Психическое развитие ребенка а адлер

Базовые условия психического развития ребенка

Теперь попытаемся, опираясь на основные тексты Адлера, реконструировать его психологию развития в смысле соответствующей академической психологии. Это важно хотя бы для понимания того вклада, который Адлер внес в академическую психологию развития.

Процесс рождения представляет собой, согласно Адлеру, мощную стрессовую ситуацию для ребенка. Отсюда следует его враждебное отношение к миру, а также общее напряжение и повышение всех его природных способностей, которые вызывают агрессивный инстинкт. Поэтому Адлер считает, что черты агрессора надо искать во временных лишениях и ощущениях неудовольствия первых лет жизни. Таким образом, Адлер склоняется в данном случае к фрустрационной теории агрессии. Руководствуясь логикой Адлера, можно предположить, что он считал агрессивный инстинкт одним из (если не основным) двигателей развития ребенка. Из него впоследствии должно будет родиться стремление к власти. Правда, иногда Адлер утверждает, что жизненная сила телеологична, выражая некоторое внутреннее стремление индивида к росту и развитию. Но эти две силы можно и отождествить.

Сразу после рождения ребенка дают о себе знать неполноценные органы. Прежде всего именно эти органы берут на себя, согласно Адлеру, основные трудности в процессе выживания (см.: Адлер А., 1997). Сразу после отторжения от материнского организма для таких неполноценных органов и систем органов наступает настоящая борьба с окружающим миром. Тут мы встречаем и повышенный уровень заболеваемости, и повышенную угрозу смерти. Но одновременно это «представляет и повышенную возможность компенсации», усиливает приспособляемость и сопротивляемость обычными и необычными способами, а также «обеспечивает образование новых и более высоких форм и функций» (там же, с. 45). Поэтому Адлер считает, что «неполноценные органы представляют собой неисчерпаемый пробный материал и, обрабатывая, выбраковывая, улучшая его, организм старается прийти в согласие с постоянно меняющимися жизненными условиями» (там же, с. 45—46).

Итак, с одной стороны, при органической неполноценности появляется болезненная готовность организма к соответствующего рода органическим заболеваниям и формированию психической неполноценности. Но с другой стороны, в таких ситуациях активируется защитная функция определенного выравнивания неполноценности посредством процессов компенсации. Неполноценный орган требует к себе особенного интереса и постоянного внимания. Наличие такого органа требует значительной тренировки принадлежащих ему нервных стволов, а также психической надстройки, которая благодаря этому компенсаторно становится сильнее. Правда, так случается, если в наличии соответствующие возможности и условия для такой компенсации.

Адлер считает, что неполноценность определенного органа прямо влияет на психику ребенка, что проявляется в его поступках, мыслях, сновидениях, способностях, а позже в выборе профессии. Так, мы можем обнаружить в психической надстройке «определенные, принадлежащие органу связи с внешним миром» (там же, с. 49). Например, изначально неполноценному органу зрения «соответствует усиленная визуальная психика», неполноценному пищеварительному аппарату будет соответствовать «большая психическая работа во всем, что связано с питанием», т.е. будут резко выражены гурманство, страсть к приобретению, а в качестве денежного эквивалента — бережливость или жадность (там же). И эти качества являются необходимыми защитными мероприятиями против ощущения неполноценности. Адлер говорит, что компенсирующая защитная надстройка будет разворачивать «все защитные механизмы», будет фиксировать и усиливать полезные черты характера для того, чтобы снизить неуверенность ребенка (см. там же). Причем компенсация, по мнению Адлера, происходит как на психическом, так и на органическом уровнях.

Причина «сверхкомпенсации органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации» (там же, с. 46). Но это происходит при благоприятных внешних социальных условиях. Если же внешнее окружение не благоприятствует развертыванию процессов компенсации, то легко формируются комплекс неполноценности и его невротические компенсации. Хотя основу органической неполноценности составляют неполноценность органов и измененные формы неполноценных органов, Адлер считает, что обычно имеет значение не только неполноценность одного органа, а неполноценность нескольких органов. Таким образом, имеет место определенная конфигурация неполноценных органов.

Ощущение неполноценности органов становится постоянным стимулом развития психики индивида, поскольку неполноценный орган должен формировать свою психическую надстройку, компенсирующую его неполноценность. Наличие неполноценных органов «рефлекторно» воздействует на психику ребенка, понижает его самооценку и повышает его уровень «психической неуверенности» (там же, с. 42). А это приводит к развертыванию его борьбы за самоутверждение, т.е. определяет характер и особенности психического развития ребенка. Когда же в условиях компенсации «количественно и качественно активируется деятельность неполноценного органа и задействуются способы защиты и собственные защиты данного органа и защиты всего организма, то предрасположенный ребенок извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения своей собственной значимости» (там же). Однако направление компенсации возможно и в сторону социального развития и самоутверждения. Для этого находятся и соответствующие средства, среди которых Адлер выделяет в первую очередь социальный интерес. Но среди этих средств он также отмечает невротические и психотические, которые развиваются в ситуации недостаточного развития социального интереса или чувства общности.

Таким образом, Адлер вначале говорит, прежде всего, о конституциональной, т.е. органической неполноценности, которая будет формировать соответствующую этой конституциональной неполноценности психику посредством защитной компенсации. Причем этот защитный процесс может быть как позитивным, развивающим, так и негативным, замедляющим и искажающим развитие. Во всяком случае такой ребенок усерднее, чем ребенок здоровый, будет стараться «избежать многих несчастий своей детской жизни» (там же, с. 50). Структура и конфигурация неполноценных органов задают, согласно Адлеру, исходные, органически детерминированные конфигурации психики ребенка, а также характер и особенности се развития. Другими словами, особенности психики ребенка уже заданы характером неполноценности его органов. Но дальнейшая спецификация психических процессов развития ребенка определяется характером взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Источник

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные понятия, сформулированные А. Адером применительно к развитию личности;
  • • специфику семейной ситуации в зависимости от порядка рождения ребенка, сформулированной в рамках теории А. Адлера;

уметь

• анализировать поведение ребенка с точки зрения его жизненного стиля по А. Адлеру;

владеть

• навыками анализа практического применения теории А. Адлера.

Введение в теорию развития личности А. Адлера

Теория А. Адлера, с одной стороны, является развитием оснований психоаналитической теории 3. Фрейда, с другой – представляет собой оригинальную психологическую концепцию развития человека. По мнению А. Адлера, развитие человека обусловлено не столько инстинктами (как утверждал 3. Фрейд), а целями, на которые человек направлен. Адлер говорит, что каждый стремится к какой-либо цели, и именно это и определяет его развитие. При этом цель может быть реальной или идеальной. А. Адлер приводит следующий пример идеальной цели: люди могут выстраивать свою жизнь, исходя из убеждения, что напряженная работа и немного везения позволяют достичь в жизни почти всего. Адлер полагает, что такое утверждение лишь кажущаяся реальность, поскольку многие напряженно работающие люди не получают того, что заслуживают. Но в любом случае развитие человека связано не столько с прошлым, сколько с настоящим. Иными словами, человек больше обеспокоен тем, что случится в будущем, нежели тем, что уже произошло в прошлом.

Комплекс неполноценности

Не секрет, что многие люди страдают различными заболеваниями, которые обусловлены врожденными дефектами тех или иных органов. А. Адлер обратил внимание на то, что человек старается компенсировать слабость, неполноценность больного органа тем или иным образом (как правило, с помощью продолжительных тренировок). Однако, по мнению Адлера, не только физическая слабость или заболевание, но и всякое психологическое переживание несостоятельности могут относиться к понятию неполноценности.

Читайте также:  Что должны знать родители об интеллектуальном развитии ребенка

Альфред Адлер полагал, что чувство неполноценности тесно связано с детством. Дело в том, что довольно долгое время ребенок зависим от родителей, ведь без их помощи он просто не выживет. И уже этот ранний опыт, по мнению Адлера, вызывает у ребенка глубокие переживания собственной неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Ребенок не только слаб и беззащитен, дело в том, что отношения между детьми полны напряженности и агрессии. Пока ребенок растет, он постоянно переживает чувство неполноценности, поскольку все время встречается с новыми ситуациями, к которым он не готов. Ощущение неполноценности влияет и на девочек, и на мальчиков. Оно обусловлено не эдиповыми проблемами, а является следствием неравенства социальных ролей.

По мнению А. Адлера, когда человек ощущает свою неполноценность в той или иной сфере, он старается всеми силами преодолеть ее, т.е. стремится к превосходству. Таким образом, развитие ребенка обусловлено именно таким ощущением неполноценности, которое заставляет стремиться к более высокому уровню развития. Точнее сказать, ребенок самостоятельно устанавливает для себя идеальную цель, к которой в дальнейшем стремится. Переживание собственной неполноценности и неудач во взаимодействии с другими людьми особенно характерно для подростков. Они могут направленно испытывать себя, заниматься различными физическими упражнениями и т.д. Но аналогичные переживания встречаются у детей и в дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать ситуацию, в которой родитель насильно возьмет ребенка за руку и буквально оттащит его от интересного занятия. Можно наблюдать, как многие дети сопротивляются этому, но поскольку взрослый физически сильнее ребенка, это рождает у ребенка чувство неполноценности, неравности. Конечно, ребенок может быстро забыть такую ситуацию, но если она будет часто повторяться, то у него возникнут устойчивые переживания, что вызовет изменения в детском поведении. Поскольку у ребенка не будет уверенности в возможности завершения начатого дела (он будет все время ожидать, что его прервут в любой момент), сама детская активность обесценивается в глазах ребенка, и даже если у ребенка много разных, на первый взгляд ярких и интересных игрушек, они не будут вызывать у него радости и стимулировать его активность (потому что в целом детская активность будет снижена). Здесь нужно специально отметить, что игра с предметом предполагает развитие особого плана детских представлений, в которых ребенок удерживает очень сложные отношения между предметами. Например, когда ребенок берет машинку, он может воображать себя шофером и придумывает маршрут своего движения. С появлением тревоги этот план нарушается, и машинка становится просто объектом, с которым никак не связываются детские переживания. Вместо детских образов, связанных с предметами, в ситуации устойчивого переживания тревоги у детей могут появляться совершенно другие, пугающие представления, которые будут воспроизводиться в сновидениях. В результате ребенок будет бояться оставаться один и ложиться спать.

Итак, с точки зрения Л. Адлера, цель, к которой стремится человек, – это стремление к превосходству. Стремление к превосходству, по Адлеру, имеет отношение не к социальному статусу и не к лидерским качествам, а к желанию преодолевать себя, самосовершенствоваться. Это стремление и является причиной развития. Таким образом, ребенок от рождения преследует цели. Как правило, сначала они носят индивидуальный характер, и лишь со временем приобретают отнесенность к обществу в целом.

Если же все старания человека окажутся неудачными, то у него появится постоянное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности. А. Адлер выделял три основные причины, которые могут обусловливать его появление: физическая неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

У детей с врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С этим явлением мы сталкиваемся особенно ярко, когда в группу детского сада приходит ребенок с каким-либо физическим недостатком. Прежде всего бросается в глаза пассивность таких детей. Во время детских игр они остаются в стороне и только наблюдают за действиями других. В этом случае педагогу важно найти такие виды активности, в которых ребенок может быть успешен, и объединить в этом процессе несколько детей. Педагог должен не просто ободрять ребенка. Его реальная задача заключается в том, чтобы обеспечить реальную успешность этого ребенка в ходе какой-либо совместной деятельности. Не менее важно, чтобы родители других детей не подчеркивали физические недостатки такого ребенка, а говорили о том, что в жизни могут быть разные обстоятельства. Физические качества, безусловно, важны, но главное то, насколько человек чуток, насколько он способен понимать и помогать другим людям (при этом желательно найти какое-то конкретное позитивное умение и оценивать вместе с другими детьми достижения такого ребенка).

Комплекс неполноценности может возникать и у физически здоровых детей. Так, если родители будут постоянно поощрять какие-либо действия или качества детей, то у них возникнет ощущение неполноценности, связанное с неуверенностью в собственных силах, поскольку за них все делали взрослые, а сами они не имели возможности преодолевать те или иные жизненные препятствия.

В случае же родительского пренебрежения детьми отвержение может восприниматься детьми как нежеланность, что безусловно будет способствовать развитию комплекса неполноценности. Такие дети и в дальнейшем не будут уверены в том, что они достойны любви и уважения со стороны других людей.

Важно заметить, что, по мнению А. Адлера, дети, обладающие комплексом неполноценности, могут использовать различные средства для собственной защиты. Например, в качестве такого оружия может служить недержание мочи. Фактически ребенок возвращается на тот уровень, когда еще он не овладел регуляцией мочеиспускания, т.е. когда мать и другие ближайшие родственники заботились о нем.

В этот период ребенок находился в центре забот и внимания окружающих. При этом от самого ребенка не требовалось никаких внутренних усилий, чтобы оставаться в центре внимания. Говоря иначе, ребенок не должен был ничего преодолевать.

В этом случае педагогам и родителям необходимо понять, что стоит за подобным нарушением. Если это комплекс неполноценности, то нужно начать с формирования у ребенка мужества, поддержания веры в свои силы и способности, и ни в коем случае не запугивать его. Подобные дружеские отношения создадут основу для того, чтобы ребенок смог пробовать свои силы в решении различных жизненных задач. Взрослый должен давать ребенку возможность самостоятельно приходить как к правильному ответу, так и к ошибкам. Если ребенка постоянно “одергивать”, говорить, что он выбрал неправильный способ, – это только увеличит детскую нерешительность. Цель взрослого – убедить ребенка в том, что всего, чего он еще не достиг, можно добиться трудолюбием, усилием и волей.

Однако на основе стремления к превосходству у человека может развиться комплекс превосходства – постоянное чрезмерное стремление превосходить окружающих как реакция на появление чувства неполноценности. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может постоянно показывать окружающим, что он умнее других. Если он разбирается в какой-то конкретной теме, то он постоянно будет переводить на нее разговор, чтобы демонстрировать свою эрудированность. Человек, обладающий комплексом гиперкомпенсации, по мнению А. Адлера, часто хвастлив и высокомерен.

Читайте также:  Литература для родителей по личностному развитию ребенка

Источник

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.

Содержание

  • Стремление к превосходству и чувство неполноценности
  • Чувство общности
  • Компенсация и сверхкомпенсация
  • Связь порядка рождения и личности человека
  • В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал  к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Читайте также:  Дидактические игры по развитию словаря ребенка

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

 Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Источник