Психическое развитие ребенка подросткового возраста
Тема 7. Психология подросткового возраста
1. Физическое и психическое развитие подростка.
2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.
1. Физическое и психическое развитие подростка
Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.
Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.
Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.
Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.
Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.
Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.
Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.
Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.
В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.
2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте
Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.
Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.
Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.
Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.
Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.
Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.
В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.
Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).
Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.
Задание для самостоятельной работы
1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.
- Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
- Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
- Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
- Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
- Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.
Список рекомендуемой литературы
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
- Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.
Источник
Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11—14 лет).
Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке – “чувство взрослости”. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.
Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Источник
Общая характеристика развития в подростковый период. Границы подросткового возраста – с 10-11 до 15-15 лет. Подростковый возраст называют пубертатный (соответствующий половому созреванию). Его называют также переходный, трудный. Натуральный ряд (биологическое созревание). Под направляющей деятельностью гипофиза вся гормональная система приходит в состояние «кипения». Гормоны вызывают повышенный обмен веществ в организме и как результат – бурный рост в длину. Отстают кости груди и таза и, в результате ребенок становится непропорциональным. Во второй половине подросткового возраста начинает активно работать гипофиз. Появляются вторичные половые признаки и начинается бурный рост мышц. Как следствие, появляется способность к тонким движениям (спортивным, танцевальным, трудовым). Огромные энергетические возможности подростка требуют выхода, поэтому подростки очень много двигаются. Лобные доли развиваются в подростковом возрасте очень быстро и как результат растет осмысленность восприятия и всех психических процессов. Социальный ряд развития. Изменяется учебная деятельность. Содержание изменяется, объем возрастает, появляются новые формы учебной деятельности. Усложняется общественная деятельность. Подростки становятся участниками всех общешкольных дел. Изменяется жизнь дома. У него появляется больше прав, но и обязанностей. Накопление знаний, опыта развивает новый взгляд на мир, на себя.
Новообразования:
- Чувство взросли;
- Формирование более высокого уровня самосознания;
- Подчинение нормам коллективной жизни.
Новые потребности:
- потребность в общении со сверстниками;
- потребность в самоутверждении. Ведущий вид деятельности – общение. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Главное новообразование – чувство взрослости.
Источники чувства взрослости:
- Биологические. Подросток растет и мужает.
- психические источники. Возрастание психических возможностей подростка.
Он осознает, что по своим умственным возможностям он уже не хуже взрослого и осознание этого дает возможность подростку ощущать себя взрослым. Приобретение признаков взрослости для подростка – средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости родителям и сверстникам. Создается специфическая ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, на доверие и т. д. Характер общения со взрослыми существенно влияет на параметры самооценки. Юные люди, удовлетворённые своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое». Именно в подростковом возрасте происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, знакомые, друзья. Ребенок стремится войти в детские компании; начинает вести дневник и т. п. Общение с ними выходят за пределы школы, и выделяется в самостоятельную сферу жизни. Иногда общение со сверстниками отодвигает на второй план учебу и родных. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Развитие познавательной сферы и формирование личности. В учебной деятельности происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и внимания. Особенности внимания. Внимание характеризуется противоречивостью. С одной стороны, оно становится более произвольным, а с другой стороны неустойчивым. Объем внимания существенно увеличивается по сравнению с младшим школьным возрастом. И увеличивается способность к переключению внимания. Особенности восприятия. Оно более сложное, чем у младших школьников; аналитико-синтетическое. Оно становится последовательным, планомерным и всесторонним. Но во многом зависит еще от отношения к объекту. Отсутствие интереса всегда приводит к поверхностному восприятию. Память. Память подростков более произвольна. Отмечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развиваются умения владеть средствами запоминания. Увеличивается скорость и объем запоминания. Механическое запоминание уступает место логическому. Мышление. Оно развивается в направлении от конкретно-образного к словесно-логическому. Заметно развитие критичности мышления. Подростковый возраст сензитивен для развития активного, самостоятельного, творческого мышления.
Формирование личности. Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности. Происходит это в двух направлениях:
1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социально пространства: от подростковых групп до политической жизни страны;
2). Стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир. При этом подростки по-разному проходят путь от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Очень важным является формирование чувства взрослости. Особенности учебной деятельности подростк наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению. Причины этого явления:
- школа привлекает не столько учебной деятельностью, сколько возможностью общения со сверстниками;
- расширяется круг источников информации, жизненных связей;
- новые требования в средней школе – появление новых учителей, возрастают требования к самостоятельности в учебной деятельности;
- результате актуализации профессионального выбора подросток разделяет учебные предметы на “важные и неважные”.
Отношение подростка к обучению в основном зависит от личности учителя, поэтому дифференцируется по различным предметам, которые ученик делит на “интересные и неинтересные” В лице учителя ученики ценят эрудированность, д. раведливисть, доброжелательность, тактичность, умение организовать работу учащихся Изменение учителя в классе приводит к изменению отношения учащихся к соответствующему предметого предмету. Учение для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование Это проявляется в следующих фактах o Содержание учения расширяется, выходит за пределы школьной программы по собственной инициативе подростка o Появляются мотивы профессиональной подготовки, недовольство собственными знаниями; мотивы долга, ответственности и престижа без связи с познавательной мотивацией не обеспечивают высоких учебных успехи. o Овладение основами наук (математика, физика, химия), которые требуют достаточного интеллектуального развития и самостоятельной учебной работы. Заключение об особенностях учебной деятельности подростка; – содержание учебной программы значительно усложняется, что требует от учащихся совершенных способов получения знаний; – происходит переход внешних действий во внутренний, мысленный план; – наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению; – учения для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование. Типичные поведенческие реакции в подростковом возрасте и критерии их патологичности по А. Е. Личко. Чрезмерная выраженность, чрезмерное заострение черт характера в менее заметной форме наблюдается и в условиях психической нормы. Акцентуации – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены и человек обнаруживает избирательную уязвимость по отношению к некоторым воздействиям, сохраняя повышенную устойчивость по отношению к другим воздействиям. Акцентуации проявляются в чудачествах, пунктиках, странностях. Акцентуации являются частным случаем изменений характера. Изменения характера бывают приходящими и относительно стойкими. Приходящие делятся на 2 группы: 1) острые аффективные реакции, включающие интропунитивные (в виде аутоагрессии), экстрапунитивные, импунитивные и демонстративные; 2) возрастные изменения. Относительно стойкие имеют место при акцентуациях. Акцентуации бывают явными и скрытыми. Скрытые проявляют себя только в критических ситуациях. Повышенное давление ситуации и обнажает акцентуации. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). В отечественной психологии наиболее распространена классификация акцентуаций Личко:
- Гипертимный тип. Бурная энергичность; очень выражена реакция эмансипации. Очень плохо переносят дисциплину и режим. Плохо переносят одиночество, всегда ищут компанию. Среди сверстников стремятся быть лидерами и т. д.;
- Циклоидный тип акцентуации. Первая субдепрессивная фаза возникает с началом полового созревания. Потом они возобновляются, чередуясь с периодами ровного настроения. Длительность фаз – дни и недели, но с возрастом они удлиняются. В субдепрессивной фазе: вялость, упадок сил, все валится из рук; привычный круг общения раздражает и т. д. В периоде подъема могут выглядеть как гипертимы. В этих периодах часто проявляется желание дерзить и желание всюду острить. Проявляется делинквентность и т. д.;
- Лабильный тип. Их главная черта – крайняя изменчивость настроения. Оно может меняться круто, не только по ничтожным, но даже незаметным для окружения поводам. В дружбе для них очень значима преданность и т. д.;
- Астено-невротический тип. Признаки невропатии наблюдаются с детства (плохой сон и аппетит, капризность, пугливость и т. д.). В некоторых случаях невропатия обнаруживается только с подросткового возраста. У них повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии и т. д.;
- Сенситивный тип. Это люди, с детства боязливые и пугливые; чуждающиеся компаний; избегающие шумных игр, озорства. Застенчивы, особенно в необычной обстановке. В то же время они исключительно контактны в защищенной среде. Это те, кто имеет репутацию домашних детей. Очень рано формируется чувство долга и ответственности. Могут появляться суицидные мысли. Склонности к делинквентности нет и т. д.;
- Психастенический тип. В детстве робкие, пугливые, неловкие. Критический момент обнаружения акцентуации – это 1-ые классы школы. Психастенику сложно отвечать за себя и особенно за других. Особенно сложно ему в семье с высоким уровнем притязаний. Главные черты психастеника – нерешительность, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и наличие навязчивых мыслей, страхов и т. д.;
- Шизоидный тип. С детства они любят играть одни. Сверстников избегают. Избегают шумных игр. У них не по возрасту сдержанность и холодность. Особенно обостряется шизоидность с подросткового возраста. Бросается в лаза их замкнутость, отгороженность. Причем одиночество часто не тяготит шизоида. Но еще чаще, неспособность к контакту тяжело переживается. Для них характерен недостаток интуиции; неумение понять чужие переживания; неумение угадать желания и т. д.;
- Эпиллептоидный тип. Некоторые черты проявляются с детства, когда такой ребенок плачет часами и его не утешить, не приструнить, не отвлечь. С детства проявляются садистические наклонности. С детства отмечается недетская бережливость своего. Крайне злобная реакция на покушающихся на его собственность. Со школы мелочная скрупулезность, повышенная аккуратность. Главная черта – это периоды злобно-тоскливого настроения с накипающей раздражительностью и с поиском объекта, на кого сорвать зло. Для них характерна аффективная взрывчатость и т. д.;
- Истероидный тип. Главные черты – беспредельный эгоцентризм; ненасытная жажда внимания к себе; ожидание восхищения, почитания, сочувствия. Истероид предпочитает ненависть к себе безразличию и т. д.;
- Неустойчивый тип акцентуации. С детства непослушные, непоседливые, во все лезущие, при этом трусливые и легко подчиняющиеся другим детям. Исключительная слабость воли. Повышенная тяга к безделию, развлечениям и т. д.;
- Конформный тип. Это люди своей среды. Их главная доминанта – быть как все. Абсолютно не способны противостоять окружению. Они полный продукт своей среды и т. д. Психопатии и акцентуации характера у подростков; критерии психопатии.
Психопатии – дисгармоничный склад личности, от которого, по мнению К. Шнайдера, в течение всей жизни страдает и сам человек и окружающие его люди. Не является психической нормой, в отличие от акцентуаций характера.
Критерии психопатии:
- Деформация всех компонентов личности;
- Необратимость психопатии с раннего детства до старости, постоянство проявления;
- Дезадаптация проявляется в отсутствии полного адекватного поведения в жизненной ситуации.
3 группы психопатии:
- Конституциональные («ядерные»);
- Органические (органические поражения головного мозга);
- Патохарактерологические. Конституциональные. Причина: механизмы наследственной предрасположенности к определенному структурно-динамическому складу личности. Начинают проявляться с раннего детства и дошкольного возраста.
Основные виды психопатии личности:
- Гипертимный. С раннего возраста всегда приподнятое настроение, редко огорчаются и ненадолго, энергичны, инициативны, имеют массу интересов, планов, желаний; жесты порывисты, мимика выразительна. Не доводят до конца большинство замыслов. Легко нарушают обещания. Общение с ними утомительно для окружающих.
- Гипотимные. С раннего возраста снижено настроение, много ворчит, высказывает критику по любому поводу. Люди глубоких интересов, но глубоко пессимистичны. Друзей имеют мало.
- Эмоционально неустойчивые. Беспричинные колебания настроения даже в течение дня. Их активность и желания идут вслед за настроением и быстро меняются.
- Возбудимые люди с холерическим темпераментом, порывисты, плохо переносят ожидание. Непродуктивный гнев заканчивается чувством вины; всегда позже обещают больше так не поступать, однако чуть позже все повторяется.
- Взрывчатые (эпилептоидные). Неторопливы в движениях, мыслях, действиях. Сдержанны, аккуратны, того же требуют от других. Это люди жестких привычек и правил. Устойчивы в дружбе. Долго помнят нанесенную им обиду, отличаются мстительностью.
- Психопаты со сверхнемеренными идеями: содержание сверхнемеренных идей и путь их реализации меняется в течение жизни (патологически ревнивы и др.), фанатики, патологические правдолюбцы.
- Астенические психопаты. Считают себя хрупкими, и если бы не это, то все бы в жизни получилось. В своей слабости уверяют окружающих. Помощь принимают как должное, без особой благодарности.
- Психопаты – психастеники. Трудно принимают решения. Постоянно сомневаются в выборе целей и средствах их достижения. Робки, застенчивы. Бывают с тревожными чертами характера. Обладают обостренным самолюбием.
- Истероидный. Эгоцентризм, стремление любой ценой оказаться в центре внимания. Манипулирование окружающими в своих целях. Несгибаем в суждениях и взглядах. Иногда верят в собственную ложь, подменяя ее реальностью.
- Шизоидные. Эмоционально черствы, необщительны, широко эрудированны. «Органические» психопатии.
Изменения личности вследствие поражений головного мозга.
Если поражения головного мозга произошли внутриутробно, то формируются психопатологические черты личности. 2 варианта:
1. Неустойчивые. Безтормозные. Свойственно стремление к удовольствиям, которые могут получить без определенных усилий. Устойчивых интересов и привязанностей не образуется. Долго употребляют алкоголь, наркотики, ведут беспорядочную половую жизнь. Необходим постоянный контроль, а не то пускаются во все тяжкие.
2. Возбудимые психопаты. Угрюмо-мрачное настроение и злобная аффективность. Им свойственна пиромания, дромомания, клептомания. Друзей нет, есть – «враги». Низкий уровень дебильности.
Патохарактерологическое развитие личности. Относятся личности, которые условно можно отнести в психопатологическую группу:
- Воспитанные по типу «кумир семьи». Родственники бурно восторгаются ребенком. Ребенок в центре внимания и вызывает восхищение. Следствие: эгоцентризм, капризность, подчинение себе окружающих, высокомерие.
- Воспитание по типу «золушка».
- Условия гиперопеки;
- Условия гипоопеки.
- Непоследовательное и противоречивое воспитание.
Ресоциализация и типичные формы отклоняющегося поведения в подростковый период.
Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия. В подростковый период изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Формы отклоняющегося поведения в подростковый период: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками (делинквентное поведение – антисоциальное как вид девиантного поведения); уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, агрессивное поведение, промискуитет – беспорядочные половые связи, граффити, субкультурные девиации – сленг, татуировки, шрамирование (асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); наркозависимость, компьютерная зависимость, самопорезы, пищевые аддикции, суицидальное поведение (аутодеструктивное или саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм).
Источник