Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным thumbnail
  1. Система отношений «ребенок — предмет»
  2. Система отношений «ребенок — взрослый»

Процесс психического развития ребенка является процессом стадиаль­ным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные пе­риоды.

Что же такое возрастной период и какова его качественная харак­теристика?

В психологии существует несколько ответов на этот вопрос и, соот­ветственно, несколько вариантов периодизации детского развития.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка. Например, степень окостенения ске­лета ребенка, показателем которой может служить наличие и состояние зубов. Такую классификацию периодов детства ввел П. П. Блонский, который предлагал называть различные периоды детства следующим образом: беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. По окосте­нению скелета и состоянию зубов, конечно, можно представить кален­дарный возраст ребенка, однако это не имеет прямого отношения к раз­витию психики ребенка, и поэтому данная периодизация не является периодизацией психического развития.

Обратите внимание на тот факт, что они, хотя и имеют дело с одним предметом (психическое развитие ребенка), совершенно не похожи и не связаны друг с другом: в одной из них речь идет о развитии личности ребенка и его аффективно-потребностной сферы, а в другой — о стадиальном развитии детского интеллекта. При этом картина развития интеллекта совершен­но не связывается с развитием чувств и переживаний ребенка, а развитие личности рассматривается совершенно независимо от изменений в ин­теллектуальных возможностях. Но ведь ребенок и его психика не могут быть столь однозначно разделены на две независимые части.

Этот разрыв между процессами умственного развития и развития личности (которая сводится к мотивационно-потребностной сфере) является существенным недостатком в рассмотрении психического развития ребенка. Д. Б. Эльконин показал, что в основании подобного разрыва лежит натуралистический подход к психическому развитию ребенка, при котором он выступает как изолированный индивид. Об­щество с этих позиций является для ребенка своеобразной внешней «средой обитания», к которой он вынужден приспосабливаться. Это общество состоит, с одной стороны, из «мира вещей», а с другой — из «мира людей», которые выступают как изначально данные и не связан­ные друг и с другом элементы среды. Поэтому способы адаптации к этим различным «мирам» совершенно различны. Рассмотрение детского развития как процесса адаптации к внешней среде и порождает пред­ставление о двух не связанных линиях психического развития.

Д. Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, предложил другое понимание психического разви­тия, которое и легло в основу созданной им периодизации. Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок Я общество», заменяется системой «ребенок В обществе». При изменении союза между ребенком и обще­ством радикально меняется характер связи систем «ребенок — пред­мет» и «ребенок — взрослый». Из двух самостоятельных и изолирован­ных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них.

Система отношений «ребенок — предмет» в действительности явля­ется системой отношений «ребенок — общественный предмет». Куль­турные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На предметах не написа­ны варианты действия с ними и их общественное назначение. Поэтому овладение таким предметом невозможно путем адаптации к его физи­ ческим свойствам. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, ко­торый возможен только в сотрудничестве со взрослым. При этом физи­ческие свойства вещи выступают лишь как ориентиры для действий с нею, но не могут открыть сами по себе ее человеческий смысл.

Система отношений «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно иное содержание. Взрослые выступают перед ре­бенком не только со стороны своих случайных индивидуальных ка­честв, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но наса­мой деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый про­цесс присвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми. К сожалению, психологические особенно­ сти этого процесса изучены в настоящее время недостаточно. Д. Б. Эль­конин полагал, что усвоение детьми мотивов деятельности и норм от­ношений осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственной деятельности детей, в их сообществах, группах или коллективах. В процессе такого усвоения ребенок сталки­вается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрослых.

Таким образом, деятельность ребенка внутри систем отношений «ре­бенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрос­лый» представляет собой единый процесс, в котором формируется лич­ ность ребенка. В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они предполагают и вза­имно дополняют друг друга. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности. Д. Б. Элько­нин выделил две группы деятельностей детей.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка беляево

В первую групп у входят те деятельности, внутри которых про­исходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрос­лый».

Вторую групп у составляют деятельности, внутри которых про­исходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок — обще­ственный предмет».

Рассматривая смену ведущих деятельностей, характерных для раз­ных возрастных этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную за­кономерность, которая заключается в чередовании данных типов дет­ской деятельности.

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятель­ностью является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-лич­ностное общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит пред- метноманипулятивная деятельность, в которой происходит интенсив­ное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудниче­стве со взрослыми.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью ста­новится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) ведущей становится учеб­ная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий, и именно в ней развиваются интеллекту­альные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформ­ляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юноше­ском возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.

Таким образом, в детском развитии имеют место следующие этапы:

  • периоды, в которые происходит преимущественно освоение моти­вов и норм отношений между людьми и на этой основе — развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • периоды, в которые происходит преимущественное освоение спо­собов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Конечно, разные виды деятельности внутри одной группы мало по­хожи. В самом деле, что общего между овладением ложкой годовалым малышом и овладением грамматикой и математикой в школьном воз­расте? Но существенно общим в них является то, что они направлены на овладение элементами человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и станов­ление новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодично­сти процессов психического развития ребенка: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Каждая эпоха состоит из двух закономерно связанных между собой этапов. Она открывается ступенью, на которой идет преимуществен­ ное развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимуще­ственное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского разви­тия, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопрово­ждаются значительными трудностями в отношениях взрослых PI детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или кризисами возрастного развития.

В детской психологии выделено четыре основных критических пе­риода:

  • кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
  •  кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
  •  кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис подросткового возраста.

Подробнее о проявлениях и психологических особенностях первых трех критических возрастов мы будем говорить в следующих частях книги. Сейчас важно лишь подчеркнуть, что, в отличие от стабильных возрастов, кризисные периоды характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиаль­ный, состоящий из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии — выяснение перехода от одно­го возраста (или периода) к другому.

Что же такое «возраст», или период?

. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый пе­риод, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Каждый возраст, или период, характеризуется следующими главными показателями:

  •  определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми на данном отрезке жизни;
  • основным или ведущим типом деятельности;
  •  основными психическими новообразованияхми, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Источник

ВЗГЛЯДЫ Л.С. ВЫГОТСКОГО НА СТАДИАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ

Читайте также:  Необходимо ли раннее развитие ребенка

Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каж­дом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются воз­растными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, кото­рых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подго­товленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста от­ношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и об­учающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выде­ляет две единицы анализа социальной ситуации развития — дея­тельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже дети одного возраста – близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями, на­пример, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие от­клонения. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому пережи­нать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале воз­растного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразова­ние, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Как же протекает сам процесс развития, каковы его особен­ности? Л.С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности, детского развития.

Первая из них – цикличность. Развитие имеет сложную орга­низацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах раз­вития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изме­няются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик­лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

Вторая особенность – неравномерность развития. Разные сто­роны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотноше­ний между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начи­нается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более слож­ные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недоста­точно дифференцированно: оно слито с эмоциями (Л.С. Выгот­ский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т.д.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия – ребенок до 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы об­служивают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, – это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В ран­нем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

Ранний возраст – период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей – сменой доминирующей функ­ции, зависимостью от нее остальных функций, установлением но­вых отношений между ними. В этой перестройке функции диф­ференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает слож­ность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недиффе­ренцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

Третья особенность – «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь из­менений качественных, превращений одной формы в другую. Ре­бенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от­лична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Читайте также:  Центр развития ребенка эльф чита

Четвертая особенность – сочетание процессов эволюции и ин­волюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче­зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризис­ные стадии развития. Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психоло­гов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бес­кризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризис­ные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в раз­витии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы раз­мыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением пове­дения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Вы­готский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает ра­ботоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внут­ренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуаль­ных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабиль­ные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – та­ким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает труд­ности в общении с окружающими, у каждого снимается темп про­движения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внут­ренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это зна­чит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его дея­тельность, отказывается от прежних ценностей и форм отноше­ний. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообра­зования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказы­ваются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде транс­формируются, поглощаются другими новообразованиями, раство­ряются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности Û младенческий возраст (2 месяца-1 год) Û кризис 1 года Û раннее детство (1-3 года) Û кризис 3 лет Û дошкольный возраст (3-7 лет) Û кризис 7 лет Û школь­ный возраст (8-12 лет) Û кризис 13 лет Û пубертатный возраст (14-17 лет) Û кризис 17 лет.

Источник