Психическое развитие ребенка первого года жизни краткое содержание

Психическое развитие ребенка первого года жизни краткое содержание thumbnail

Особенности психического развития ребенка до 1 года связаны с укреплением опорно-двигательного аппарата организма ребенка, на основе которого возникает способность ребенка захватывать и удерживать предметы в руках. Рука ребенка при этом движется под контролем зрения, что свидетельствует о появлении зрительно-двигательных координаций. Под влиянием познавательной потребности и потребности в активности ребенок интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Операционную сторону такого манипулирования составляет действие хватания. Ребенок стремится освоить как можно большее количество предметов, начинает ползать, пытаясь достать интересную игрушку, а к концу 1-го года жизни учится ходить, что значительно расширяет ее самостоятельность.

В конце 1-го полугодия потребность малыша в общении со взрослым начинает перестраиваться: он стремится к совместным действиям со взрослыми, то есть возникают деловые мотивы общения (например, стремление вместе со взрослым осматривать игрушку). Общение включается в процесс манипуляций с предметами, в его содержании появляются комментирования действий, пояснения к ним, контроль за ними.

В ходе этих видов деятельности у младенца возникают новообразования: эмоциональное отношение к взрослым, психологическая общность существование с другими, хватание предметов, некоторые перцептивные действия.

Возникает важная форма связи ребенка с действительностью через сотрудничество со взрослыми, что является основой развития сознания.

Во II полугодии появляются манипуляционные действия.

Значение манипуляций с предметами в том, что ребенок овладевает общественными способами использования предметов, усваивая их функции и назначение.

На этой основе зарождаются предпосылки для развития речи. Первым этапом в его развитии выступает латентное усвоения языка, когда ребенок не может сам произносить слова, но уже понимает речь взрослого. К году ребенок произносит первые слова, фразы возникают после года. Благодаря речи у ребенка интенсивно начинают развиваться психические процессы. Она стремится назвать воспринимаемые объекты. В процессе манипулятивных действий с предметами зарождается наглядно-действенное мышление. Для того, чтобы мыслить, ребенку нужно одновременно действовать с предметами.

Таким образом, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, связанной с его физическим развитием (рука удерживает предметы, ребенок сам передвигается). Теперь малыш сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

ВЫВОДЫ о главных достижениях психического развития в младенческом возрасте:

– Появление зрительно-двигательных координаций, наблюдается выравнивание в развитии органов чувств и опорно-двигательного аппарата;

– Возникают предметные манипуляции, операционной стороной которых выступает действие хватания, а мотивационной – потребность в познании и активности;

– Общение с взрослым вплетается в манипулятивной деятельности с предметами;

– Расширяется самостоятельность ребенка в передвижении и познании, появляется первое “передособистисне” новообразования – активность;

– В сфере познавательных процессов возникает представление о предмете с устойчивыми свойствами; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются первые проявления наглядно-действенного мышления, начинается овладение пассивным и активным речью.

Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождение, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирования в пространстве, растут познавательные возможности.

Достижения ребенка в овладении предметами к концу первого года жизни получают в раннем возрасте особого расцвета. Общение ребенка со взрослым происходит как их совместная деятельность, отношения между ними косвенные предметом, предметными действиями. (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). В процессе такого общения происходит активное усвоение ребенком социально выработанных способов использования предметов.

Первые предметы, которыми овладевает ребенок, кроме игрушек, – бытовые в их функциональном назначении, что порождает предметные действия, а не манипуляции как на 1-м году жизни. Физические свойства предметов прямо не указывают на то, как их нужно употреблять. Носителем социально выработанных способов использования предметов выступает взрослый. Ребенок находится в противоречивой ситуации: она стремится сама выполнить действие, но не может этого сделать без образца взрослого. Преодоление этого противоречия приводит к тому, что возникает ситуативно-деловое общение как средство осуществления предметной деятельности, в ходе которой ребенок овладевает назначению предметов, учится действовать с ними так, как принято в обществе.

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие отстает в развитии

Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста обусловлена общением со взрослым как формой организации предметной деятельности малыша. Общение со взрослым происходит по поводу предметных действий с помощью речи, снижается его эмоциональность. Интенсивно развивается речь, вытесняя жесты и лепет. Такая форма общения – ситуативно-деловая. Деловые качества взрослого становятся главным мотивом общения. В 2,5 года ребенок в игре подражает взрослому, у него развивается символическое действие (использование заменителей). Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка. Подражания включает два компонента: копирование и отбор определенных образцов для подражания. Впоследствии возникает отсроченное подражания за памятью. Дети подражают действия, которым еще не овладели, и это способствует их усвоению.

По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного с взрослым выполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметной действия.

Вторая линия приводит к овладению способом использования предмета, к обобщению образа и возникновения игрового действия, которая этот способ изображает. В результате у ребенка возникает предметное отношение к действительности, которую он понимает как совокупность предметов с определенным назначением и функциями.

К концу 1-го года возникает узнавание (на основе неразрывной связи памяти и восприятия), предвидение, способность к замещению.

Предметно-манипулятивная игра имеет две формы: игра – исследование, игра – конструирование.

Взаимодействие со сверстником развивается по следующим этапам:

1 этап – отношение к ровесника как к объекту (касаются пальцами глаз другого малыша)

2 этап – 18-20 мес. – Игра “рядом, но не вместе”.

Взаимодействие с ровесником способствует развитию самосознания, имеет следующие проявления:

– С 2-х гг. Малыш комментирует свои действия (эгоцентричным речи), называет себя в 3-м лице;

– С 1 гг. – Узнает себя в зеркале;

– Осознает себя как личность (новообразование “Я”, появление местоимения “я”)

– С 2 р. – Дети сравнивают себя с другими, зарождается самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослого.

В процессе общения с окружающими ребенок учится понимать другого человека. С 1,5 г. Возникает стремление утешить расстроенную человека, эмоциональный отклик на ее переживания.

К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок-взрослый, перестраивается социальная ситуация развития.

Ребенок начинает осознавать определенный уровень своей компетентности в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленной на расширение самостоятельности. Теперь вхождения во взрослую жизнь связана с сюжетно-ролевой игрой, где ребенок переживает себя взрослой.

При блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности возникает кризис трех лет, впервые описана Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Симптомы кризиса 3-х лет:

1) негативизм – отказ выполнять требования;

2) упрямство – малыш настаивает на своем решении, привлекает внимание взрослого к необходимости уважать его мнение;

3) непокорность – протест против привычного порядка в доме;

4) отстранение от взрослого – “Я сам”;

5) обесценивание взрослых;

6) протест.

ВЫВОДЫ о достижениях раннего детства в психическом развитии:

– На основе физического развития значительно расширяется самостоятельность ребенка, что приводит к осознанию ею себя как деятеля (“Я сам”);

– Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность, имеющая игровое окраски;

– Предметно-манипулятивная деятельность осуществляется на основе предметных действий развивающихся у малыша с манипуляций;

– Развивается ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

– Познавательные процессы тесно взаимосвязаны; ведущим из них выступает наглядное восприятие, на основе которого развивается узнавание, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение, ребенок переходит к активной речи;

Читайте также:  Что такое раннее развитие ребенка своими словами

Источник

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы – безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка – «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

  • отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
  • выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
  • появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
  • зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;
  • развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитием органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л. С. Выготский назвал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление его активности. Ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка -деятельности общения, где предметом становится другой человек (М. И. Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Читайте также:  Оценка гармоничности физического развития ребенка

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития.
Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

  • складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
  • появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование – активность;
  • в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Материалы по теме

Особенности психического развития в раннем возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Психическое развитие новорожденного

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Закономерности психического развития в онтогенезе

Слободчиков В.И., Психология развития человека

Условия психического развития личности

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Условия психического развития

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Закономерности психического развития личности

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Источник