Психическое развитие личности ребенка в подростковом возрасте

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.
Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка с нарушением интеллекта

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Источник

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между дет­ством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11—14 лет).

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке – “чувство взрослости”. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие — соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, — в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

Источник

Общая характеристика развития в подростковый период. Границы подросткового возраста – с 10-11 до 15-15 лет. Подростковый возраст называют пубертатный (соответствующий половому созреванию). Его называют также переходный, трудный. Натуральный ряд (биологическое созревание). Под направляющей деятельностью гипофиза вся гормональная система приходит в состояние «кипения». Гормоны вызывают повышенный обмен веществ в организме и как результат – бурный рост в длину. Отстают кости груди и таза и, в результате ребенок становится непропорциональным. Во второй половине подросткового возраста начинает активно работать гипофиз. Появляются вторичные половые признаки и начинается бурный рост мышц. Как следствие, появляется способность к тонким движениям (спортивным, танцевальным, трудовым). Огромные энергетические возможности подростка требуют выхода, поэтому подростки очень много двигаются. Лобные доли развиваются в подростковом возрасте очень быстро и как результат растет осмысленность восприятия и всех психических процессов. Социальный ряд развития. Изменяется учебная деятельность. Содержание изменяется, объем возрастает, появляются новые формы учебной деятельности. Усложняется общественная деятельность. Подростки становятся участниками всех общешкольных дел. Изменяется жизнь дома. У него появляется больше прав, но и обязанностей. Накопление знаний, опыта развивает новый взгляд на мир, на себя.

Новообразования:

  1. Чувство взросли;
  2. Формирование более высокого уровня самосознания;
  3. Подчинение нормам коллективной жизни.

Новые потребности:

  • потребность в общении со сверстниками;
  • потребность в самоутверждении. Ведущий вид деятельности – общение. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Главное новообразование – чувство взрослости.

Источники чувства взрослости:

  1. Биологические. Подросток растет и мужает.
  2. психические источники. Возрастание психических возможностей подростка.

Он осознает, что по своим умственным возможностям он уже не хуже взрослого и осознание этого дает возможность подростку ощущать себя взрослым. Приобретение признаков взрослости для подростка – средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости родителям и сверстникам. Создается специфическая ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, на доверие и т. д. Характер общения со взрослыми существенно влияет на параметры самооценки. Юные люди, удовлетворённые своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое». Именно в подростковом возрасте происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, знакомые, друзья. Ребенок стремится войти в детские компании; начинает вести дневник и т. п. Общение с ними выходят за пределы школы, и выделяется в самостоятельную сферу жизни. Иногда общение со сверстниками отодвигает на второй план учебу и родных. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Развитие познавательной сферы и формирование личности. В учебной деятельности происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и внимания. Особенности внимания. Внимание характеризуется противоречивостью. С одной стороны, оно становится более произвольным, а с другой стороны неустойчивым. Объем внимания существенно увеличивается по сравнению с младшим школьным возрастом. И увеличивается способность к переключению внимания. Особенности восприятия. Оно более сложное, чем у младших школьников; аналитико-синтетическое. Оно становится последовательным, планомерным и всесторонним. Но во многом зависит еще от отношения к объекту. Отсутствие интереса всегда приводит к поверхностному восприятию. Память. Память подростков более произвольна. Отмечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развиваются умения владеть средствами запоминания. Увеличивается скорость и объем запоминания. Механическое запоминание уступает место логическому. Мышление. Оно развивается в направлении от конкретно-образного к словесно-логическому. Заметно развитие критичности мышления. Подростковый возраст сензитивен для развития активного, самостоятельного, творческого мышления.

Читайте также:  Педагогика развитие ребенка первого года жизни

Формирование личности. Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности. Происходит это в двух направлениях:

1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социально пространства: от подростковых групп до политической жизни страны;

2). Стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир. При этом подростки по-разному проходят путь от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Очень важным является формирование чувства взрослости. Особенности учебной деятельности подростк наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению. Причины этого явления:

  • школа привлекает не столько учебной деятельностью, сколько возможностью общения со сверстниками;
  • расширяется круг источников информации, жизненных связей;
  • новые требования в средней школе – появление новых учителей, возрастают требования к самостоятельности в учебной деятельности;
  • результате актуализации профессионального выбора подросток разделяет учебные предметы на “важные и неважные”.

Отношение подростка к обучению в основном зависит от личности учителя, поэтому дифференцируется по различным предметам, которые ученик делит на “интересные и неинтересные” В лице учителя ученики ценят эрудированность, д. раведливисть, доброжелательность, тактичность, умение организовать работу учащихся Изменение учителя в классе приводит к изменению отношения учащихся к соответствующему предметого предмету. Учение для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование Это проявляется в следующих фактах o Содержание учения расширяется, выходит за пределы школьной программы по собственной инициативе подростка o Появляются мотивы профессиональной подготовки, недовольство собственными знаниями; мотивы долга, ответственности и престижа без связи с познавательной мотивацией не обеспечивают высоких учебных успехи. o Овладение основами наук (математика, физика, химия), которые требуют достаточного интеллектуального развития и самостоятельной учебной работы. Заключение об особенностях учебной деятельности подростка; – содержание учебной программы значительно усложняется, что требует от учащихся совершенных способов получения знаний; – происходит переход внешних действий во внутренний, мысленный план; – наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению; – учения для подростка приобретает личностного содержания, превращается в самообразование. Типичные поведенческие реакции в подростковом возрасте и критерии их патологичности по А. Е. Личко. Чрезмерная выраженность, чрезмерное заострение черт характера в менее заметной форме наблюдается и в условиях психической нормы. Акцентуации – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены и человек обнаруживает избирательную уязвимость по отношению к некоторым воздействиям, сохраняя повышенную устойчивость по отношению к другим воздействиям. Акцентуации проявляются в чудачествах, пунктиках, странностях. Акцентуации являются частным случаем изменений характера. Изменения характера бывают приходящими и относительно стойкими. Приходящие делятся на 2 группы: 1) острые аффективные реакции, включающие интропунитивные (в виде аутоагрессии), экстрапунитивные, импунитивные и демонстративные; 2) возрастные изменения. Относительно стойкие имеют место при акцентуациях. Акцентуации бывают явными и скрытыми. Скрытые проявляют себя только в критических ситуациях. Повышенное давление ситуации и обнажает акцентуации. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). В отечественной психологии наиболее распространена классификация акцентуаций Личко:

  1. Гипертимный тип. Бурная энергичность; очень выражена реакция эмансипации. Очень плохо переносят дисциплину и режим. Плохо переносят одиночество, всегда ищут компанию. Среди сверстников стремятся быть лидерами и т. д.;
  2. Циклоидный тип акцентуации. Первая субдепрессивная фаза возникает с началом полового созревания. Потом они возобновляются, чередуясь с периодами ровного настроения. Длительность фаз – дни и недели, но с возрастом они удлиняются. В субдепрессивной фазе: вялость, упадок сил, все валится из рук; привычный круг общения раздражает и т. д. В периоде подъема могут выглядеть как гипертимы. В этих периодах часто проявляется желание дерзить и желание всюду острить. Проявляется делинквентность и т. д.;
  3. Лабильный тип. Их главная черта – крайняя изменчивость настроения. Оно может меняться круто, не только по ничтожным, но даже незаметным для окружения поводам. В дружбе для них очень значима преданность и т. д.;
  4. Астено-невротический тип. Признаки невропатии наблюдаются с детства (плохой сон и аппетит, капризность, пугливость и т. д.). В некоторых случаях невропатия обнаруживается только с подросткового возраста. У них повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии и т. д.;
  5. Сенситивный тип. Это люди, с детства боязливые и пугливые; чуждающиеся компаний; избегающие шумных игр, озорства. Застенчивы, особенно в необычной обстановке. В то же время они исключительно контактны в защищенной среде. Это те, кто имеет репутацию домашних детей. Очень рано формируется чувство долга и ответственности. Могут появляться суицидные мысли. Склонности к делинквентности нет и т. д.;
  6. Психастенический тип. В детстве робкие, пугливые, неловкие. Критический момент обнаружения акцентуации – это 1-ые классы школы. Психастенику сложно отвечать за себя и особенно за других. Особенно сложно ему в семье с высоким уровнем притязаний. Главные черты психастеника – нерешительность, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и наличие навязчивых мыслей, страхов и т. д.;
  7. Шизоидный тип. С детства они любят играть одни. Сверстников избегают. Избегают шумных игр. У них не по возрасту сдержанность и холодность. Особенно обостряется шизоидность с подросткового возраста. Бросается в лаза их замкнутость, отгороженность. Причем одиночество часто не тяготит шизоида. Но еще чаще, неспособность к контакту тяжело переживается. Для них характерен недостаток интуиции; неумение понять чужие переживания; неумение угадать желания и т. д.;
  8. Эпиллептоидный тип. Некоторые черты проявляются с детства, когда такой ребенок плачет часами и его не утешить, не приструнить, не отвлечь. С детства проявляются садистические наклонности. С детства отмечается недетская бережливость своего. Крайне злобная реакция на покушающихся на его собственность. Со школы мелочная скрупулезность, повышенная аккуратность. Главная черта – это периоды злобно-тоскливого настроения с накипающей раздражительностью и с поиском объекта, на кого сорвать зло. Для них характерна аффективная взрывчатость и т. д.;
  9. Истероидный тип. Главные черты – беспредельный эгоцентризм; ненасытная жажда внимания к себе; ожидание восхищения, почитания, сочувствия. Истероид предпочитает ненависть к себе безразличию и т. д.;
  10. Неустойчивый тип акцентуации. С детства непослушные, непоседливые, во все лезущие, при этом трусливые и легко подчиняющиеся другим детям. Исключительная слабость воли. Повышенная тяга к безделию, развлечениям и т. д.;
  11. Конформный тип. Это люди своей среды. Их главная доминанта – быть как все. Абсолютно не способны противостоять окружению. Они полный продукт своей среды и т. д. Психопатии и акцентуации характера у подростков; критерии психопатии.
Читайте также:  Причины отставания в развитии ребенка до 2 лет

Психопатии – дисгармоничный склад личности, от которого, по мнению К. Шнайдера, в течение всей жизни страдает и сам человек и окружающие его люди. Не является психической нормой, в отличие от акцентуаций характера.

Критерии психопатии:

  1. Деформация всех компонентов личности;
  2. Необратимость психопатии с раннего детства до старости, постоянство проявления;
  3. Дезадаптация проявляется в отсутствии полного адекватного поведения в жизненной ситуации.

3 группы психопатии:

  1. Конституциональные («ядерные»);
  2. Органические (органические поражения головного мозга);
  3. Патохарактерологические. Конституциональные. Причина: механизмы наследственной предрасположенности к определенному структурно-динамическому складу личности. Начинают проявляться с раннего детства и дошкольного возраста.

Основные виды психопатии личности:

  1. Гипертимный. С раннего возраста всегда приподнятое настроение, редко огорчаются и ненадолго, энергичны, инициативны, имеют массу интересов, планов, желаний; жесты порывисты, мимика выразительна. Не доводят до конца большинство замыслов. Легко нарушают обещания. Общение с ними утомительно для окружающих.
  2. Гипотимные. С раннего возраста снижено настроение, много ворчит, высказывает критику по любому поводу. Люди глубоких интересов, но глубоко пессимистичны. Друзей имеют мало.
  3. Эмоционально неустойчивые. Беспричинные колебания настроения даже в течение дня. Их активность и желания идут вслед за настроением и быстро меняются.
  4. Возбудимые люди с холерическим темпераментом, порывисты, плохо переносят ожидание. Непродуктивный гнев заканчивается чувством вины; всегда позже обещают больше так не поступать, однако чуть позже все повторяется.
  5. Взрывчатые (эпилептоидные). Неторопливы в движениях, мыслях, действиях. Сдержанны, аккуратны, того же требуют от других. Это люди жестких привычек и правил. Устойчивы в дружбе. Долго помнят нанесенную им обиду, отличаются мстительностью.
  6. Психопаты со сверхнемеренными идеями: содержание сверхнемеренных идей и путь их реализации меняется в течение жизни (патологически ревнивы и др.), фанатики, патологические правдолюбцы.
  7. Астенические психопаты. Считают себя хрупкими, и если бы не это, то все бы в жизни получилось. В своей слабости уверяют окружающих. Помощь принимают как должное, без особой благодарности.
  8. Психопаты – психастеники. Трудно принимают решения. Постоянно сомневаются в выборе целей и средствах их достижения. Робки, застенчивы. Бывают с тревожными чертами характера. Обладают обостренным самолюбием.
  9. Истероидный. Эгоцентризм, стремление любой ценой оказаться в центре внимания. Манипулирование окружающими в своих целях. Несгибаем в суждениях и взглядах. Иногда верят в собственную ложь, подменяя ее реальностью.
  10. Шизоидные. Эмоционально черствы, необщительны, широко эрудированны. «Органические» психопатии.

Изменения личности вследствие поражений головного мозга.

Если поражения головного мозга произошли внутриутробно, то формируются психопатологические черты личности. 2 варианта:

1. Неустойчивые. Безтормозные. Свойственно стремление к удовольствиям, которые могут получить без определенных усилий. Устойчивых интересов и привязанностей не образуется. Долго употребляют алкоголь, наркотики, ведут беспорядочную половую жизнь. Необходим постоянный контроль, а не то пускаются во все тяжкие.

2. Возбудимые психопаты. Угрюмо-мрачное настроение и злобная аффективность. Им свойственна пиромания, дромомания, клептомания. Друзей нет, есть – «враги». Низкий уровень дебильности.

Патохарактерологическое развитие личности. Относятся личности, которые условно можно отнести в психопатологическую группу:

  1. Воспитанные по типу «кумир семьи». Родственники бурно восторгаются ребенком. Ребенок в центре внимания и вызывает восхищение. Следствие: эгоцентризм, капризность, подчинение себе окружающих, высокомерие.
  2. Воспитание по типу «золушка».
  3. Условия гиперопеки;
  4. Условия гипоопеки.
  5. Непоследовательное и противоречивое воспитание.

Ресоциализация и типичные формы отклоняющегося поведения в подростковый период.

Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия. В подростковый период изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Формы отклоняющегося поведения в подростковый период: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками (делинквентное поведение – антисоциальное как вид девиантного поведения); уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, агрессивное поведение, промискуитет – беспорядочные половые связи, граффити, субкультурные девиации – сленг, татуировки, шрамирование (асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); наркозависимость, компьютерная зависимость, самопорезы, пищевые аддикции, суицидальное поведение (аутодеструктивное или саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм).

Источник