Психическое развитие ребенка как показатель его готовности к школе

Психическое развитие ребенка как показатель его готовности к школе thumbnail

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

Виктория Жовтюк дети детская психология школа, Психологическая готовность ребенка к школе, Детская психология Новости Статьи, psychologies.today 1В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

мальчик, ребенок, школьник

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

Читайте также:  Интересные факты о развитии ребенка в утробе

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

 Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

  •  
  • 8
  • 7
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

 Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности 

Составляющие психологической готовности

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками 

Интеллектуальная готовность

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что – то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

 А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

Как развивать:

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно – следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. 

Личностно – социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

 Мотивационная готовность

 Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Как развить:

 Формируйте положительное отношение :

– к школе,

-учителю,

 -учебной деятельности,

 -к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях. 

 Эмоционально – волевая готовность

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Сформировать эти качества можно только через игру !!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему ! 

Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что ” школа плохая “, ” учитель злой ” и т. д.  Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. 

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно. 

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

Саморегуляция – основа готовности к школе !

 Психологически не готовый к школе ребенок

Проявляет мало инициативы

Не может включиться в общий режим работы класса

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

 Работоспособность ребенка во время занятий

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.

Читайте также:  Центр развития ребенка обыкновенное чудо

Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.

Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой. 

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что – то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. 

Источник

При подготовке ребенка к школе важно учитывать, что достижение хронологического возраста ребёнком 6-7 лет не является абсолютным гарантом того, что он будет успешен при поступлении в школу. Значимым аспектом при оценке готовности выпускника детского сада к школьному обучению является психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе подразумевает такой уровень развития психики ребенка, который позволяет ему эффективно преодолеть трудности адаптации и первоначального обучения в школе (Акимова М.К., Гуревич К.М., 2003).

По результатам ряда исследований (Шевелева Д.Е., 2008) общепсихологические методики диагностики и формирования готовности к школе, особенно относящиеся к академическим знаниям и умениям будущего первоклассника, показывают состояние психических процессов только на текущее время. В связи с чем у некоторых первоклассников в первый год обучения в школе при увеличении образовательной нагрузки, темпа подачи материала, могут возникнуть ряд трудностей с усвоением общеобразовательной программы, так как при диагностике и подготовке ребенка к школе не были учтены динамические характеристики психической деятельности, состояние и развитие высших психических функций, развития познавательных процессов.

Высшие психические функции – это одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским. Л. С.

Выготскому принадлежит определение высших психических функций, в котором он указывает на системный характер ВПФ:

«В процессе психического развития ребенка… происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие на место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями» (Выготский Л. С., 1984).

Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия основывается на разработке принципа синдромного анализа последствий локальных поражений мозга, в обнаружении единого радикала — фактора (структурнофункциональной единицы работы мозга) как основы нейропсихологического синдрома, что позволило систематизировать не только синдромы, но и формы нарушения различных психических функций. На синдромной, или «факторной», основе А. Р. Лурия создал классификацию нарушений речи (афазий), памяти (амнезий) произвольных движений и действий (апраксии).

Ообенностью развития нейропсихологии А.Р. Лурия  является создание батареи «луриевских методов» нейропсихологического исследования, набора психологических тестов, необходимых и достаточных для топической диагностики локальных поражений мозга, методов, прошедших испытание во многих клиниках мира, а также находит свое отражение в нейропсихологических методах диагностики и коррекции детей и подростков с различными нарушениями развития.

ВПФ человека – сложные системные образования, прижизненно сформированные по генезу, опосредованные по строению (прежде всего, речью), сознательные по способу осуществления и произвольные по способу управления.

Высшие психические функции (ВПФ) это и произвольное внимание, и свойства памяти (в т.ч. смысловая память), мышление, воображение (творческое мышление), произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (восприятие и его свойства).

Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредованность различными  «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Формирование ВПФ

К моменту рождения ребенка психологические функциональные системы не существуют в готовом виде, а постепенно формируются в онтогенезе в процессе общения и предметной деятельности ребенка, проходя ряд последовательных стадий.

Первоначально ВПФ появляются на основе относительно элементарных сенсорных и моторных процессов. Эта «чувственная основа» отчетливо выступает лишь на ранних этапах развития функциональных систем, обеспечивающих осуществление ВПФ.

Затем она свертывается, что и составляет одну из важнейших закономерностей формирования этих функциональных систем. Формирование ВПФ в онтогенезе происходит путем перехода интерпсихологического процесса в интрапсихологический. При формировании ВПФ опираются на внешние средства. Затем внешние средства осуществления функции превращаются во внутренние (т.е. психологические) путем интериоризации. В процессе развития ВПФ постепенно «свертываются» и автоматизируются.

ВПФ и показатели готовности ребенка к школе.

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения? Во-первых, у ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке, важна правильная постановка руки при письме, так как это будет оказывать значительное влияние на графические навыки, состояние мелкой моторики пальцев рук.

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия.

Восприятие – это процесс отражения в психике человека предметов и явлений в целом, в совокупности их конкретных свойств и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фрагментарность, неполноту образа. При нарушениях зрительно-пространственного восприятия ребёнок может «отзеркалить» буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга. При несформированности слухового восприятия могут возникнуть акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д-т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Память обеспечивается интегративной деятельностью всей нервной системы, и ни один участок мозга сам по себе не является критически необходимым для реализации мнестической деятельности. Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Эту задачу решает такая форма психической активности, как внимание.

Читайте также:  Признаки задержки развития ребенка в 2 месяца

Внимание — это психический процесс селекции и избирательности любой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом. После осуществления выбора возникает вторая задача внимания — удержание соответствующего объекта в фокусе сознания и сопротивление побочным отвлекающим раздражителям.

Для эффективного обучения в школе внимание ребенка должно обладать достаточной произвольностью, концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте  деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.  Важен хороший объём внимания, особенно слухового. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию. Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать учителя и писать. Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги.

Мышление – это активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи. Содержательно мышление в научной психологической литературе рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщенное отражение действительности в ее существенных признаках, связях и отношениях. 

К формам мышления относят: понятие, суждение, умозаключение, доказательства и рассуждения. Основными мыслительными операциями являются: анализ и синтез, абстракция  и конкретизация, обобщение, сравнение, классификация и систематизация, установление причинно-следственных связей. Нахождение закономерностей — это основная прерогатива мышления, повышающая адаптационный потенциал человека

Для ребенка при поступлении в школу важно иметь достаточно сформированные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения, установления причинно-следственных связей, абстрагирования.

Формирование  мышления у ребенка проходит несколько ступеней: наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью реального манипулирования объектами, — эта стадия длится примерно до трех лет; наглядно-образное или образное, по своему содержанию приближающееся к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества, — возникает в дошкольном возрасте; вербально-логическое, вначале на уровне простых суждений, а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями, позволяющими выйти в мышлении за пределы актуального пространства и времени (что выражается, например, способностю реставрировать прошлое и прогнозировать будущее). Речь в этом контексте начинает играть роль формы выражения содержания мышления.

Появление с возрастом новых видов мышления не означает, что более ранние перестают осуществляться, — они продолжают существовать  и привлекаются как разные способы разрешения разноплановых проблемных ситуаций. Поэтому в соответствии с данной  классификацией, распространяемой и на психические процессы взрослого человека, второй равноправной единицей его мышления, помимо понятия, выступает и образ. Четкой демаркационной линии между образным и мыслительным регулированием  поведения нет. Если в онтогенезе эти виды мышления образуют иерархическую структуру (практическое — образное — понятийное) соответственно этапам формирования, то зрелая психика располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.

В свете теории межполушарной асимметрии правильнее говорить о рядоположенности двух языков мышления (логического и образного) и их привязке к «горизонтальному» взаимодействию двух типов мышления, обеспечиваемых разными стратегиями работы правого и левого полушарий головного мозга (Я. А. Меерсон).

Нейродинамические показатели отвечают за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает  цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются  с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга,  так называемый «ствол».

Межполушарное взаимодействие: Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга. Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).

Саморегуляция и контроль за своим поведением, произвольность. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

Стоит отметить, что кроме известных педагогам синдромов задержек и недоразвития психических функций, интеллекта, мышления и личности среди детей значительно распространены легкие проявления недостаточности тех или иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции. Эти расстройства, описанные под разными названиями, в наиболее обобщенном виде терминологически известны как «минимальная мозговая дисфункция». В этой категории описываются разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом. К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и работоспособности, недостаточность пространственных представлений и ориентировки во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, слабую память, энурез (ночное недержание мочи), агрессивность, импульсивность, нарушения сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др. Поэтому стоит учитывать данные проявления в период подготовки ребенка к школе. Обязательно рекомендована консультация врача невролога.

Список источников:

  1. Бизюк А.П.., Основы нейропсихологии: учебное пособие для Вузов — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  3. Нейропсихология:. Хрестоматия для вузов. 4-е изд. / Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2014. — 496 с.:ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).
  4. Нейропсихолог в реабилитации и образовании, под ред. Дименштейн М.С., – М.: «Теревинф», 2015;
  5. Трутанова И.А. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения, 2018,
  6. Шевелева Д.Е., Влияние особенностей развития ВПФ на психологическую готовность к школе, Вестник университета Российской академии образования №1/2008;
  7. Развитие ВПФ с помощью интерактивной игры, Малюкова Н.Г.
  8. Определение готовности ребенка к школе, Свободина Н.Г.

Источник