Психическое развитие ребенка при нарушениях интеллекта и зпр

Психологические особенности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

– носит необратимый характер;
– все нарушения стойкие.

Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

– относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности;
– в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

Ощущение, восприятие

– восприятие искажено или не сформировано;

– нарушена избирательность;

– отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры);

– характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал);

– нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями);

– носит бессистемный характер;

– значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

– характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого.

– страдает целостность восприятия;

– замедленны процессы переработки информации;

– общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими);

– отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

– нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях);

– нарушена ориентировка в пространстве.

Мышление

– снижена активность мыслительных процессов;

– отмечается слабая регулирующая роль мышления;

– характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

– ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

– характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

– не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление;

– нарушены динамические стороны мыслительных процессов.

Познавательная деятельность

– характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании);

– искажены представления об окружающем;

– опыт крайне беден;

– отсутствует учебный мотив.

– характерна низкая познавательная активность;

– избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.

 Внимание

Характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

– малой устойчивости;
– трудностях распределения;
– замедленной переключаемости;
– отсутствии концентрации на задании.

Отмечается:

– неустойчивость (колебания) внимания;
– сниженная концентрация;
– снижение объёма, избирательности;
– повышенная отвлекаемость;
– сниженное распределение;
– трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

Память

– лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

– с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

– позже формируется произвольное запоминание;

– опосредованная смысловая память слабо развита;

– свойственна эпизодическая забывчивость.

– снижен объём запоминания;

– более низкий уровень продуктивности;

– лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального;

– отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения;

– отмечаются трудности в припоминании.

Эмоционально-волевая сфера

– характерна несформированность эмоциональной сферы;

– ведущими являются инстинкты;

– отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

– деятельность не целенаправленна;

– характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).

– эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм);

– испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения);

– страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность);

– опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям.

Особенности поведения

– завышенная самооценка;

– не являются инициаторами общения.

– взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения;

– избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов;

– занижена самооценка;

– игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности.

Развитие речи

– отсутствует период словотворчества;

– характерно позднее появление активной речи;

– бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

– нет потребности в речевом общении;

– не избирательны в контактах;

– сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

– затруднено понимание сложных инструкций;

– в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

– не понимают логико-временные конструкции;

– не критичны к своему дефекту;

– грубые нарушения в письменной речи;

– не пытаются понять прочитанное;

– длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

– звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

– речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;

– способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

– пассивный словарь преобладает над активным;

– больше времени требуется для понимания инструкции;

– в речи присутствуют негрубые аграмматизмы;

– период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях;

– в речи много слов – паразитов;

– характерны нарушения в письменной речи;

– положительная динамика во время коррекционной работы.

Источник

30 Июн

Опубликовано в дети, ЗПР,

Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Основные отличия ЗПР от УО

Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
Читайте также:  Для развития ребенка в логике деятельностного подхода педагогу важно
  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
  • Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.

Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:

  • легкая – 50 -60;
  • умеренная 35-40;
  • тяжелая 20-34;
  • при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.

Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.

Проблемы детей

Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.

Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.

Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.

Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».

Дети с ЗПР поддаются корректировке с помощью специальных программ и занятий. Олигофрения – это диагноз на всю жизнь, ЗПР – особенность, которая устраняется, и к подростковому возрасту исчезает при условии регулярных занятий со специалистами.

Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР

В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.

Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):

При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.

Различия при диагностике

Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.

В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:

  • ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
  • способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
  • стремление к развитию;
  • способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.

По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:

  • психологами;
  • невропатологами;
  • логопедами;
  • социальными педагогами;
  • родителями.

Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.

При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:

  • усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
  • развитие способности к речи, контроля над ней;
  • умение концентрировать внимание на определенной задаче;
  • повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.

При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.

Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.

Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Особенностей психического развития детей с УО и ЗПР

Вывод

Психическое развитие

внимание

– недостаточность внимания, особенно произвольного;

– характерно пассивное непроизвольное внимание с чрезмерной отвлекаемостью;

– неспособность распределения внимания;

– с возрастом объем внимания возрастает, его устойчивость и распределение, однако они значительно отстают от нормы.

– неустойчивость, колебания внимания;

– сниженная концентрация внимания;

– снижение объема и распределения внимания;

– снижена избирательность внимания;

– «прилипание» внимания – трудности в переключении;

– повышенная отвлекаемость;

– у разных детей преобладают различные недостатки внимания, при норме отдельных характеристик внимания;

.Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу).

Читайте также:  Видео онлайн развитие ребенка в утробе

память

– малый объем памяти (3 ед, N – 5-7);

– хуже запоминание абстрактного материала;

– снижена точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала;

– использование непроизвольного запоминания – интересный, эмоционально насыщенный материал запоминают если даже не понимают содержания;

– трудности при запоминании учебного материала;

– недостаточное умение использовать мнемические приемы;

– легче запоминают стихотворные, ритмические материалы, материалы, читаемые учителем, при одновременном слуховом и зрительном восприятии;

– мнемические образы (представления) бедны, неточны, искажены

– недостатки в развитии произвольной памяти;

– страдает непроизвольное запечатление информации;

– наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;

– большие расхождения между уровнем вербальной и невербальной памяти;

– неумение применять мнестические приемы, необходимо специальное обучение;

– снижен объем запоминания при механической памяти;

– медленный прирост результативности памяти по объему и качеству;

– могут страдать отдельные виды памяти при сохранности других;

восприятие

– нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятие объектов и ситуаций;

– замедленность и узость зрительного восприятия (неточное распознавание цветов и оттенков, снижение остроты зрения);

– нарушения пространственной ориентировки;

– при большом количестве деталей, присутствии незнакомых объектов, при большом количестве объектов восприятие затруднено;

– пассивность и недостаточная целенаправленность осязания

– отсутствие первичных нарушений на уровне органов чувств не наблюдается, однако нарушено взаимодействия имеющихся и получаемых ощущений при восприятии;

– недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире;

– нарушение предметности и структурности восприятия, его целостности;

– замедление процесса переработки информации, поступающей из органов чувств;

– свойственна общая пассивность восприятия;

– затруднения в право-, левоориентации, что ведет к нарушению ориентировки в пространстве;

мышление

– мышление формируется с особенно большими трудностями;

– характерно использование наглядно-действенной формы мышления;

– в мл.шк. возрасте отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности;

– мыслительные процессы имеют своеобразие – анализ отличаются бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью, бессистемностью;

– при сравнении опираются на несопоставимые признаки;

– при обобщении наблюдается объединение несходных признаков;

– стереотипность, тугоподвижность, процесса мышления, его недостаточная гибкость.

– отсутствует готовность к интеллектуальному усилию;

– недостаточный уровень сформированности операции обобщения;

– хорошо владеют элементарными формами классификации, однако при классификации геометрического материала – снижается продуктивность работы;

– уровень развития наглядно-действенного мышления чаще в норме;

– наглядно-образное мышление в 60% снижено, 10% – отсутствует;

– словесно-логическое мышление у 15% детей в норме, у 20% – не развито;

– к началу школьного обучения дети не владеют интеллектуальными операциями, которые являются основой мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование);

– отставание всех форм мышления и мыслительных процессов;

речь

– речь имеет грубые нарушения при отсутствии повреждений слуха, отклонений в строении речевого аппарата;

– овладение речью происходит медленно;

– к звучащей речи проявляют слабый интерес;

– первые слова, неточно произносимые – в 2-3, 5 лет;

– затрудняются при участии в беседе;

– нарушения в произношении;

– ребенок старается меньше пользоваться речью, чаще отмалчивается;

– предпочитает пользоваться мимикой и жестами, а не речью;

– беден словарный запас, преобладают имена существительные, прилагательные – неконкретные, глаголы – бесприставочные;

– к старшим классам словарный запас значительно расширяется, однако предложения просты и односложны;

– затруднения в монологической речи;

– испытывают затруднения при овладении чтением, письменной речью по слуху, т.е. несформированы основные предпосылки письменной речи.

– задержка темпа речевого развития;

– недостаточная дифференциация восприятия речевых звуков;

– бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение свистящие и сонорные звуки;

– недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (использование существительных и глаголов, редко – прилагательных);

– дефекты артикулярного аппарата;

– процесс словотворчества затягивается до самой школы (N – до 5 лет);

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями, чем у детей с ЗПР. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета.

Познавательная сфера

– неравномерное изменение различных сторон психики;

– развитие осуществляется медленно, атипично, возможно резкое отклонение от нормы;

– развитие поступательно и имеет качественные изменения;

– недостаточная познавательная активность;

– задержка в развитии и формировании всех психических функций;

– неравномерность развития отдельных свойств психических процессов;

Личностное развитие

эмоции

– резкое отставание в развитии эмоций;

– недифференцированность и нестабильность чувств;

– ограничение диапазона переживаний;

– крайний характер проявления веселья, радости, огорчения;

– в понятной ситуации ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику;

– отчетливое эмоциональное отношение к близким;

– лучше воспринимают эмоции, в изображении которых больше мимических знаков;

– при ЗПР, обусловленной социальной депривацией, распознавание эмоций осуществляется хуже.

– повышенная чувствительность и ранимость в стрессовых ситуациях = снижение продуктивности деятельности

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат. В отличии от них детям с УО свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

воля

– слабость развития волевых процессов. – дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека;

– находится на начальных этапах формирования;

– побудителями действий ребенка являются его интересы и потребности;

поведение

– затруднено понимание и адекватное оценивание ситуаций,

– стереотипность реакций, которые часто не соответствуют обстановке;

-повышенная моторная активность

– высокая отвлекаемость

– низкая выносливость

– нарушения настроения

– формирование эмоционального дисбаланса и возникновение трудностей в организации своего поведения и деятельности

.Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Отличаются слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и его провоцирующим характером, трудностью приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливостью, частой сменой настроения, неуверенностью, чувством страха, манерничанью, фамильярностью по отношению к взрослому.

Дети с ЗПР способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника и не готовы к эмоционально “теплым” отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Читайте также:  Развитие ребенка в три года что должен уметь ребенок

мотивация

– интересы малоинтенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированны, вызваны, в основном, физиологическими потребностями.

– отсутствие интереса к познанию.

– из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы (в норме – познавательные)

– расхождения между «знаемыми» и «реально действующими мотивами» (знают зачем необходимо ходить в школу, но ходят играть, а не учиться)

самооценка

– подвержена контрастным изменениям:

– завышенная самооценка в дошкольном и младшем школьном возрасте;

– завышенный уровень притязаний;

– резкое снижение самооценки в подростковый период;

– возможно завышение самооценки как защитная реакция;

– отрицательное представление о себе – снижение самооценки

– агрессивно-защитный тип поведения

Деятельностное развитие

Эмоционально-личностное общение

интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения обеднены или отсутствуют;

– лучше общаются с детьми, более младшими по возрасту;

– имеется страх перед детским коллективом, могут избегать его;

– при общении используют собственную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе;

– 70% детей с ЗПР имеют статус «изолированных, непринимаемых»

– не владеют адекватными способами сотрудничества, не сформированы навыки кооперации

Предметно-манипулятивная деятельность

нарушения моторики, замедление в развитии двигательной сферы, плохая координация. Движения замедлены или импульсивны, навыки самообслуживания долго не формируются.

– недоразвитием моторики, пространственного восприятия

Большинство детей с ЗПР (в отличии от УО) с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает.

У детей с ЗПР отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т.п. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

Игровая деятельность

– сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают, инициативы в играх не проявляют; игровые действия не наполнены каким-либо содержанием, отражающим реальную жизнь; В игре выполняет подсобные роли.

– К концу дошкольного возраста не формируется психологическая готовность к школьному обучению!

– развернутая сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется (не могут самостоятельно выбрать тему, распределить роли, следовать игровым правилам);

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

Учебная деятельность

– отношение к учебе неустойчиво, изменяется под влиянием настроения, успешности, контроля со стороны взрослых.

Мотивы учения – внешние (сделать быстрее, лучше чем остальные, просто завершить работу).

– в учебной деятельности: отсутствие положительного эмоционального отношения к процессу познания. готовность в любой момент ее прекратить, вербализация общей цели при отсутствии плана деятельности, бездумное копирование образца, отсутствие способности к адекватной самооценке результата деятельности.

Способы деятельности

– невозможность подчинить свои действия поставленной цели;

– при выполнении сложного задания не могут осмыслить его полностью, не планируют деятельность;

– неправильная ориентировка в задании, подменяют задачу другой, более простой;

– неадекватное отношение к трудностям при выполнении задания;

– «соскальзывание» с правильных действий на ошибочные

– способы деятельности не меняются, даже если оказываются неверными и ребенок понимает это;

– деятельность сильно зависит от окружающей обстановки – часто отвлекаются, эмоционально зависимы, импульсивны;

– низкая работоспособность.

– используют примитивные реакции:

– Агрессия (по отношению к детям более младшего возраста, животным, физически более слабым детям, вещам)

-Бегство (ребенок убегает от ситуации, с которой не в состоянии справиться, м.б. «уход в болезнь»)

– Регрессия (возврат на более низкую ступень развития)

– отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации (вытеснение травмирующей ситуации)

Выводы:

Отличия задержки психического развития от умственной отсталости

Вопросами дифференциальной диагностики занимались: Певзнер, Лубовский, Забрамная, Мастюкова, Сухарева.

1 отличие. При ЗПР нарушение познавательной деятельности носит парциальный, мозаичный характер. При УО характер психических нарушений тотальный, иерархический.

2 отличие. У детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности психической деятельности, в особенности в овладении ВФМ (высшие формы мышления- обобщение, сравнение, синтез, абстракция).

3 отличие. У детей с ЗПР отмечается скачкообразная динамика развития всех форм мыслительной деятельности. У УО детей скачкообразность не выявлена.

4 отличие. При ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: восприятие, сфера представлений, фонематический слух. При УО – мыслительные функции: обобщение, сравнение, синтез, анализ.

5 отличие. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного обучения, дети с ЗПР способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Хорошо принимают помощь взрослого и даже сверстника. УО дети больше с клоны к механическому подражанию.

6 отличие. Игровая форма заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как у УО она может являться поводом для непроизвольного соскальзывания с выполнения задания.

7 отличие. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР носит более эмоциональный характер, чем у УО. Дети с ЗПР без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры, а УО предметно-игровых действий.

8 отличие. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций и которые проявляются более длительное время. Чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результат его деятельности. У УО детей такого не отмечается. Эмоциональная сфера у УО детей менее развита и чрезмерное игровое предъявление отвлекает от заданий.

9 отличие. Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной деятельностью. У УО детей лишь предпосылки ИЗО деятельности.

10 отличие. В соматическом облике детей с ЗПР в основном, отсутствует диспластичность в отличие от УО.

11 отличие. У детей с ЗПР (в неврологическом статусе) грубых органических нарушений нет, однако можно увидеть неврологическую микросимптоматику.

12 отличие. Для анализа УО детей более типична патологичная наследственная отягощенность. Для детей с ЗПР не характерна.

Источник