Психическое развитие ребенка анна фрейд
Анна Фрейд — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.
Биографический очерк
В детстве получила хорошее домашнее образование.
Анне было всего 13 лет, когда состоялся ее первый разговор с отцом о психоанализе, который оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую судьбу. Чуть позже Зигмунд Фрейд разрешил Анне присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества. Анна сама проходила курс психоанализа у отца, присутствовала на приемах пациентов, была единственным близким для Зигмунда Фрейда человеком, который переносил с ним все тяготы, поддерживал его в самые тяжелые минуты и оставался рядом с ним до последних его дней.
На протяжении всей жизни Анна Фрейд вела огромную психоаналитическую деятельность.
После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. Начиная с 1918 года, она принимала участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 году Анну Фрейд приняли в члены “Психоаналитического издательства”, а в 1923 году она открыла свою собственную психоаналитическую практику.
С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.
В 1922 г. Анна Фрейд была принята в Венское психоаналитическое общество, и с 1923 г. она начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Анна Фрейд разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. она работала в Венском институте психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.
В 1927 г. опубликовала работу «Введение в детский анализ». В нее вошли 4 лекции, прочитанные ею в Венском психоаналитическом институте и знакомящие со спецификой техники детского психоанализа. В этой книге Анна Фрейд исходила из того, что психоаналитическая жизнь детей подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. И поэтому при проведении психоанализа нельзя механически переносить на детей те методы анализа, которые используются при анализе психики взрослых. А. Фрейд Подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность «игровой терапии».
В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» развила психоаналитические идеи о «механизмах защиты» и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В этой книге Анна опровергла мнение о том, что психоанализ занимается исключительно областью бессознательного, и ввела в качестве объекта психоанализа “Я”, как центр сознательного.
В 1938 г., после оккупации Австрии нацистами, Анна Фрейд подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3игмундом Фрейдом, Анна особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения.
В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, Анна Фрейд организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой детей она осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника «Психоаналитическое исследование ребенка».
В 1947 г. дочь основателя психоанализа открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. Анна Фрейд организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии она руководила их работой до 1982 г.
Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка.
В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации, что явилось кульминационным пунктом признания ее заслуг в психоаналитической деятельности.
Более шестидесяти лет своей жизни Анна Фрейд посвятила психоаналитической практике и научной деятельности. За это время она подготовила огромное количество докладов, лекций и статей, которые вошли в 10-томное собрание ее сочинений.
Интересные факты:
1. Анна Фрейд – самая младшая из шести детей Зигмунда Фрейда.
2. Отправившись учится в Англию , она познакомилась с молодым психоаналитиком Эрнестом Джонсом, который быстро предложил ей руку и сердце. Но Фрейд был против этого брака и, как оказалось позднее, любого брака своей дочери. В итоге Анна так никогда и не вышла замуж.
3. Заняла лидирующее положение в таком психоаналитическом направлении как “детская психология” и открыла психотерапевтический детский центр в Лондоне, который существует до сих пор.
Научные воззрения
Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми — семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Библиография).
Источник
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯТайсон Роберт
АННА ФРЕЙД
Особенно критически настроена в отношении взглядов Мелани Кляйн и ее подхода к лечению была Анна Фрейд. Их немногие попытки диалога и дискуссии скорее вызывали бурные эмоции у обеих, чем способствовали какому-либо сближению.
Взгляды Анны Фрейд на развитие объектных отношений сформировались на основе ее наблюдений за младенцами и маленькими детьми Хэмпстедского детского дома, надолго разлученными с родителями (1942). Она считает, что младенцы в первые несколько месяцев жизни всецело зависят от своих физических нужд, так что основная функция матери в этот период — удовлетворение этих нужд. Она указывает, однако, что малыши, разлученные со своими матерями, уже на этой ранней стадии развития обнаруживают признаки расстройства, отчасти объяснимые нарушением порядка жизни и отчасти — утратой специфической близости с матерью (стр. 180).
Во втором полугодии жизни отношения с матерью выходят за рамки, определяемые физическими потребностями. Много позже Анна Фрейд охарактеризовала этот этап как стадию постоянства объекта, когда мать уже является стабильным либидным объектом, и либидное отношение ребенка к ней не зависит от степени его удовлетворения (1965).
Она полагала, что на втором году жизни привязанность между матерью и ребенком достигает полноты развития, приобретая силу и многообразие зрелой человеческой любви, и все инстинктивные желания ребенка сосредотачиваются на матери (1942, стр. 181-182). Она отметила также, что затем эти «счастливые отношения» ослабевают и омрачаются чувствами амбивалентности и, позже, соперничества; с появлением этих противоречивых переживаний ребенок «приобщается к сложным переплетениям чувств, характеризующим эмоциональную жизнь человека» (стр. 182).
На следующей стадии, между тремя и пятью годами, неизбежные разочарования эдипова периода и переживание утраты любви родителей, усиленно стремящихся «цивилизовать» ребенка, делают его раздражительным и гневливым. Эпизодические яростные желания смерти родителей, словно подтверждаясь разлукой, вызывают огромное чувство вины и сильнейшее страдание. В Хэмпстедском военном детском доме Анна Фрейд видела, как это страдание примешивается к радости ребенка от встречи с родителями, когда такая встреча бывает возможна. Она поняла, что интенсивность страдания, связанного с разлукой, может серьезно повлиять на будущую адаптацию, и назвала возможные последствия разлуки для каждой фазы развития.
Во многих из своих наблюдений Анна Фрейд была проницательна и оказалась поразительно близка к современным исследованиям развития. Но, к сожалению, эти наблюдения привлекли в свое время мало внимания и были «похоронены» в первом «Ежегодном сообщении Военного детского дома». А впоследствии она мало что сделала для их разработки и подтверждения; формулируя впоследствии теорию развития объектных отношений (1965), она не опиралась на свои ранние наблюдения, так что их богатство и тонкость пропали впустую.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Анна Фрейд (1895–1982)
Одним из лидеров неофрейдистской эго — психологии была дочь Фрейда Анна.Страницы жизниАнна была самым младшим ребенком среди шестерых детей Фрейда. По ее мнению, она никогда не появилась бы на свет, будь в то время доступны надежные средства
АННА АХМАТОВА
1) ВОЛЯ (“царь”)2) ЭМОЦИЯ (“актер”)3) ЛОГИКА (“скептик”)4) ФИЗИКА (“лентяй”)Ахматова была еще маленькой девочкой, еще не написала ни строчки, а отец уже называл ее “декадентской поэтессой”. То есть, в случае с Ахматовой психотип так рано и открыто заявил
Анна Фрейд
(1895–1982)
Подумайте о детях
Анна Фрейд родилась 3 декабря 1865 года в Австрии, в городе Вене. Младшая из шестерых детей Зигмунда Фрейда. Девочка была не слишком близка с матерью, братьями и сестрами, но с отцом у нее сложились теплые отношения. В детстве она
З. Фрейд
В сфере психического З. Фрейд выделяет три области: подсознание (ид), сознание (эго) и Сверх-«Я», или надсознание (Супер-эго). Сознание оказывается, по существу, границей между Ид и Супер-эго, а в бессознательном выделяются две области. Подсознательное
Анна и Мэри: совершение выбора
Анна, протагонист, испытывала острый конфликт между отношениями со своим бывшим мужем, которые не слишком устраивали ее, и своим страхом оторваться от привычных взаимоотношений и исследовать новые возможности. При музыкальном разогреве ее
Фрейд
Согласно Фрейду (23), впервые постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается поток стимулов, а он не обладает
Фрейд
Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты самосохранения или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. Исторические особенности развития взглядов Фрейда подробно очерчены Томпсон (65), и здесь нет надобности касаться этого вопроса.
Отрицание в словах и действиях: Анна Фрейд
Механизм отрицания на первом году жизни проявляется в процессе фантазии, разновидности галлюцинаторного исполнения желаний. По мере созревания ребенка, согласно Анне Фрейд, отрицание в фантазиях превращается в отрицание с
АННА ФРЕЙД
Концепция «линии развития» использовалась в психоаналитической теории развития как метафора, отражающая процесс последовательного развития и подчеркивающая его непрерывный и кумулятивный характер. Сам Фрейд впервые упомянул о последовательности развития
Успенский Владислав Борисович, Чернявская Анна Павловна
Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие
Государственная должность…,
состоящая во всевозможном попечении
о воспитании мальчиков и девочек…, – эта
должность гораздо значительнее
самых
5. Кем был Фрейд?
Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, стремился в первую очередь исцелить больных, а во вторую — выяснить, отчего они болеют, чтобы предотвращать возникновение схожих болезней у людей здоровых. Этому он посвятил всю свою жизнь,
Проблемы идентичности выросших приемных детей: поиск корней.
Анна Ли Шолыд
Для начала я бы хотела рассказать о себе: я сама — приемный ребенок, я психолог и терапевт. Десять лет назад я создала первую в Германии группу самопомощи, сейчас это зарегистрированное общество
Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс
Хотя Зигмунд Фрейд и многие другие полагали, что с помощью теории психоанализа можно понять любого человека, большинство практикующих врачей, включая и
Анна Фрейд
Биографический экскурс
Наиболее верным помощником Фрейда была его дочь Анна, которая не только внесла большой теоретический вклад в психоанализ, но также разработала методику его применения при лечении тревожных маленьких детей, обучала этой методике и
Источник
Анна Фрейд: линия развития ребёнка от смеси любви и сосания к рациональному питанию
Анна Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965).
Основная линия развития — это последовательность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от материнской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.
Анна Фрейд описала следующие линии развития:
- «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям».
- Линии, приводящие к телесной независимости, например: «от сосания к рациональному питанию».
- «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
- «От тела к игрушке, и от игры к работе».
Приведем пример развития по линии «От сосания к рациональному питанию».
Фазы этого пути выглядят следующим образом.
1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки (по часам или по требованию) с обычными трудностями кормления, вызванными перепадами аппетита и пищеварительными расстройствами, а также тревогой матери относительно кормления.
Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужная отсрочка пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые нарушения в позитивном отношении к еде.
2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.
В случае, если отлучение инициировано матерью, особенно если это начинается в раннем возрасте ребёнка и протекает в сжатые сроки, протест малыша против лишения груди искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать также с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.
3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов или без них, «пища» и «мама» все еще ассоциируется друг с другом.
Приём пищи может становиться полем битвы, на котором могут происходить сражения, связанные с трудностями материнско-детских отношений.
4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с матерью о количестве съедаемого сменяются вопросами манер поведения за столом.
Также в этой фазе может возникать тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю удовольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) и вновь приобретенное отвращения.
5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдиповой фазе (3-5 лет).
Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь могут быть обусловлены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности через рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных родов (страх приема пищи и ее выхода).
6. Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с сохранением или даже увеличением удовольствия от еды.
Увеличение рациональных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в формировании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, предпочтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.
Из этой линии вытекают следующие следствия:
1. Реакции ребенка на изменения второй фазы (отлучение от еды и введение новых вкусов и консистенций) впервые отражает либо его стремление к продвижению вперед и склонность к приключениям (в случае если с удовольствием принимается новый опыт), либо цепляние к уже существующим удовольствиям (когда каждое изменение переживается как угроза и лишение). В зависимости от преобладания той или иной установки в процессе принятия пищи это распространится и на другие области развития.
Осторожный в пище ребёнок чаще всего будет большим консерватором ив остальных вопросах. Надо помнить в то же время, что все дети консерваторы (больше, чем взрослые привыкли думать)
2. Равенство еда=мать, которое сохраняется в восприятии ребенка в течение первых четырёх фаз, представляет собой рациональную основу для уверенности матери, что каждый отказ ребенка от пищи нацелен лично на нее, то есть выражает отвержение ребенком ее материнской заботы.
Эта уверенность лежит в основе сражений по поводу пищи со стороны матери.
Это также объясняет, почему в этих фазах с отказом от еды или стойкими капризами может легче справиться временно замещающий мать чужой человек.
Это также объясняет, почему травматическое отделение от матери часто сопровождается отказом от пищи (отвержение материнской замены), либо же жадностью и перееданием (еда воспринимается как заместитель материнской любви).
После 6-й фазы процесс принятия пищи становится собственной заботой зрелой личности. Прежнее сражение с матерью по поводу еды иногда заменяется внутренним рассогласованием — между сознательным желанием есть и бессознательно принятой установкой о невыносимости какой-либо пищи, то есть различными пищевыми неврозами и нарушениями пищеварения.
Вообще, трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, напрямую связываются психоаналитиками с ранними отношениями с матерью. Однако в более позднем возрасте эти проблемы становятся внутренним конфликтом (например, булимия или анорексия).
В статье использован материал из книги Э.Г. Эйдемиллера «Детская психиатрия»
Поделитесь знанием с друзьями!
- 1
Источник