Психическое развитие ребенка с нарушением слуха и зрения

Психическое развитие ребенка с нарушением слуха и зрения thumbnail

Дети с нарушениями слуха

Это особая категория детей с нарушениями развития. Вследствие врожденных или приобретенных дефектов слу­хового анализатора у них изменяется весь ход психическо­го развития. Особенно страдает речевая сфера, так как слух играет решающую роль в развитии и функционировании речи.

Особенности детей данной категории характеризуются исключительным своеобразием не только по степени пер­вичного нарушения, но и по уровню речевого развития. Всвою очередь разный уровень речевого развития опреде­ляет своеобразие мышления, памяти, внимания, обуслов­ливая, таким образом, наличие возможных отклонений последующего порядка. Если ребенок не сразу попадает в специальные условия воспитания, сглаживающие тяжесть этих последствий, то могут наблюдаться глубокие наруше­ния развития.

На основе оценки слуха и данных речевого развития в педагогической типологии выделены четыре группы детей с нарушением слуха:

-неслышащие без речи (ранооглохшие);

-неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие);

– слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками;

– слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

При выделении в категории неслышащих группы детей с сохранной речью следует опираться на уровень развития речи этих детей. Степень сохранности слуха у позднооглох-ших может соответствовать категории слабослышащих, и тогда их совершенно правомерно относят к слабослыша­щим.

К категории слабослышащих относятся дети, у кото­рых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятии ше­потной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно пополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной сте­пени при помощи слуха, без специально организованной работы.

Педагогический процесс ориентируется на развитие всех сторон личности ребенка с нарушением слуха. Благо­даря специальному обучению формируется речь и отвлеченное мышление, словесная память, создаются условия для компенсации нарушения как за счет развития и ис­пользования функций слухового анализатора, так и за счет сохранных анализаторов.

В системе непрерывного образования лиц с нарушения­ми слуха важную часть составляют специальные группы в дошколь­ных организациях. В России существует дифференцирован­ная система дошкольных учреждений для детей с наруше­ниями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреж­дения для глухих и слабослышащих детей. Глухие и слабослы­шащие дошкольники могут обучаться и воспитываться в различных видах групп.

Детский сад с группами компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Сюда принимают детей с 1,5-2 лет. Процесс воспитания и обучения, в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2-3 лет), рассчи­тан на пять лет или на четыре года. При определении со­держания воспитательно-образовательного процесса пе­дагогический коллектив может руководствоваться имею­щимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольного возраста, а также выбирать вариативные общеразвивающие и коррекционные про­граммы в соответствии с индивидуальными особенностя­ми воспитанников (возраст, состояние слуха, речи, интел­лекта и т.п.).

Детские сады комбинированного вида. В состав таких детских садов наряду с общеразвивающими группами вхо­дят и компенсирующие – для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Сов­местное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабо­слышащих или позднооглохших дошкольников со слыша­щими. Для детей с нарушениями слуха могут быть органи­зованы индивидуальные коррекционно-развивающие за­нятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопе­дом), педагогом-психологом.

Дошкольные группы, отделения в специальных (кор­рекционных) школах, школах-интернатах для неслы­шащих, слабослышащих и позднооглохших. Они рассчи­таны на обеспечение развития и подготовку таких детей к школе. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с 2-3 лет в зависимости от имеющихся условий. В те­чение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку до­школьников к обучению в первом классе школы для глу­хих и для слабослышащих детей.

Образовательные учреждения для детей дошкольно­го и младшего школьного возраста «начальная школадетский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Здесь реализуются две обра­зовательные программы: дошкольного образования и на­чального школьного образования глухих или слабослыша­щих и позднооглохших детей. Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе яв­ляются педагогические технологии непрерывного коррек­ционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизиче­ского развития.

Читайте также:  Синквейн на тему мое педагогическое кредо о развитии ребенка

   В специальных дошкольных учреждениях решаются следующие задачи: диагностические, воспитательно-обра­зовательные и коррекционно-развивающие.

Решение воспитательно-образовательных задач на­правлено на воспитание у ребенка-дошкольника положи­тельных личностных качеств, на обогащение (амплифика­цию) детского развития в условиях использования различ­ных видов детской деятельности (лепки, аппликации, ри­сования, конструирования, ручного труда, труда в повсе- дневной жизни, а также игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), на развитие элементарной учебной де­ятельности, познавательной активности.

В ходе решения воспитательно-образовательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюде­нием преемственности, прежде всего, в принципах обуче­ния языку, слухоречевой реабилитации и т.д.

Успехи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха определяются степенью взаимопонимания и профес­сионального сотрудничества всех специалистов, результа­тивностью, продуманностью коррекционно-развивающего педагогического воздействия, улучшением микроклимата в семьях воспитанников.

Дети с нарушениями зрения

Эта категория детей также отличается большим своеоб­разием клинических и психолого-педагогических прояв­лений в зависимости от выраженности и времени возник­новения нарушения зрительного анализатора. Принято выделять незрячих детей (тех, у кого отмечается медицин­ская или практическая слепота) и слабовидящих (тех, кто имеет частичную потерю зрения).

При медицинской слепоте полностью отсутствует воз­можность воспринимать окружающий мир с помощью зре­ния, при практической слепоте сохраняется либо светоощущение, либо возможность частично воспринимать свет, цвет, контуры предметов.

Кслабовидящим относятся дети, имеющие остроту центрального зрения на лучшем видящем глазу с коррек­цией (очки, линзы) от 0,05 до 0,3.

Утрата зрения обусловливает особенности развития та­ких детей. Значительные изменения происходят в физиче­ском развитии – точности движений, их интенсивности, ста­новится специфической ходьба и другие двигательные акты. Дети испытывают трудности в восприятии предметов и явле­ний визуального характера – цвета, света и т.п., которые не воспринимаются незрячими непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных при­знаков: положения, направления, расстояния, величины, формы и т.д. Все это обедняет чувственный опыт незрячих детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается. У них страдает формирование понятий, знания их нередко формальны. Для таких детей характерен так называемый вербализм – отсут­ствие представления, образа за произносимым или воспри­нимаемым словом, поэтому значения слов обеднены.

Поскольку зрительный анализатор также участвует в формировании фонетической стороны речи, у незрячих де­тей часто наблюдается неправильное произношение звуков.

Страдают и более элементарные функции – например, почти до школьного возраста остаются малодифференци­рованными столь важные для детей с нарушениями зрения осязательные ощущения. Многие отклонения в развитии психических функций у детей с нарушениями зрения пре­одолеваются только в ходе специального обучения и воспи­тания.

При слабовидении зрительное восприятие серьезно на­рушено, но все же сохранено, следовательно, имеется воз­можность получения информации об окружающем через зрительный анализатор. Поэтому при слабовидении имеет­ся гораздо больше потенциальных возможностей развития, чем при слепоте. Однако значительное снижение зрения отрицательно сказывается прежде всего на процессе вос­приятия, которое отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Формирующиеся у слабовидящих детей зрительные представления менее четки и ярки, чем у видящих нормально, а иногда искажены.

У таких детей нередко наблюдаются трудности в простран­ственной ориентировке. При зрительной работе они сильно утомляются, что приводит к дальнейшему ухудшению зре­ния при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление, в свою очередь, вызывает сниже­ние умственной и физической работоспособности.

Процесс формирования сенсорного опыта у незрячих де­тей, их познавательная деятельность, становление личности в целом имеют свои особенности. Поэтому требуется приме­нение специальных психолого-педагогических средств кор­рекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправле­нию недостатков физического развития. Правильно органи­зованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, предусматривающие развитие незрячих де­тей, являются важным средством компенсации недостатков их развития.

Рассмотрим организацию специального обучения и вос­питания детей данной категории.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зре­ния являются государственными учреждениями обще­ственного воспитания детей слепых, слабовидящих, вклю­чая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7лет. Цель этих учреждений – воспитание, лечение, воз­можное восстановление, развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в соответствии с уровнем развития зре­ния, а также с психическим и физическим развитием ре­бенка. Педагогическая работа основывается на программах обучения и воспитания детей в массовых детских садах. Кроме образовательной составляющей, деятельность в до­школьных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию слуха, осязания, ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания основывается на программах обучения и воспитания детей в общеобразовательных детских садах. Кроме образовательной составляющей, деятельность в до­школьных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию слуха, осязания, ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Детей обучают навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У них развивают все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, различать форму и цвет предметов, рассматривать картин­ки, ориентироваться в пространстве. Детей готовят к сис­тематическим занятиям в школе.

Читайте также:  Факторы влияние на психическое развитие ребенка

Источник

Особенности развития познавательной сферыдетей с нарушениями зрения и слуха.Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.

Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей.

Кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания окружающего. И.А. Соколянский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.

Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. У слепоглухих людей отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы.

Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка.

Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом.

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей.Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин (Соколянский И.А., Басилова Т.А., Благосклонова Н.К.). Первое – это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития – слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму.

Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными.

К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свои нарушения.

Читайте также:  Развитие ребенка в матери по неделям картинки

Таким образом, учитывая причины сложных нарушений и типы воспитания слепоглухих детей, следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы как слабость социальных связей, эгоцентризм, несамостоятельность, низкая самооценка, слабое развитие самовоспитания, неосознанность своего нарушения. [16]

Особенности деятельности слепоглухих детей. При сохранных познавательных возможностях и правильном поведении родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком, дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля). [20]

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.

Однако слепоглухой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Но, научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» – его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками – куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развивается у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте.

Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка. [16]

Источник