Психическое развитие ребенка от 1 до 3 лет презентация
1
Ранний возраст От 1 до 3 лет
2
Ранний возраст стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.
3
Обычно к году ребенок научается ходить, что заметно расширяет его возможности в изучении окружающего мира. Малыш, умеющий ходить, уже не хочет сидеть на руках! Окружающие предметы так и тянут его к себе – вокруг столько интересного и неизведанного.
4
Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый – это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает Предметное окружение.
5
Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.
6
В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам одевается, пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.
7
На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года жизни следует учесть большую разницу в их поведении на первом и втором полугодиях.
8
Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.
9
Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит регулирование их поведения с помощью указаний, поручений.
10
Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться, во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями «дай», «сядь» и т. д.
11
Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.
12
Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке.
13
Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее,
14
У детей третьего года жизни крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается ее работоспособность, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче сформированы навыки поведения в подвижных играх, на занятиях, в общении друг с другом.
15
В целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельностиВ целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности
16
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.
17
Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.
18
При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.
19
Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят
20
Цель программы воспитания и образования – обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально- личностного. Ответственность за благополучие и развитие детей – хлопотное и порой трудная задача. Это трудная работа, но она приносит и удовлетворение.
21
К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Источник
Слайд 1
Психологические особенности детей раннего возраста.
Слайд 2
Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Новообразования возраста:
Слайд 4
Половая идентификация Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Последствия отсутствия отца у девочек начинает сказываться в подростковом возрасте.
Слайд 5
Усвоение языка Словарный запас детей в 1,5 года – 10 слов 1,8 – 50 слов 2 года – примерно 200 слов 3 года – 900-1000 слов
Слайд 6
Страхи Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи. Чрезмерная родительская опека не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх.
Слайд 7
Базовая потребность возраста Актуализируется ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт
Слайд 8
Развитие эмоций Важной характеристикой раннего возраста является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
Слайд 9
Вид деятельности В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная игра. Она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов; ознакомление с сенсорными эталонами; сравнение предметов с ними.
Слайд 10
Общение Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.
Слайд 11
Для этого необходимо: Обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша. Окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью. Дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета. Предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве. Не ограничивать его в экспериментировании.
Слайд 12
Быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может. Утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира. Задайте себе вопросы: «Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша.
Слайд 13
Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов.
Слайд 14
При любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия. Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно.
Слайд 15
Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как перехваливание тоже имеет свои негативные последствия. Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, направить малыша на нужное действие. Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, поскольку развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем.
Слайд 16
Дорогие родители! Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.
Слайд 17
Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с его рождения, и нельзя терять ни минуты. Главное – сделать ребенка счастливым! Помните, что судьба ребенка в ваших руках!
Источник
Слайд 1
Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх
Слайд 2
Возрастные рамки С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ребенок в этом возрасте психологически входит в мир постоянных вещей, т.е. он связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями: Прямохождение Речевое общение Предметная деятельность
Слайд 3
Обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информацией. Прямохождение:
Слайд 4
Позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Речевое общение:
Слайд 5
Предметная деятельность: Непосредственно развивает способности ребенка, в особенности ручные движения.
Слайд 6
Физическое развитие Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызываете их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами и конструкторской, творческой работы.
Слайд 7
Ведущий вид деятельности Предметно- манипулятивная Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом
Слайд 8
Развитие речи Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Развитие психических функций
Слайд 9
Развитие речи Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми . Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение .
Слайд 10
Развитие мышления Мышление – является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразование в сознании человека окружающей действительностью. Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связанно с мышлением , поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и его орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетикой своей речи.
Слайд 11
Развитие памяти Неоспоримым является тот факт, что развитие восприятия, мышления и речи не может осуществляться без участия памяти. Ребенок не может выучить слово, если не в состоянии его запомнить. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы , которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливое проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Если промежуток времени между узнаванием последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет или кого-либо. Т.о., к концу 3-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.
Слайд 12
Развитие внимание Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психологической деятельности. Внимание как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Развития непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание- психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. Например: переход от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках. Развитие произвольного внимания. Произвольное внимание- психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Т.е. ребенка постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Слайд 13
Новообразования Новообразование – психические и социальные отношения, возникающие на данной ступени развития, определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства и капризов. Основные новообразования раннего детства: Речь; Самосознание – «Я сам».
Слайд 14
Кризис 3 лет Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления: Упрямство Негативизм Строптивость Своеволие Деспотизм Ревность Обесценивание
Слайд 15
Вывод: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. К трем годам появляться личные действия и сознание «я сам»- центральное новообразование этого периода. Часто возникает завышенная самооценка. В 3 года ребенок начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
Источник