Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет

Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет thumbnail

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет новый взгляд на дошкольное детство

Доступна только бумажная версия документа

143 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург, Москва

Место издания

О произведении

Серия

Большая энциклопедия маленького мира

ББК

Ю983.401,0, Ю983.7,0, Ю952-2-734,0, 88.834.01, Ю983.401.2

Общее примечание

На 4-й с. обл. авт.: Поддьяков Н.Н. – акад. РАО, выдающ. рос. психолог дошк. детства

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Ребенку исполнилось 5 лет.

Как будет развиваться его психика в этот период? Как родители могут помочь этому?

В какие игры рекомендуется играть с пятилетним ребенком?

Что такое “кризис 5 лет”?

Эти вопросы раскрываются в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 5-6 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Подотовка к учебной деятельности
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики детей в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет называют старшим дошкольным возрастом. 

Ребенок постепенно приобретает те знания и навыки, которые будут ему нужны для обучения в школе. 

Кроме этого, он активно познает мир и социализируется в обществе.

Он учится выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Пятилетний ребенок начинает постигать нравственные категории. Например, добро и зло, чуткость и безразличие и т.п.

Он начинает контролировать свои поведение и эмоции, а также рассуждать и высказывать свое мнение.

Интеллектуальная сфера

Пятилетний ребенок начинает осознавать нормы и правила поведения. Теперь он понимает, что есть дела, которые необходимо выполнять. Поэтому он учится регулировать свое поведение. Например, ребенок старается доводить до конца нужную работу, не отвлекаясь на более интересные дела. Допустим, наводить порядок в игрушках, а не играть с ними.

В 5-6 лет возникает учебная мотивация. Ребенок хочет научится чему-либо, чтобы выглядеть знающим и умеющим перед сверстниками. А обучается он этому в процессе игры.

Также, пятилетний ребенок начинает понимать, какими качествами личности он  хочет обладать К примеру, на какого сказочного героя или знакомого человека он хотел бы походить. 

Еще он теперь представляет, какими качествами, внешностью и поведением должны обладать женщина и мужчина. 

Растет и кругозор ребенка. Он интересуется необычными явлениями и фактами, с удовольствие слушают истории из жизни. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить услышанную информацию.

Внимание

Внимание становится намного устойчивее, чем раньше. 

Теперь ребенок может удерживать в поле своего зрения 5-6 объектов одновременно. Также он умеет распределять свое внимание и переключаться на нужный предмет или действие. 

А еще пятилетка может выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому, при этом помня про цель.

Память

В этот период продолжает формироваться произвольная память. 

Ребенок уже умеет своим усилием запомнить 5-6 предметов. Запоминание может быть как зрительным, так и на слух.

Как и прежде, он хорошо запоминает те события, с которыми связаны сильные эмоции (восторг, испуг, удивление и т.д.).

Мышление

Совершенствуется образное мышление. Пятилетние дети способны решать свои задачи, не только опираясь на предмет, но и в уме.

Также они учатся обобщать, а это — снова словесно-логического мышления школьника. Так появляется способность рассуждать, анализировать и делать выводы.

Восприятие

В 5-6 лет продолжают совершенствоваться такие понятия, как форма, цвет, величина, время, положение в пространстве и т.д. Эти знания начинают выстраиваться в систему.

Ребенок теперь  умеет различать оттенки цвета. А также может расставить около 10 предметов по убыванию или возрастанию.

В 5 лет понятие времени пока еще слабо развито. Поэтому дети могут путаться во временах года и днях недели.  

Воображение

Воображение настолько хорошо развито, что в процессе игры ребенок начинает фантазировать, то есть придумывать нечто абсолютно новое. Например, сказочного героя или место его обитания. 

Также ребята с удовольствием сочиняют сказочные истории. 

Речевая сфера

Речь также быстро развивается. В 5-6 лет дети уже умеют произносить самые сложные звуки — например, Р, Л, Щ, Ж, Ш, С. 

Они учатся фонематическому слуху, что позволяет им распознавать все звуки и понимать их местонахождение в слове. 

В своей речи дети уже используют все части речи. Им нравится придумывать новые слова.

Они учатся пересказывать текст с помощью картинки, уделяя внимание деталям. 

А еще ребята активно пользуются интонацией при чтении стихов или в процессе игры.

Эмоционально-волевая сфера

Дети пока слабо могут управлять своими эмоциями. Но все же ребята постепенно учатся регулировать и их, и свое поведение. Они начинают стремиться довести работу до конца, ведь у них зарождается чувство долга.

Пятилетние дети учатся контролировать свои импульсивные чувства и желания. 

Для них теперь важна не только положительная оценка родителей. Они радуются хорошему настроению окружающих и тому, что предвидят хороший результат своей деятельности.

Дети учатся выражать свои эмоции мимикой и интонацией, а также сопереживать другим людям. У них развиваются эстетические чувства.

В целом, в 5 лет дети очень любознательны и открыты новым знаниям. 

Игровая деятельность

Подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры на улице

В 5-6 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры. 

В игре они уже не просто выполняют определенный набор действий. Теперь в ней есть сюжет, содержание и роли для каждого участника. При этом ребята учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, чтобы выполнять свою игровую роль. А в процессе игры они начинают “вставать на место” сверстников и принимать их точку зрения.

В своих играх дети активно используют предметы-заместители.

Игры с детьми 5-6 лет

Игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит ему гармонично и своевременно развиваться. 

Вот какие игры и игрушки подходят пятилетнему ребенку:

  • настольно-печатные игры — лабиринты, квесты;
  • игрушки для развития мелкой моторики — конструкторы, лего, паззлы, мозаики,  наборы для моделирования и т.д.;
  • для творчества — аппликации, работа с ножницами, карандаши, краски, мольберт, раскраски по номерам и т.п.;
  • для сюжетно-ролевых игр — наборы парикмахера, продавца, повара, полицейского и т.д.;
  • для крупной моторики — подвижные игры на улице, с мячами, скакалками и т.п.;
  • чтение детской литературы — с обсуждением качеств героев, их поступков и т.д. Можно предложить ребенку придумать окончание сказки или создать сказку на новый лад;
  • компьютерные игры, но не больше 10-15 минут в день.
Читайте также:  Развитие ребенка по монтессори в домашних условиях

Подготовка к учебной деятельности

В возрасте 5-6 лет психика ребенка начинает созревать для учебной деятельности. Он уже может удерживать внимание достаточно долгое время, хорошо владеет речью и обладает довольно широким кругозором.

Ребенок учится доделывать полученное задание до конца, не отвлекаясь на более интересные занятия. 

Кроме этого, начинает формироваться физическая и социальная готовность к школе.

Для этого ребенку предстоит освоить такие навыки:

  • понимать и выполнять различные по сложности инструкции взрослого;
  • делать задание по образцу;
  • соблюдать установленные правила;
  • самому искать информацию, находить решение проблемы;
  • уметь преодолевать трудности.

Важно знать, что специалисты не рекомендуют начинать обучение в школе раньше 7 лет. 

Чтобы подготовить ребенка к будущей учебной деятельности, можно заниматься кратковременными занятиями в развивающих группах и кружках.

Коммуникативная сфера

В этом возрасте сверстники очень важны для ребенка, также как и его место среди них. В группе детей уже можно распознать “звезд” и, наоборот, малозаметных детей. 

Ребята стремятся завоевать уважение других детей, для них важна их оценка. При этом, к поступкам сверстников они очень категорично настроены, но к себе столь жестких требований не предъявляют.

Пятилетние дети начинают осознанно выбирать себе партнеров по играм по своим критериям. Например, стремятся общаться с мальчиком, с которым интересно играть, или с доброй, симпатичной девочкой. 

В 5-6 лет дети начинают разговаривать друг с другом не только о том, что происходит здесь и сейчас в игре. Теперь они делятся с товарищами воспоминаниями о том, что они видели, где были и т.д. Собеседники начинают внимательно слушать друг друга и эмоционально сопереживать.

Дети учатся самостоятельно организовывать игру. Они заранее, а потом и по ходу действия, вместе обсуждают правила, придумывают, как должен вести себя тот или иной персонаж в игре. Также они сами выстраивают ход действия, сюжет, подыскивают нужное пространство и т.д.

Пятилетним ребятам очень интересно общаться со взрослыми людьми. Они стараются привлечь внимание старших, вовлечь их в разговор. 

Ребенку важно, чтобы родители общались с ним на равных, по душам. Ему хочется делиться со взрослыми своими мыслями и рассуждениями, а также узнавать от них новую и интересную информацию.

Трудности возраста

Общение с ребенком на равных

Ребенку важно общение на равных

В этом возрасте человечек вступает в период, который психологи называют кризисом 5 лет.

Вот его признаки:

  • ребенок стал менее разговорчивым, он замкнулся в себе, перестал делиться с родителями своими радостями и успехами;
  • он начал бояться нового, стал неуверенным в себе;
  • ребенок начал раздражаться по пустякам и грубить окружающим;
  • он стал часто капризничать или закатывать истерики;
  • пятилетка начал копировать и передразнивать окружающих;
  • он стремится к самостоятельности и яро ее отстаивает.

Этим проявлениям психологи дают такие объяснения.

В 5 лет ребенок уже многое умеет, и поэтому кажется себе взрослым. При этом, он отдает себе отчет в том, что он еще не во всем может быть самостоятельным. А взрослые, в свою очередь, далеко не всегда воспринимают его всерьез. Это и  порождает конфликт.

Также ребенок хочет активно общаться с другими детьми. Но иногда это общение разочаровывает ребенка. Ведь зачастую у каждого из сверстников — свои представления о том, как должно происходить это общение. 

Родители могут заметить, что ребенок стал холодным и отчужденным. Это происходит потому, что он не обладает нужным запасом слов и понятий. Ему сложно объяснить взрослому, что он чувствует и о чем думает.

Пять лет — время, когда начинает проявляться характер личности. В то же время  родительский авторитет немного начинает падать. Дети перестают быть безусловно послушными и начинают отстаивать свое мнение.

При всем этом, нервная система пятилетнего ребенка часто подвергается стрессовым ситуациям. Поэтому в этом возрасте у многих детей возникают страхи. Они начинают бояться одиночества, темноты, им страшно разочаровать родителей и т.п.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Чтобы сгладить проявления возрастного кризиса, необходимо давать ребенку больше самостоятельности. Нужно позволить ему самому справляться с поставленными задачами.

Ребенку важно получать теперь чуть больше свободы, а также личной ответственности. Он должен четко знать границы дозволенного.

Стоит поручать ребенку посильную помощь по дому, которая будет лежать только на его плечах. Например, заботиться о комнатных растениях. При этом нужно обязательно благодарить ребенка за помощь, подчеркивать важность того, чем он занимается.

Родителям рекомендуется беседовать с сыном или дочерью по душам, обсуждать эмоции, чувства, мотивы и последствия поведения людей.

Чтобы ребенок не замкнулся в себе, надо, чтобы отношения с родителями были доверительными. Ему очень важно знать, что взрослым важны его интересы и успехи. 

Нельзя прилюдно критиковать и наказывать ребенка. Если его ругают, он должен четко понимать, за что и почему.

Нужно отмечать успехи ребенка и его стремление к новому.

Чтобы снизить нагрузку с нервной сиситемы, стоит включить в режим дня не только активные игры днем, но и спокойные прогулки перед сном.

Нужно как можно меньше позволять ребенку смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.

Стоит помнить, что период кризиса — не время для серьезных умственных нагрузок.

Надо давать ребенку задания умеренной сложности. Такие, с которыми он самостоятельно сможет справиться. 

Важно учить ребенка доводить дело до конца. 

В 5-6 лет психика созревает настолько, что ребенок готов осваивать умения и навыки, которые пригодятся в школе. Кроме этого, активно формируется эмоциональная и коммуникативная сфера его деятельности. 

Также 5 лет — это возраст, когда возникает очередной кризис психического развития. Ребенок стремится опровергнуть родительский авторитет и получить больше личной свободы. Родителям важно поддерживать ребенка в этот непростой период, и проявлять терпение и понимание.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Купить игрушки для малышей>>

    Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, погремушкиближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Читайте также:  Приемы для развития речи у ребенка 3 лет

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: “ребенок – предмет – взрослый”.

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравненрамки-вкладышиие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» – главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила игрыфункционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

4. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

    Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

   Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, палочки кюизенераопрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

Читайте также:  Роль языковой среды в речевом развитии ребенка

    Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

    В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 – 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

   Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель – «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

   Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже “взрослый”. С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы “нарушить границы”, не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее “чувство взрослости” подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальн