Психическое развитие ребенка раннего возраста лекция
Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста
К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.
Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.
Психическое развитие ребенка раннего возрастав этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.
Соотносящихся действий – состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.
Орудийные действия – которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.
Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.
В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.
Источник
Тема: Ранний возраст (1-3 года).
Цель: рассмотреть общую характеристику раннего возраста; раскрыть особенности развития психических функций и эмоционального развития ребенка; познакомиться с особенностями общения ребенка со взрослыми на данном возрастном этапе.
Задачи:
– образовательная – рассмотреть особенности, характеризующие ранний возраст; изучить критерии развития психических функций, таких как речь, мышление, восприятие, память; раскрыть особенности эмоционального развития и общения со взрослыми, характерными для раннего возраста ребенка.
– развивающая – развивать абстрактное мышление, способность анализировать, опираясь на предыдущий опыт, выделять главное и уметь ориентироваться в материале; развивать устойчивость и концентрацию внимания, произвольную память; формировать умение логически рассуждать, четко, кратко излагать свои мысли.
– воспитывающая – формировать научное мировоззрение, разносторонность взглядов и позиций; воспитывать психологическую грамотность в построении отношений с детьми.
– психологическая – помогать студентам осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; содействовать развитию коммуникативных компетенций; обеспечивать развитие умения переставить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов.
Оборудование: конспект лекции; пояснительные примеры.
Литература:
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 70-78с.
Дубровина И.В. , Данилова Е.Е. , Прихожан А.М./Под ред. Дубровиной И.В. 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. 321-325 с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Изучение нового материала.
План
Общая характеристика раннего возраста.
Развитие психических функций:
речь
восприятие
память
мышление;
Эмоциональное развитие ребенка.
Общение со взрослыми.
Общая характеристика раннего возраста.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с нею еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация “Мы”, как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания ( примерно с 2х лет жзни).
Развитие психических функций: речь, восприятие, память, мышление.
Главное место занимает развитие речи. «Собственная» (автономная) речь трансформируется во взрослую при благоприятных условиях. Родитель должен поддерживать взрослую речь. Фонетика воспринимается и усваивается. Слова становятся правильными и полными по звучанию. Ребенок познает мир через предметы, понимает смысл слов, произносимых взрослым. Ребенок воспринимает рассказы, связанные с конкретной ситуацией (сказки на ночь, поучительные рассказы). Повышается запас слов, например к 1,5 годам их может быть 2-3, а к трем годам уже достигает 1500, из которых смысл слов ребенок не всегда понимает, но произносить может. Ребенок уже способен к 3м годам произносить правильно предложения( “Ты – большая, а я маленький. Когда я буду длинный -до ковра… до лампы… тогда я буду большой» ). Общение возможно уже не только с родителями, но и с посторонними людьми и сверстниками (в смысл их слов ребенок не вслушивается и диалог чаще всего не налаживается).
Восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это можно объяснить с помощью эксперимента Курта Левина. В одном из них взрослого просили остаться в кабинете и дали инструкцию не открывать письма, взрослый трудно справлялся с этой задачей, его манило письмо и желание его посмотреть, прочесть. Во втором эксперименте, детям давали инструкцию сесть на камень, лежащий на лужайке, детям сложно было с этим справиться, т.к. они способны сохранять образ, но при действии, валун становится упущенным из виду.
Восприятие наглядной ситуации, в которой важен аффективный компонент ( ярко окрашенные эмоциями события). Ребенок уже может предвосхищать события (предугадывать). Например, ребенок уже различает взрослых, если мама отсутствовала долго, то при появлении её, ребенок улыбается, тянется к ней. Так же, например, ситуация купания ребенка, если она сопровождается красивыми игрушками, смехом, то уже увидев знакомый предмет, ребенок радуется и желает купаться. Память включена в процесс восприятия. Ребенок помнит происходящее с ним, но это не опора на прошлый опыт, т.к. раннее детство забывается. Мышление наглядно-действенное. То есть ребенок начинает решать задачи в процессе действий (лепить в песочнице замки, открывать шкаф), интересным является то, когда ребенок смотрит за действиями взрослых и применяет этот способ в процессе собственного решения задачи( опыт Гальперина с лопатками)
“Мыслить для ребенка раннего возраста – значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия” (Л.С. Выготский).
Эмоциональное развитие ребенка.
Ребенок эмоционально реагирует на все события в его жизни (поход к врачу, разговор с соседкой). Желания многообразны и неконтролируемы. Отсутствует соподчинение мотивов (новая игрушка). Мотив сотрудничества (обязательное участие взрослого в делах ребенка). В 2 года ребенок волнуется при виде сверстника, уже к 3м годам, способен к кратковременной игре. Ребенка легко отвлечь от дела. У него слабая концентрация на деле.
Зарождение самосознания. Ребенок говорит сначала о себе в третьем лице, а к 3м годам появляется осознание себя «Я» (опыт с отражением в зеркале и точкой на носу, реакция 2х и 3х летних детей)
Общение со взрослыми.
Благодаря общению со взрослым идет овладение ребенком предметного мира, формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и миру в целом. Развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность(во время игры, ребенок может наделять предметы определенными качествами).
Подведение итогов:
– Перечислите главные характеристики раннего возраста?
– В чем особенность проявления речи и восприятия ребенка?
– Какое значение имеет общение со взрослыми в раннем возрасте? В чем его особенности?
5
Источник
Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.
В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.
Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.
К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.
Формирование психических процессов
1. Восприятие
К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.
Характеристика:
- основным проводником с реальностью является предмет;
- при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
- действие эмоционально и подвластно настроению;
Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.
2. Внимание
Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.
Специфика:
- форма непроизвольная;
- слабо сконцентрировано;
- не длительное и не стойкое;
- еще сложно его переключать и распределять;
- объем удерживающих предметов небольшой;
- действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
- речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
- чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.
3. Воображение
- фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
- ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.
4. Память
- запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
- неразрывно связано с восприятием:
- преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
- теперь материал может дольше и больше хранится;
- зарождаются задатки воспроизведения информации;
- ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.
Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.
5. Мышление
- мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
- образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
- учится сравнивать и обобщать;
- преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.
6. Речь
- малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
- до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
- к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
- ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
- старается повторить за взрослым услышанное слово.
Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.
Источник
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.
Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.
Источник