Психическое развитие и саморазвитие ребенка поддъяков

Психическое развитие и саморазвитие ребенка поддъяков thumbnail

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №13«Умка», Шлемко Анастасия Ивановна

К вопросу о детском экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении

Познавательное развитие — сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. По словам Н.Н. Поддьякова, ребенок по своей природе пытливый исследователь мира. [6]

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.

Поддьякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно представлено в виде игры или практической деятельности.

 Также Н.Н. Поддьяков отмечает, что  «в течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям.

Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления.

По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели».  [5]

В 90-е годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.

Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную.

А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.

Академик Н.Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.

[5]

Еще Л.С.Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения  ребенка раннего и дошкольного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=nSbfjZbb2qYu0026list=PLqK4lAB3vQ57AkwznFeR8Duf6eLMmT4uP

Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.        Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Н.Н. Поддъяков доказал, что  дошкольники способны  к исследовательской деятельности  со сложными  многофакторными объектами, поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

Источник: https://luxeth.ru/poddjakov-psihicheskoe-razvitie-i-samorazvitie-rebenka/

Поддьяков Николай Николаевич – Психологическая газета

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Поддьяков Николай Николаевич, р. 04.10.1929

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Заведующий лабораторией Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Московского комитета образования. Сотрудник Отделения дошкольного образования и детского творчества РАЕН.

Член Академии творческой педагогики.

В 1953 г. окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1957 г. – аспирантуру Института психологии АПН РСФСР.

В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий», в 1974 г. – докторскую диссертацию на тему «Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве».

В 1957-1960 гг. работал в Институтt психологии АПН РСФСР.

Читайте также:  Игрушки для раннего развития ребенка своими руками

С 1960 г. работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. С 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией умственного воспитания детей дошкольного возраста. В 1981 г. после смерти своего учителя А.В. Запорожца сменил его на посту директора и возглавлял институт до закрытия в 1992 г.

В 1978 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1990 г. – действительным членом АПН СССР, в 1993 г. – действительным членом РАО.

Многолетний соратник лидера советской «дошкольной» науки Александра Владимировича Запорожца.

Область научных интересов:

  • педагогика и психология дошкольного образования
  • познавательное развитие дошкольников
  • мышление дошкольников, формирование основных логических операций
  • игра в дошкольном возрасте

Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, Н.Н. Поддьяков разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка, имеющую фундаментальное общепсихологическое значение.

Н.Н.

Поддьяков впервые исследовал психику ребенка как исходную целостность, являющуюся результатом взаимодействия и взаимопревращения двух противоположных тенденций развития; в первой наиболее ярко представлен момент движения, изменения, развития, роста неопределенности психических образований (развивающийся компонент), во второй – момент стабильности, устойчивости, завершенности (консервативный компонент). Центральным звеном развивающегося компонента являются глобальные диффузные психические образования. Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью – это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Данное положение Н.Н.Поддьякова вносит вклад в представления не только о развитии психики ребенка, но и сложных динамических систем вообще, вершиной которых является психика человека.

https://www.youtube.com/watch?v=VPLDhLCXrX8u0026list=PLqK4lAB3vQ57AkwznFeR8Duf6eLMmT4uP

Результаты исследования внутреннего противоречия как движущей силы психического развития ребенка позволили Н.Н. Поддьякову с новых позиций подойти к решению проблемы детского развития и саморазвития.

Подводя итоги проведенного в этом направлении исследования, ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ – принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип является основополагающим, на нем базируются все остальные принципы.

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развитая, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

Разработал экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н.Н.

Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н.

Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

Н.Н.

Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Творчество рассматривалось как одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, являющаяся универсальной способностью, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельностей.

В период с 1975 по 1992 г. была осуществлена интенсивная широкомасштабная реализация приоритетной проблематики детского творчества как в теоретических, так и в экспериментальных работах, выполненных Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками (Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, Е.А. Бодрова, Г.В. Урадовских, Н. Абакелия и другие).

К ключевым проблемам психического развития и творчества детей Н.Н. Поддьяков относил проблему саморазвития. В 1983 г.

он выделил универсальную способность детей дошкольного возраста – способность самостоятельно строить все более сложные иерархические структуры собственной деятельности (внешней и внутренней).

Данная способность выступает основой саморазвития детей и проявляется в процессе построения любой детской деятельности.

Внес существенный вклад в решение проблемы развития начальных форм категориальной структуры мышления детей, становления наивной диалектики их сознания. Описал феномен бескорыстного мышления.

Занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации.

Под редакцией Николая Николаевича Поддьякова и Розы Алексеевны Курбатовой в 1984 году вышла знаменитая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» как формальный итог тридцатилетней работы нескольких десятков учёных во всех областях исследования дошкольного детства.

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Умственное воспитание дошкольников, 1972
  • Мышление дошкольника, 1977
  • и методы умственного воспитания в детском саду, 1980
  • Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника (в соавт.), 1985
  • Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста, 1994
  • Закономерности психического развития ребенка, 1997
  • Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет, 2010, 2013

Награжден медалью «За доблестный труд» (1970).

Источник: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/81673/

Источник

Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты

Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты

Предисловие Александра Асмолова к книге «Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты».

Когда читаешь и перечитываешь поразительную по глубине книгу Николая Николаевича Поддьякова, то хочется найти такие слова, которые наиболее точно передадут оригинальность открытий автора о мире детства. Пока я их подбираю, великие имена одно за другим стучатся в моё сознание.

Читайте также:  Развитием личности ребенка занимались ученые

Первая из мыслей – о Льюисе Кэрролле как «короле» детства, другая – о психологии неопределённости как ключу к миру детства. Третья мысль – о мировоззренческом перевороте, который произвели в области понимания природы неопределённости два лауреата Нобелевской премии − физик Илья Пригожин и психолог Даниэль Канеман.

Сколько бы я ни вспоминал «вольнодумцев» подобного масштаба – это лишь частично передает моё удивление: нередко мы не замечаем крупных мыслителей, существующих рядом с нами. Тех, к соседству с которыми мы привыкли в собственной научной школе – школе культурно-исторической психологии Льва Выготского. Но именно Николай Поддьяков, как никто другой, ясно увидел, что в основании мира детства лежит самое фундаментальное свойство живых систем – непрерывный поиск, неопределённые догадки и угадывания, действие которых выводит за пределы рациональной картины мира. В панораме современных психологических исследований именно Николай Поддьяков конструирует неклассическую психологию неопределённости, которая во многом совпадает с мировоззрением Ильи Пригожина, изменившим картину мира в философии ХХ и ХХI века. Напомню, что именно И. Пригожин стал создателем философии нестабильности и одним из исследователей, открывшим законы самоорганизации развивающихся систем. Многие его книги, в том числе книга «Порядок из хаоса», написанная в соавторстве с Изабель Стенгерс, созвучны исследованиям Николая Николаевича Поддьякова. Николай Поддьяков рассматривает те механизмы самообновления в развитии сложных систем, которые связаны с противоречивой игрой хаоса и порядка.

В своих фундаментальных исследованиях Н. Поддьяков раздвигает границы культурно-исторической психологии Льва Выготского.

Он модифицирует понятие «ведущая деятельность», доказывая, что сама эта характеристика деятельности, фиксированная на слове «ведущая», ограничивает наше понимание закономерностей развития психики. При этом Николай Поддьяков, не оспаривая классические представления о значении игровой деятельности в дошкольном возрасте, убедительно показывает, что поисковая деятельность и деятельность общения имеют сквозной характер для всех возрастов. Они пронизывают весь жизненный путь человека и служат ядром развивающейся личности.

Точное видение Н.Н. Поддьяковым закономерностей в эволюции сложных систем под стать видению другого эволюциониста – по имени Жан Пиаже. Но Н.Н. Поддьяков идёт дальше Пиаже, поскольку работает за рамками гомеостатической картины мира детства. У него это получается, поскольку Н.Н. Поддьяков продолжает (среди прочих) и то направление исследований, которое развивалось в содружестве с научной школой Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева – психофизиологию активности Н.А. Бернштейна, прежде всего психологию активности целеустремлённых систем.

Когда я всё это пишу, я даю волю хаосу в своих мыслях, чтобы не убить тот хаос, который Н.Н. Поддьяков рассматривал как характеристику непрерывно обновляющейся личности ребёнка.

В хаосе Николая Поддьякова, плодотворном для мира детства, и хаосе Ильи Пригожина, действующем в мире природы, обнаруживаются сходные законы. Мы едва начинаем их осознавать. До сих пор не понято и не признано то, что утверждает в своих исследованиях Н.Н. Поддьяков: нет ничего более важного в развитии ребёнка, чем неопределённые, спонтанные, скрытые, неясные знания. Таково одно из открытий, сделанных Н.Н. Поддьяковым на материале каскада тонких исследований, в том числе исследований детского экспериментирования.

Читая Николая Поддьякова, понимаешь, почему столь важны для развития ребёнка небылицы и догадки. Почему детей так привлекают небывальщины Даниила Хармса. Почему в детстве так важно быть почемучкой. Именно Николай Поддьяков показывает, что «глобальные структуры» детской психики обладают универсальным запасом изменчивости, что они в ходе развития уточняются и дифференцируются – и этот его тезис прямо связан с концепцией эволюции сложных систем.

Поделюсь ещё одной ассоциацией. В своё время я прочёл книжку известного фантаста Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». В этой книге её главный герой, юноша Дьюни, мечтающий стать волшебником, прибывает на остров Рок к магу и просит, чтобы тот принял его в свою школу волшебства. Маг соглашается, Дьюни поселяется у мага. Живёт вместе с ним, ходит вместе с ним… Проходит три недели, мальчик не выдерживает и спрашивает: «Маг, а когда же ты начнёшь наконец меня учить?» Маг спокойно улыбается и отвечает: «А ты не заметил? Я учу тебя уже целых три недели». Уже целых три недели ученик впитывал неопределённые и неясные знания, порождающие догадки, которые намного шире рационального логического мышления.

Пусть таким же магом для читателей этой небольшой, но фундаментальной монографии выступит удивительный человек и мудрый психолог Николай Николаевич Поддьяков.

И кто знает, может быть, тогда и мы с вами поймём, что наши дети являются магами, которым открыто бесконечное множество возможностей развития, скрытое от мира взрослых.

Электронная газета “Вести образования”

Читайте также на сайте:
– В.В.Рубцов, В.Т.Кудрявцев. Принцип развивающей интриги. К 90-летию Николая Николаевича Поддьякова

Читайте также:  Теория и методика физического развития ребенка

Источник

Когда читаешь и перечитываешь поразительную по глубине книгу Николая Николаевича Поддьякова, то хочется найти такие слова, которые наиболее точно передадут оригинальность открытий автора о мире детства. Пока я их подбираю, великие имена одно за другим стучатся в моё сознание.

Первая из мыслей – о Льюисе Кэрролле как «короле» детства, другая – о психологии неопределённости как ключу к миру детства. Третья мысль – о мировоззренческом перевороте, который произвели в области понимания природы неопределённости два лауреата Нобелевской премии − физик Илья Пригожин и психолог Даниэль Канеман.

Сколько бы я ни вспоминал «вольнодумцев» подобного масштаба – это лишь частично передает моё удивление: нередко мы не замечаем крупных мыслителей, существующих рядом с нами. Тех, к соседству с которыми мы привыкли в собственной научной школе – школе культурно-исторической психологии Льва Выготского. Но именно Николай Поддьяков, как никто другой, ясно увидел, что в основании мира детства лежит самое фундаментальное свойство живых систем – непрерывный поиск, неопределённые догадки и угадывания, действие которых выводит за пределы рациональной картины мира. В панораме современных психологических исследований именно Николай Поддьяков конструирует неклассическую психологию неопределённости, которая во многом совпадает с мировоззрением Ильи Пригожина, изменившим картину мира в философии ХХ и ХХI века. Напомню, что именно И. Пригожин стал создателем философии нестабильности и одним из исследователей, открывшим законы самоорганизации развивающихся систем. Многие его книги, в том числе книга «Порядок из хаоса», написанная в соавторстве с Изабель Стенгерс, созвучны исследованиям Николая Николаевича Поддьякова. Николай Поддьяков рассматривает те механизмы самообновления в развитии сложных систем, которые связаны с противоречивой игрой хаоса и порядка.

В своих фундаментальных исследованиях Н. Поддьяков раздвигает границы культурно-исторической психологии Льва Выготского.

Он модифицирует понятие «ведущая деятельность», доказывая, что сама эта характеристика деятельности, фиксированная на слове «ведущая», ограничивает наше понимание закономерностей развития психики. При этом Николай Поддьяков, не оспаривая классические представления о значении игровой деятельности в дошкольном возрасте, убедительно показывает, что поисковая деятельность и деятельность общения имеют сквозной характер для всех возрастов. Они пронизывают весь жизненный путь человека и служат ядром развивающейся личности.

Точное видение Н.Н. Поддьяковым закономерностей в эволюции сложных систем под стать видению другого эволюциониста – по имени Жан Пиаже. Но Н.Н. Поддьяков идёт дальше Пиаже, поскольку работает за рамками гомеостатической картины мира детства. У него это получается, поскольку Н.Н. Поддьяков продолжает (среди прочих) и то направление исследований, которое развивалось в содружестве с научной школой Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева – психофизиологию активности Н.А. Бернштейна, прежде всего психологию активности целеустремлённых систем.

Когда я всё это пишу, я даю волю хаосу в своих мыслях, чтобы не убить тот хаос, который Н.Н. Поддьяков рассматривал как характеристику непрерывно обновляющейся личности ребёнка.

В хаосе Николая Поддьякова, плодотворном для мира детства, и хаосе Ильи Пригожина, действующем в мире природы, обнаруживаются сходные законы. Мы едва начинаем их осознавать. До сих пор не понято и не признано то, что утверждает в своих исследованиях Н.Н. Поддьяков: нет ничего более важного в развитии ребёнка, чем неопределённые, спонтанные, скрытые, неясные знания. Таково одно из открытий, сделанных Н.Н. Поддьяковым на материале каскада тонких исследований, в том числе исследований детского экспериментирования.

Читая Николая Поддьякова, понимаешь, почему столь важны для развития ребёнка небылицы и догадки. Почему детей так привлекают небывальщины Даниила Хармса. Почему в детстве так важно быть почемучкой. Именно Николай Поддьяков показывает, что «глобальные структуры» детской психики обладают универсальным запасом изменчивости, что они в ходе развития уточняются и дифференцируются – и этот его тезис прямо связан с концепцией эволюции сложных систем.

Поделюсь ещё одной ассоциацией. В своё время я прочёл книжку известного фантаста Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». В этой книге её главный герой, юноша Дьюни, мечтающий стать волшебником, прибывает на остров Рок к магу и просит, чтобы тот принял его в свою школу волшебства. Маг соглашается, Дьюни поселяется у мага. Живёт вместе с ним, ходит вместе с ним… Проходит три недели, мальчик не выдерживает и спрашивает: «Маг, а когда же ты начнёшь наконец меня учить?» Маг спокойно улыбается и отвечает: «А ты не заметил? Я учу тебя уже целых три недели». Уже целых три недели ученик впитывал неопределённые и неясные знания, порождающие догадки, которые намного шире рационального логического мышления.

Пусть таким же магом для читателей этой небольшой, но фундаментальной монографии выступит удивительный человек и мудрый психолог Николай Николаевич Поддьяков.

И кто знает, может быть, тогда и мы с вами поймём, что наши дети являются магами, которым открыто бесконечное множество возможностей развития, скрытое от мира взрослых.

Источник