Психическое развитие ребенка является процессом лонгитюдным

Психическое развитие ребенка является процессом лонгитюдным thumbnail

Актуальность исследования развития ребенка. Связь психологии развития с другими науками.

В детской психологии актуальны исследования, связанные с механизмами и факторами, обеспечивающими вхождение ребенка в мир взрослого, интериоризацию полученных знаний при общении. Актуальность и интерес психологии развития обусловлены парадоксами психического развития:

1) Беспомощность человека в начале онтогенеза и могущество индивидуально развитой личности в зрелости;

2) Стабильность ЦНС в процессе психического развития;

3) Универсальность человека и многообразие индивидуальных траекторий развития;

4) Человек не способен полноценно развиваться вне человеческого общества. Разлука и депривация действуют на ребенка разрушительным образом.

Как известно, психология связана с другими науками и областями культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальных исследований динамики психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. Философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. В то же время, в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии. Теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Особенно актуальна связь между педагогикой и психологией. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.

Основные исследовательские методы в психологии развития – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, диагностики психического развития, которое разворачивается во времени. Метод наблюдения – научный объективный метод, предполагающий планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды: по степени формализации (стандартизированное/не стандартизированное); по степени и характеру участия наблюдающего (открытое/скрытое, включенное/не включенное); по длительности (кратковременное/длительное, разовое/периодическое) и другие. Трудности: трудоемкость, большие временные затраты, субъективизм наблюдателя, необходимость психологической образованности. Ценность: не существует возрастных ограничений, длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты. Эксперимент– метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых с целью создания условий, в которых выясняется психологический факт. Лабораторный эксперимент предполагает проведение в преднамеренно созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией. Строгий контроль. Недостаток – затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Эффект Хоуторна. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Естественный эксперимент – сохраняются первичные условия деятельности человека. Испытуемые могут не знать о проведении эксперимента => ведут себя естественно. Недостатки: не всегда точный, проблемы с этической стороной, необходим высокий уровень образованности психолога. Тест– кратковременное испытание для установления каких-либо индивидуальных особенностей. +Можно охватывать большую группу людей, легко проверять. –Нет возможности менять вопрос в зависимости от предыдущего ответа, люди могут выбрать определенный вариант ответов, нет возможности наблюдать изменения эмоций. Беседа– метод получения информации путем взаимообразного вопросно-ответного общения. +Возможность выбора вопроса в зависимости от предыдущего ответа, возможность наблюдать изменения эмоций в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера, охватывает маленькую аудиторию, нужно уметь хорошо и быстро ориентироваться в вопросах. Анкета– методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. +Мало временных затрат на ее заполнение, возможность охватить большую аудиторию, мало затрат. –Нет возможности видеть реакцию на ответ, фиксированные вопросы, могут быть недостоверные ответы. Анализ продуктов деятельностииспользуется в разнообразных целях. Анализируются рисунки, поделки, аппликации и пр. Для этого метода необходимо наблюдать за процессом создания, хорошо знать диагностики проверки. Социометрия– метод, применяющийся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения, улучшения и совершенствования. Лонгитюдное исследование– научный метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течении времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо признаки. Метод продольных срезов. Сравнительное исследование– сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы людей с разными отличительными особенностями и проводятся сопоставления их результатов. Метод поперечных срезов. По данным срезов строится усредненная кривая, которая наглядно показывается изменения с течением времени.

Читайте также:  Характеристика на ребенка от воспитателя по речевому развитию

4? Развитие детства в истории человечества. Д.Б.Эльконин о развитии детства.
Детство на протяжении истории не остается неизменным, а меняется с новыми историческими эпохами.
Детство- это период, на протяжении которого ребенок находится в непроизводительной соц.сфере под опекой родителей и взрослых. Эльконин выделил 2 закономерности развития детства: 1)увеличение продолжительности детства; 2)изменение структуры детства.
Структура детства – последовательность качественно отличающихся периодов. Младенчество до года ;ранний детский возраст1-3;дошкольный3-7;мл.школьный7-11;подростковый 12-15;юношеский 15-18,19-23;
структура детства меняется за счет новых возрастов. Так например подростковый возраст начали выделять на рубеже 19-20 веков. С усложнением технологии производства труда удлиняется период спец. обучения.

5? Кризис детства. причины и следствия кризиса детства.
Кризис дет – этапы в истории человечества, когда детство не выполняет свои задачи.
Признаки: нежелание детей взрослеть; ранний алкоголизм, наркомания, суицид, ощущение одиночества.
Причины: 1)нарушение преемственности поколений;2)«горизонтальное» общение между детьми;
в традиционной культуре общение между детьми было вертикальным, т.е. дети общались в разновозрастной группе-«горизонтальное» общение удобно для системы образования. При вертик. общении дети всегда видят образ будущего, копирует поведение взрослых;3)особенности инф-ой эпохи, которая требует гибкость и мобильность современного человека.
Дети-индиго – дети «выпадающие» из хрестоматии по возрастной псих.
Типы детей-индиго: 1)гуманисты (гиперактивны, коммуникабельны),2)концептуалисты(погружены в свои проекты, управляют родителями),3)художники(чувствительные),4)живущие во всех измерениях(имеют особенности первых 3-х групп)

? 6.особенности современного детства. Исторические типы детства по В.Т.Кудрявцеву.
Дети-совы,маленькая мышечная масса,астеники,юневилизация черепа,развитие затылочной части мозга;
типы детства:1)квазидетсво-на ранних этапах человечечкой истории,когда детское сообщество не выделено,а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику(первобытное детство);
2)неразвитое детство-мир детства выделен, перед детьми возникает новая соц.задача- интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя ф-цию преодоления межпоколенного разрыва,выступая как способ моделирования смысловых оснований дея-ти взрослых. Социализиция происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов дея-ти(детство в сред.века и в новое время);
развитое детство(Давыдова)-складывается тогда,когда смыслы и мотивы дея-ти взрослых не самоочевидны(современное детство). Образ взрослости,на который ориентируется ребенок,принципиально неполный,незавершенный и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться к культуре». Современное «развитое » детство предполагает творческое усвоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный,творческий хар-р психич.развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умение ставить проблемы», «чувство комического», «коммуникативной инициативности».

?7.Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Поднимает проблему современного образования и пишет о том,что дети 21 века другие и система образования должна учитывать это.
-Снизилась энергичность детей,их желание активно действовать
-сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры,это приводит к снижениюмотивационной потребностной сферы и снижению производительности
-неразвитость внутренного плана действия
-недостаточная соц.компетентность детей, дети не способны справляться с простейшими конфликтами
-экранная зависимость, ребенок не способен концентрироваться на опред.деле, постоянно нуждается во внешних стимуляциях
-ограничение общения детей между собой, опасно это ограничение в подрастковом возрасте
-эмоциональные проблемы связанны с потребностью в защите
-увеличение кол-ва больных детей, возрастает кол-во детей между нормой и патологией
-растет кол-во одаренных детей
-резкое снижение когнитивного развития дошкольников
-растет стремление к индивидуализации, поиску смысла жизни
-меняются жизненные ценности и жизненные ориентиры

8? проблема детерминации психического развития. Факторы психич.развития.
Вопрос о детерминации(причины обусловленности) психич.развития волновал ученных давно. Ученые спорили и до сих пор спорят по поводу того,какие же факторы в психич.развитии играют важнейшую роль: биологические(внутр,природ,наслед) или социальные(внеш,средовые,культ). Традиционно выделяют 2 крайних точки зрения: биологич. И соц-ые. Теории игнорирующие или отрицающие психологич.факторы, активность своей личности получили название факторность подходоа. Альтернативной теорией яв-ся теория дея-ти Монтьева,которая считает,что основной фактор психич.развития-активность самой личности. Эта теория гласит, что психика формируется в дея-ти и проявляется только в ней.
Факторные теории: нативизм,эмпиризм.
Факторы психологич.развития: 1)биологич.(наследственность,анатомофизиологич.особенности)
2)социальные(целенаправленный-обучение,воспитание;стихийный-сми,сверстники)
3)психологических(активность,дея-ть).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Библиографическое описание:


Поескова, Г. И. Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4801/ (дата обращения: 20.02.2021).

Статья
затрагивает
проблему
воспитания
и
обучения детей
дошкольноговозраста в США. В
статье особо подчёркивается важность
раннегодошкольного обучения
детей.
Анализрезультатовпроведённых в США
исследований показал, что
рольправильноорганизованногодошкольного
образования
надальнейшееразвитиедетей,наих успешностьиблагополучиево взрослой жизнинеоценима. Раннее
дошкольное воспитание влияет как на развитие когнитивных навыков
удетей, так и на
развитие мотивации, коммуникабельности, умения работать
сдругимилюдьми.

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка по месяцам

The
article deals with the problem of education and training
of
preschool children in
the
USA.
The article emphasizes the
importance
of early education of
pre-school
children.
The analysis
of
the U.S
study have shown that the role of properly organized pre-school
education in the further development of the children on their success
and well-being in adult life is invaluable. Early pre-school
education influence on the development of cognitive skills
andon their development of motivation,
sociability, ability to work with other people.

Ключевые
слова:

дошкольное образование, одарённые дети, модернизация, высокий
интеллект.

Keywords:
early childhood education
,
gifted children, modernization,
high
intelligence
.

В
последнее время раннее вмешательство, начиная от рождения ребёнка и
до начальной школы, вновь приобрело повышенное внимание в США как
одна из наиболее желательных стратегий получения оптимального
развития ребёнка. Специалисты считают годы от одного до трёх лет
заслуживающими особого внимания, как критические в развитии и
здоровье ребёнка.

История
Чикагской лонгитюдной программы восходит к середине 1966 года, когда
генеральный интендант Чикагских государственных школ Бенжамин Вил
столкнулся с серьёзными, в том числе и образовательными проблемами:
8% учащихся шестых классов читали на уровне учеников первого класса;
30% населения Чикаго жило ниже официального уровня бедности; 100%
населения Чикаго являлось представителями меньшинств; уровень
безработицы вырос и достиг 39% в сравнении с 15% в других регионах.
Всё это вызвало экстренную федеральную помощь. Была создана
федеральная программа «The
Chicago
Child-
Parent
Centers
Program»,
которая началась в 1966 году и продолжалась вплоть до 1986 года.
Рейнолдс руководил этой программой, проводил регулярное и
многократное исследование свыше 1539 детей в течение двадцати лет,
имел возможность идентифицировать детей с высоким IQ
из бедных афро-американских семей и проследить за их развитием в
течение длительного периода времени. Учёный сделал вывод о том, что
наибольшая эффективность характерна для программ дошкольного
образования, поскольку именно в раннем детстве закладываются основы
личности и психики человека, дальнейшего развития его
интеллектуальных способностей, интересов и возможностей. Рейнолдс
считал, что годы от 3 до 10 лет заслуживают особого внимания, ибо это
решающие годы в развитии ребёнка. Термин «раннее вмешательство
в развитие ребёнка» он объясняет, как предоставление
образовательных и социальных услуг детям и их семьям, начиная с
дошкольного возраста (preschool)
от 0 до 5 лет, которые находятся в степени риска из-за бедности,
антисоциальных факторов или условий окружающей среды» [1]. Эта
программа подобно программе Head
Start
является широкомасштабной программой борьбы с бедностью, начатой в
США 1960-х годах. Чикагская программа федерального значения уникальна
в своём роде:

  1. в
    ней были объединены программа дошкольного образования (pre-school)
    и образования, получаемого в детском саду;

  2. в
    каждом центре обслуживались дети, проживающие в данном микрорайоне;

  3. приглашались
    родители как для участия в программах развития их детей, так и в
    целях их собственного развития;

  4. концептуально
    программа основывалась на активности и опыте детей, ведущему к
    развитию основных способностей детей в чтении, математике,
    искусства, и способствовали хорошему психическому и социальному
    развитию дошкольников.

Отличительная
особенность Чикагской лонгитюдной программы от других программ
заключалось в следующем:

  • Чикагское
    лонгитюдное исследование рассматривало факты долгосрочного влияния
    широкомасштабного раннего вмешательства на дальнейшее развитие
    ребёнка;

  • исследование
    раннего вмешательства рассматривалось вкупе с участием в дошкольном
    образовании, с образованием, получаемом в детском саду вплоть до
    старшего подросткового возраста ребёнка;

  • данная
    программа оказала своё влияние, как на развитие ребёнка, так и на
    развитие в целом семьи ребёнка.

Следует
отметить, что существовал ряд показаний, необходимых для участия в
Чикагской программе раннего вмешательства. Главным условием для
участия в этой программе являлись плохие условия окружающей среды,
которые не способствовали здоровью ребёнка. Здесь следует
подчеркнуть, что в 1960-х годах 40% от численности всех детей Америки
составляли дети из бедных афро-американских и латино- американских
семей. Раннее вмешательство в виде образовательного обогащения могло
компенсировать недостатки, которые являлись следствием бедности.
Данная программа были призвана способствовать когнитивному,
социальному и психическому развитию ребёнка. Разработчики этой
программы ожидали от неё как краткосрочного, так и долгосрочного
эффекта. Развитие ребёнка, включая его языковое развитие, безусловно,
оказывало влияние на развитее его мотивации, успехов в школе и
дальнейшего образование. Хотя на первый взгляд бросается много общего
между программами Head
Start
и Чикагской программой, существуют различия между ними:

Читайте также:  Развитие ребенка в игровой деятельности педсовет

  1. административные
    центры Чикагской лонгитюдной программы располагались в начальных
    школах и имели специальные помещения для занятий с родителями, в
    отличие от программ Head
    Start,
    которые сотрудничали с социальными службами, а не со школьными
    системами;

  2. законодательно
    Чикагский проект предполагал наличие вокруг школы нищеты, тогда как
    программа Head
    Start
    предполагала бедные жизненные условия в семье;

  3. основное
    отличие состояло в том, что Чикагский опыт предполагал оказание
    образовательных услуг детям в течение 6 лет с возраста ребёнка от 3
    до 9 лет, а программа Head
    Start
    только дошкольный возраст (до детского сада).

Чикагская
лонгитюдная программа охватила 24 центра при Чикагских
государственных школах: предлагались образовательные услуги
дошкольникам в возрасте от 3до 4 лет и детям, посещающим детские
сады. Основной особенностью этих программ было:

  • раннее
    вмешательство;

  • включение
    в образовательный процесс родителей;

  • языковое развитие;

  • взаимосвязь
    между дошкольным и начальным образованием.

Существовали
три условия законного применения этой программы:

  1. дети
    должны жить возле близлежащей школы;

  2. дети
    не должны участвовать в других программах дошкольного развития;

  3. родители
    детей должны дать согласие на участие в программах хотя бы полдня в
    неделю.

Дошкольники
проводили примерно 45 минут ежедневно за тренировкой навыков чтения.
Кроме этого были уроки музыки, занятия искусством, социальные
занятия. Активность сосредотачивалась вокруг изучения слов,
сравнений, изучения литературы и в течение учебного года (8 месяцев)
сложность материала возрастала. Существовало три категории классов:

  1. ориентированные
    на активность учителя;

  2. развивающие;

  3. смешанные.

Группы,
центрированные на учителе, включали в себя такую активность, как
совершенствование академических знаний и умений (читать, писать,
считать). Группы, центрированные на развитии, предполагают небольшое
количество детей в группах, наличие групп по интересам, применение
таких материалов, как например, Пибоди дидактический материал. В
группах со смешанной деятельностью предполагалось как развивающая
активность детей, так и активность, центрированная на учителе. В
программе предполагался широкий спектр родительской активности:
волонтёрство; чтение историй в группах детей; организация игр с
детьми, выполнившими свою работу; проведение научных экспериментов;
работа над проектами; занятия с детьми по интересам; помощь в
подготовке ланчей и завтраков; участие в экскурсия.

Следует
отметить тот факт, что перед участием в программе дети прошли
медицинское обследование, был проверен слух и зрение при участии
логопеда. По утрам в группах полного дня детям предоставлялся
бесплатный завтрак и ланч, как часть программы, предложенной
Департаментом сельского хозяйства США.

Интенсивную
подготовку для участия в программе приняли и учителя. Общая стоимость
на ребёнка в год по данной программе составила 4350 $ на ребёнка, не
включая расходы по программе бесплатного питания детей. Для
применения программы учитывался статус риска:

  • низкий уровень образования
    у родителей;

  • наличие
    четверых или более детей в семье;

  • программа
    проводилась в школах, где 60% детей жили в условиях крайней
    бедности;

  • наличие безработных
    родителей;

  • неполная семья;

  • дети
    являлись выходцами из национальных меньшинств.

Чикагская
программа представляла 3-часовую программу (по утрам и вечерам) для
дошкольников (preschool),
достигших трёх, лет в отдельных комнатах в группах по 4-5 детей или
6-часовые программы для дошкольников-детсадовцев (с 5 лет). Малое
количество детей в группах и присутствие нескольких воспитателей
способствовали качественному дошкольному образованию детей. Общее
число детей, посещающих центр, составляло 130 – 210 человек,
группы обучающихся детей состояли из 4-5 человека, что способствовало
индивидуализации процесса обучения и достижению в конечном итоге
значительных успехов в когнитивном развитии ребёнка, развитию его
способностей и умственной готовности к школе в возрасте пяти лет.
Успехи в когнитивном развитии детей наиболее часто используют для
объяснения долгосрочного влияния при раннем детском вмешательстве.
Эти успехи отмечали при проведении (Iowa
Test)
тестирования в возрасте 9 лет, а также умственную готовность к школе
путём тестирования в возрасте 5 лет.

Таким образом, результаты
Чикагского лонгитюдного исследования показали:

  • при специальном обучении
    когнитивное развитие детей достигает нормы в течение первого года
    обучения, а также может превосходить её;

  • раннее вмешательство
    способствует долгосрочному влиянию на ребёнка, увеличению его IQ,
    измеренное тестом Iowa Test
    в возрасте девяти лет, хорошим успехам в школе и уменьшению проблем
    в поведении ребёнка;

  • долгосрочный
    эффект программы выявился в развитии детской мотивации, что даже
    важнее, чем когнитивное или языковое развитие ребёнка: самооценка
    своих способностей, эффективности и настойчивости;

  • актуализация
    образовательного ресурса даже при отсутствии социокультурных
    изменений, способна значительно влиять на потенциал развития
    маленьких детей.

Литература:

  1. Reynolds,
    A.J. Success in Early Intervention. University of Nebraska Press.

Источник