Психическое развитие ребенка и ведущая деятельность контрольные работы

Психическое развитие ребенка и ведущая деятельность контрольные работы thumbnail

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

Игра – это…

ИГРА –

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Читайте также:  Скачать книгу степаненкова теория и методика физического воспитание и развитие ребенка

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Читайте также:  Эмоции и личностное развитие ребенка

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Источник

Контрольная работа

Исполнитель: Шакирова Любовь Сергеевна

Тема. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Сформулируйте 3-4 задания–вопросы для развития мышления дошкольников в различных формах жизнедеятельности и конкретизируйте их психологические возможности.

Рисование : почему на рисунке существует граница между небои и землей? Существует ли она на самом деле? Нарисуй небо, так как ты привык его видеть(формирование навыков выстраивания рассуждения, причинно-следственных связей, поиска путей решения нестандартных задач)

Игра: узнай человека с закрытыми глазами (на ощупь) (формирование и выделение признаков, которые обычно видимы: абстрагирование, анализ)

Обучение: Найди лишнее слово/ картинку (развитие мыслительных операций: анализ, синтез и абстрагирование)

Назови одним словом (развитие мыслительной операции Обобщение и классификация)

2. Сформулировать психологические особенности общения дошкольников со взрослыми и со сверстниками. (не менее 6 развернутых характеристик)

малыш инициативен по отношению к взрослому – стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий;

– настойчиво требует от взрослого соучастия в своих делах;

– чувствителен к отношению взрослого, к его оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;

– охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.

Овладение речью  является  важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.

В раннем возрасте формируются  навыки самообслуживания: малыш сам одевается,  пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.

Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

  • Итак, на третьем году жизни ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре. Но и к концу раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельности.-

  • В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т.А. Репиной, к подготовительным группам сохранилось неблагоприятное положение у 1/3 детей).

  • -Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.

  • – К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

  • В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

3. Дополнить содержание таблицы по характеристике развития игровой деятельности дошкольников из предложенных

А.

Г. Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Ребенок

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Характер игровых действий

Отдельные игровые действия носят условный характер. Предметное действие с игрушками или предметами заместителями ребенок производит в игре, подражая действиям взрослого

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; ребенок самостоятельно удерживает воображаемую ситуацию. Способен выделить правило, по которому нужно действовать

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. Согласует свои действия со взятой на себя ролью, ролевые действия разнообразны, ролевая речь ребенка достаточно четкая.

Читайте также:  Дидактическая игра как основа развития ребенка

Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Проигрывает действия с предметами, игровые действия и их внешняя последовательность соответствует реальной действительности

Выполнение роли

Роль осуществляется фактически, но не называется

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли – ребенок требует развертывания сюжета, может наладить отношения с 1-2 партнерами

Роль называется, ребенок старается выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной им роли –ребенок по ходу игры меняет роль, если это требует развертывание сюжета

Роли распределяются до начала игры. Придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Четко выделяет роли. По ходу игры может выполнить и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, затем снова может вернуться к своей основной роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Игра однообразна, как правило, повторы одних и тех же операций

Цепочка игровых действий объединена сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

Переходит к игровым действиям, отражающим социальные функции. Проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми

Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. Правила которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью

4. Сформулируйте психологические условия для социального развития ребенка (3-4 года и 6-7 лет) в различных формах жизнедеятельности. Обоснуйте свой выбор.

Умение ребенка установить контакт с партнером

Характер игровых действий(какие навыки ребенок приобретает)

Выбранный сюжет (примеряемая или навязанная социальная роль)

Коммуникативность

Творческая деятельность (рисование, пение, конструирование и др.)

Отношение ребенка к окружающей действительности

Готовность ребенка к освоению различных видов деятельности, самовыражению

Уровень развития навыков творческой деятельности,

Самооценка

Привычки

Познавательная деятельность (занятия с ребенком)

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Имеющийся опыт познания окружающего мира

Педагогическое мастерство воспитателей, родителей

Уровень развития познавательной активности, готовность родителей и учителей отвечать на вопросы, интерсующие ребенка

Общение (непосредственное, ежедневное)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Характер отношений в семье (ребенок переносит видимую им модель, это влияет на уровень доверия, заинтересованности и т.д.)

Самооценка

Отношение к окружающим

5. Дать характеристику по годам различным видам продуктивной деятельности дошкольников (данные занести в табл.)

Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки.

Конструирование из бумаги

Работа с природными материалами

Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой

С использованием пластиковых и металлических конструкторов для подготовки к школе

на этом этапе ребенок учится читать рисунок-схему, запоминает названия новых для себя деталей таких как: винт, гайка, гаечный ключ 

конструирование в рамках сложной сюжетной линии игры

лепка

Формирование и развитие навыков создания фигур и объектов по образцу/ совместно со взрослым из мягкого материала

Песок/пластилин

Освоение сенсорных эталонов: длины, ширины, высоты и др.

Развитие мелкой моторики тематическая работа

Создание картин и композиций, работа с различными материалами:

Глина, песок, пластилин, пластика и др

Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов

Возможна как самостоятельное занятие. Создание композиции, работа с сюжетом, иллюстрирование прочитанного и т.д.

Работа с трафаретами, вылепливание букв и цифр для освоения грамоты.

изобразительная

Изображают простые предметы и явления действительности (идет дождь)

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Освоение основных способов деятельности под руководством взрослого

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Закрашивают рисунки кистью, карандашом. Наносят штрихи и мазки по всей форме, не выходя за контур. Проводят широкие и узкие линии. Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную форму

Замысел создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства.

Смешивают краски. объекты приобретают сходство с реальными

Замыслы устойчивы и разнообразны

Смешивают краски. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными

музыкальная

Освоение и развитие навыков восприятия и исполнительства

детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

музыкально-образовательная деятельность, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

Источник