Психическое развитие ребенка при пороке сердца

Психическое развитие ребенка при пороке сердца thumbnail

Нервно-психическое развитие детей с врожденными пороками сердца.

Сознание болезни вызывает то или иное отношение больного к себе. Изменение психики больного обусловлено объективными изменениями организма, вызванными болезнью в биологической структуре, или субъективным к себе отношением.

В этом последнем случае большое значение имеет соотношение логической оценки и эмоциональных реакций. Логическое суждение о своей болезни так связано с эмоциями, что последние нередко оказывают влияние и на характер логического вывода.

Чаще всего эмоции приобретают такую силу, что затрудняют логический анализ своего состояния. Это положение подтверждается при исследовании психологического состояния и оценок своего положения больными врачами.

Известно, что даже выдающиеся врачи в случае тяжелых заболеваний не могли объективно оценивать своего состояния, уклонялись от постановки диагноза тяжелого заболевания или, наоборот, ставили себе диагноз тяжелой болезни, когда ее не было в действительности(3стр54)

Сознание болезни, таким образом, имеет объективные и субъективные причины, границы между которыми условны. Особое место в сознании болезни и переживаниях больных следует отвести прогнозу. Больной понимает возможные результаты болезни, хотя и не всегда его представления соответствуют характеру болезни.

С помощью врача он стремится выяснить свое положение и возможные последствия. Прежде всего его беспокоит, наступит ли полное выздоровление; будут ли остаточные явления или осложнения; возможность наступления смерти.

Только в некоторых случаях, характеризуемых как деградация личности в результате тяжелой болезни, больной не способен задаваться подобными вопросами. От того, к какому выводу приходит больной, будут зависеть состояние его психики и степень сопротивления патологическому процессу. При этом диагноз болезни интересует больного лишь постольку, поскольку он дает некоторую информацию об исходе. В литературе имеются разноречивые мнения о характере психических нарушений у больных врожденными пороками сердца, в том числе и у детей. Некоторые авторы считают, что среди умственно отсталых врожденные пороки сердца встречаются в 7 раз чаще, чем среди здорового населения. Вместе с тем высказывается мнение, широко распространено среди практических врачей – хирургов и педиатров – о том, что большинство детей с врожденными пороками сердца, в том числе цианотического типа, отличаются нормальным, а нередко даже повышенным по сравнению со сверстниками интеллектуальным уровнем.

Задачей настоящего сообщения является систематическое описание отклонений в психическом развитии и нервно-психических нарушений у детей и подростков с врожденными пороками сердца в разные возрастные периоды. Для решения этих задач изучено в динамике 158 детей и подростков с врожденными пороками сердца цианотического (триада и тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов, общий аортальный ствол, болезнь Эбштейна) и «бледного» типа (дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, трехкамерное сердце, коарктация аорты и др.).

Характерным для детей с врожденными пороками сердца в возрасте 1 года является наличие различных невропатических симптомов: ранний отказ от груди, плохой аппетит, срыгивания, рвота, повышенная чувствительность к температурным колебаниям, нарушение ритма сна и бодрствования или бессонница, обычно сопровождающаяся общим беспокойством и криком. В возрасте старше 3 лет нередко отмечаются отдельные проявления диэнцефальной недостаточности: повышенная жажда, эпизодические беспричинные подъемы температуры. Интенсивность проявлений невропатии зависит от выраженности сердечно-сосудистой недостаточности, у больных врожденными пороками сердца «бледного» типа они почти не отмечаются. В возрасте 3-4 лет у больных с пороками цианотического типа при наличии тяжелых гемодинамических нарушений наряду с симптомами невропатии начинают выявляться признак и задержки и умственного развития. Дети позднее начинают говорить, речь долго остается косно – язычной, запаздывает формирование навыков самообслуживания. Если здоровый ребенок предодошкольного возраста весь как бы находится во власти внешних впечатлений, его очень легко привлечь к чему-либо, но также легко и отвлечь, то дети с врожденными пороками сердца особенно цианистического типа, вяло реагируют на окружающее, у них отсутствует живость и любознательность, присущая данному возрасту, не обнаруживают выраженной привязанности к матери.

В дошкольном возрасте признаки невропатии отходят на второй план, уступая место неврозподобным нарушениям, которые в наибольшей степени выражены у больных с цианостическими пороками и проявляется повышенной раздражительностью, капризностью, плаксивостью, беспокойным сном с частыми пробуждениями и ночными кошмарами, неусидчивостью, отвлекаемостью. Реже наблюдается неврозоподобные страхи и ночной энурез. Изменения в интенсивности и характере неврозоподобных нарушений в основном зависит от соматического состояния больных. При ухудшении общего состояния и нарастании гипоксии в начале неврозоподобные нарушения усиливаются, а, затем, по мере развития сердечно – сосудистой недостаточности, ослабевают и постепенно исчезают. В психическом статусе начинают преобладать выраженная астения, вялость и апатия.

Клиническое психологическое исследование часто выявляют уже в дошкольном возрасте признаки интеллектуальной недостаточности которые проявляются в основном слабостью памяти, ограниченностью запаса знаний, бедность фантазии, замедленным темпом психических процессов. У наблюдавшихся больных интеллектуальная недостаточность чаще встречалась при пороках сердца «бледного» типа. Изредка она достигала степени дебильности. В конце дошкольного возраста и в школьном возрасте у больных наряду с признаками отставания в физическом развитии, становятся отчетливыми проявления инфантилизма в психической сфере. Особенно личности детей при психофизическом инфантилизме характеризуются такими чертами, как преобладание интересов, свойственных более младшему возрасту, неспособность к занятиям, требующим длительной концентрации внимания (вследствие чего затруднено обучение в школе), отсутствие самостоятельности в поведении. При психологическом обследовании обнаруживаются формальные нарушения интеллектуальных функций. Запас знаний и представлений у детей мал, не сформированы отдельные понятия, не выражены интеллектуальные интересы, недостаточно развиты логические формы мышления. Но в целом структура интеллектуальной недостаточности отличается от структуры дефекта при олигофрении.

Чаще всего у больных врожденными пороками сердца «синего» типа в отличие от больных без цианоза наблюдались явления парциального психического инфантилизма. В психическом статусе этих детей на первый план выступали черты незрелости в эмоционально-волевой сфере при отсутствии отставания в интеллектуальном развитии. Дети отличались наивностью, непосредственностью, свойственными более младшему возрасту, преобладанием игровых интересов, отсутствием инициативы, самостоятельности, невысоким уровнем притязаний. Представляется возможным внутри этой группы выделить вариант парциального психического инфантилизма в сочетании с невропатическими чертами. При этом наряду с проявлениями психического инфантилизма, дети обнаруживали повышенную чувствительность, впечатлительность и плаксивость. У них отмечен страх перед медицинскими манипуляциями, перед операцией при отсутствии чувства и сознания болезни. Часто выражена склонность к невротическим реакциям (страх темноты, одиночества, беспокойный сон, кусание ногтей, раздражительность) в ответ на помещение в стационар, разлуку с матерью. Указанные явления, как правило, были характерны при меньшей тяжести общего состояния. При более тяжелом соматическом состоянии черты парциального инфантилизма проявлялись на фоне выраженного астенического состояния, проявлявшего главным образом в непереносимости даже минимальны физических нагрузок.

Начиная с младшего школьного возраста, постепенно обнаруживаются явления личностной незрелости. К 7 годам у детей отсутствует стремление учиться, стать школьниками. Уже будучи школьниками дети обычно не понимают назначение учебы, не переживают из-за плохих оценок, не стремятся учиться лучше. Привязанность к родителям часто носит потребительский характер. Недостаточно развитое чувство долга, ответственности проявляется и в том, что, находясь в стационаре, дети легко примиряются с мыслью о необходимости пропустить учебный год. Как правило, отмечаются беспомощность в практических вопросах, отсутствие целеустремленности и самостоятельности, присущих данному возрасту, наивность, стремление к общению с детьми более младшего возраста, нередко преобладают игровые интересы. Безынициативность, несамостоятельность, отсутствие интересов свойственных возрасту, часто ставят таких детей вне коллектива сверстников. Наиболее отчетливо элементы личностной незрелости проявляются в подростковом возрасте. Наблюдавшиеся подростки нереально оценивали свои возможности, строили заведомо несбыточные планы на будущее, что обычно коррелировало с недостаточно выраженным сознанием и чувством болезни. Интерес к противоположному полу у них не был выражен, что еще больше затрудняло их контакт со сверстниками. В рамках возрастного периода до 17 лет выявить сколько-нибудь значительной тенденции к сглаживания черт личностной незрелости у больных цианотическими пороками сердца не удалось. При белых пороках явление личностной незрелости выражено в меньшей степени и в клинической картине превалирует склонность к невротическим реакциям, связанные с большим осознанием своего болезненного состояния, а в интеллектуальном развитии эти дети, как правило, опережают больных с синими пороками обычно учатся в массовой школе. С 9-10 лет на фоне эмоциональной незрелости, и инфантильности у отдельных детей и подростков с врожденными пороками сердца синего типа наблюдаются признаки своеобразного формирования характера в виде особой недетской рассудительности и серьезности, сочетающихся с проявлениями психического инфантилизма. Основное значение в формировании такого диспропорционального склада личности имеют неправильные условия воспитания таких детей, связанные с наличием порока сердца. В результате тормозится нормальное волевое и эмоциональное развитие, прививается несамостоятельность и неуверенность в себе.

Динамика изменений нервно-психического состояния больных после оперативного вмешательства позволяет выделить 3 основных периода. Первый – астено – адинамический с явлениями легкого оглушения, продолжающийся 2-3 дня после операции. Второй период характеризуются повышением активности и возникновением или усилением неврозоподобных явлений, длящихся до 10-12 дней. Третий период – постепенного обратного развития неврозоподобных нарушений. Астено- адинамический период с явлениями оглушения характеризуется бедностью мимики, замедленностью всех движений, молчаливостью, часто безучастностью. Выражение лица безразличное, тупое. Легко наступает дремота, нередка постоянная сонливость. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются не сразу и их смысл понимается с большим трудом.

Неврозоподобные расстройства после операций на сердце обычно проявляются астенической симптоматикой: раздражительностью, слабостью, эмоциональной лабильностью, нарушением сна, снижением аппетита, вегетативными расстройствами. У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают или усиливаются черты инфантильности, дети начинают говорить с интонациями малышей, проявляют беспомощность, требуют, чтобы их кормили , одевали и т.д.; отличаются вялостью, заторможенностью. С течением времени астенические явления постепенно сглаживаются. При присоединении осложнений (пневмонии, нагноения раны, вторичной анемии) иногда возникают расстройства сознания с отрывочными зрительными галлюцинациями, что обычно свидетельствует о выраженном токсикозе и ухудшает общий прогноз. В этих случаях необходимы строгий надзор, инъекции аминазина или пипольфена под контролем измерений артериального давления. При лечении неврозоподобных расстройств послеоперационного периода показано применение элениума, судексина и снотворных средств.

психический больной порок сердце

Заключение

Катамнестическое наблюдение больных, перенесших операцию на сердце, продолжительностью от 0,5 года до 10 лет, позволяет считать, что терапевтический эффект операции в отношения нервно-психических нарушений зависит в основном от возраста, в котором произведена операция и от степени коррекции порока. После успешной проведенной в дошкольном возрасте радикальной коррекции порока цианотического типа отмечается тенденция к постепенному сглаживанию и устранению соматической астении, неврозоподобных расстройств и явлений нерезко выраженной задержки психического развития. После операции паллиативного характера описанные нарушения становятся менее выраженными лишь в первые годы, а затем, по мере ухудшения общего состояния и нарастания цианоза, вновь усиливаются. При пороках «бледного» типа терапевтический эффект оперативного вмешательства в отношении нервно-психических нарушений полностью зависит от возраста, в котором произведена. Если она сделана в младшем возрасте, постепенно сглаживаются явления задержки развития, инфантилизма, неврозоподобные нарушения.

Знание особенностей нервно-психического развития детей и подростков с врожденными пороками сердца и его изменений после операции на сердце должно помочь врачам-педиатрам в решении вопросов социальной адаптации детей, а также в адекватном комплексном их лечении.

Использованная литература

1. Ковалев В.В. Проблемы судебной психиатрии М., 1963

2. Литтманн И.,Фоно Р. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов М., 1954.

3. Ковалев В.В. Ж. Педиатрия № 6

4. Ковалев В.В. Ж. невропатол. И психиатр., 1964, в. 7 с. 1074.

Источник

метки: Порок, Сердце, Болезнь, Врожденный, Ребенок, Состояние, Тяжелый, Возраст

ГОУ ВПО «Красноярский Государственный Медицинский Университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

ДОКЛАД

Нервно-психическое развитие детей с врожденными пороками сердца.

Выполнил: Шожал А.М.

Проверила: Максимова Л.С.

Красноярск 2010

Сознание болезни вызывает то или иное отношение больного к себе. Изменение психики больного обусловлено объективными изменениями организма, вызванными болезнью в биологической структуре, или субъективным к себе отношением.

В этом последнем случае большое значение имеет соотношение логической оценки и эмоциональных реакций. Логическое суждение о своей болезни так связано с эмоциями, что последние нередко оказывают влияние и на характер логического вывода.

Чаще всего эмоции приобретают такую силу, что затрудняют логический анализ своего состояния. Это положение подтверждается при исследовании психологического состояния и оценок своего положения больными врачами.

Известно, что даже выдающиеся врачи в случае тяжелых заболеваний не могли объективно оценивать своего состояния, уклонялись от постановки диагноза тяжелого заболевания или, наоборот, ставили себе диагноз тяжелой болезни, когда ее не было в действительности(3стр54)

Сознание болезни, таким образом, имеет объективные и субъективные причины, границы между которыми условны. Особое место в сознании болезни и переживаниях больных следует отвести прогнозу. Больной понимает возможные результаты болезни, хотя и не всегда его представления соответствуют характеру болезни.

С помощью врача он стремится выяснить свое положение и возможные последствия. Прежде всего его беспокоит, наступит ли полное выздоровление; будут ли остаточные явления или осложнения; возможность наступления смерти.

Только в некоторых случаях, характеризуемых как деградация личности в результате тяжелой болезни, больной не способен задаваться подобными вопросами. От того, к какому выводу приходит больной, будут зависеть состояние его психики и степень сопротивления патологическому процессу. При этом диагноз болезни интересует больного лишь постольку, поскольку он дает некоторую информацию об исходе. В литературе имеются разноречивые мнения о характере психических нарушений у больных врожденными пороками сердца, в том числе и у детей. Некоторые авторы считают, что среди умственно отсталых врожденные пороки сердца встречаются в 7 раз чаще, чем среди здорового населения. Вместе с тем высказывается мнение, широко распространено среди практических врачей — хирургов и педиатров — о том, что большинство детей с врожденными пороками сердца, в том числе цианотического типа, отличаются нормальным, а нередко даже повышенным по сравнению со сверстниками интеллектуальным уровнем.

27 стр., 13240 слов

Тревожное состояние больных при различных гинекологических заболеваниях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ БЛОКУ НА ТЕМУ: «ТРЕВОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ» Выполнила: студентка 4 …

Задачей настоящего сообщения является систематическое описание отклонений в психическом развитии и нервно-психических нарушений у детей и подростков с врожденными пороками сердца в разные возрастные периоды. Для решения этих задач изучено в динамике 158 детей и подростков с врожденными пороками сердца цианотического (триада и тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов, общий аортальный ствол, болезнь Эбштейна) и «бледного» типа (дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, трехкамерное сердце, коарктация аорты и др.).

Характерным для детей с врожденными пороками сердца в возрасте 1 года является наличие различных невропатических симптомов: ранний отказ от груди, плохой аппетит, срыгивания, рвота, повышенная чувствительность к температурным колебаниям, нарушение ритма сна и бодрствования или бессонница, обычно сопровождающаяся общим беспокойством и криком. В возрасте старше 3 лет нередко отмечаются отдельные проявления диэнцефальной недостаточности: повышенная жажда, эпизодические беспричинные подъемы температуры. Интенсивность проявлений невропатии зависит от выраженности сердечно-сосудистой недостаточности, у больных врожденными пороками сердца «бледного» типа они почти не отмечаются. В возрасте 3-4 лет у больных с пороками цианотического типа при наличии тяжелых гемодинамических нарушений наряду с симптомами невропатии начинают выявляться признак и задержки и умственного развития. Дети позднее начинают говорить, речь долго остается косно — язычной, запаздывает формирование навыков самообслуживания. Если здоровый ребенок предодошкольного возраста весь как бы находится во власти внешних впечатлений, его очень легко привлечь к чему-либо, но также легко и отвлечь, то дети с врожденными пороками сердца особенно цианистического типа, вяло реагируют на окружающее, у них отсутствует живость и любознательность, присущая данному возрасту, не обнаруживают выраженной привязанности к матери.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школьной жизни

Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со …

В дошкольном возрасте признаки невропатии отходят на второй план, уступая место неврозподобным нарушениям, которые в наибольшей степени выражены у больных с цианостическими пороками и проявляется повышенной раздражительностью, капризностью, плаксивостью, беспокойным сном с частыми пробуждениями и ночными кошмарами, неусидчивостью, отвлекаемостью. Реже наблюдается неврозоподобные страхи и ночной энурез. Изменения в интенсивности и характере неврозоподобных нарушений в основном зависит от соматического состояния больных. При ухудшении общего состояния и нарастании гипоксии в начале неврозоподобные нарушения усиливаются, а, затем, по мере развития сердечно — сосудистой недостаточности, ослабевают и постепенно исчезают. В психическом статусе начинают преобладать выраженная астения, вялость и апатия.

Клиническое психологическое исследование часто выявляют уже в дошкольном возрасте признаки интеллектуальной недостаточности которые проявляются в основном слабостью памяти, ограниченностью запаса знаний, бедность фантазии, замедленным темпом психических процессов. У наблюдавшихся больных интеллектуальная недостаточность чаще встречалась при пороках сердца «бледного» типа. Изредка она достигала степени дебильности. В конце дошкольного возраста и в школьном возрасте у больных наряду с признаками отставания в физическом развитии, становятся отчетливыми проявления инфантилизма в психической сфере. Особенно личности детей при психофизическом инфантилизме характеризуются такими чертами, как преобладание интересов, свойственных более младшему возрасту, неспособность к занятиям, требующим длительной концентрации внимания (вследствие чего затруднено обучение в школе), отсутствие самостоятельности в поведении. При психологическом обследовании обнаруживаются формальные нарушения интеллектуальных функций. Запас знаний и представлений у детей мал, не сформированы отдельные понятия, не выражены интеллектуальные интересы, недостаточно развиты логические формы мышления. Но в целом структура интеллектуальной недостаточности отличается от структуры дефекта при олигофрении.

20 стр., 9716 слов

Развитие психических состояний младших школьников

Курсовая работа Развитие психических состояний младших школьников Выполнила: Матвеева Л. Содержание психический школьник младший Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования психических состояний младших школьников .1 Развитие личности в младшем школьном возрасте .2 Проблема психических состояний в психологической науке Глава 2. Эмпирическое исследование психических состояний у младших …

Чаще всего у больных врожденными пороками сердца «синего» типа в отличие от больных без цианоза наблюдались явления парциального психического инфантилизма. В психическом статусе этих детей на первый план выступали черты незрелости в эмоционально-волевой сфере при отсутствии отставания в интеллектуальном развитии. Дети отличались наивностью, непосредственностью, свойственными более младшему возрасту, преобладанием игровых интересов, отсутствием инициативы, самостоятельности, невысоким уровнем притязаний. Представляется возможным внутри этой группы выделить вариант парциального психического инфантилизма в сочетании с невропатическими чертами. При этом наряду с проявлениями психического инфантилизма, дети обнаруживали повышенную чувствительность, впечатлительность и плаксивость. У них отмечен страх перед медицинскими манипуляциями, перед операцией при отсутствии чувства и сознания болезни. Часто выражена склонность к невротическим реакциям (страх темноты, одиночества, беспокойный сон, кусание ногтей, раздражительность) в ответ на помещение в стационар, разлуку с матерью. Указанные явления, как правило, были характерны при меньшей тяжести общего состояния. При более тяжелом соматическом состоянии черты парциального инфантилизма проявлялись на фоне выраженного астенического состояния, проявлявшего главным образом в непереносимости даже минимальны физических нагрузок.

Начиная с младшего школьного возраста, постепенно обнаруживаются явления личностной незрелости. К 7 годам у детей отсутствует стремление учиться, стать школьниками. Уже будучи школьниками дети обычно не понимают назначение учебы, не переживают из-за плохих оценок, не стремятся учиться лучше. Привязанность к родителям часто носит потребительский характер. Недостаточно развитое чувство долга, ответственности проявляется и в том, что, находясь в стационаре, дети легко примиряются с мыслью о необходимости пропустить учебный год. Как правило, отмечаются беспомощность в практических вопросах, отсутствие целеустремленности и самостоятельности, присущих данному возрасту, наивность, стремление к общению с детьми более младшего возраста, нередко преобладают игровые интересы. Безынициативность, несамостоятельность, отсутствие интересов свойственных возрасту, часто ставят таких детей вне коллектива сверстников. Наиболее отчетливо элементы личностной незрелости проявляются в подростковом возрасте. Наблюдавшиеся подростки нереально оценивали свои возможности, строили заведомо несбыточные планы на будущее, что обычно коррелировало с недостаточно выраженным сознанием и чувством болезни.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития …

Интерес к противоположному полу у них не был выражен, что еще больше затрудняло их контакт со сверстниками. В рамках возрастного периода до 17 лет выявить сколько-нибудь значительной тенденции к сглаживания черт личностной незрелости у больных цианотическими пороками сердца не удалось. При белых пороках явление личностной незрелости выражено в меньшей степени и в клинической картине превалирует склонность к невротическим реакциям, связанные с большим осознанием своего болезненного состояния, а в интеллектуальном развитии эти дети, как правило, опережают больных с синими пороками обычно учатся в массовой школе. С 9-10 лет на фоне эмоциональной незрелости, и инфантильности у отдельных детей и подростков с врожденными пороками сердца синего типа наблюдаются признаки своеобразного формирования характера в виде особой недетской рассудительности и серьезности, сочетающихся с проявлениями психического инфантилизма. Основное значение в формировании такого диспропорционального склада личности имеют неправильные условия воспитания таких детей, связанные с наличием порока сердца. В результате тормозится нормальное волевое и эмоциональное развитие, прививается несамостоятельность и неуверенность в себе.

19 стр., 9296 слов

Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения

Выпускная квалифицированная работа Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения Введение Познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося важнейшим компонентом в структуре познавательной деятельности. Благодаря мышлению человек познает предметы и те явления, признаки, свойства которых нельзя воспринимать …

Динамика изменений нервно-психического состояния больных после оперативного вмешательства позволяет выделить 3 основных периода. Первый — астено — адинамический с явлениями легкого оглушения, продолжающийся 2-3 дня после операции. Второй период характеризуются повышением активности и возникновением или усилением неврозоподобных явлений, длящихся до 10-12 дней. Третий период — постепенного обратного развития неврозоподобных нарушений. Астено- адинамический период с явлениями оглушения характеризуется бедностью мимики, замедленностью всех движений, молчаливостью, часто безучастностью. Выражение лица безразличное, тупое. Легко наступает дремота, нередка постоянная сонливость. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются не сразу и их смысл понимается с большим трудом.

психический больной порок сердце

Заключение

Катамнестическое наблюдение больных, перенесших операцию на сердце, продолжительностью от 0,5 года до 10 лет, позволяет считать, что терапевтический эффект операции в отношения нервно-психических нарушений зависит в основном от возраста, в котором произведена операция и от степени коррекции порока. После успешной проведенной в дошкольном возрасте радикальной коррекции порока цианотического типа отмечается тенденция к постепенному сглаживанию и устранению соматической астении, неврозоподобных расстройств и явлений нерезко выраженной задержки психического развития. После операции паллиативного характера описанные нарушения становятся менее выраженными лишь в первые годы, а затем, по мере ухудшения общего состояния и нарастания цианоза, вновь усиливаются. При пороках «бледного» типа терапевтический эффект оперативного вмешательства в отношении нервно-психических нарушений полностью зависит от возраста, в котором произведена. Если она сделана в младшем возрасте, постепенно сглаживаются явления задержки развития, инфантилизма, неврозоподобные нарушения.

Знание особенностей нервно-психического развития детей и подростков с врожденными пороками сердца и его изменений после операции на сердце должно помочь врачам-педиатрам в решении вопросов социальной адаптации детей, а также в адекватном комплексном их лечении.

6 стр., 2822 слов

Оценка нервно-психического развития ребенка

Комплексная оценка состояния здоровья детей. Включает: 1. Изучение факторов риска в анамнезе. 2. Определение физического развития. 3. Оценку нервно-психического развития. 4. Изучение состояния резистентности. 5. Определение функционального состояния органов и систем. 6. Изучение наличия хронических заболеваний или пороков развития.     Критерии здоровья. Анамнез (жизни, заболевания). & …

Использованная литература

1.Ковалев В.В. Проблемы судебной психиатрии М., 1963

.Литтманн И.,Фоно Р. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов М., 1954.

.Ковалев В.В. Ж. Педиатрия № 6

.Ковалев В.В. Ж. невропатол. И психиатр., 1964, в. 7 с. 1074.

Источник