Психическое развитие ребенка до года урунтаева
Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
Учебник посвящен проблемам психического развития детей раннего и дошкольного возраста в нем излагаются базисные представления об особенностях умственного развития дошкольника, освоения им разнообразных видов деятельности.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Также может быть полезен практическим психологам,воспитателям детских садов и всем, кто интересуется вопросами психологии дошкольника, становления его личности.
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками.
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.). изучает ребенка, но имеет свои особый предмет,в качестве которого выступает психическое развитие па протяжении детства, т. е. первых семи лет жизни — от рождения до поступления в школу.в этот довольно короткий отрезок времени психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем, чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные.
Детскую психологию интересуют факты детского развития, отличительные признаки каждого периода, типичные для большинства детей этого возраста, и их психологическое содержание. Кроме того, детская психология анализирует закономерности и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, поскольку наблюдаемые на разных этапах дошкольного детства изменения в психике ребенка имеют не случайный,а закономерный характер. Специфика изучения ребенка детской психологией состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.
Следует различать понятия «рост», «созревание», «развитие».
Рост как отдельный аспект развития представляет собой количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции, например, изменение высоты и массы тела, увеличение запаса слов, освоение навыка ходьбы или произношения.
Оглавление.
Предисловие.
Раздел I. Общие вопросы детской психологии.
Глава 1. Предмет и методв1 детской психологии.
Глава 2. Закономерности психического развития.
Раздел II. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве .44
Глава 3. Психическое развитие в младенчестве.
Глава 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Раздел III. Развитие деятельности дошкольника.
Глава 5. Характеристика игровой деятельности.
Глава 6. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности.
Глава 8. Развитие бытовой и трудовой деятельности.
Раздел IV. Умственное развитие дошкольника.
Глава 9. Развитие речи.
Глава 10. Сенсорное развитие.
Глава 11. Развитие внимания.
Глава 12. Развитие памяти.
Глава 13. Развитие воображения.
Глава 14. Развитие мышления.
Раздел V. Развитие личности дошкольника.
Глава 15. Развитие самосознания.
Глава 16. Развитие воли, произвольности и мотивов поведения.
Глава 17. Эмоциональное развитие.
Глава 18. Нравственное развитие.
Глава 19. Развитие способностей.
Глава 20. Кризис семи лет и психологическая готовность к обучению в школе.
Список литературы
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 22.06.2019 16:58 UTC
Теги:
психология :: Урунтаева :: 2013
Следующие учебники и книги:
- Юридическая психология, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности, Аминов И.А., 2010
- Национализм и моральная психология сообщества, Як Б., 2017
- Музыка и игра в детской психотерапии, Ворожцова О.А., 2004
- Основы психотерапии, Ваинер И., 2002
Предыдущие статьи:
- Медицинская психология, учебник, Тюльпин Ю.Г., 2004
- Методические основы преподавания психологии, учебно-методическое пособие, Ткаченко Н.С., 2012
- 54 инструмента для эффективной психотерапии взрослых и детей, Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., 2018
- Танцевальная терапия и глубинная психология, движущее воображение, Ходоров Дж., 2009
Источник
Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
Учебник посвящен проблемам психического развития детей раннего и дошкольного возраста в нем излагаются базисные представления об особенностях умственного развития дошкольника, освоения им разнообразных видов деятельности.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Также может быть полезен практическим психологам,воспитателям детских садов и всем, кто интересуется вопросами психологии дошкольника, становления его личности.
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками.
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.). изучает ребенка, но имеет свои особый предмет,в качестве которого выступает психическое развитие па протяжении детства, т. е. первых семи лет жизни — от рождения до поступления в школу.в этот довольно короткий отрезок времени психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем, чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные.
Детскую психологию интересуют факты детского развития, отличительные признаки каждого периода, типичные для большинства детей этого возраста, и их психологическое содержание. Кроме того, детская психология анализирует закономерности и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, поскольку наблюдаемые на разных этапах дошкольного детства изменения в психике ребенка имеют не случайный,а закономерный характер. Специфика изучения ребенка детской психологией состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.
Следует различать понятия «рост», «созревание», «развитие».
Рост как отдельный аспект развития представляет собой количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции, например, изменение высоты и массы тела, увеличение запаса слов, освоение навыка ходьбы или произношения.
Оглавление.
Предисловие.
Раздел I. Общие вопросы детской психологии.
Глава 1. Предмет и методв1 детской психологии.
Глава 2. Закономерности психического развития.
Раздел II. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве .44
Глава 3. Психическое развитие в младенчестве.
Глава 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Раздел III. Развитие деятельности дошкольника.
Глава 5. Характеристика игровой деятельности.
Глава 6. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности.
Глава 8. Развитие бытовой и трудовой деятельности.
Раздел IV. Умственное развитие дошкольника.
Глава 9. Развитие речи.
Глава 10. Сенсорное развитие.
Глава 11. Развитие внимания.
Глава 12. Развитие памяти.
Глава 13. Развитие воображения.
Глава 14. Развитие мышления.
Раздел V. Развитие личности дошкольника.
Глава 15. Развитие самосознания.
Глава 16. Развитие воли, произвольности и мотивов поведения.
Глава 17. Эмоциональное развитие.
Глава 18. Нравственное развитие.
Глава 19. Развитие способностей.
Глава 20. Кризис семи лет и психологическая готовность к обучению в школе.
Список литературы
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 22.06.2019 16:58 UTC
Теги:
психология :: Урунтаева :: 2013
Следующие учебники и книги:
- Юридическая психология, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности, Аминов И.А., 2010
- Национализм и моральная психология сообщества, Як Б., 2017
- Музыка и игра в детской психотерапии, Ворожцова О.А., 2004
- Основы психотерапии, Ваинер И., 2002
Предыдущие статьи:
- Медицинская психология, учебник, Тюльпин Ю.Г., 2004
- Методические основы преподавания психологии, учебно-методическое пособие, Ткаченко Н.С., 2012
- 54 инструмента для эффективной психотерапии взрослых и детей, Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., 2018
- Танцевальная терапия и глубинная психология, движущее воображение, Ходоров Дж., 2009
Источник
Под вниманием понимается выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.
1. Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли.
2. Развитие внимания в младенчестве
Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.
Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию. В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете..
Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир. В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например малыш складывает шарики в коробочку, пере нося фокус внимания с одного шарика на другой.
Укажем особенности развития внимания в младенчестве:
- первоначально выступает как реакция сосредоточения;
- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
- сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
- появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
3. Развитие внимания в раннем детстве
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания – распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
- малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову,речи;
- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
- внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные – звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», – говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
5. Руководство развитием внимания
Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует деятельность ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». В младенчестве присутствие взрослого, совместные действия с ним могут поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.
Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым.
На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, задает вопрос «Где Лена (Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обеспечил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ребенка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать».
Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой. Например, дети увлеченно играют в моряков. Близится время ужина. Воспитатель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Кораблю зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный ужин и отдых».
Литература
Ветер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 1974. -№12. – С. 24-30.
Волкова Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспитание. – 1971. – №12. – С. 6-9.
Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. – М., 1976. – С. 184-219.
Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – №5. – С. 54-65.
Зверева Г. И. О воспитании внимания // Дошкольное воспитание. – 1960. – №12. – С. 46.
Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание. – 1970. – №7. – С. 36-38.
Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 336 с. С. 115-122.
Источник