Психическое развитие ребенка от 3 лет до 7 лет

Психическое развитие ребенка от 3 лет до 7 лет thumbnail

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», – то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.

Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Источник

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности.

У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е. к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода. Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.

Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания. Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги.

В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал). Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически. Обычно они проявляются, когда родители дают кокие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.

(Для справки: непроизвольная память — это память без установки на запоминание в обычной деятельности, а произвольная — это запоминание в форме сознательной деятельности, включающая специальные установки на запоминание)

В дошкольном возрасте восприятие окружающего мира становиться более многоплановым, т.к. появляется опора на еще маленький, прошлый, но все-таки уже жизненный опыт, т.е. предметы, явления и связи между ними разнообразнее, т.к. ранее ребенок с ними уже был знаком. Развивается апперцепция — т.е. зависимость восприятия чего-либо от предшествующего опыта. Чем старше становиться ребенок, тем больше повышается роль апперцепции (вот почему взрослые люди имея разные условия своего развития и разный жизненный опыт одни и те же вещи воспринимают по-разному). Поэтому родители должны постоянно объяснять дошкольнику содержание рассматриваемых им картинок, обращать внимание на детели, помогать делать правильные выводы об увиденном (дети пока мыслят образно, они еще не овладели взрослой логикой рассуждения).

Говоря о развитии мышления данного периода, следует отметить, что наблюдается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а к 7 годам — к словесному мышлению. Дети обладают своей детской логикой )например, на вопрос: «Почему идет дождь?» – ребенок ответит: «Небо плачет»), но могут решать и довольно сложные задачи, рассуждая при этом правильно. Если вы хотите получить правильные рассуждения, то постарайтесь четко сформулировать свой вопрос, дайте возможность ребенку его запомнить и понять, а так же представить его себе. Например: «Что быстрее утонет: надувной шарик или кусок мыла?». Ребенок скажет шарик (т.к. он больше размером). Проделайте опыт и он поймет, что размер предмета здесь не причем. Если ребенок, решая поставленную вами задачу, понимает ее и  наблюдает за ее решением, он сможет логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия «живой» и «неживой» предмет, «день» и «час» и т.д. Например, если вашему ребенку 3-4 года и вы сказали уходя, что прийду через полчаса – это ему ни о чем не говорит, а если ребенку 6-7 лет, он будет четко понимать, через какое время вы вернетесь.

В дошкольном периоде развития начинает формироваться самосознание, эмоциональная и мотивационная сферы, первоначальный склад личности.

Источник

Консультация для родителей

Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется. Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов. В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам. Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях. В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый. В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения с взрослым через социально значимый результат своего труда. В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», – то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной у умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

 Источник: Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология»

Источник

Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.

Мониторинг развития детей 3-7 лет

Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.

И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:

  • интересы и склонности;
  • особенности личности;
  • деятельностные умения;
  • поведение в различных ситуациях;
  • взаимодействие со сверстниками;
  • отношения со взрослыми людьми.

Эмоциональное развитие детей 3-7 лет

В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.

От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.

Развитие малыша с 3 до 7 лет

В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.

У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.

Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?

Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.

У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.

В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.

Рекомендации родителям:

  • больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
  • приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
  • посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
  • чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
  • проводить время наедине с крохой;
  • не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.

Развитие малыша с 3 до 7 лет

В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.

Рекомендации родителям:

  • по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
  • развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
  • постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
  • стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
  • позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).

В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.

Развитие малыша с 3 до 7 лет

Советы родителям:

  • делать упор на физической активности;
  • продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
  • развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.

6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.

Советы маме и папе:

  • постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
  • читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
  • приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
  • больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.

Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,

врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Источник