Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет курсовая работа
Социальная ситуация развития и предметная деятельность ребенка в раннем детстве. Особенности развития психических функций в раннем детстве. Особенности психического развития, умственного развития, воображения, общения, памяти у детей раннего возраста.
Подобные документы
Характеристика психического развития ребенка раннего возраста, значение формирования сенсорного восприятия. Методика определения уровня импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Роль общения с взрослыми для речевого развития ребенка в раннем детстве.
курсовая работа, добавлен 26.12.2014
Характеристика особенностей развития когнитивных функций в раннем детстве. Анализ особенностей умственного и физического развития в раннем детстве. Предметная деятельность и её роль в развитии малыша. Появление потребности в общение со сверстниками.
реферат, добавлен 27.11.2016
Теоретические основы развития воображения в раннем дошкольном детстве. Понятие воображения как психического процесса, его основные виды. Особенности воображения ребёнка в дошкольном детстве. Условия развития воображения как познавательной активности.
курсовая работа, добавлен 16.03.2015
Характеристика аспектов развития общения ребенка со взрослым. Определение влияния эмоционального общения со взрослыми на психическое развитие ребенка. Изучение форм общения в детстве по М.И. Лисиной. Анализ параметров развития ребенка раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 28.10.2010
Социальная ситуация как условие психического развития в дошкольном возрасте. Роль игры в предметной деятельности дошкольника. Особенности развития психических функций ребенка: внимание, память, мышление, речь. Анализ проблемы кризиса детей семи лет.
курсовая работа, добавлен 21.03.2014
Характеристика кризисов раннего возраста, особенности психического развития ребенка. Влияние общения на психическое развитие, роль игры во взаимопонимании ребенка со взрослым. Сущность социальной ситуации, значение предметно-манипулятивной деятельности.
контрольная работа, добавлен 25.06.2016
Анализ результатов лонгитюдного исследования взаимосвязи уровня развития модели психического и контроля поведения у детей раннего возраста. Соотношение модели психического и саморегуляции. Методики оценки развития модели психического в раннем детстве.
статья, добавлен 18.06.2018
Периодизация психического развития человека. Эмоциональное общение младенца со взрослым. Предметная деятельность как ведущая в раннем детстве. Развитие психики и особенности личности детей разного возраста, основные кризисные периоды и их преодоление.
курс лекций, добавлен 03.02.2011
Рассматривается развитие предметной деятельности и ситуативно-делового общения детей раннего возраста, роль родителей в формировании интеллекта и психики ребенка. Определяется закономерность развития психики в онтогенезе. Анализируется теория Выготского.
статья, добавлен 18.07.2018
Условия личностного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Зарождение первых социальных контактов ребенка при ситуативно-личностном общении в первые шесть месяцев жизни. Организация режимных процессов детей раннего возраста в детском саду.
контрольная работа, добавлен 24.04.2017
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).Период младенчества
Новорожденность-
Переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями.Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – « комплекс оживления » – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество-
Познавательное развитие р-ка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.
Кризис первого года жизни.
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис первого года жизни был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий.
Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Этот процесс тоже не совершается в один день. Это латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.
Третий момент — со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания», на языке семейного авторитарного воспитания.
Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании, и приобретают характер форменных гипобулических припадков, описание которых связано с учением о трудном детстве.
Вот три основных момента, которые описывают как содержание кризиса первого года жизни.
Подойдем к кризису прежде всего со стороны речи, т.к. она больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка.
Еще в младенческом возрасте, когда у ребенка нет языка в собственном смысле слова, сама социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребенка очень большой, сложной потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Ни один из детских возрастов не требует такого огромного числа форм сотрудничества, самого элементарного, как младенческий. Действия через других — основная форма деятельности ребенка. В этом заключается чрезвычайно своеобразное противоречие в развитии младенца. Ребенок создает ряд суррогатов речи. У него возникают жесты, которые приводят к такому, с точки зрения развития речи, важному жесту, как указательный. Таким образом, устанавливается общение с окружающими.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Кризис 3 лет.
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего « Я ». Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание « я сам » — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением « я » ребенка.
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………..…………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ …………………………………………….5
1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме в зарубежной психологии………………………………………………………..…5
1.2 Проблемы психологии развития ребенка в раннем возрасте в отечественной науке ……………………………………………..…………..….11
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ)………………………………………15
2.1 Особенности психологического развития ребенка раннего возраста……………………………………… …………………………………………….. ……………15
2.2 Мышление и его развитие у детей раннего возраста ……………………..17
2.3 Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами ………………………………..………………..………20
2.4 Особенности общения ребенка в раннем детстве …..…………………….23
2.5 Особенности умственного развития ребенка в раннем возрасте ………..25
2.6 Особенности развития воображения и памяти в раннем возрасте………..28
2.7 Предпосылки формирования личности в раннем возрасте…………….….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… ………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.
В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Возник вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.
Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило психологов относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.
В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития ребенка в раннем возрасте внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и др.
Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. Это говорит об отсутствии единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию развития ребенка как целостную систему знаний.
Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития ребенка в раннем возрасте был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития.
Актуальность исследования психологии ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста. В настоящее время подобных разработок, на высоком научном уровне, явно не достаточно.
Целью данной работы является рассмотрение основных понятий психологии развития ребенка в раннем возрасте, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития.
Задачами данной работы являются: изучение состояния теоретической разработанности проблемы особенностей психического развития ребенка в раннем возрасте в психологии; изучение основных закономерностей формирования единого психологического процесса и управления, выявление резервов его совершенствования.
Объектом исследования является психологическое развитие ребенка раннего возраста.
Предметом исследования являются изучение психологических закономерностей обучения и воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Анализ психологических источников по исследуемой проблеме в зарубежной психологии
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».
Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность [16, с. 21].
Главная проблема, на решение которой направлены усилия отечественных и зарубежных психологов, является проблема соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики в раннем возрасте. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной психологии, сводилось к трем вариантам. Первое направление при всем разнообразии взглядов отдельных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторонники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (сжатого повторения бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э. Геккелем в 1866 г. (история зародыша есть краткое повторение истории вида) [6, c. 31].
Противоположная точка зрения, рассматривающая социальный фактор как определяющий в формировании психики человека, сформировалась в науке с начала ХХ в. под влиянием работ французской социологической школы, начиная с работ Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Ш. Блонделя, П. Жане и других ученых. Сторонники данного направления (социологизаторский или социогенетический подход) недооценивали и сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития психики ребенка определены состоянием общественного сознания. Основным механизмом социализации признавалось подражание [6, c. 31].
Наиболее же многочисленным следует признать третье направление, которое нередко называют теориями двух факторов, объединяя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияющих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.
Первым принцип конвергенции двух факторов в начале ХХ в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, то есть происходит конвергенция [8, c. 266].
Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка в раннем возрасте осуществляют свои исследования анализа причин и сущности психического развития ребенка с позиций следующих теорий: психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм), биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения.
Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ребенка как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Рассмотрим эти подходы подробнее [6, 31].
3. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии – «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.
Однако некоторые моменты в теории Фрейда не принимались даже его учениками. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.
На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т. п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо невро-зоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии – возврат к низшему уровню мотивации поведения [16, с. 48].
Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.
Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.
Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет [16, с. 50].
Согласно концепции Жана Пиаже (1896-1980), навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооператорный – от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления – от 7 до 11 лет; 4) период формальнологического, абстрактного мышления – от 11 – 12 до 18 лет и далее [6, с. 36].
Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Жан Пиаже сравнительно мало исследовал проблемы социального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредоточился на объяснении умственного развития. Новым и перспективным направлением в психологии развития является разработка проблем формирования так называемого социального интеллекта, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действительности. Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта. Нулевая, досоциальная стадия – когда ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения [6, c. 39].
Лоуренс Кольберг же, наоборот, интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений:преконвенциональный, конвенциональный, остконвенциональный.
Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что конвенциональная стадия развития моральных суждений недостижима для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта. Развитие детской эмоциональности подробно изучалось в работах Генри Дюпона.
Так, первая, эгоцентрично-внеличностная, стадия эмоционального развития характеризуется слитностью детских самоощущений (удовольствия или неудобства, боль). Ребенок до 3-4 лет называет внешние причины своего настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.
Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как «чистую доску», на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской. Ее основоположником является Джон Уотсон [5, c. 101].
Согласно бихевиористской теории, человек учится вести себя всю жизнь, при этом не выделяется, подобно З. Фрейду, Э. Эриксону и Ж. Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого бихевиористы определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.
Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
3. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 315 с.
4. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / В. П. Балобанова [и др.]; – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 238 с.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
9. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.- 432 с.
10. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254 с.
11. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с.
12. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Академия, 2005. – 528 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
14. Немов, Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 400 с.
15. Радугин, А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2002.-256с.
16. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 – 656 с.
17. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: для студентов вузов / С. И. Самыгин, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 248 с.
18. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 64 с..
19. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 423 с.
20. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; под ред. И. В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
21. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 366 с.
22. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учеб. Пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
23. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. и авт. ввод. очерков А. И. Красило, А. П. Новгородцева. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 412 с.
Источник