться сделать всё за ребёнка ( ошибка, которую часто допускают мамы), а именно помочь ему преодолеть трудности. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто

догоняют сверстников в умственном развитии.

Источник

Общие характеристики. История вопроса

Общие сведения

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы:

  • 1) дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:
    • • головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли и травмы);
    • • проводящих путей (параличи рук, кривошея и т.п.);
    • • спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы);
  • 2) дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм;
  • 3) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т.д.);
  • 4) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшенна, амиотрофия Вердинга — Гоффмана и др.).

Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.

У большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата причиной патологии является детский церебральный паралич (ДЦП). Эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психо- лого-педагогическом аспектах и составляет подавляющее число учащихся специальных (коррекционных) школ VI вида. Поэтому в данной главе в основном пойдет речь о детях с церебральными параличами.

История изучения детского церебрального паралича

Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано английским врачом-хирургом В. Дж. Литтлем, который сам страдал левосторонней косолапостью. В 1853 г. опубликовал работу, которая называлась “О природе и лечении деформаций человеческого каркаса”. В 1861 г. в лекции

о спастической ригидности он подчеркнул, что серьезные и специфические недуги могут быть врожденными.

Медицинская и социально-педагогическая реабилитация детей с церебральным параличом на различных этапах развития общества решалась

по-разному. В конце XVIII — начале XIX в. в Европе начинают появляться не только дома призрения, но и лечебные учреждения для детей с двигательным и нарушениями.

В России учреждение для детей с такой патологией впервые появилось в Санкт-Петербурге. В 1890 г. общество “Синий крест” открыло “приют для детей-калек и паралитиков” на 20 человек. В этом приюте дети находились под наблюдением врачей, обучались ремеслу с целью приобщения их к общественно полезному труду. В 1932 г. на базе приюта был создан “Институт восстановления трудоспособности физически дефективных детей и подростков им. Г. И. Турнера”, в котором дети не только лечились, но и получали среднее образование [1].

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие сидеть

До 1950-х гг. в нашей стране дети-инвалиды с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата получали в основном медицинскую помощь и находились на учете в системе здравоохранения. В конце 1950-х гг. появились первые школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в Москве и Ленинграде.

Сегодня в России насчитывается более 40 школ для детей с ДЦП, имеются специализированные детские сады и группы “Особый ребенок”. В середине 1960-х гг. в институте им. Г. И. Турнера был создан первый в СССР психологический кабинет, сотрудники которого оказывали психологическую помощь детям с ДЦП и занимались научными исследованиями. В тот же период в институте Дефектологии АПН СССР (сейчас Институт коррекционной педагогики) был создан отдел обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Источник

Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.

Основными задачами в данной отрасли служат:

– изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;

– определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;

– разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.

Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру,куда относятся:

– дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;

– дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);

– дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;

– дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.

Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период,такие как:

– инфекционные заболевания, перенесенные матерью;

нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;

– токсикозы в процессе беременности;

– травмы, ушибы, нанесенные плоду;

– резус конфликт матери и плода;

– воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);

– употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;

– неблагоприятная экология и др.

Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.

Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций,таких как: речь, произвольные движения и др.

Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.

Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развитиядвигательных навыков:

1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.

2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.

3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.

Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект,при котором выделяются следующие общие признаки:

– наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);

– ретардация становления основных моторных функций.

Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.

Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы,как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство – артрогрипоз.

Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями,как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.

Читайте также:  Расстройство психического развития у ребенка до 3 лет

Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.

В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.

Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.

У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово – образ – смысл).

Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.

Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.

В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).

Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.

В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.

Источник

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Предметом изучения данной отрасли специальной психологии являются особенности формирования и развития психики людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи этого направления специальной психологии:

1)изучить общие закономерности психического развития де­тей с нормальным и нарушенным двигательным развитием;

2)изучить специфические особенности развития психики де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3) раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие пре­одолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие;

4) выявить наиболее эффективные методы коррекционного воз­действия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата, дав им психологическое обоснование,

Проблемы в обучении и воспитании детей могут вы­зывать различные нарушения опорно-двигательного ап­парата. Нарушения функций опорно-двигательного ап­парата могут быть врожденными и приобретенными.

Вы­деляют следующие вида патологии опорно-двигательно­го аппарата:

— заболевания нервной системы (детский церебраль­ный паралич, полиомиелит);

— врожденная патология опорно-двигательного аппа­рата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позво­ночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечнос­тей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство);

—приобретенные заболевания и повреждения опор­но-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиар­трит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (рахит, хондродистрофия).

Ведущим нарушением у детей с патологией опорно-двигательного аппарата является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с це­ребральным параличом (89%). У этих детей двигатель­ные расстройства сочетается с психическими и речевы­ми нарушениями, поэтому большинство из них нужда­ется не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Другие категории детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специально­го обучения и воспитания.

И все же наличие какого-нибудь недостатка, даже самого незначительного, может негативно отразиться на психическом развитии детей, вызывая определенные ограничения и специфические особенности познавательной деятельности и деформацию становления личности.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата первичным дефектом есть множественные моторные нарушения, в том числе конечностей, мышц артикуляционного аппарата, глаз (зрительное прослеживание, рассматривание), нарушено держание и вращение головы, затруднено сидение, стояние, хватание, ощупывание и т.п.

Специфические трудности произношения ограничивают общение. Многим детям недоступно выполнение целенаправленных движений, которые являются основой практических действий, и формирование манипуляционной предметно-практической деятельности.

Читайте также:  Отклонения в психофизическом развитии ребенка

Нарушение вторичного ряда у таких детей — пассивность, безынициативность, утомляемость, замелленное формирования речи и других психических процессов, которые, впоследствие, становятся предпосылками задержки психического развития в целом. Еще более сложной будет эта картина нарушений, когда у ребенка, кроме двигательных, есть и интеллектуальное нарушение.

Воспитателям дошкольных учебных заведений, практическим психологам, педагогам начальных классов, в которых нет дефектологического образования, необходимо представлять, как под влиянием конкретного недостатка искажается психическое развитие ребенка, отклоняется от нормального хода, присущего здоровым детям того же возраста.

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специ­альном, коррекционно-развивающем обучении и воспи­тании, кроме того им бывает необходима и лечебно-оздо­ровительная помощь. Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагности­ка их состояния. Важно не просто установить наличие того или того дефекта, но и определить его характер, структу­ру, те качественные и количественные показатели, кото­рые могут служить основанием для последующей коррекционной работы.

Двигательная система

Двигательные функции человека регулируются многими уров­нями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом.

Все движения разделены на произвольные (целенаправленные) и непроизвольные (автоматизированные). Произвольные движе­ния интегрируются пирамидной системой, непроизвольные — экстрапирамидной системой и мозжечком. С помощью пирамид­ной системы вырабатываются индивидуальные социально-быто­вые и профессиональные двигательные навыки. Пирамидная сис­тема играет особую роль в обеспечении наиболее «человеческих» двигательных функций, таких, как прямохождение, тонкие дви­жения пальцев рук, речевой акт. Экстрапирамидная система регу­лирует непроизвольные движения, а мозжечок — равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.

В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного ана­лизаторов, что необходимо для создания пространственной мат­рицы движения.

Согласованная деятельность всех этих систем делает каждое дви­жение человека соразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную активность.

СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП).

СТРУКТУРА НАРУШЕНИЯ.

ФОРМЫ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированных двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично;

2)дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа); большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3)дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

В настоящей главе рассматриваются в основном клинико-физиологические и психологические особенности развития детей с детскими церебральными параличами, поскольку именно эта категория составляет основную массу детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата.

Сущность нарушения при детском церебральном параличе

ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при ; поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функ­ционированием мышц.

При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигатель­ными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных инепроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушениемвысших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер.

В становлении функций нервной системы при нормальном раз­витии мозга наблюдается преемственность и стадийность. У здорового ребенка последовательность созревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность в развитии движений, когда на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные. Например, для развития функции сидения ребенок должен научиться удерживать голову, уметь выпрямлять спину, сохранять равновесие и удержи­вать позу.

Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП

У ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания дви­гательных функций нарушены. Специфика двигательного разви­тия ребенка с ДЦП состоит прежде всего в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не ха­рактерных для данного возраста ребенка.

При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не рез­ко в первые месяцы жизни. В норме к 3 мес. жизни они практиче­ски уже не проявляются. Их своевременное угасание создает бла­гоприятную основу для развития произвольных движений.

Например, цеплятельный (хватательный) рефлекс вызывает­ся прикосновением к ладони, что приводит к реакции схватыва­ния. Рефлекс отталкивания (ползания) вызывается прикоснове­нием к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движе­ния, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хва­тательные движения и перцептивное поведение развиваются не на основе рефлекса. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Подлинное ползание начинает­ся не с отталкивания ногами, а с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает» руками и продвига­ется вперед. Произвольное хватание и ползание начинают форми­роваться не в период новорожденности, а значительно позже — при взаимодействии ребенка со взрослым. Сохранение этих реф­лексов существенно тормозит формирование произвольной мото­рики. Проявление этих и подобных этим рефлексов во втором по­лугодии первого года жизни является симптомом риска пораже­ния двигательных зон коры головного мозга.

У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угаса­ют, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигатель­ных актов.

Отсюда вторая специфическая особенность — задержка форми­рования основных моторных функций.

Источник