Психическое развитие ребенка до 1года

Психическое развитие ребенка до 1года thumbnail
  • Главная
  • Психическое развитие детей
  • Психическое развитие ребенка до года

Для того чтобы избежать ненужных переживаний и врачебных вмешательств, родители должны быть хорошо знакомы с критериями и основными этапами нейропсихического взросления у детей.

Критерии оценки психического развития ребенка

Долгое время детские неврологи не могли сформулировать четкие параметры, которые бы стали основой для косвенной диагностики развития головного мозга. Но все-таки общие знаменатели были найдены, и теперь, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), существуют параметры, состояние которых нужно проверять ежемесячно. Ими являются:

  • крупная и мелкая моторика;
  • развитие речи;
  • аффективный (эмоциональный) статус.

Расскажем подробнее о каждом из них:

  1. Крупная моторика — это умение малыша держать головку, сидеть, переворачиваться, ходить. Её адекватное развитие говорит нам о хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
  2. Мелкая моторика – примерами развития по этому критерию являются координация взгляда и рук, хватание предмета, его удерживание. Раннее достижение стандартных этапов говорит о том, что велика вероятность того, что у вашего ребенка будут «золотые руки».
  3. Развитие речи – включает понимание и последующие попытки воспроизведение «разговора». Если малыш отстает по этому параметру, врачи рекомендуют обратить внимание на его слух или зрение — нет ли патологии на этом уровне.
  4. Аффективный статус – относится к взаимодействию ребенка и окружающих людей, умение улыбаться, довольно «кряхтеть». Торможение по этому критерию может также говорить о проблемах со зрением, слухом, о запаздывании эмоционального и/или интеллектуального развития.

Психическое развитие ребенка по месяцам

Далее будут приведены конкретные этапы, которые МОЖЕТ достигнуть ребенок на конкретном месяце развития. Если ваш малыш не дотянулся до какого-либо критерия, который соответствует возрасту – не паникуйте. Каждый ребенок развивается в своем ритме, и не всегда небольшое отставание от нормы (понятие, кстати, очень относительное) является признаком болезни или отставания в психическом развитии.

1 месяц

  • Малыш на мгновение может поднять головку.
  • Лежа на спине, поворачивает голову то в одну, то в другую сторону.
  • Держит сжатые кулачки.
  • Сильный хватательный рефлекс. Для его определения нужно положить свой палец в ладонь малыша, а он, в свою очередь, его схватит. Это врожденный рефлекс, который в месячном возрасте является нормальным показателем.
  • Смотрит и следит за предметом, который двигается перед его личиком в диапазоне 45 градусов.
  • Кричит, когда выражает недовольство.
  • Внимательно смотрит на родителей, когда они с ним разговаривают.

2 месяца

  • В положении лежа на спине держит головку под углом 45 градусов.
  • Хватательный рефлекс ослабевает.
  • Следит глазами за висящими предметами.
  • Ищет взглядом источники звуков (поворачивает головку, когда слышит шум).
  • Появляются несколько видов плача (в зависимости от того, что его беспокоит – голод, мокрый подгузник).
  • Издает некоторые звуки.
  • Улыбается, когда происходит что-то приятное (купание, взаимодействие с родителями).

3 месяца

  • Когда его держат в положении стоя, малыш частично начинает переносить вес на обе ноги.
  • Держит самостоятельно головку, но иногда устает и наклоняет ее вперед.
  • В положении лежа на животе поднимает голову и плечи.
  • Переносит вес на ручки.
  • Отсутствует хватательный рефлекс.
  • Держит предметы в ручке, но не в состоянии взять их самостоятельно.
  • Наблюдает за предметами.
  • Легко определяет источник звука.
  • Пищит, визжит, лепечет, хихикает.
  • Узнает лица, голоса, предметы.
  • «Болтает».
  • Улыбается, когда видит знакомых людей, играет с ними.
  • Подозрительно относится к незнакомому окружению.

4 месяца

  • Пускает слюни.
  • Хорошо контролирует голову.
  • Сидит, когда его придерживают.
  • Переносит вес на ноги, когда его удерживают в вертикальном положении.
  • Лежа на животе, поднимается на руках на 90 градусов.
  • Переворачивается со спины на живот.
  • Исследует свои ручки и играет с ними.
  • Пытается самостоятельно дотянуться и взять предмет.
  • Хватает предметы обеими руками.
  • Начинает координировать взгляд и движение рук.
  • Смеется.
  • Нравится, когда его качают или подбрасывают.

5 месяцев

  • Появляются признаки прорезывания зубов.
  • Держит голову, когда сидит.
  • Переворачивается с живота на спину.
  • Лежа на спине, пытается взять ногу в рот.
  • Самостоятельно дотягивается до предметов, хватает и удерживает их.
  • Играет с пальцами ног.
  • Наблюдает за падающими предметами, и сам активно бросает все.
  • Говорит «агу» или подобные сочетания гласных и согласных.
  • Улыбается своему отражению.
  • Расстраивается, если у него забирают игрушку.
  • Отличает родных от чужих людей.
  • Начинает исследовать части своего (и, конечно же, маминого) тела.

6 месяцев

  • Жует и кусает все, что ему попадается под руку.
  • Лежа на животе, легко поднимает туловище, держась на ручках.
  • Свободно держит головку в положении сидя.
  • Переворачивается со спины на живот.
  • Хватает и держит более мелкие предметы.
  • Самостоятельно удерживает бутылочку.
  • Тянет ноги ко рту.
  • Частично контролирует свое тело, и может повернуться таким образом, чтоб видеть интересующий его предмет.
  • Смотрит по сторонам, вверх, вниз.
  • Говорит отдельные слоги «ма», «му», «да», «ди».
  • Узнает родителей.

7 месяцев

  • Сидит без поддержки, наклоняется вперед, опираясь на ручки.
  • Полностью переносит свой вес на ноги, когда его держат в вертикальном положении.
  • Передает предметы из одной ручки в другую.
  • Стучит предметами по поверхностям.
  • Держит мелкие предметы.
  • Поворачивается, когда слышит свое имя.
  • Появляется страх глубины (можно отметить при купании) и пространства (боится незнакомых помещений).
  • Имеет вкусовые предпочтения.
  • «Отвечает», когда с ним разговаривают.

8 месяцев

  • Самостоятельно сидит без поддержки.
  • Стоит на ногах, держась за мебель или поручни.
  • Регулирует движения таким образом, чтобы взять нужный ему предмет.
  • Берет игрушку пальцами (движения становятся аккуратнее).
  • Тянет веревочку, чтобы заполучить предмет.
  • Начинает понимать смысл некоторых слов: кушать, купать, гулять.
  • Начинает соединять отдельные слоги, формируя слова, например «мама», «папа», но пока не придает им особого смысла.
  • Понимает слово «нет».
  • Не любит, когда его одевают или меняют ему подгузники.

9 месяцев

  • Начинает ползать.
  • Держась за что-то, становится на ноги из положения сидя.
  • Может долго сидеть, играть.
  • Отдает предпочтение использованию одной из рук (чаще правой).
  • Использует указательный и большой пальцы для того чтоб взять предмет.
  • Реагирует на простые просьбы – дай, возьми.
  • Ставит ручки перед лицом, когда не хочет чтоб его умывали.

10 месяцев

  • Из положения лежа на животе может перейти в сидячее.
  • Легко находит баланс, когда сидит.
  • Понимает, что такое «пока-пока».
  • Когда стоит, придерживаясь за что-то, старается поднять одну ножку.
  • Говорит еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (нет, дай).
  • Машет ручкой на прощание.
  • Начинает привязываться к предметам.
  • Повторяет действия, которые привлекает внимание родителей.
  • Играет в «ладушки».
  • С удовольствием смотрит на картинки из книг.

11 месяцев

  • Ходит, придерживаясь за мебель или с помощью родителей.
  • Складывает предметы в ведерко или коробку.
  • Поворачивается назад, чтобы взять предмет.
  • Внимательно изучает свои игрушки.
  • «Пинает» мячик ногой.
  • Проявляет бурный восторг, после того как чему-то научился.
  • Расстраивается, когда что-то не получается.
  • Качает головой, вместо того чтобы говорить «нет».

12 месяцев

  • Ходит, держась за одну ручку.
  • Может самостоятельно стоять, пробует ходить без поддержки.
  • Самостоятельно садится, когда устает стоять.
  • Наблюдает за предметами, которые быстро передвигаются.
  • Говорит минимум 3 слова, помимо «мама» или «папа».
  • Понимает смысл некоторых слов.
  • Имитирует звуки, которые издают разные животные.
  • Понимает, о чем идет речь, когда говорят название предмета.
  • Показывать привязанность.
  • Ищет предмет там, где его оставил.
  • Обнимает родителей, когда чувствует себя незащищенным.

Задержка психического развития

Определить, отстает ли ребенок в развитии, без помощи компетентного специалиста довольно сложно, ведь, как мы подчеркнули выше, бывает, что дети «ленятся». И это вовсе не значит, что они неполноценны.

важноЕсли вы отметили, что ребенок не выполняет действий, которые, согласно таблице он уже должен был осуществлять 2 месяца назад – это повод для консультации с детским неврологом.

Заключение

Психическое развитие ребенка до года – очень активный процесс, который нуждается в постоянной родительской поддержке. Проводите как можно больше времени с вашим малышом, разговаривайте с ним, читайте, играйте, устанавливайте тактильный контакт. Все эти вещи сами собой будут стимулировать развитие ребенка и вероятность задержки сведется к минимуму.

Источник

нормы развития ребенка до года по месяцамПредлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

В 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

В 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

В 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

В 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

В 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других  статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

Источник

Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.

Развитие моторики

Развитие моторики

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важно! Из-за задержки становления двигательного аппарата может возникнуть психическая патология.

Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

Девочка и мальчик

Девочка и мальчик

Среди основных отличий можно выделить:

  1. Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
  2. Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
  3. Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Развитие до года

Развитие до года

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Возраст малыша
(в месяцах)
Показатели нервно-психического развития
1Спустя один месяц жизни, ребенок начинает:

• кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках;
• вздрагивать при громких звуках;
• пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе;
• издавать звуки в ответ на беседу с ним;
• улыбаться взрослым.

2В 2 месяца малыш уже может:

• произносить отдельные звуки;
• поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд;
• длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;
• поворачивать голову в поиске источника звука.

3Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления:

• ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову;
• малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»;
• трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см;
• малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах.

4В четырехмесячном возрасте ребенок может:

• узнавать маму;
• находить глазами источник шума;
• громко смеяться в ответ на обращение к нему;
• рассматривать и брать в руки игрушки;
• поддерживать руками материнскую грудь во время кормления;
• слегка переворачиваться набок или спину.

5В 5 месяцев малыш способен:

• отличить близких людей от чужих;
• узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию;
• радоваться встречи с взрослыми;
• брать игрушки из рук родителей;
• произносить отдельные слова;
• без труда принимать пищу из ложечки;
• стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины.

6Шестимесячный ребенок умеет:

• брать предметы, находясь в любом положении;
• переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз;
• произносить слоги;
• отличать собственное имя от других;
• «проситься» на руки.

7В 7 месяцев малыш без труда:

• вертит в руках игрушки, стучит ими;
• ползает;
• находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе;
• пьет из кружки;
• стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку.

8Восьмимесячный ребенок способен:

• самостоятельно садиться и ложиться;
• громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»;
• держать хлеб в руке во время еды;
• смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия;
• наблюдать за действиями других людей.

9В 9-месячном возрасте малыш может:

• спокойно высаживаться на горшок;
• подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»;
• находить предметы, которые располагаются в разных местах;
• оборачиваться, услышав собственное имя;
• ходить, держась за мебель;
• взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими;
• подражать действиям других детей;
• «танцевать» под музыку вместе с взрослыми;
• выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку».

10В 10 месяцев ребенок способен:

• повторять за взрослым ранее незнакомые слоги;
• произносить первые слова;
• находить по просьбе взрослых нужные игрушки;
• ходить по ступенькам;
• повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону;
• выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать;
• играть вместе с другими малышами.

11В 11-месячном возрасте ребенок умеет:

• компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»;
• самостоятельно стоять и ходить без опоры;
• выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду;
• махать руками в знак прощания или приветствия.

12Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки:

• ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол;
• легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов;
• малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам;
• в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры;
• в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица;
• ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»;
• умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи.

Как определить нормальное развитие младенца

Наиболее интенсивное развитие психомоторных функций происходит в первые 12 месяцев жизни малыша. Чтобы следить за формированием интеллектуальных и сенсорных навыков, педиатры советуют ежемесячно сравнивать показатели ребенка с установленными нормами. Прописаны они в календаре психомоторного развития.

Нет ли отклонений

Не все дети развиваются в одинаковом темпе, так как каждый малыш индивидуален. Поэтому не следует переживать, если некоторые психомоторные реакции чада немного опережают или, наоборот, отстают от тех, что прописаны в календаре.

Игра – хороший стимул для формирования умений

Игра – хороший стимул для формирования умений

Результаты оценки могут зависеть от:

  • комфорта;
  • настроения;
  • самочувствия;
  • окружения.

Отставание малыша на 1 месяц и меньше не считается симптомом болезни. Однако родителям нужно начать использовать дополнительные стимулы, чтобы «довести» показатели до условной нормы. В том случае, если положительной динамики наблюдаться не будет, следует показать ребенка врачу-неврологу.

Частота сверки показателей

Для каждого возраста существует свой интервал сверки показателей по календарю:

  • до года оценивать развитие психомоторных функций необходимо с интервалом в 30 дней;
  • с 12 месяцев до 3-х лет достаточно проверять навыки 1 раз в 3 месяца;
  • с 3-летнего возраста до 6 лет – 1 раз в полгода.

Постоянное наблюдение за малышом позволит на ранней стадии выявить задержку развития. Своевременно назначенное лечение позволит минимизировать неприятные последствия.

Видео

Источник