Психическое развитие ребенка по выготскому

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Л. С. Выготский впервые (1927) выдвинул положение о том, что именно исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека. Он критиковал биологические, натуралистические концепций человека, противопоставив им свою теорию культурно-исторического развития. Им была выдвинута идея преобразования психических процессов. Преобразование это понималось Л. С. Выготским как необходимый результат усвоения человеком продуктов человеческой культуры в процессе его общения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский положил в основу своих исследований две следующие гипотезы: гипотезу об опосредствованном характере психических функций человека и гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».

Согласно гипотезе интериоризации психическая деятельность первоначально происходит из внешней деятельности путем интериоризации (вращивания внутрь) и хранит важнейшие ее черты, к которым относятся орудийность и социальность.

«Поиск» этих двух важнейших черт в содержании психической деятельности привели Л. С. Выготского к формулировке указанных гипотез и закона формирования высших психических функций. Высшие психические функции (речь, произвольное внимание, произвольная память, предметное восприятие, понятийное мышление) он называл историческими, произвольными и опосредованными. Произвольность понималась при этом, прежде всего, как целенаправленность: в процессе онтогенеза ребенок учится управлять своей психической деятельностью, запоминать что-либо или обращать внимание на что-либо мало интересное в соответствии с целью (запомнить, обратить внимание). Но что позволяет ребенку овладеть своей психической деятельностью? Л. С. Выготский говорил о наличии внутреннего орудия или средства овладения, под которым понимал знак, фиксированный, прежде всего, в слове, значение слова. Речь же Л. С. Выготский рассматривал как универсальную знаковую систему, дающую возможность ребенку овладеть всеми другими познавательным функциями.

Таким образом, согласно первой из гипотез, специфически человеческие особенности психики возникают вследствие того, что прежде непосредственные, «натуральные» процессы превращаются в опосредованные благодаря включению в поведение промежуточного звена («стимула — средства»). Например, при опосредованном запоминании замыкающиеся элементарные связи структурно объединяются посредством мнемотехнического знака. В других случаях эта роль осуществляется словом.

Принципиальное значение имела и вторая гипотеза, одновременно выдвигавшаяся Л. С. Выготским, согласно которой опосредованная структура психического процесса первоначально формируется в условиях, когда посредствующее звено имеет форму внешнего стимула (и, следовательно, когда внешнюю форму имеет также соответствующий процесс). Это положение позволило понять социальное происхождение новой структуры, не возникающей изнутри и не изобретающейся, а необходимо формирующейся при общении, которое у человека всегда является опосредованным.

Л. С. Выготский писал, что все внутреннее в высших формах первоначально было внешним, т. е. было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития. Сказать о процессе «внешний» — значит сказать «социальный». Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения людей. Сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия — одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функцию общения. Таким образом, согласно этому закону психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, развитой его учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия, через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю, т. е. собственно саморазвивающиеся психические процессы.

Интериоризация происходит путем «присвоения» психикой структур внешней деятельности, её овладения в ходе совместно распределенной работы с «другим» (где «другой» составляет не внешний момент, а важнейшую структурную составляющую данного процесса), при развивающейся активности личности, ее самодвижении, саморазвитии. Именно это саморазвитие внутренних структур деятельности образует тот реальный психологический фон, на котором ставится воспитание как формирование личности. Так, в соответствии с идеями Л. С. Выготского, развитие психики в онтогенезе можно представить как процесс присвоения ребенком общественно-исторических способов внешней и внутренней деятельности.

В заключение анализа культурно-исторической концепции Л. С. Выготского приведем основные ее положения, тезисно изложенные его учеником и последователем А. Н. Леонтьевым. «Опосредованная структура психических процессов всегда возникает на основе усвоения индивидуальным человеком таких форм поведения, которые первоначально складываются как формы поведения непосредственно социального. При этом индивид овладевает тем звеном («стимулом — средством»), которое опосредствует данный процесс, будь то вещественное средство (орудие), или общественно выработанные словесные понятия, или какие-нибудь другие знаки. Таким образом, в психологию вводилось еще одно капитальное положение — положение о том, что главный механизм психики человека есть механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Так как при этом деятельность может происходить только в ее внешнем выражении, то допускалось, что усвоенные в их внешней форме процессы далее преобразуются в процессы внутренние, умственные».

Источник

В этой статье будут рассмотрены вопросы основных принципов развития детей, согласно Л.С. Выготскому и возрастная периодизация детства Д.Б. Эльконина. Многие ученые разделяли детство на периоды в зависимости от тех или иных критериев, но именно представленная периодизация кажется мне наиболее ясной и аргументированной, поскольку опирается на понятия ведущей деятельности и психических новообразований.

Вопрос развития детей был причиной многих сломанных копий среди отечественных и зарубежных психологов. Развитие ведет за собой образование или наоборот? Революционным стали труды Л.С. Выготского о том, что развитие ребенка зависит от образования, которому способствует окружающая среда и взрослые.

Теория зоны ближайшего развития Л.Выготского вошла во все мировые учебники по возрастной психологии. ЗБР — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

Уровень актуального развития — задания, которые малыш может выполнить сам. К примеру, самостоятельно держать ложку.

Зона ближайшего развития — действия, которые ребенок осуществляет с помощью взрослого. В приведенном выше примере, если с помощью взрослого малыш сможет зачерпнуть еду ложкой из тарелки, то это и будет его зоной ближайшего развития. То есть то, что в скором времени он научится делать самостоятельно.

Это основывается на предположении, что, обучаясь какому-то элементарному действию, ребенок параллельно осваивает общий принцип этого действия. К примеру, поднимая крышку коробки, открывается то, что внутри. Значит, если потянуть что-то похожее на крышку наверх, можно увидеть, что сокрыто под ней. В дальнейшем, ребенок начинает открывать не только эту коробку, но и другие предметы с крышкой. Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что малыш умеет, и не учитывать уровень его возможного развития. Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;

  • от его возможностей;

  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

    Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему. Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок принимает и делает внутренними те виды деятельности, которые пришли к нему извне, то есть были внешними. Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия. То есть внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики, и через общую социально-символическую деятельность, в основном речь, формируется основа психики ребенка.

Из вышесказанного формулируется основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Л. Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Дании Борисович Экльконин соглашался с мнением Льва Семеновича Выготского и писал, что развитие ребенка – самообуславливающийся процесс, поскольку это адаптация ребенка с уже врожденной наследственностью к условиям окружающей среды. То есть на развитие влияют 2 фактора: генетический (внутренний) и социальный (внешний).

Продолжая исследования Выготского Эльконин подтверждал, что психическое развитие человека происходит через обучение. А обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, которую демонстрирует взрослый. Может показаться, что игра часто проходит без взрослого, но вполне развивает ребенка. Но надо учитывать, что в игрушки взрослыми уже вложен смысл и потенциал обучения.

Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный.

Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

  • определенной социальной ситуацией развития или спецификой формы отношений ребенок-взрослый;

  • ведущим типом деятельности;

  • основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Эльконин выделяет 2 типа развития ребенка: стабильные периоды с медленными и незначительными изменениями и критические – стремительное развитие с возникновением психических новообразований. И именно это новообразование будет генеральной линией развития в последующий стабильный период.

Периодизация детства по Эльконину:

1️. Кризис новорожденности. Интересно, что этот кризис был открыт последним. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом для себя мире, где холодно, светло, нужно самому дышать, питаться и выделять лишнее. В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого, несмотря на то, что у него еще нет никаких способов взаимодействия, кроме крика. Психологически этот период заканчивает вместе с комплексом оживления, когда малыш начинает общаться с родителями мимикой, движением всего тела и гулением (1,6 – 2 месяца). И на следующем этапе жизни в основном малыш будет тренироваться в общении с окружающими. У него начинается индивидуальная психическая жизнь.

2️. Младенчество (первый год жизни). Младенцем считается ребенок, который еще не может значительно отползти или отойти от родителя. С появлением некоторой пространственной свободы, у него возникает небольшая самостоятельность. К 4 месяцам у младенца возникает ориентировочная реакция на новые раздражители, это является предвестником манипулятивной деятельности ребенка. К тому же к этому возрасту формируется потребность именно в человеке рядом, а не просто в удовлетворении нужд. Появляются ощупывающие движения, но они еще не направлены. Взгляд малыша уже сосредоточен, может следить за предметами и заинтересовывается новым. Хватание предметов говорит о восприятии ребенком пространства: сначала он промахивается, но, тренируясь, у него получается все лучше и лучше. И, вот, игрушка поймана с первой попытки. Вся деятельность ребенка на первом году жизни направлена на эмоциональное общение со взрослым и важно ему ее обеспечить.

3️. Кризис первого года. Когда ребенок начинает ходить, он научается просить интересные ему предметы сначала жестом, потом и голосом. Это предметное общение и двигательная самостоятельность разрывают слияние между ребенком и его значимым взрослым. Становится очевидным, что из двое. Это и есть кризис первого года жизни. Новообразования этой ступени:

  • возникновение речи. Конечно, эта речь понятна пока только маме, но это уже общение, хоть и связанное только с ситуацией, в которой возникают малышковые слова.

  • Ходьба. Взрослый помогает освоить трудности перемещения в пространстве. Но если раньше ребенок мог двигаться только вместе с кем-то, то теперь от окружающих достаточно только помощи.

  • Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей.

4️. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Активность ребенка в самостоятельном и совместном освоении предметов, его желание в эмоциональном общении по поводу этой деятельности требует новой системы общения — языка. Да, их теперь двое, но познают мир они пока вместе. К.Левин отмечал, что в этом возрасте предметы притягивают ребенка. Замечена так же слитность действия и восприятия. Орудийное действие этого периода предполагает, что ребенок с помощью взрослого, через совместное действование постигает цель вещей, которая изначально для него не очевидна. Развитие предметного действия происходит через превращение совместного действия в разделенное, а потом и полностью самостоятельное. В это период формируется речь: от ситуативного слова к названиям предметов, функциональным словам, а потом и к предложениям. В начале этого периода ребенок повторял действия взрослого, считая их своими. Потом он замечает, что именно взрослый сначала манипулирует предметами, а он только повторяет. В этот период он может называть себя чужими именами. К концу периода тоддлер выделяет из окружающего мира вещей и людей свое собственное «я». Основное образование этого периода «Я-сам».

5. Кризис трех лет. Распад «мы» и появление «я» сопровождается не очень приятными для родителей симптомами.

  • Негативизм. Бескомпромиссное «неть» на все предложения от родителей, при том, что от других людей предложение может быть принято с первого раза.

  • Упрямство. Ребенок будет настаивать на «неть» не потому, что ему не нравится идея, а потому что он решил отказаться и будет стоять на своем.

  • Обесценивание. Любимые родственники вдруг становятся «плохими и каками».

Все это нужно малышу для выделения собственного «я», это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

6️. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Ребенку уже не интересна совместная деятельность, он начинает стремиться к самостоятельности. Вместе с этим он хочет быть сильнее включенным в жизнь окружающих. Но поскольку ребенок еще не может принять полноценное участие в жизни взрослых, то он начинает играть эту жизнь. Во время игры малыш берет на себя роль какого-либо взрослого человека, воссоздает жизненную ситуацию с помощью игрушек (а не реальных предметов) и действует с этими игрушками, подражая взрослым. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. Игра — основной и самый важный вид деятельности для этого периода детства. Она постоянно развивается. Сначала ребенку интересны бытовые сюжеты, потом рабочие, потом общественно-политические. Через игровую деятельность ребенок перенимает мораль того общества, в котором живет. Сами действия ребенка постепенно упрощаются до символических, это помогает сосредоточиться на смысле игры. Такой перенос значений в игре — путь к возникновению символического мышления, а правила в игре развивают произвольность ребенка. Кроме игры в этот дошкольный период есть еще и продуктивная деятельность: рисование, лепка, поделки. В начале такой деятельности маленький человек знакомится со свойствами предметов: цвета, форма, возможности. Это дает ему основу для создания индивидуального творчества. С 3 до 7 лет ребенок начинает узнавать, что такое учеба. Но если он научился читать, это не значит, что он готов к школе. Его мышление еще не сформировано для этого, поскольку оно наглядно-образное — может выполнять только конкретные операции. Логика ребенка — эгоцентрична, он не понимает еще противоречий, не может рассуждать. К концу этого периода у ребенка формируется произвольность действий, появляются первые элементы самооценки и оценки. Все эти составляющие личности являются необходимым бэкграундом для возникновения у ребенка желания учиться — быть школьником.

7️. Кризис семи лет. Его характеризует с одной стороны потеря непосредственности, с другой — паясничество и манерничание. Примером проявления кризиса семи лет является симптом «горькой конфеты»: ребенка оценивают хорошо за явно плохую работу, он это понимает и огорчается.

8️. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность в этот период — учебная. Ребенок осваивает знания, накопленные человечеством, и через это изменяется сам. Школа требует от него подчинения определенным правилам и это тренирует произвольность. Контроль и оценка учебных действий помогают ребенку учиться. В этом возрасте мышление становится словесно-логическим и рассуждающим, память становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря этим новообразованиям дети способны понимать научные понятия и использовать их.

9. Кризис 11 —12 лет и подростковое детство. Он связан с половым созреванием. Ребенок начинает быстро расти, появляются вторичные половые признаки. Эмоциональный фон подростка нестабилен. Повышается интерес к своей внешности, при этом тяжело переживаются все существующие и вымышленные изъяны. Возникает новый образ своего физического «Я». Новообразование этого периода — чувство взрослости. Ребенку нужны новые границы со взрослыми. А потребность межличностного общения со сверстниками возрастает. Ведущая деятельность этого периода — интимно-личностное общение.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник