Психическое развитие ребенка по комаровскому

Психическое развитие ребенка по комаровскому thumbnail

Симптомы ЗПР по мнению Комаровского

Доктор Комаровский имеет свое мнение о таком заболевании, как ЗПР, и в своих работах помогает родителям не только разобраться со сроками становления речи и иных навыков у детей, но и с какой стороны лучше подойти к процессу коррекции, с какими докторами и специалистами взаимодействовать.

Симптомы ЗПР по мнению Комаровского

Опираясь на свой многолетний опыт, известный педиатр страны Евгений Олегович Комаровский отмечает следующие характеристики развития у ребенка задержки психического развития: нарушение всех интеллектуальных процессов (речь, мышление, память, внимание, восприятие).

  1. Восприятие – неточное, фрагментарное, что не позволяет ребенку сформировать целостный образ окружающего мира. Как отмечает доктор, чаще у детей страдает именно слуховое восприятие, следовательно, и коррекционную работу желательно сопровождать визуальным сопровождением, создавать так называемый «мостик» между звуком и изображением.
  2. Внимание – поверхностное, кратковременное, неустойчивое. Любой, даже минимальный посторонний стимул будет отвлекать от выполнения той или иной работы.
  3. Концентрация – сопровождается дефицитом внимания и синдромом гиперактивности, как результат, тяжело сосредоточиться на выполнении одного задания.
  4. Память – процесс запоминания напоминает мозаику. Характеризуется низким уровнем мыслительной активности и навыка воспроизведения информации, преобладание наглядно-образной памяти и слабо развитой вербальной, низкая способность из потока информации выбрать главное.
  5. Мышление – характеризуется трудностями с формулировкой выводов, постройкой умозаключений, выстраиванием событий по порядку, синтезом и анализом.
  6. Речь – многие звуки могут быть артикуляционно искажены, ограниченный словарный запас, сложности в составлении и произношении связных и логических словесных цепочек, речевая инактивность. Иногда наблюдается сочетание ЗПР с ЗРР, дислексией, дисграфией, полиморфной дисплазией.
  7. Личностная сфера – незрелость личности, безволие, безынициативность, внушаемость, резкая смена настроения, эмоциональная лабильность.
  8. Моторика – тики, гиперкинезы, недостаточная координация, двигательная неловкость.

Доктор Комаровский акцентирует внимание, что в зависимости от причины развития заболевания, могут проявляться разные симптомы, которые желательно определить в раннем детском возрасте.

Диагностика и методы лечения ЗПР у детей по Комаровскому

Диагностировать ЗПР может невролог, психоневролог, невропатолог, детский психолог и даже педиатр. Используется целый ряд методик и техник, которые позволяют определить уровень развития ребенка. Часто назначают прохождение генетических экспертиз, МРТ, КТ и прочих исследований. Как отмечает педиатр, что касается диагностики, все методы хороши.

Что же касается методов лечения, Комаровский выдвигает протест любому медикаментозному лечению, если не наблюдаются серьезные психические расстройства, например, шизофрения.

«Если доктор назначает для коррекции ЗПР у детей дошкольного возраста лекарства, он не специалист, а шарлатан…» – Е.О. Комаровский.

Прежде необходимо точно определить основную причину ЗПР и только потом подбирать действия по коррекции. Вот, например, часто родители говорят, что, мол сын/дочь «не говорит», что подразумевается под данной фразой? – полное отсутствие речи, невнятная речь, наличие звуков/лепета, есть слова, но нет предложений? Да, есть проблемы с речью, значит необходимо сразу проверить слух, обратить внимание на наличие иных заболеваний, внутриутробных травм, неврологических заболеваний и прочее.

Иными словами, нужно лечить не следствие, а причину.

Итак, для лечения необходимо использовать разные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, проходить терапии: с дельфинами, лошадьми, АВА и т.д., но без лекарств, волшебных пилюль нет – мнение Комаровского.

Советы родителям от Комаровского

  1. Никогда не кричите на ребенка, у него выработается отторжение, замкнутость в себе и протест окружающему миру, так симптомы ЗПР только усугубятся.
  2. Создайте дома благоприятную атмосферу для развития: никаких скандалов, спокойная речь, отдельная комната для малыша, развивающие игрушки, мягкое освещение.
  3. Постоянно разговаривайте – ребенок всегда должен слышать правильную речь, без сюсюканий и неправильного произношения. Желательно комментировать все свои действия: «сейчас берем ложку», «надеваем майку», «польем цветы», «посмотрим мультик». Обращайтесь к ребенку, старайтесь вести диалог, он должен чувствовать, что его мнение для вас важно.
  4. Не ограждайте детей от окружающего мира, часто гуляйте, посещайте детские площадки, учите играть и взаимодействовать с другими.
  5. Не приучайте с раннего возраста играть в телефоне, планшете, компьютере, потом развить социальные навыки будет в разы сложнее.

Что говорят родители: отзывы

Мнение Комаровского относительно лечения детей с ЗПР не все поддерживают, как это обычно и бывает. В таблице мы собрали несколько мнений, как положительных, так и отрицательных. Информация взята с интернет-площадок: https://takprosto.cc/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/, https://takprosto.cc/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/, https://www.baby.ru/blogs/post/215857271-142383727/, https://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=10136.

ПоложительныеОтрицательные
Огромное спасибо, что вдохновляете и не позволяете нам опускать руки, постоянно смотрю все передачи Евгения Олеговича, которые касаются развития ребенка и ЗПР (Алина)Насчет лекарств соглашусь не полностью. Да, чудо-таблетки не существует, которая бы взяла и восстановила речь или убрала иные симптомы ЗПР, но дополнительно питать мозг нужно. Мы принимали ноотропы, как помощь при занятиях с психологом и логопедом, и результаты не заставили себя ждать.  (Марина)
Правду говорит, если с ребенком заниматься, то и результаты будут видны, а просто так пичкать таблетками, в надежде, что что-то изменится – глупо. (Полина)У Комаровского всегда все так просто на словах, а ведь на самом деле – это титанический труд и найти опытного доктора ох как сложно. (Лина)
Нам поставили ЗПР с речевой задержкой в 3 годика. Сначала была паника, но прочитав работу Евгения Олеговича успокоилась, ведь процесс обратимый, если упорно работать. Нашли высокопрофессионального невропатолога и логопеда, и результаты их работы видны после каждого занятия, и без лекарств. (Виктория)Сейчас ЗПР ставят каждому второму ребенку, который хоть немножко ведет себя не так, как хотелось бы окружающим. Сын непоседа и не мог сконцентрировать внимание на одном деле, постоянно отвлекался и переключался. Пытались и лекарства выписывать и к психологу отправляли, я все это игнорировала, так как ничего в подобном поведении критичного не видела. И правильно сделала, просто у нас такой характер и никаких проблем с развитием нет. Не спешите вешать ярлыки на своих крох. (Анна)
Что только нам не приписывали, сидели на таблетках с годовалого возраста, и как блок стоял, никакого сдвига не было. Потом дочь внезапно стала плаксивой и агрессивной, отменила все препараты. Месяц прошел пока она стала спокойной и приступы эти психические прошли, а еще через три месяца мы начали наблюдать первые успехи в овладении простейших навыков. Все-таки – эти лекарства при ЗПР противопоказаны! (Дарья)Диагностика ЗПР – это целая эпопея, мы на протяжении 2 лет сдавали кучу анализов, прошли массу исследований, выбросили на ветер колоссальную сумму денег, чтобы услышать то, что и так я знаю. Я сразу говорила, что у нас гипоксия мозга была при рождении и что нужно заниматься уже лечением, а не диагностикой и так явных фактов, но, увы… Вот вам и современная медицина! (Ольга)
Жаль, что на прием к Евгению Олеговичу попасть сложно, хотелось бы его мнение услышать, правильно ли мы занимаемся восстановлением ребенка. Уже два года как посещаем занятия АВА, летом стараемся на месяц ездить к морю, там реально виден прогресс. Сейчас в поисках нового метода. (Яна)Сколько врачей, столько и мнений, и вот кого слушать, нашего невропатолога у которого куча регалий и порядка 40 лет стажа или Комаровского? Ответ напрашивается сам, я учту мнение Евгения Олеговича. Но все же буду выполнять предписания нашего лечащего врача. (Света)

Вывод

Евгений Олегович Комаровский уже не первый год ведет свою передачу, где рассказывает о детских заболеваниях, препаратах, методах лечения и диагностики, не пропустив и распространенный среди современных детей диагноз ЗПР. Родительские отзывы на мнение педиатра разделились на два лагеря, но они все сошлись в едином мнении – с ребенком нужно заниматься.

Видео — Психологическое развитие ребёнка

Источник

Этапы развития ребенка по Комаровскому. Ежемесячные нормы развития навыков у детей первого года жизни, прибавки роста и веса. Рекомендации родителям от известного доктора.

Вот маленький человечек и появился на свет. Он с первых минут своей жизни удивляет родителей и очень радует их. Дети меняются в течение первого года очень быстро, поэтому нет ничего необычного в том, что молодых родителей интересует, нормально ли идет развитие ребенка. По Комаровскому своих детей воспитывают множество родителей. Он в своих передачах и книгах подробно говорит о развитии детей и о том, что нужно делать в этот период маме и папе.

Умения новорожденного

Новорожденным ребенок считается от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Всего четыре недели уходит у ребенка на формирование основных умений и навыков. На этом этапе у крохи развиваются органы чувств, которые помогут ему изучать окружающий его мир. Зрение у него неострое, он видит лишь нечеткие пятна с различной яркостью. Фокусировка разовьется у него немного позже.

На момент рождения у грудничка немного снижен слух, но спустя 4−5 дней он становится таким, как и во взрослом возрасте. Малыш способен различать кислое, сладкое и горькое. У него хорошо развито осязание, и поэтому прикосновения и любые тактильные ощущения для него очень полезны.

Режим для малютки на первом месяце жизни играет немаловажную роль для дальнейшего развития. Здоровье ребенка зависит от того, как мама и папа организуют для него сон, питание, гигиенические процедуры и прогулки. Малыш, который кажется беспомощным, на самом деле умеет немало. На первом месяце жизни он демонстрирует врожденные рефлексы, которые впоследствии полностью исчезнут, так как перестанут быть нужными ребенку. Оценить наличие основных рефлексов родители могут самостоятельно, не обращаясь к доктору:

  1. Хватательный рефлекс. Нужно поднести свой указательный палец к ладони ребеночка, он тут же схватит его.
  2. Рефлекс объятий. Грудничок должен лежать на столе или любой твердой поверхности. При резком стуке по столу возникает громкий звук с вибрацией, из-за которой малютка совершает ручками движение, как будто хочет кого-то обнять. Он немного прогнется назад, широко разведет руки и резко вернет их к груди.
  3. Рефлекс ползанья. При положении лежа на животе кроха рефлекторно движется так, как будто пытается ползти.
  4. Шаговый рефлекс. Нужно взять кроху под мышки и поставить в вертикальное положение. Ножки должны опираться на твердую поверхность. Малыш будет толкаться и пружинить, пытаясь переставлять ноги, как будто шагая.

Среднестатистические показатели роста новорожденного говорят о том, что ребенок прибавляет всего 1,5−2 сантиметра. Что касается веса, то он увеличивается на 450−700 граммов. Эти цифры не являются догмой, так как каждый малыш развивается индивидуально.

Основные рекомендации доктора Комаровского для этого возраста заключаются в обеспечении правильных параметров воздуха и установлении режима. Малыш должен купаться в прохладной воде, ежедневно гулять на свежем воздухе и находиться в комнате, где температура воздуха не превышает 20 градусов тепла, а влажность находится в пределах 50−70%.

Как утверждает Комаровский, до года развитие ребенка-девочки по месяцам не особо отличается от развития мальчика.

Один месяц

Этап новорождённости подошел к концу. У ребенка уже снижен тонус мышц, он более скоординированно двигает конечностями. Пупок к этому времени уже заживает. Сон ребенка продолжается по 17−20 часов в сутки. Среднестатистические дети в этом возрасте уже могут на протяжении нескольких секунд держать головку.

Зрение совершенствуется с каждым днем, и малютка уже может зафиксировать свой взгляд на неподвижном предмете на пару секунд. Он уже узнает свою маму, но больше не зрительно, а по голосу и запаху. Он ей радуется, демонстрируя рефлекс объятий. Детеныш делает первые попытки в произношении звуков.

Девочки (чей вес при рождении составлял больше 3 кг) в этом возрасте весят около 4150−4400 г при росте в 53−55 см. Мальчишки весят 4400−4900 г при росте в 54−56 см.

На этом этапе полезно не только купать малыша, но и заниматься с ним плаваньем. Лучше всего отказаться от детских ванночек и пользоваться сразу родительской. В продаже имеются специальные круги для ванны, которые надеваются на шею малыша и надежно удерживают его на плаву.

Два месяца

Малыш меняется внешне и становится по-настоящему милым. Он ведет себя намного спокойнее, чем раньше, его движения становятся четкими и скоординированными. Сон занимает 19 часов в сутки и становится крепким.

Грудничок уже способен фокусировать взгляд не только на неподвижных, но и движущихся предметах. Он может держать голову в течение 15−20 секунд, находясь в положении лежа на животе. Если родители положат его на бочок, то он сам перевернется на спину. Многие крохи уже дарят своим родственникам свою лучезарную улыбку, гулят и поют. Они способны определять направление звука и поворачивают в эту сторону голову.

За этот месяц малыш прибавляет в среднем 800 граммов и 2 сантиметра.

Родители должны внимательно следить за совершенствованием навыков ребеночка. Если он в возрасте 2 месяцев не может удерживать голову, никак не реагирует на громкие звуки или появление мамы, то стоит проконсультироваться со специалистами (лором, неврологом, педиатром).

Три месяца

Через три месяца от рождения кроха выглядит еще краше. У него растет подкожно-жировая клетчатка, и он становится пухленьким. Большинство детей в этом возрасте уже умеют самостоятельно переворачиваться, лежа на животе опираются на локти и предплечья. Малыш тянется к интересующему его предмету, и все, что попадает ему в руки, он тянет в рот.

Он способен различать основные цвета, его осязательное восприятие активно совершенствуется. Кроха любит щупать предметы различной текстуры. Среднестатистическая прибавка массы тела за этот месяц составляет 800 граммов. Рост увеличивается на 2,5−3 см.

Трехмесячный кроха уже интересуется играми, поэтому родители должны экспериментировать с игрушками и показывать малышу погремушки, пищалки и трещотки. Не стоит забывать о профилактической ежедневной гимнастике и укрепляющем массаже.

Четыре месяца

Врождённые рефлексы постепенно угасают, а некоторые исчезают вовсе. Стремительно развивается желудочно-кишечный тракт, и колики перестают беспокоить ребенка. Малышу необходимо общение, он гулит, пытается распевать звуки. Некоторые малютки в этом возрасте даже смеются. Спит малютка в сутки по 15 часов, бодрствует — около 2 часов. Во время бодрствования родители должны проводить время максимально полезно для ребенка: делать массаж, гулять на улице, заниматься развивающими играми.

Четырехмесячный малыш должен прибавить за месяц около 700 граммов и 2,5 см.

Пять месяцев

В этом возрасте первоочередным для ребенка является эмоциональное общение. Он осознанно улыбается и смеётся. Многие детки, но не все, к началу шестого месяца уже сидят с опорой спины. Крошка распознает лица, разглядывает свое отражение в зеркале и сильно беспокоится при отсутствии мамы в поле зрения.

У ребёнка совершенная координация движений, он может хватать нужные предметы. Малыш может играть сам около 15 минут. Средняя прибавка веса составляет 700 граммов, а роста — 3 см. При дефиците веса педиатр может рекомендовать начать прикорм.

Шесть месяцев

Мускулатура ребенка очень активно развивается, и большинство детей к своему полугодию сидят и даже пытаются ползать. Малыш становится очень активным и требует к себе пристального внимания.

На этом этапе начинают прорезываться первые зубки. Теперь малютка может не только схватить нужную игрушку, но и поднять игрушку, выпавшую из рук. Умственное развитие происходит невероятно активно, и маленький человечек уже может построить причинно-следственную связь:

  • Если кинуть погремушку — она упадет;
  • Если заплакать — прибежит мама;
  • Если заплакать очень громко — вместе с мамой примчатся папа, дедушка и бабушка.

Кроха реагирует на свое имя, прислушивается к речи и оживляется, когда слышит знакомое слово. Он уже пытается говорить слогами. Конечно, в них нет смысла, но сказанные новые звуки очень радуют малыша. За это месяц ребенок должен набрать в среднем 600 граммов веса и вырасти на 2 сантиметра.

Если он еще не сидит, то родители не должны на этом настаивать. Педиатр Комаровский рекомендует поощрять навык ползанья.

Семь месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже встают, имея опору. Зрение уже хорошо развито, ребенок может различать предметы, находящиеся на расстоянии. Он познает мир, переворачивая предметы, пробуя их на вкус, кидая и переставляя. Многие мамы беспокоятся вопросом о том, что должен уметь ребенок-девочка в 7 месяцев. Комаровский никогда не говорит про пол ребенка, но считается, что умственное развитие у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

Семимесячный кроха может пить из чашки, есть с ложки и держать бутылочку. За этот месяц прибавка в весе должна составлять 600 граммов, а в росте — 2 см. На этом этапе родители должны уделить особое внимание речи. Нужно постоянно разговаривать с малышом и описывать все, что находится вокруг. Это поможет ему называть вещи своими именами. В этом возрасте ребенку уже не нужны ночные кормления.

Восемь месяцев

Карапуз уже способен совершать перевороты во всех направлениях. Некоторые играют в «ладушки», практически у всех уже хорошо развита мелкая моторика. В этом возрасте малыш может бояться внезапных громких звуков (от пылесоса или кухонного комбайна). Он пытается контактировать с людьми и оживляется, когда его хвалят.

Восьмимесячный малыш прибавляет в весе около 500 граммов и вырастает на 1,5 см. Если у крохи еще нет ни одного зуба, то это совсем не является поводом для паники. Разрыв в развитии отдельных детей в этом возрасте значительно увеличивается. Одни уже стоят и пытаются ходить, а другие только садятся.

Комаровский рекомендует мамам не верить в миф про проблему, если малыш ходит на цыпочках и перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми. Понять, что все дети разные.

Девять месяцев

Кроха уверенно ползет и делает это своим собственным способом. Он сидит и может стоять у опоры. Уже можно учить ребенка частям тела. Он любит подражать взрослым и копировать их поведение. За девятый месяц масса тела ребенка увеличилась на 500 граммов, а рост — на 1,5 сантиметра.

Девятимесячный малыш очень любознателен и активен, он норовит исследовать в доме все комоды и ящики, находящиеся в его доступности. Это травмоопасный период, родители должны внимательно следить за ребенком и обеспечивать ему безопасность.

Десять и одиннадцать месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже ходят. Но если малыш не предпринимает никаких попыток самостоятельно шагать, то настаивать не нужно — всему свое время. Он выполняет простые родительские просьбы:

  • Подать игрушку;
  • Взять бутылочку;
  • Кинуть мячик.

Не первый план выходит психоэмоциональное и умственное развитие. Активно совершенствуется речь. Ребенку нужно как можно больше читать, говорить с ним. За два месяца дети подрастают на 1,5 сантиметра и прибавляют в весе около 450 граммов.

На нашем сайте доступны таблицы развития ребенка по месяцам до года. Комаровский при этом никогда не разделяет детей по половому признаку.

Один год

На этом этапе подводится итог умений, приобретённых за год. У ребенка прекрасно развита мускулатура, у него уже прорезались 1−8 зубов. Он самостоятельно сидит на корточках и встает без поддержки, забирается на диван и спускается с него.

Кроха говорит около 15 слов, собирает пирамидку и совершенствует свою долговременную память. Вес малыша должен быть втрое больше, чем при рождении. За месяц он вырастает на 1,5 сантиметра.

На этом этапе проводится плановый медицинский осмотр узких специалистов. При отставании ребенка от описанных норм волноваться не стоит. Он вскоре догонит своих сверстников. Как говорит Комаровский, развитие ребенка-мальчика по месяцам до года ничем не отличается от развития девочки.

Источник