Психическое развитие ребенка 2 года тесты

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить играючи, как бы между прочим. Помните, что все детки индивидуальны, а результаты теста носят лишь рекомендательный характер.
1. Строим башню из кубиков
Для прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть. Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.
2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур
Заранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания. Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это. Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.
3. Используем любую пирамиду
Соберите сами пирамиду и покажите ее своему ребенку, попросив сделать такую же. Не подсказывайте малышу и следите за тем, как он выполняет ваше задание. Бывают случаи, когда дети в этом возрасте не учитывают размеры частей пирамиды и не могут последовательно разложить их по размерам. Отлично, если малыш сам замечает свои ошибки и устраняет их, при этом не разрушает всю постройку. Если у него не получается исправить ошибки самостоятельно, то помогите ему ,объясняя, что и как необходимо было сделать. Ребенок двух лет должен уметь нанизывать кольца пирамиды, в полном соответствии с размером и их последовательностью.
4. Простые тесты с предметами повседневного быта
Двухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин).
5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей
Малыши в возрасте двух лет полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.
Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».
6. Оцениваем детскую память
Ваш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.
7. Проверяем запас слов малыша
Поставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.
8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.
Для этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.
Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику (смотрите здесь).
У двухлетних детей продолжает интенсивно развиваться психическая сфера. Ребенок в этом возрасте должен быть подвижен и находится в преимущественном положительном эмоциональном состоянии. У малышей формируются основные бытовые навыки. Поэтому необходимо привлекать ребенка к самостоятельному выполнению простых гигиенических умений. Ваш малыш должен уметь подставлять руки под струю воды, снимать вещи ( к примеру, шапку или носочки) и т.д. Он уже аккуратно кушает, умеет и должен самостоятельно убирать игрушки, а также участвовать в уборке помещения . Возраст двух лет – это полное подражание взрослым, о чем последним ни в коем случае не стоит забывать.
У двухлетнего малыша совершенствуется речь, увеличивается запас слов. Для него пока одно слово может быть целой фразой. Вполне нормально, если в незнакомом месте малыш молчит и очень насторожен.
Родители должны учить малыша выражать мысли в предложения, а не догадываться о том, что он хотел сказать. Разговаривайте с детьми, просите, чтобы он повторял слова за вами. Стоит начать немного переживать, если ребенок совсем не говорит. Это еще не совсем страшно, так как все дети индивидуальны, но все же стоит проконсультироваться с детским психологом по данному вопросу.
Источник
Консультация для родителей
Возраст ребенка – 2 года
Тест на определение уровня психического развития у детей второго года жизни (IV)
ТЕСТ1. Понимание речи
Дидактический материал: подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика. Взрослый рассказывает первую часть рассказа, после чего задает первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ:
1 часть – Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу.
2 часть – На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу „Ав-ав!“ Маша испугалась и заплакала. Мама сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”. Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть.
После небольшой паузы взрослый задает вопросы:
“Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?”, “А что тетя сказала Маше?”
Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого словами и предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенок понимает короткий рассказ взрослого и отвечает на вопросы взрослого.
ТЕСТ
2. Активная речь.
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями.
Методика. Во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым.
Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи трехсловными предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенок во время игры обозначает свои действия словами и трехсловными предложениями.
ТЕСТ
3. Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Дидактический материал: 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке – красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Взрослый дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую.
Задание считается выполненным, если ребенок подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
ТЕСТ
4. Игра и действия с предметами
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
1. Дидактический материал: небольшаякукла, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная”.
Поведение ребенка – воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем.
Задание считается выполненным, если ребенок все предметы используются по назначению.
2. Дидактический материал: кукла, кукольный уголок (стол, стул, посуда, кроватка).
Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит куклу и моет посуду, лечит куклу, укладывает спать.
Поведение ребенка — воспроизводит ряд последовательных действий, используя предметы по назначению.
Задание считается выполненным, если ребенок воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению.
ТЕСТ
5. Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Дидактический материал: 3-4 брусочка.
Методика. На расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом.
Задание считается выполненным, если ребенок перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
ТЕСТ
6. Навыки
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика. Во время одевания на прогулку или после сна, ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.
Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Источник
Консультация для родителей
Возраст ребенка – 1 год 9 месяцев
ТЕСТ1. Понимание речи. Обобщение предметов по существенным признакам
Дидактический материал:изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.
Методика. На столе перед ребенком выкладываютсякартины и предлагается рассмотреть их, а затем ответить на вопросы: “Кто это на картинке?”, “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов, при этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенок понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
ТЕСТ
2. Активная речь.
Дидактический материал: 4 предмета (кукла, зайчик, машина, петушок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика.Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Задание считается выполненным, если ребенокво время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
ТЕСТ
3. Сенсорное развитие
Дидактический материал:3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.
Методика. взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Задание считается выполненным, если ребенок ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
Дидактический материал:трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).
Методика. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех).
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи и ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
ТЕСТ
4. Игра и действия с предметами
Дидактический материал: 3 кирпичика
Методика.Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи и отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.
ТЕСТ
5. Движения
Дидактический материал: скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см
Методика.Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).
ТЕСТ
6. Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.
Методика. При раздевании ребенка после прогулки или перед сном.
Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), носочки, колготки, шапку.Задание считается выполненным, если ребенок частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает носочки, колготки,, ботинки, шапку).
Источник
Тесты для детей от 2 лет для проверки развития. Скачать бесплатно в pdf.
Включены тесты на: распознавание и сравнение фигур, знание домашних животных и предметов, определение цвета, счет до 4 (считаем предметы), сложение и вычитание предметов, сравнение предметов по весу и размерам (самый короткий, самый длинный), определение пространственного расположения предметов.
Что должен уметь ребенок в 2-3 года?
В возрасте 2–3 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Узнавать некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2. Понимать, что значит “вверх”, “вниз” и ориентироваться, что находится выше, а что ниже.
3. Представлять разницу между понятиями “много” и “мало”. Четко понимать, что означает: “один”, “ни одного”.
4. Представлять разницу между понятиями “больше” и “меньше”.
5. Желательно, что бы он имел представление о цифрах до 5. Мог показать: сколько лап у кошки, сколько ножек у стола.
6. Различать 5–6 основных цветов (белый, черный, синий, зеленый, красный, желтый).
7. Выбирать цвет по просьбе и группировать предметы по цветам.
8. Желательно, что бы он мог собирать простейшие пазлы из 2-3 частей.
Если ваш ребёнок не справляется с некоторыми тестами для 2-3 летних детей, не стоит сильно переживать, это просто повод заниматься ребёнком больше в том направлении, в котором у него есть некоторые пробелы.
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
1. Тест на распознавание геометрических фигур (расположение и сравнение)
Какие фигуры нарисованы на картинке?
Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура больше? Какая фигура меньше?
Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура вверху? Какая фигура внизу?
Каких фигур много? Каких фигур мало? Назови фигуры. Какого они цвета?
2. Тест на знание домашних предметов
Назови предметы и расскажи, когда ты их используешь? Покажи их дома.
3. Тест на знание животных
Покажи на рисунке: кошку, лошадку, бычка.
Кого больше: кошек или собачек?
Кого меньше: утят или птичек?
4. Тест на определение цвета
Какого цвета утёнок?
Какого цвета роза?
К нам в гости прискакала лягушка. Какого она цвета?
После лягушки пришла кошка. Какая она?
5. Тест на внимательность
Найди на картинке кошку, рыбку, собаку, птичку.
6. Тест на счет до 4
Сколько птичек на картинке?
Сколько пчелок вокруг цветка?
Сколько горшочков на рисунке?
Сколько точек на картинке? Покажи это число пальчиками.
Сосчитай точки. Покажи это число пальчиками.
Сколько книжек на картинке? Покажи это число пальчиками.
Сколько ножиков на картинке? Покажи это число пальчиками.
Сколько стиральных машин на картинке? Покажи это число пальчиками.
Сколько стульчиков на картинке? Покажи это число пальчиками.
Сколько столов на картинке. Покажи это число пальчиками.
7. Тест на умение складывать и вычитать
Сложи точки.
Сколько диванов на картинке?
Сколько чайников на картинке?
Было 3 ложки. Одну ложку убрали. Сколько ложек осталось?
Было 2 чайника. Один чайник убрали. Сколько чайников осталось?
8. Тест на сравнение предметов по количеству, по длине, по весу
Чего больше: ножей или кружек?
Что длиннее: ножик или вилка?
Что короче: вешалка или ножницы?
Что легче: иголка или ножницы?
Что тяжелее: стол или стул?
9. Тест на пространственное расположение (слева, справа, выше, ниже, посередине)
Что находится правее: стол или стул?
Что находится левее: свеча или чайник?
Что находится выше: диван или лестница?
Что находится посередине?
Что находится ниже щетки? Что находится ниже фена?
9. Тест на сравнение длины разных предметов и животных (длиннее, короче, самый длинный, самый короткий)
Которая книга короче?
Которая собака длиннее?
Который автомобиль длиннее?
Который диван самый длинный?
Который батон самый короткий?
1. Каких фигурок больше?
2. Каких фигурок больше?
3. Каких фигурок больше?
4. Каких фигурок больше?
Источник
Напишу основы пмпк комиссии по определению интеллекта, поскольку именно зпр/задержка психического развития/ или уо/умственная отсталость являются зачастую факторами задержки речи. Итак, интеллектуальное развитие ребенка:
Тест для 2.5-3-х леток
Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет.
Восприятие.
1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.
Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.
Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.
2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей
Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются
Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.
Дифференцировка величины предмета.
Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине
Память.
Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд
Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен
Развитие пространственных представлений.
Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
Оценка речи.
Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.
Развитие двигательной сферы
Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,
Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
Оценка крупной моторики
Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Оценка тонкой моторики
Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.
Особенности общения
Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)
Навыки самообслуживания
Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игра
Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.
Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:
·недоразвитие речевых функций;
·недоразвитие навыков самообслуживания;
·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
·недоразвитие игровой деятельности;
·несформированность возрастных форм поведения.Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет
Восприятие.
1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.
Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.
Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.
2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей
Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются
Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.
Дифференцировка величины предмета.
Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер
Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине
Память.
Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд
Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен
Развитие пространственных представлений.
Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции
Оценка речи.
Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)
Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.
Развитие двигательной сферы
Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,
Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
Оценка крупной моторики
Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Оценка тонкой моторики
Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.
Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение