Психическое развитие ребенка является процессом лонгитюдным

Психическое развитие ребенка является процессом лонгитюдным thumbnail

Актуальность исследования развития ребенка. Связь психологии развития с другими науками.

В детской психологии актуальны исследования, связанные с механизмами и факторами, обеспечивающими вхождение ребенка в мир взрослого, интериоризацию полученных знаний при общении. Актуальность и интерес психологии развития обусловлены парадоксами психического развития:

1) Беспомощность человека в начале онтогенеза и могущество индивидуально развитой личности в зрелости;

2) Стабильность ЦНС в процессе психического развития;

3) Универсальность человека и многообразие индивидуальных траекторий развития;

4) Человек не способен полноценно развиваться вне человеческого общества. Разлука и депривация действуют на ребенка разрушительным образом.

Как известно, психология связана с другими науками и областями культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальных исследований динамики психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. Философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. В то же время, в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии. Теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Особенно актуальна связь между педагогикой и психологией. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.

Основные исследовательские методы в психологии развития – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, диагностики психического развития, которое разворачивается во времени. Метод наблюдения – научный объективный метод, предполагающий планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды: по степени формализации (стандартизированное/не стандартизированное); по степени и характеру участия наблюдающего (открытое/скрытое, включенное/не включенное); по длительности (кратковременное/длительное, разовое/периодическое) и другие. Трудности: трудоемкость, большие временные затраты, субъективизм наблюдателя, необходимость психологической образованности. Ценность: не существует возрастных ограничений, длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты. Эксперимент– метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых с целью создания условий, в которых выясняется психологический факт. Лабораторный эксперимент предполагает проведение в преднамеренно созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией. Строгий контроль. Недостаток – затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Эффект Хоуторна. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Естественный эксперимент – сохраняются первичные условия деятельности человека. Испытуемые могут не знать о проведении эксперимента => ведут себя естественно. Недостатки: не всегда точный, проблемы с этической стороной, необходим высокий уровень образованности психолога. Тест– кратковременное испытание для установления каких-либо индивидуальных особенностей. +Можно охватывать большую группу людей, легко проверять. –Нет возможности менять вопрос в зависимости от предыдущего ответа, люди могут выбрать определенный вариант ответов, нет возможности наблюдать изменения эмоций. Беседа– метод получения информации путем взаимообразного вопросно-ответного общения. +Возможность выбора вопроса в зависимости от предыдущего ответа, возможность наблюдать изменения эмоций в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера, охватывает маленькую аудиторию, нужно уметь хорошо и быстро ориентироваться в вопросах. Анкета– методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. +Мало временных затрат на ее заполнение, возможность охватить большую аудиторию, мало затрат. –Нет возможности видеть реакцию на ответ, фиксированные вопросы, могут быть недостоверные ответы. Анализ продуктов деятельностииспользуется в разнообразных целях. Анализируются рисунки, поделки, аппликации и пр. Для этого метода необходимо наблюдать за процессом создания, хорошо знать диагностики проверки. Социометрия– метод, применяющийся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения, улучшения и совершенствования. Лонгитюдное исследование– научный метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течении времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо признаки. Метод продольных срезов. Сравнительное исследование– сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы людей с разными отличительными особенностями и проводятся сопоставления их результатов. Метод поперечных срезов. По данным срезов строится усредненная кривая, которая наглядно показывается изменения с течением времени.

Читайте также:  Образец индивидуального маршрута развития ребенка с овз в доу

4? Развитие детства в истории человечества. Д.Б.Эльконин о развитии детства.
Детство на протяжении истории не остается неизменным, а меняется с новыми историческими эпохами.
Детство- это период, на протяжении которого ребенок находится в непроизводительной соц.сфере под опекой родителей и взрослых. Эльконин выделил 2 закономерности развития детства: 1)увеличение продолжительности детства; 2)изменение структуры детства.
Структура детства – последовательность качественно отличающихся периодов. Младенчество до года ;ранний детский возраст1-3;дошкольный3-7;мл.школьный7-11;подростковый 12-15;юношеский 15-18,19-23;
структура детства меняется за счет новых возрастов. Так например подростковый возраст начали выделять на рубеже 19-20 веков. С усложнением технологии производства труда удлиняется период спец. обучения.

5? Кризис детства. причины и следствия кризиса детства.
Кризис дет – этапы в истории человечества, когда детство не выполняет свои задачи.
Признаки: нежелание детей взрослеть; ранний алкоголизм, наркомания, суицид, ощущение одиночества.
Причины: 1)нарушение преемственности поколений;2)«горизонтальное» общение между детьми;
в традиционной культуре общение между детьми было вертикальным, т.е. дети общались в разновозрастной группе-«горизонтальное» общение удобно для системы образования. При вертик. общении дети всегда видят образ будущего, копирует поведение взрослых;3)особенности инф-ой эпохи, которая требует гибкость и мобильность современного человека.
Дети-индиго – дети «выпадающие» из хрестоматии по возрастной псих.
Типы детей-индиго: 1)гуманисты (гиперактивны, коммуникабельны),2)концептуалисты(погружены в свои проекты, управляют родителями),3)художники(чувствительные),4)живущие во всех измерениях(имеют особенности первых 3-х групп)

? 6.особенности современного детства. Исторические типы детства по В.Т.Кудрявцеву.
Дети-совы,маленькая мышечная масса,астеники,юневилизация черепа,развитие затылочной части мозга;
типы детства:1)квазидетсво-на ранних этапах человечечкой истории,когда детское сообщество не выделено,а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику(первобытное детство);
2)неразвитое детство-мир детства выделен, перед детьми возникает новая соц.задача- интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя ф-цию преодоления межпоколенного разрыва,выступая как способ моделирования смысловых оснований дея-ти взрослых. Социализиция происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов дея-ти(детство в сред.века и в новое время);
развитое детство(Давыдова)-складывается тогда,когда смыслы и мотивы дея-ти взрослых не самоочевидны(современное детство). Образ взрослости,на который ориентируется ребенок,принципиально неполный,незавершенный и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться к культуре». Современное «развитое » детство предполагает творческое усвоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный,творческий хар-р психич.развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умение ставить проблемы», «чувство комического», «коммуникативной инициативности».

?7.Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Поднимает проблему современного образования и пишет о том,что дети 21 века другие и система образования должна учитывать это.
-Снизилась энергичность детей,их желание активно действовать
-сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры,это приводит к снижениюмотивационной потребностной сферы и снижению производительности
-неразвитость внутренного плана действия
-недостаточная соц.компетентность детей, дети не способны справляться с простейшими конфликтами
-экранная зависимость, ребенок не способен концентрироваться на опред.деле, постоянно нуждается во внешних стимуляциях
-ограничение общения детей между собой, опасно это ограничение в подрастковом возрасте
-эмоциональные проблемы связанны с потребностью в защите
-увеличение кол-ва больных детей, возрастает кол-во детей между нормой и патологией
-растет кол-во одаренных детей
-резкое снижение когнитивного развития дошкольников
-растет стремление к индивидуализации, поиску смысла жизни
-меняются жизненные ценности и жизненные ориентиры

8? проблема детерминации психического развития. Факторы психич.развития.
Вопрос о детерминации(причины обусловленности) психич.развития волновал ученных давно. Ученые спорили и до сих пор спорят по поводу того,какие же факторы в психич.развитии играют важнейшую роль: биологические(внутр,природ,наслед) или социальные(внеш,средовые,культ). Традиционно выделяют 2 крайних точки зрения: биологич. И соц-ые. Теории игнорирующие или отрицающие психологич.факторы, активность своей личности получили название факторность подходоа. Альтернативной теорией яв-ся теория дея-ти Монтьева,которая считает,что основной фактор психич.развития-активность самой личности. Эта теория гласит, что психика формируется в дея-ти и проявляется только в ней.
Факторные теории: нативизм,эмпиризм.
Факторы психологич.развития: 1)биологич.(наследственность,анатомофизиологич.особенности)
2)социальные(целенаправленный-обучение,воспитание;стихийный-сми,сверстники)
3)психологических(активность,дея-ть).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Библиографическое описание:


Поескова, Г. И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4801/ (дата обращения: 20.02.2021).

Статья
затрагивает
проблему
воспитания
и
обучения детей
дошкольноговозраста в США. В
статье особо подчёркивается важность
раннегодошкольного обучения
детей.
Анализрезультатовпроведённых в США
исследований показал, что
рольправильноорганизованногодошкольного
образования
надальнейшееразвитиедетей,наих успешностьиблагополучиево взрослой жизнинеоценима. Раннее
дошкольное воспитание влияет как на развитие когнитивных навыков
удетей, так и на
развитие мотивации, коммуникабельности, умения работать
сдругимилюдьми.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в творческой игре

The
article deals with the problem of education and training
of
preschool children in
the
USA.
The article emphasizes the
importance
of early education of
pre-school
children.
The analysis
of
the U.S
study have shown that the role of properly organized pre-school
education in the further development of the children on their success
and well-being in adult life is invaluable. Early pre-school
education influence on the development of cognitive skills
andon their development of motivation,
sociability, ability to work with other people.

Ключевые
слова:

дошкольное образование, одарённые дети, модернизация, высокий
интеллект.

Keywords:
early childhood education
,
gifted children, modernization,
high
intelligence
.

В
последнее время раннее вмешательство, начиная от рождения ребёнка и
до начальной школы, вновь приобрело повышенное внимание в США как
одна из наиболее желательных стратегий получения оптимального
развития ребёнка. Специалисты считают годы от одного до трёх лет
заслуживающими особого внимания, как критические в развитии и
здоровье ребёнка.

История
Чикагской лонгитюдной программы восходит к середине 1966 года, когда
генеральный интендант Чикагских государственных школ Бенжамин Вил
столкнулся с серьёзными, в том числе и образовательными проблемами:
8% учащихся шестых классов читали на уровне учеников первого класса;
30% населения Чикаго жило ниже официального уровня бедности; 100%
населения Чикаго являлось представителями меньшинств; уровень
безработицы вырос и достиг 39% в сравнении с 15% в других регионах.
Всё это вызвало экстренную федеральную помощь. Была создана
федеральная программа «The
Chicago
Child-
Parent
Centers
Program»,
которая началась в 1966 году и продолжалась вплоть до 1986 года.
Рейнолдс руководил этой программой, проводил регулярное и
многократное исследование свыше 1539 детей в течение двадцати лет,
имел возможность идентифицировать детей с высоким IQ
из бедных афро-американских семей и проследить за их развитием в
течение длительного периода времени. Учёный сделал вывод о том, что
наибольшая эффективность характерна для программ дошкольного
образования, поскольку именно в раннем детстве закладываются основы
личности и психики человека, дальнейшего развития его
интеллектуальных способностей, интересов и возможностей. Рейнолдс
считал, что годы от 3 до 10 лет заслуживают особого внимания, ибо это
решающие годы в развитии ребёнка. Термин «раннее вмешательство
в развитие ребёнка» он объясняет, как предоставление
образовательных и социальных услуг детям и их семьям, начиная с
дошкольного возраста (preschool)
от 0 до 5 лет, которые находятся в степени риска из-за бедности,
антисоциальных факторов или условий окружающей среды» [1]. Эта
программа подобно программе Head
Start
является широкомасштабной программой борьбы с бедностью, начатой в
США 1960-х годах. Чикагская программа федерального значения уникальна
в своём роде:

  1. в
    ней были объединены программа дошкольного образования (pre-school)
    и образования, получаемого в детском саду;

  2. в
    каждом центре обслуживались дети, проживающие в данном микрорайоне;

  3. приглашались
    родители как для участия в программах развития их детей, так и в
    целях их собственного развития;

  4. концептуально
    программа основывалась на активности и опыте детей, ведущему к
    развитию основных способностей детей в чтении, математике,
    искусства, и способствовали хорошему психическому и социальному
    развитию дошкольников.

Отличительная
особенность Чикагской лонгитюдной программы от других программ
заключалось в следующем:

  • Чикагское
    лонгитюдное исследование рассматривало факты долгосрочного влияния
    широкомасштабного раннего вмешательства на дальнейшее развитие
    ребёнка;

  • исследование
    раннего вмешательства рассматривалось вкупе с участием в дошкольном
    образовании, с образованием, получаемом в детском саду вплоть до
    старшего подросткового возраста ребёнка;

  • данная
    программа оказала своё влияние, как на развитие ребёнка, так и на
    развитие в целом семьи ребёнка.

Следует
отметить, что существовал ряд показаний, необходимых для участия в
Чикагской программе раннего вмешательства. Главным условием для
участия в этой программе являлись плохие условия окружающей среды,
которые не способствовали здоровью ребёнка. Здесь следует
подчеркнуть, что в 1960-х годах 40% от численности всех детей Америки
составляли дети из бедных афро-американских и латино- американских
семей. Раннее вмешательство в виде образовательного обогащения могло
компенсировать недостатки, которые являлись следствием бедности.
Данная программа были призвана способствовать когнитивному,
социальному и психическому развитию ребёнка. Разработчики этой
программы ожидали от неё как краткосрочного, так и долгосрочного
эффекта. Развитие ребёнка, включая его языковое развитие, безусловно,
оказывало влияние на развитее его мотивации, успехов в школе и
дальнейшего образование. Хотя на первый взгляд бросается много общего
между программами Head
Start
и Чикагской программой, существуют различия между ними:

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка раннего возраста

  1. административные
    центры Чикагской лонгитюдной программы располагались в начальных
    школах и имели специальные помещения для занятий с родителями, в
    отличие от программ Head
    Start,
    которые сотрудничали с социальными службами, а не со школьными
    системами;

  2. законодательно
    Чикагский проект предполагал наличие вокруг школы нищеты, тогда как
    программа Head
    Start
    предполагала бедные жизненные условия в семье;

  3. основное
    отличие состояло в том, что Чикагский опыт предполагал оказание
    образовательных услуг детям в течение 6 лет с возраста ребёнка от 3
    до 9 лет, а программа Head
    Start
    только дошкольный возраст (до детского сада).

Чикагская
лонгитюдная программа охватила 24 центра при Чикагских
государственных школах: предлагались образовательные услуги
дошкольникам в возрасте от 3до 4 лет и детям, посещающим детские
сады. Основной особенностью этих программ было:

  • раннее
    вмешательство;

  • включение
    в образовательный процесс родителей;

  • языковое развитие;

  • взаимосвязь
    между дошкольным и начальным образованием.

Существовали
три условия законного применения этой программы:

  1. дети
    должны жить возле близлежащей школы;

  2. дети
    не должны участвовать в других программах дошкольного развития;

  3. родители
    детей должны дать согласие на участие в программах хотя бы полдня в
    неделю.

Дошкольники
проводили примерно 45 минут ежедневно за тренировкой навыков чтения.
Кроме этого были уроки музыки, занятия искусством, социальные
занятия. Активность сосредотачивалась вокруг изучения слов,
сравнений, изучения литературы и в течение учебного года (8 месяцев)
сложность материала возрастала. Существовало три категории классов:

  1. ориентированные
    на активность учителя;

  2. развивающие;

  3. смешанные.

Группы,
центрированные на учителе, включали в себя такую активность, как
совершенствование академических знаний и умений (читать, писать,
считать). Группы, центрированные на развитии, предполагают небольшое
количество детей в группах, наличие групп по интересам, применение
таких материалов, как например, Пибоди дидактический материал. В
группах со смешанной деятельностью предполагалось как развивающая
активность детей, так и активность, центрированная на учителе. В
программе предполагался широкий спектр родительской активности:
волонтёрство; чтение историй в группах детей; организация игр с
детьми, выполнившими свою работу; проведение научных экспериментов;
работа над проектами; занятия с детьми по интересам; помощь в
подготовке ланчей и завтраков; участие в экскурсия.

Следует
отметить тот факт, что перед участием в программе дети прошли
медицинское обследование, был проверен слух и зрение при участии
логопеда. По утрам в группах полного дня детям предоставлялся
бесплатный завтрак и ланч, как часть программы, предложенной
Департаментом сельского хозяйства США.

Интенсивную
подготовку для участия в программе приняли и учителя. Общая стоимость
на ребёнка в год по данной программе составила 4350 $ на ребёнка, не
включая расходы по программе бесплатного питания детей. Для
применения программы учитывался статус риска:

  • низкий уровень образования
    у родителей;

  • наличие
    четверых или более детей в семье;

  • программа
    проводилась в школах, где 60% детей жили в условиях крайней
    бедности;

  • наличие безработных
    родителей;

  • неполная семья;

  • дети
    являлись выходцами из национальных меньшинств.

Чикагская
программа представляла 3-часовую программу (по утрам и вечерам) для
дошкольников (preschool),
достигших трёх, лет в отдельных комнатах в группах по 4-5 детей или
6-часовые программы для дошкольников-детсадовцев (с 5 лет). Малое
количество детей в группах и присутствие нескольких воспитателей
способствовали качественному дошкольному образованию детей. Общее
число детей, посещающих центр, составляло 130 – 210 человек,
группы обучающихся детей состояли из 4-5 человека, что способствовало
индивидуализации процесса обучения и достижению в конечном итоге
значительных успехов в когнитивном развитии ребёнка, развитию его
способностей и умственной готовности к школе в возрасте пяти лет.
Успехи в когнитивном развитии детей наиболее часто используют для
объяснения долгосрочного влияния при раннем детском вмешательстве.
Эти успехи отмечали при проведении (Iowa
Test)
тестирования в возрасте 9 лет, а также умственную готовность к школе
путём тестирования в возрасте 5 лет.

Таким образом, результаты
Чикагского лонгитюдного исследования показали:

  • при специальном обучении
    когнитивное развитие детей достигает нормы в течение первого года
    обучения, а также может превосходить её;

  • раннее вмешательство
    способствует долгосрочному влиянию на ребёнка, увеличению его IQ,
    измеренное тестом Iowa Test
    в возрасте девяти лет, хорошим успехам в школе и уменьшению проблем
    в поведении ребёнка;

  • долгосрочный
    эффект программы выявился в развитии детской мотивации, что даже
    важнее, чем когнитивное или языковое развитие ребёнка: самооценка
    своих способностей, эффективности и настойчивости;

  • актуализация
    образовательного ресурса даже при отсутствии социокультурных
    изменений, способна значительно влиять на потенциал развития
    маленьких детей.

Литература:

  1. Reynolds,
    A.J. Success in Early Intervention. University of Nebraska Press.

Источник