Психическое развитие ребенка при нарушениях речи

Психическое развитие ребенка при нарушениях речи thumbnail

Мария Ошмарина
Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи

Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.

Ощущения и восприятие.

Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее,здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речивоспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.

А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.

Внимание.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Темп деятельности в процессе работы снижается.

Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату,его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речипреимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Читайте также:  Сложные нарушения в развитии ребенка

Память.

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Мышление и воображение.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Речь и общение.

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развитияигровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 – 4 летного возраста.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты,но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.

Практически у половины детейне сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

Читайте также:  Центр развития ребенка в витебске юла

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками // Москва – Воронеж 1998 г.

2. Основы специальной психологии /под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва 2003 г.

3. Ульенкова У. В. дети с задержкой психического развития

Источник

§ 1. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы

Речь и общение

Психодиагностические методики

§ 2. Восприятие как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности восприятия при речевых нарушениях

Диагностика нарушений восприятия

Коррекция нарушений восприятия

§ 3. Слуховое восприятие

Основные понятия

Виды слуховых агнозий

Диагностика слуховых агнозий

§ 4. Зрительное восприятие

Виды зрительных агнозий

Диагностика зрительных агнозий

§ 5. Осязательное (тактильное) восприятие

Виды тактильных агнозий

Диагностика тактильных агнозий

§ 6. Внимание как психическая характеристика……………………………………… 80

Основные понятия

Особенности внимания при речевых нарушениях

Диагностика нарушений внимания

§ 7. Память как психическая характеристика……………………………………………….85

Основные понятия

Особенности памяти при речевых нарушениях

Диагностика нарушений памяти

§ 8. Мышление как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности мышления при речевых нарушениях

§ 9. Воображение как психическая характеристика

Основные понятия

Развитие воображения

Особенности воображения при речевых нарушениях

Диагностика нарушений воображения

§ 10. Моторика

Особенности моторики при речевых нарушениях

Диагностика нарушений моторики

Коррекция нарушений моторики

Глава 3. Развитие речи в норме и патологии

§ 1. Роль речи в развитии ребенка

Периоды развития речи

Психическое развитие при речевых нарушениях

Диагностика речевых нарушений

Коррекция речевых нарушений

§ 2. Дословесный период развития речи

Исследование дословесного периода развития речи

Стадии дословесного периода развития речи

Механизмы порождения высказывания у детей

Развитие языковых функций

§ 3. Кризис первого года

Проявления и структура

Диагностика и коррекция речевых нарушений

§ 4. Ранний возраст

§ 5. Кризис трех лет

Общая характеристика речи

Диагностика речевого развития

§ 6. Пятилетний возраст

Психологическая характеристика

Исследование слухового восприятия

§ 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Восприятие

Внимание

Память

Мышление и воображение

Личностная и эмоционально-волевая сфера

Речь и общение

Педагогическое обследование

§ 8. Школьный возраст

Нарушения восприятия, внимания и памяти

Нарушения мышления и саморегуляции

Нарушения воображения и коммуникативных способностей

Эмоционально-личностные особенности

Особенности учебной деятельности

Коррекции речевых нарушений

Трудовая деятельность

§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов

Кризис новорожденности

Кризис первого года жизни

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Кризис тринадцати лет

Кризис юношеского возраста

Глава 4. Коммуникативная сфера детей с речевыми нарушениями

§ 1. Личностные особенности человека

Основные понятия

Типы личности при речевых нарушениях

Мотивация общения

§ 2. Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями

Общая характеристика

Особенности коммуникации при речевых нарушениях

Коммуникативные нарушения у младших школьников

§ 3. Социально-психологические проблемы

Влияние социальных факторов на развитие речи ребенка

§ 4. Коммуникативная дезадаптация детей с ЗРР в раннем возрасте

Особенности стиля общения

§ 5. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

Заключение

Ключ к тестам

Список рекомендуемой литературы

Посвящается светлой памяти выдаю­щегося ученого А.Р. Лурии, одного из основоположников психологии и па­тологии речевой деятельности.

Современная психология рассматри­вает речь как средство общения, т.е. как сложную и специфически органи­зованную форму сознательной дея­тельности. А.Р. Лурия

ВВЕДЕНИЕ

Активное развитие процесса обмена информации в обще­стве обусловливает необходимость дальнейшего изучения пси­хологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на раз­ных уровнях организации коммуникативных систем (микро­уровень — индивидуально-психологические; мезоуровень — межличностные; макроуровень — крупные социально-психо­логические). Это обусловило создание информационно-ком­муникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей уни­версальные механизмы психологических процессов приема, переработки и передачи коммуникативной информации.

Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особое значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зим­няя, «многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, пси­хосемантика, нейролингвистика, психофизиология, психо­логия». Поэтому возникла необходимость обосновать меж­дисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности пси­хологической организации единой коммуникативной мета­системы, интегрирующей многоуровневую структуру язы­ковых средств, речевой деятельности и способностей, про­цесса общения через коммуникативное взаимодействие. Перед психологией коммуникации стоят следующие за­дачи:

— исследование психологических особенностей систем языка, речи, общения;

—разработка дифференцированного понятийного ап­парата лингвистического, фазического, интерактив­ного уровней организации процесса коммуникации;

—изучение интегративной структуры коммуникатив­ной метасистемы, ее компонентов, блоков, прин­ципов функционирования;

—анализ психологического содержания трех разделов психологии коммуникации: общего, частного и специального;

Читайте также:  Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте таблица

—обоснование особенностей синтологической психо­лингвистики, психосемантики;

—оценка современных принципов и содержания логопсихологии, ее частных направлений;

—создание и внедрение новых методов психодиагно­стики, психокоррекции, психотерапии.

Психология коммуникации как дисциплина имеет сле­дующую структуру:

Общая психология коммуникации

Психология языка

Психология речи

Психология речевой деятельности

Психология речемыслительных процессов

Психология речевых способностей

Психология общения

Частная психология коммуникации

Синтологическая психолингвистика

Синтологическая психосемантика

Психоинформатика

Специальная психология коммуникации

Логонейропсихология

Логопсихология (общая)

Логопатопсихология

Логодиагностика

Логотерапия

Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.

1. Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Немов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматривается как единая система, которая включает контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

2.Коммуникация как частный аспект общения (А.В. Петровский, 1995). С этой точки зрения общение оценивается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией меж­ду участниками совместной деятельности, который рассмат­ривается как коммуникативная сторона общения. Кроме это­го также выделяются перцептивный (взаимовосприятия) и интерактивный (взаимодействие) аспекты.

В современном обществе продолжается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и пси­хологию достижений такого раздела психологии комму­никации, как логопсихология.

Логопсихология только начинает складываться как само­стоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависи­мость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует диф­ференциация от логопедии. Не сформировалась и практи­ческая система, нет методологической основы для работы с речевыми нарушениями на психологическом уровне.

Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспи­тания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропато­логи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специ­алист рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей на­уки. Существует дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.

При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому, речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование всех остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм ар­тикуляции звуков, слогов и слов, а как психический про­цесс коммуникации. И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории — это нарушение вербальной коммуникации.

Данное пособие отражает основные аспекты новой учебной дисциплины педагогических вузов «Логопсихо­логия». Оно подготовлено в соответствии с ГОС—2000, учебными программами, рекомендованными Минобра­зования РФ.

При изложении материала авторы придерживались еди­ного плана анализа роли психологических систем в формировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов; их особенности при речевой па­тологии; организация психодиагностики; методики пси­хокоррекции. Каждая тема завершается выводами, конт­рольными вопросами для проверки знаний, тестовыми за­даниями на усвоение учебного материала и списками литературы для самостоятельной работы студентов.

Данная работа интегрирует материалы ведущих учеб­ных пособий в области логопедии и логопсихологии: Ос­новы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецо­вой. М., 2002; Лубовский В.И. Развитие словесной регуля­ции действий у детей. М., 1978; Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Предпринята попытка синтеза этих исследований и ма­териалов кафедры специальной психологии НГПУ на ос­нове системно-коммуникативной концепции.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признатель­ность главному редактору издания В.В. Дремовой, по иници­ативе и при поддержке которой осуществлялось издание кни­ги, а также рецензентам пособия: проф. О.Н. Усановой, проф. А.Г. Андрееву, канд. пед. наук Г.С. Гуменной за высказанные добрые пожелания при подготовке работы; канд. психол. наук Е.Ю. Медведевой и С.А. Клюжевой; ассистентам Ю.В. Серо­вой, Е.М. Шопиной и всем сотрудникам кафедры специаль­ной психологии, курса «Логопедии и логопсихологии» НГПУ, активно и заинтересованно участвовавшим в ее подготовке. Слова искренней благодарности авторы выражают ру­ководству НГПУ и лично ректору университета, д-ру филос. наук, проф. В.А. Глуздову за всестороннюю под­держку нашей кафедры; д-ру психол. наук, проф., за­служенному деятелю наук РФ У.В. Ульенковой, поло­жившей начало специальной психологии в Нижегород­ском регионе, возглавляющей психологическую научную школу НГПУ.

Отдельно хотелось бы сердечно поблагодарить членов наших семей, дорогих родителей за душевную теплоту и понимание, за тот позитивный психологический климат, который способствовал продуктивному проведению ис­следования.

Самые добрые пожелания всем читателям, интересую­щимся проблемами психологии детей с отклонениями в развитии. Рекомендации и замечания по содержанию по­собия предложения по поводу сотрудничества просьба высылать в издательство.

Глава 1

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник