Психическое развитие ребенка и его факторы
Тема 4. Развитие психики ребенка
1. Понятие «развитие психики».
2. Факторы развития психики ребенка.
3. Развитие и обучение.
1. Понятие «развитие психики»
Понятие «развитие», характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий «рост», «созревание», и «совершенствование», зачастую встречающихся как в повседневном мышлении, так и в научных текстах
Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно ‑ необратимым характером изменений, их направленностью (т.е.способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики ‑ это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.
Филогенез ‑ развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Онтогенез — индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.
Антропогенез ‑ развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapies и завершающаяся сегодняшним днем.
Микрогенез ‑ актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.
В возрастной психологии выделяют также типы развития. К ним относится преформированный тип и непреформированный тип развития. Преформированный тип развития ‑ это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример ‑ эмбриональное развитие. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.
Непреформированный тип развития ‑ развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относится развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу.
Исследовать психическое развитие человека, значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.
Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.
Объяснить развитие ‑ значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании (ответ на вопрос «почему это произошло»?). В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).
Прогноз развития носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами(отвечает на вопрос «к чему это приведет»?). Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом собственно и заключается смысл прогноза.
Коррекция развития ‑ это управление следствием через изменение возможных причин.
2. Факторы развития психики ребенка
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления ‑ биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначального предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции (С. Холл),основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных ‑ он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.
Э. Геккелем (ученик Дарвина) был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества (С. Холл).
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки ‑ в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента ‑ темперамент и задатки способностей.
Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. На развитие способностей большое влияние оказывает собственная активность ребенка.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения.
Второй фактор ‑ среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредовано ‑ через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
В психологии также ставится вопрос о соотношении биологического и социального факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция (от латинского ‑ приближаться, сходиться). Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции ‑ продукт культурно – исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается не ней влияние наследственности.
Единство наследственных и социальных влияний ‑ это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
3. Развитие и обучение
Социальная среда ‑ понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества, зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детских садов, учителя школы и т.д.
Вне социальной среды ребенок развиваться не может ‑ не может стать полноценной личностью. Примером могут служить случаи «детей-Маугли».
Дети, лишенные социальной среды не могут полноценно развиваться. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» ‑ периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.
Как считает Л.С. Выготский, в сензитивные периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период должен совпадать с оптимальными сроками обучения. Поэтому важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его всестороннего развития в это время.
В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как ‑ один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития ‑ спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становиться принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.
Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Внешние психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общения с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва ‑ социальном, потом ‑ психологическом, сперва между людьми … затем внутри ребенка».
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.). У детей с актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», ‑ пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры влияния среды на развитие личности ребенка как социального существа.
Список рекомендуемой литературы
1. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. ‑ М., 1987.
2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. ‑ М., 1989.
3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983. – Т. 3.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983.- Т.4.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: ИПП, 1996.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
Источник
Психическое развитие ребенка во все периоды его взросления. Роль окружающей среды и родителей в этом процессе.
Психическое развитие детей сказывается уже в самом раннем возрасте. От этого зависит будущее ребенка, его взгляды на жизнь, поведение и социальная активность.
Родители стараются максимально положительно влиять на становление характера и мировоззрение, однако одного внимания родственников недостаточно. Необходимо понимать, какие этапы пройдены, а где нужно подсказать правильное направление, чтобы ребенок сам выбрал нужное.
Особенности психического развития детей
- Самым сложным является фактор быстрого развития ребенка в раннем возрасте. В течение короткого периода он может кардинально поменять свое мышление и отношение к миру. Если еще вчера он твердо считал своих родителей источником правдивой информации, то уже сегодня может поставить это заявление под сомнение
- Здесь важно с ребенком общаться как с взрослым человеком и стараться максимально избегать обманов. Дети очень тонко чувствую ложь, иногда даже на подсознательном уровне. Если пошатнуть доверие ребенка, он инстинктивно будет отгораживаться даже от логичных и правдивых заявлений со стороны родителей
- Это взрослые более-менее разбираются, что плохо, а что хорошо. Детям нужно научиться вычленять из общего фона событий правильные решения. В этом заключается особенности психического развития детей. Слепая вера здесь не поможет, необходимо пройти самостоятельный путь становления. Родители могут только помочь справиться, подсказать выход, но не указать истинно правильное решение
Формы психического развития ребенка
Психическое развитие характеризуется неравномерным осмыслением и изменением своего отношения к миру. Поэтому все планы и графики развития, опубликованные в литературе, могут быть только примером. Каждый проходит индивидуальный путь развития, который может резко отличаться от установленных норм.
Несмотря на это, в определенном возрасте ребенок должен прийти к общепринятым нормам психического развития. Если этого не происходит, понимают появление отклонений, которые диагностируются с целью выявить причины и устранить их.
Все формы психического развития ребенка делят на возрастные группы, достижение которых подразумевает умение выполнять базовые функции предыдущей стадии.
Диагностика психического развития детей
- Диагностирование психического развития дает точные результаты только при правильном подходе, когда ребенок идет на контакт и показывает свою реакцию на ту или иную методику
- Все методы анализа направлены на получение данных и ответных реакций ребенка, которые необходимо связать вместе, учитывая особенности малыша и его возраст
- В начале диагностики проводится беседа с родителями, поскольку они имеют наибольший контакт со своими детьми и могут достоверно изложить первичную информацию или свои замечания. Дальше обращают внимание на реакцию ребенка, его заторможенность или напряженность, нежелание общаться и так далее
- В зависимости от возраста, на разные методы диагностики, ребенок должен давать определенный ответ словами или действиями. Часто в работе используются сторонние предметы, карточки и прочее. Все это вовлекает в игру, которая убирает его недоверие и открывает истинные возможности психического состояния
Психическое развитие детей до года
В первое время после рождения ребенок не может полноценно взаимодействовать с миром, для удовлетворения потребностей ему нужна помощь родителей. Поэтому первое психическое развитие сводится к обучению правильно воспринимать сигналы извне, реагировать на них и учиться общаться доступными средствами с окружающей средой.
- Большое значение здесь уделяется моторике движений, которая проявляется определенной активностью. Дальше должным образом развиваются органы чувств (зрение, слух). Ребенок учиться двигаться, позже ходить, также правильно различать цвета, узнавать и запоминать места и события
- В это время ребенок еще не устанавливает связей между объектами, а отличает только конечный результат (холод, голод, боль и так далее). Речевые функции включают произношение отдельно взятых звуков, но не слов
Психическое развитие детей раннего возраста
- В раннем возрасте от одного до трех лет появляется некоторая самостоятельность, но он все также ограничен в действиях. Важным этапом здесь является умение манипулировать предметами
- Развивается моторика, появляется умение говорить, ходить. Важным помощником в развитии являются специальные игры, которые интересны детям
- Больше значение имеет игра в кубики, с нарисованными буквами, построение простых конструкций, произношение слогов родителями. Это позволяет понять, что каждый предмет имеет свою смысловую нагрузку, учиться различать свои действия и действия взрослого человека
Развитие психических процессов детей дошкольного возраста
- В этот период происходит активное формирование личности человека на основе полученных знаний. Дети уже умеют активно общаться и строить свои предложения, осмысливая их
- Это приводит к появлению спонтанности и изменчивости в характере, когда вследствие обдумывания может поменяться предмет желания на текущий момент
- Из-за этого больше проявляется капризность. В этот период значительно увеличивается кругозор знаний, малыш уже готовиться к школе. Происходит обучение мыслить аналитически, представлять выводы как следствие своего мышления. В этот период важно развивать слуховое восприятие и память
Психическое развитие детей школьного возраста
Большое влияние на психическое развитие в период школьного возраста оказывает систематически одинаковый подход ко всем детям, который ведется в школе. Дети учатся подстраиваться под коллектив, учитывать график и распорядок дня, обязательный для выполнения.
- Это достаточно сложный период, когда родители перестают быть единственным авторитетом. Влияние на его психическое развитие оказывают учителя, сверстники в школе, поступающая информация извне. В этот период важно интеллектуальное развитие, которое характеризуется не эрудированностью, а умением строить логические выводы
- В старшем школьном возрасте преобладают проблемы взросления, когда проявляется характер, строптивость, желание идти наперекор родительскому мнению. В это время дети начинают чувствовать себя взрослыми и не приемлют отношение к себе, как к детям, которые неспособны на поступки и анализ своих решений. Здесь закладываются нормы социального поведения и моральной этики
Психическое развитие ребенка в семье
- Развитие в целом зависит от внимания родителей. С самого раннего возраста родители должны максимально уделять внимание психическому развитию, не ущемляя при этом его право на собственное мышление и построение выводов
- В детстве очень просто заставить детей делать то, что вам нужно, но с каждым годом его внутренний протест будет все сильнее и настанет момент, когда он просто перестанет слушаться
- Чтобы не допустить этого, изначально надо строить доверительные отношения, идти на уступки и уважать мнение малыша, осмысливая его. В семье родители могут только косвенно влиять на психическое развитие, прямые указания не помогут ему принять правильную форму социальной взаимосвязи с обществом
Развитие психических функций ребенка
- Начало психического развития происходит сразу после рождения. У всех этот процесс проходит индивидуально. Большое влияние оказывает правильно направленная помощь родителей
- Весь период своего развития ребенок развивает свое внимание, память, речевую функцию и многое другое. Обучение происходит практически ежеминутно, когда он берет в руки игрушку, слушает голос родителей, смотрит на все, что происходит вокруг
- В период развития повышено чувство внимания. Он более активно реагирует на все происходящее вокруг него. Все новое становится предметом его повышенного интереса. Не стоит думать, что ребенок в раннем возрасте вовсе несмышленый и не понимает, что вы говорите ему или как общаетесь между собой
- Большую роль играет общий эмоциональный фон. С появлением малыша в доме, родители должны себя вести особенно внимательно – это влияет на психическое развитие на протяжении многих лет
Речь ребенка и психическое развитие
Правильное формирование речи вместе с возрастом – важнейший этап понимания правильности психического развития. Большинство родителей понимают интуитивно, когда стоит ожидать связной речи. В первое время ребенок издает только звуки, затем начинает говорить простые слова, связывать их в односложные конструкции.
- В это время активно развивается спонтанность речи и память. Ребенок может наизусть воспроизводить стихи, отрывки из книг, но их запоминание происходит не специально, у него не было стремления запомнить и рассказать
- В старшем дошкольном возрасте проявляется умение четко формировать конструкции предложений, которые построены на собственных мыслях. Своевременное речевое развитие способствует общему росту социальной и психической стабильности
Роль общения в психическом развитии ребенка
- Первые слова малыш слышит от родителей. Они же ему объясняют назначение и функции разных предметов до того, как он сам научится их различать по цвету или форме
- Именно общение дает правильное понимание фонетики произношения. Ребенок должен постоянно слышать слова от родителей, учиться связывать все, что делается вокруг с тем, что говориться
- Постоянное и правильное общение способствует правильному психическому развитию
Роль среды в психическом развитии детей
Важно также место, где растет и развивается ваше чадо. Поэтому рекомендуют делать детские комнаты цветастыми, но без раздражительных тонов. Не зря все игрушки имеют яркую расцветку. Это все позволяет сконцентрировать внимание на предметах, заинтересовать его своей яркостью.
В развитии важно обустроить максимально комфортные условия. При этом необходим также здоровый эмоциональный фон и общее отношение к малышу со всех сторон. Неблагополучные семьи, которые создают плохие условия развития, чаще других сталкиваются с психическими отклонениями у детей.
Влияние игр на психическое развитие ребенка
- Доказано, что игровая форма лучше воспринимается в любом возрасте. Даже привлечение к спорту лучше всего делать через игровые виды. Постоянный интерес к тому, что происходит, поддерживает внимание и психическую активность
- Поэтому в игры, направленные на развитие, закладывают специальные функции. Это может быть развитие внимательности, мелкой или крупной моторики, способность к образному мышлению, развитие творческих способностей
- Без игр невозможно добиться правильного и своевременного развития. При этом первые несколько лет важно, чтобы с ребенком играли его родители. Только в позднем возрасте допускается самостоятельно изучение игр и самообразование с их помощью
Психическое развитие и деятельность ребенка
- Деятельность человека всегда влияет на его развитие. У детей это проявляется особенно остро. Самый характерный пример – изменение поведения в школьном возрасте при вовлечении в компанию друзей с неправильными моральными идеалами
- В таком случае происходит торможение естественного и правильного психического развития, потому что его мыслительная деятельность направлена в другую сторону
- Важно отслеживать интересы детей, проявлять внимание к совместному времяпрепровождению с уклоном в игровые формы. Полезные и интересные идеалы помогут правильно направить мышление и продолжать развиваться, как физически, так и духовно
Психическое развитие и обучение ребенка
Школьное обучение влияет на взаимодействие в коллективе, тренирует его память и аналитическое мышление. Это период, когда ребенок впервые сталкивается с серьезными стрессами, которые ему необходимо преодолеть. Так формируется устойчивое восприятие окружающего мира, как целостного организма.
Вместе с этим некоторые гуманитарные науки, такие как всемирная литература и история, позволяют построить свой стереотип правильного поведения согласно законам морали. Это дает определенный стимул и формируется правильный вектор психического развития.
Условия благоприятного психического развития ребенка
- Чтобы развитие шло правильно и своевременно необходимо создать для этого соответствующие условия. Большую роль здесь играет оформление детской комнаты, внедрение развивающих игр, постоянное общение с родителями и сверстниками
- Немаловажно также исключить неблагоприятное влияние, которое приводит к негативным последствиям. Это апатия к успехам детей, неправильное окружение. Мысль о том, что ребенок будет развиваться сам, губительна и приводит к нарушениям психического становления личности
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
Одним словом, все окружение влияет на его развитие. Есть менее воздействующие факторы, есть максимально стимулирующие как положительное, так и отрицательное развитие. Правильное психическое развитие зависит от выбранной стратегии родителей, основные аспекты которой описаны в этой статье.
Психическое развитие ребенка: советы и отзывы
В видео можно увидеть очень много советов и отзывов о развитии детей и новых методиках.Каждый сможет выбрать для себя лучший и более подходящий метод.
Видео: Методики раннего развития. Польза или вред
Источник